В новом выпуске «Рунетологии» Максим Спиридонов беседует с Артемом Овечкиным — совладельцем агентств «Матик» и Agny, мужских клубов «Бурлеск» и Virgins, «Школы Каула-йоги» и онлайн-тренажера для мозга Wikium.
«Нетология» выбрала 8 цитат из интервью.
О госте
Артем Овечкин родился 24 декабря 1982 года в Москве. В 2005-м окончил с красным дипломом МАМИ. В 1999 году вместе с двумя партнерами открыл агентство Matik, в 2006-м — «Школу Каула-йоги», в 2010-м — стриптиз-клуб «Бурлеск», в 2013-м — агентство Agny и стриптиз-клуб Virgins. В 2015 году запустил онлайн-тренажер для тренировки мозга Wikium. Увлекается йогой, восточными практиками, путешествиями и психологией. Живет и работает в Москве.
О научной базе маркетинга
Однажды я шел по офису в своем рекламном агентстве. Смотрел на аналитиков и маркетологов, которые выдвигали какие-то идеи, и вдруг задал сам себе вопрос: «Почему они выдвигают такие идеи?» Я начал размышлять над этим и пришел к выводу, что большая часть маркетологов и аналитиков делает банальные вещи. Они распаковывают тот опыт, который у них есть, причем субъективный опыт, который получен на предыдущем месте работы или вкачан в голову на каких-то курсах или через книги.
Я понял, что с этого момента все мои действия в маркетинге должны иметь под собой точную научную базу. Они должны не просто браться из космоса. Любая идея должна иметь под собой научную подоплеку.
Я осознал неполноценность и несовершенство человека, в частности, своих маркетологов как представителей homo sapiens. И это при том, что у меня работали лучшие люди. Те идеи, которые они выдвигали, не имели под собой твердых фактов. Поэтому я решил, что все мои идеи будут иметь под собой точную научную базу, а также перешел на технологию управления маркетингом по HADI-циклам.
В чем суть этой технологии? Берутся показатели, которые влияют на бизнес. Дальше берется один из показателей, например, возврат гостей в клуб, и к нему применяется технология HADI-циклов.
Что это такое? Это выработка гипотезы, ее реализация, сбор аналитики по ее эффективности и интерпретация данных, то есть понимание того, сработала она или нет. Главное преимущество такой методики, что от момента появления гипотезы до сбора данных и их интерпретации проходит максимум 10−14 дней. Идеально, когда в течение недели удается что-то внедрить, померить, интерпретировать и понять, рабочая гипотеза или нет.
Все гипотезы, которые раньше требовали анализа по полгода, мы начали бить на более мелкие, реализовывать их в режиме МВП (минимальных версий продукта). Если гипотеза отразилась, мы начинаем ее масштабировать.
Об экспериментах с чаевыми
У меня сформулировано четкое задание — социальные исследования должны быть не просто по принципу того, как ведут себя люди в той или иной ситуации. Они должны иметь под собой четкие кейсы, применимые к бизнесу, например, в прошлом.
К примеру, есть исследование 1965 года, которое было проведено социальным психологом в ресторане. Он сделал замер, как количество конфет, вложенное в счет, влияет на чаевые. Мы взяли это исследование, применили его к себе и поняли, что если ты кладешь одну конфету в счет, чаевые повышаются на 5%, две конфеты — на 7%, три конфеты — ничего не меняется, а если официант положил вам одну конфету, отошел от стола, вернулся и сказал: «Специально для вас еще одна конфета», то чаевые повышаются на 13%.
Мы запускаем по 5−6 HADI-циклов еженедельно по всем показателям. Скажу честно, 7 из 10 гипотез проваливаются. Но те 3, которые отрабатывают, имеют колоссальное влияние на деньги при том, что стоимость их внедрения настолько мала, что диву даешься, почему их раньше не использовали.
О силе рекламы через людей «из толпы»
Раньше в рекламных кампаниях стремились использовать медийные лица. Последние исследования показывают, что наличие медийных лиц в рекламе уменьшает конверсию. Люди перегорели этим. Было проведено масштабное исследование и выявлено, что эта тема больше не работает.
Человек из толпы работает лучше, чем медийное лицо. Но еще лучше работает тот человек, которого, как кажется, вы знаете, но не можете вспомнить, кто он.
Что делают рекламодатели? Они делают сумасшедшие вещи. Они берут образы Бреда Питта, Ди Каприо и рисуют персонажа, который вроде напоминает их, а вроде и не напоминает, и вам кажется, что вы знаете этого человека. Доверие к такому рекламному материалу в энное количество раз выше, чем к медийным лицам.
Вам кажется, как будто вы его знаете, но кто это именно, вы вспомнить не способны. В этот момент активируется наш любимый автопилот в голове, и доверие к рекламным материалам растет.
О мотивации
Я не знаю зачем, но до сих пор каждое утро, просыпаясь и открывая глаза, спрашиваю себя: «Неужели это все, что я могу сделать?».
Этот вопрос заставляет меня вставать, что-то делать, экспериментировать, где-то лажать, где-то, наоборот, рожать что-то новое. Этот вопрос не давал мне покоя.
В институте на третьем курсе, когда я шел на красный диплом, мне за партой стало некомфортно. Я понял, что та информация, которую я три года, как диктофон, учил, не имеет никакого значения в жизни.
Я сдавал высшую математику, экономику, сопромат. То же самое я испытал, стоя за прилавком в магазине подводного снаряжения. Моя зарплата была 300 долларов, и я решил, что не хочу так жить, что не готов остаток жизни провести в таком режиме. Я написал заявление, забрал 200 или 300 долларов своей зарплаты и ушел делать бизнес, абсолютно ничего в этом не понимая.
О напоре при достижении цели
Я остался дома, у меня было 300 долларов, и что делать, было непонятно. У меня не было денег на офис, телефона или компьютера. Что я начал делать?
Взял справочник «Желтые страницы» и выбрал несколько компаний. Приходил в офисы этих компаний, брал их нахрапом, шел к генеральному директору и говорил, что у меня есть крутая идея. Говорил, что знаю, что буду зарабатывать деньги, и хочу заниматься рекламой в интернете. Просил у людей партнерство, просил дать мне телефон, компьютер, стол, стул и кабинет и был готов делиться прибылью. Как вы понимаете, меня посылали все. Я обошел где-то 60 компаний, меня все послали.
Я расстроился и поехал в книжный, ходил среди книг, смотрел, что можно почитать, и мне попалась книга Александра Свияша, которая называлась «Как жить, когда не все так, как ты хочешь». Я подумал, что это как раз то, что надо. Когда я прочитал эту книгу, то вломился к ее автору через секретарей. Пришел и сказал: «Александр Григорьевич, я знаю, как заработать денег». Он посмотрел на меня и сказал: «Пошел вон отсюда!». Я сказал, что его сайт — полная пятая точка. Он возмутился, и мы зацепились на эту тему.
Я предложил ему сделать совместное предприятие. Он попросил бизнес-план, я сказал, что он у меня есть, просто дома. Я поехал в книжный, купил книгу «Бизнес-план для чайников», приехал домой, написал бизнес-план, вернулся к Свияшу через два дня и показал свой бизнес-план. Он посмотрел две страницы и закрыл его. Посмотрел мне в глаза и спросил: «Тебе вообще везет в жизни?». Я сказал, что бывает по-разному, но в целом да.
Свияш сказал, что я ничего не понимаю, но у меня есть огонь в глазах. И добавил: «Ок, давай пробовать! Вот тебе кабинет 6 квадратных метров, стол, стул, компьютер». Договорились, что в течение 5 лет я ему буду отдавать 33% своей прибыли, и я запустил бизнес.
О навыке ведения переговоров
Я ставлю людям нереальные задачи.
Если я вам скажу прыгнуть до потолка и достать до него, вы плюнете и даже не станете доставать. Если же потолок будет находиться чуть ниже и у вас потенциально в голове будет лежать идея, что вы как-то сможете до него достать, но для этого нужно сделать что-то нереальное, тогда люди начинают зажигаться и в нереальные сроки что-то делать.
В то же время это не самодурство. Я не говорю людям сделать за один день то, что делается месяц. У меня есть уникальная возможность внутри себя понимать, насколько можно человека ужать и сделать это так, чтобы его мотивация возросла, но чтобы он не перегорел, при этом чтобы он двигался очень быстро.
О системной работе между несколькими направлениями
У меня есть четкая система: понедельник, четверг, пятница и суббота. Это traction-дни, в которые я встречаюсь с людьми. Даже если у меня гениальная идея, я не звоню никому, жду даты и во время встречи даю новые вводные.
Придерживаюсь такого принципа, что внутренняя запарка, когда ты сидишь, у тебя голова кругом, ты вроде бы все делаешь, но эффективности нет, не нужна. Я стараюсь избавлять себя и людей от нее.
Например, еду, у меня появилась какая-то идея, я ее на диктофон записал, личному помощнику отправил, и она это все в протокол оформила, отправила мне на почту, и я могу забыть об этом до встречи. Я умею контейнировать мысли, навязчивых мыслей в моей голове нет.
О Wikium
Тренировки в Wikium построены на нейропластичности. Этот термин означает, что, развивая одну из когнитивных способностей, вы автоматом подтягиваете другие. Например, если тренировать внимание, улучшатся память, мышление и воображение.
Одна когнитивная способность тащит за собой остальные в разных пропорциях, но помимо этого в Wikium я интегрирую комплексную систему развития мозга человека.
Сейчас я развиваю этот сервис с простой идеологией, чтобы у людей из России была возможность за 400 рублей в месяц начать заниматься своим мозгом. Пусть это не доведет их до супергеройства, но как минимум будет развивать их когнитивные способности и даст идею, что своим мозгом нужно заниматься.
Есть огромное количество инструментов, благодаря которым мы можем свой мозг развивать. Это и скорочтение, и головоломки, и шесть шляп мышления.
Я хочу посеять интерес людей к тому, что своим мозгом нужно заниматься. На примере игровых механик, на примере мозговой детоксикации буддистских медитаций, которые вообще очищены от буддизма, где есть четкие технологии по концентрации, по доконцентрации, по освобождению мысли, можно начать лучше спать, мозг начнет лучше работать. Все это под собой имеет научную базу, и все это слеплено в цифровую пилюлю, и человек может начать ее принимать, чтобы изменить что-то в своей парадигме мышления.