Частные лица и ИП — главные клиенты фрилансеров: исследование рынка фриланса от FL.ru, TalentTech и ВШЭ

Частные лица и ИП — главные клиенты фрилансеров: исследование рынка фриланса от FL.ru, TalentTech и ВШЭ

Аналитики биржи фриланса FL.ru совместно с TalentTech и исследователями НИУ ВШЭ провели глубокое исследование рынка фриланса. Среди охваченных тем — кто и в какие сферы нанимает фрилансеров, какие задачи они выполняют и почему заказчика не интересует место жительства сотрудника. Делимся самым интересным.

Скачать полное исследование на сайте TalentTech.

Кто чаще всего нанимает фрилансеров

Главные клиенты фрилансеров — частные лица или индивидуальные предприниматели, на их долю приходится почти половина всего рынка — 45%. Доля небольших компаний с числом сотрудников до 50 человек составляет 39%, средних и крупных организаций — 16%.

Сферы, в которых наиболее востребованы фрилансеры

  • Разработка программного обеспечения, реклама, маркетинг и PR — 13%.
  • Разработка и продвижение сайтов — 12%.
  • Торговля — 11%.
  • Промышленность — 10%.
  • Дизайн, строительство, образование — 6%.
  • Аудит и консалтинг — 5%.
  • Наука и здравоохранение — 2%.

Помимо графики и дизайна (58%), часто фрилансеры привлекаются для выполнения работ в области разработки и продвижения веб-сайтов (46%), программирования (38%), написания текстов и переводов (32%), консалтинговых, юридических услуг и услуг в сфере финансов (24%).

Зачем заказчики нанимают фрилансеров

23% заказчиков указали, что привлечение фрилансеров — важный элемент бизнес-модели, а 19% респондентов отметили, что аутсорсинг играет важную роль в деятельности организации. Однако 48% заказчиков воспринимают фрилансеров как вспомогательный элемент в работе компании.

Главные мотивы сотрудничества

  • возможность привлекать на короткое время высококвалифицированных специалистов — 66%;
  • быстрота поиска нужного специалиста — 50%;
  • невысокая стоимость услуг фрилансеров — 49%;
  • экономия на помещении, площадях, оборудовании рабочих мест — 36%;
  • экономия на содержании сотрудников: отпускные, больничные, соцпакет — 32%;
  • возможность гибко реагировать на сезонные колебания и изменение спроса — 27%;
  • возможность привлекать на короткое время менее квалифицированных работников для выполнения стандартизированных задач — 18%;
  • сокращение налоговых выплат — 18%.

Примечательно, что треть опрошенных заказчиков сами являются фрилансерами (32%). Ещё 29% респондентов имеют опыт работы на аутсорсинге. И только 39% опрошенных никогда не работали в таком формате. Аналитики указывают, что собственный фрилансерский опыт способствуют осознанию преимуществ использования внештатных работников.

Как заказчики выбирают подходящего кандидата

Во время выбора подходящего фрилансера заказчики ориентируются на соотношение цены и качества.

Чем фрилансер может заинтересовать заказчика

  • Положительным опытом сотрудничества — 47%.
  • Рейтингом на биржах фриланса— 46%.
  • Отзывом на биржах фриланса — 42%.
  • Готовностью всегда быть на связи — 40%.
  • Опытом работы по специальности — 31%.
  • Наличием у фрилансера личного интереса к теме работы — 31%.
  • Готовностью выполнить срочный заказ — 28%.
  • Рекомендациями людей, которых заказчик знает лично — 17%.
  • Уровнем и профилем образования — 9%.
  • Готовностью работать без оформления официального договора — 8%.
  • Наличием платного аккаунта на бирже фриланса — 8%.

Только 6% заказчиков интересуются местом жительства фрилансера. Особенность удалённой работы способствует привлечению заказчиком русскоязычных фрилансеров, которые живут в разных регионах мира. Большинство компаний (81%) работает с фрилансерами, проживающими в России. Меньшая часть (48%) находят сотрудников в странах СНГ, в том числе в Украине (42%) и в Беларуси (15%). С фрилансерами из других стран бывшего СССР сотрудничают 16% компаний.

Стоит отметить, что заказчики довольно быстро находят фрилансеров: 36% требуется 2–3 дня, 20% — до одной недели, 18% нужен один день, а 13% хватает менее одного дня.

Чтобы иметь контроль над ходом выполнения работ заказчики:

  • ведут переписку в мессенджерах и через электронную почту — 90%;
  • получают от фрилансеров ежедневный или еженедельный отчёт о проделанной работе — 32%;
  • звонят по мобильному телефону и узнают статус работы — 24%;
  • используют специальные мобильные приложения или другие решения ИИ — 12%.