Руководитель «Сбертеха» Алиса Мельникова рассказала о том, как поставить внедрение инноваций на поток, чем привлекать IT-специалистов и как трансформируются в digital-мире финансовые услуги.
Алиса Мельникова — генеральный директор ЗАО «Сбербанк-Технологии», сокращенно «Сбертех», самой большой IT-компании России, по крайней мере, с точки зрения величины штата: на март 2017 года в ней трудилось около 9,5 тыс. специалистов. В свою очередь, бюджет организации на 2017 год соизмерим с доходами крупнейших технологических бизнесов страны — 29,7 млрд руб. А планы «Сбертеха» выглядят смелыми даже при его нынешних масштабах.
О «Сбертехе», лидерстве и IT-сфере
Сбербанк ставит перед собой очень амбициозную задачу — стать технологическим лидером рынка. Для этого лидером надо стать «Сбертеху». Лидерство подразумевает, что мы всегда что-то делаем первыми.
Мы технологическая компания и стараемся первыми придумывать, «пилотировать», разрабатывать технологии. Поэтому обращаем внимание на все интересное и новое, что появляется на рынке. Мы это берем, пробуем, стараемся делать из того, что нам подходит, промышленные технологии.
Сейчас у нас в работе более пятисот проектов в работе. Работаем мы на одного заказчика — Сбербанк. Но внутри него у нас заказчиков множество.
Несмотря на большой штат, ощущаем нехватку высококвалифицированных IT-специалистов по новым направлениям.
И очень много сил тратим на подготовку и обучение сотрудников. Мы находим лучших студентов, стараемся их обучать и вместе с ними становиться лучше.
У нас девять половиной тысяч сотрудников — и все равно людей не хватает. Зачастую самим людям недостает квалификации. Технологии стали меняться настолько быстро, что образование и опыт, которые люди получали за предыдущие пять, десять, двадцать лет своей работы, не удается использовать в полной мере без освоения новых технологий. Иначе говоря, IT теперь не такая специальность, которую осваиваешь в вузе, чтобы потом работать по ней всю жизнь.
IT — это область, где нужно постоянно изучать что-то новое и повышать свою квалификацию. Если ты ничему не научился за год, считай, ты безнадежно отстал.
Сегодня в «Сбертехе» представлены все типы айтишников, которые работают в отрасли: и в Mail.ru Group, и в «Яндексе», и в интеграторских компаниях. Как с точки зрения квалификации, так и с точки зрения отношения к работе и ментальности.
У многих наша организация вызывает ассоциации с тем, как выглядел Сбербанк раньше. Хотя он сильно изменился, но прошлое еще довлеет над ним. Мы стараемся активно рассказывать людям и рынку о том, чем мы занимаемся, почему с нами хорошо и почему полная профессиональная реализация у нас возможна — и возможна только у нас.
Об организации «Сбертеха» и новых идеях
Организационная структура у нас строится по компетенциям. В «Сбертехе» сейчас 46 крупных центров компетенций в среднем по 200–300 человек, например, по разработке мобильных приложений, BI, супермассивам данных, интеграции. Внутри каждого — отдельные направления.
Эта структура одинаково хорошо подходит как для проектной работы, так и для работы в командах по Agile, которую Сбербанк активно внедряет. В свою очередь, структура функциональная как раз и опирается на проектные команды и команды Agile.
Люди, которые отвечают за развитие бизнеса Сбербанка, в большей степени придумывают идеи в области собственно банковского бизнеса. Наша задача — понять, как их грамотно реализовать с технической точки зрения. И наоборот: часто люди, занимающиеся технологиями, смотрят на рынок, общаются с внешним миром, с коллегами из других компаний и тоже выдают технологические идеи.
Есть два пути воплощения проектов. Первый: в рамках реализации конкретного проекта формируется проектная команда из представителей того или иного функционального блока банка и сотрудников «Сбертеха». И они долгое время работают вместе. В процессе, если кому-то членов команды — кому угодно — приходит в голову идея, она может быть вынесена на обсуждение и применена в самом проекте — открытом, уже реализуемом. Второй путь относится к инновациям, о внедрении которых раньше не думали. Например, как применить блокчейн или технологии machine learning. Для чего в «Сбертехе» и создаются лаборатории инноваций.
О лабораториях инноваций
Как только мы находим какую-то новую технологию, которая, по нашему мнению, имеет право на существование и должна быть доведена до промышленной стадии, мы создаем компактные лаборатории в «Сбертехе» для «пилотирования» идей, основанных на ней. Плюс мы поощряем инициативу сотрудников абсолютно изо всех центров компетенций.
Объявляем: возникла идея, мы ищем волонтеров, кто хочет поучаствовать, попробовать, поучиться. И отклик обычно очень хороший. Многие сами хотят в свободное от работы время заняться чем-то новым. Настоящие айтишники именно такие по духу. На таких людей мы и делаем ставку.
За полгода, за год лаборатория доводит технологию до промышленной стадии. После чего становится новым центром компетенций. Тем временем возникают новые идеи, новые лаборатории, новые «пилоты». Естественно, к процессу мы привлекаем и профильные подразделения банка.
О создании маркетплейса
Наша большая цель — меньше чем за два года развернуть маркетплейс, который начнет предлагать услуги Сбербанка и организаций-партнеров.
Чтобы воплотить в жизнь замысел маркетплейса, необходимо быть технологическим лидером — и быть лучше всех IT-компаний на рынке.
Все успешные компании, которые стали маркетплейсами, обладают своими платформами. Еще ни один из крупнейших игроков, включая Alibaba и Google, не зааутсорсил платформу. Они создавали собственные. У нашей будут свои особенности и свое предназначение.
Мы не собираемся дублировать ныне существующие маркетплейсы. Но мы должны обеспечить богатые возможности по подключению партнеров, а значит, иметь открытый API. Предполагается, что Сбербанк будет в состоянии сгенерировать идеальное предложение для клиента и оказать эту комплексную услугу совместно с партнерами.
Об импортозамещении и перспективах
Как показывает жизнь, есть разные способы вырасти в Google. Я верю в то, что с такой командой, которая сейчас работает в Сбербанке и в «Сбертехе», у нас высокие шансы стать пусть не «как Google», но просто очень передовой, прогрессивной и привлекательной в рыночном отношении организацией.
Мы всегда делаем что-то, чего раньше не было. Это не шутка. В той же новой платформе мы применяем технологии, которых никто до нас действительно не применял.
Что касается импортозамещения, то мы сами одно сплошное импортозамещение для Сбербанка. Мы — не какая-то зарубежная компания — разрабатываем прикладной софт для него. Другое дело технологический стек, связанный с более низкими уровнями: системным софтом, базами данных, «железом». Хотя здесь тренд нас тоже не коснулся.
Естественно, пока Сбербанк не перешел полностью на российский системный софт. Мы не имеем права снизить уровень надежности и производительности нашего IT-ландшафта, иначе пострадали бы наши клиенты.
На репутации невозможно ехать бесконечно: ее в современном цифровом мире надо подкреплять и завоевывать заново.
В сфере технологий у всех равные возможности. Речь о том, что мы собираемся сделать как компания, которая старается повышать качество своих услуг и привлекательность для клиентов. Все то же самое может делать любая другая компания, и здесь никакого монополизма нет. У кого получится лучше и быстрее, тот и будет лидером. Мы верим в то, что это будем мы.
Еще в подкасте:
- будет ли Сбербанк конкурировать с Apple и Amazon;
- конкуренция за специалистов с Mail.ru Group, «Яндексом» и стартапами;
- как будет воплощаться в жизнь идея маркетплейса;
- амбиции и перспективы Сбербанка в сфере IT;
- предстоящие перемены в банковской системе России.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.