Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории
Маркетинг

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

Елена Соловьева, менеджер проектов в компании Лаборатория Касперского, специально для блога Нетологии написала статью о правильной и понятной визуализации данных. Статья участвует в конкурсе блога.

Почему необходимо подавать информацию в простой и понятной форме? Информация о клиентах, конкурентах и рынке поступает из разных источников. Статистика при этом может собираться вручную или автоматически.

Программа обучения: «Обучение интернет-маркетолога: от новичка до профи»

Представьте, что вы получили описание действий клиентов на сайте в виде нумерованного списка на три страницы или в таблице на сто строк и десять столбцов. Сколько времени вам понадобится, чтобы разобраться в ситуации? А если информацию вам представят так?

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

По статистике, 60% людей воспринимают быстрее именно визуальную информацию. Мозгу легче понять, что ему хотят сказать, если представить данные в виде графиков, схем или иных графических элементов.

Четыре типа визуализации

Скотт Беринато, старший редактор HBR, выделяет четыре типа визуализации в зависимости от цели автора:

  1. Иллюстрация идей.
    Цель: обучение, разъяснение. Используется в качестве замены развернутому описанию. Типичные примеры: организационные схемы и схемы бизнес-процессов.  
  2. Генерация идей.
    Цель: решение проблемы, выяснение истины. Используется при мозговых штурмах. Типичное представление: ментальная карта.
  3. Визуальное исследование.
    Цель: глубинный анализ. Используется, чтобы лучше понять и проследить закономерности. Сюда относятся сложные многофакторные представления.
  4. Рутинная визуализация.
    Цель: сообщение, помещенное в контекст. Используется при составлении отчетов и презентаций для руководства и партнеров. Так мы информируем нашу аудиторию о положении вещей.

Определите цель и тип визуализации. У каждого типа свои принципы и инструменты. Если вы их смешаете, то не достигнете цели, а только запутаете аудиторию.

Принципы рутинной визуализации

Одно представление = одна идея

Если вы хотите показать, как в течение года росли продажи, не выводите с ними и динамику получения лидов или посещений сайта.

Да

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

Нет

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

Выбор способа представления соответствует идее

Если вы показываете динамику, используйте диаграммы и временные шкалы, которые читаются сверху вниз или слева направо. Рассказывая о доле рынка, используйте круговые диаграммы. Не усложняйте и не применяйте гибридные виды диаграмм или представлений.

Да

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

Нет

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

Данные в представлении должны хорошо читаться

Проверьте текстовые надписи и особенно легенды. Исправьте мелкие шрифты, залезающие друг на друга надписи, развернутые под углом к горизонтальной оси легенды. Избегайте громоздких длинных легенд и заголовков.

Обратите внимание на цвета. Не используйте оттенки одного цвета. Применяйте разные цвета, но избегайте «лоскутного одеяла». В представлении должно быть не более шести разных цветов.

Да

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

Нет

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

Выбор способа представления соответствует аудитории

Если вы делаете доклад для аудитории, далекой от аналитики, используйте простые, интуитивно понятные представления. Выясните заранее, возможно, у вашей аудитории есть свои предпочтения к способу подачи информации.

Представление не порождает вопросы

Если вам задали вопрос типа «что значит тот красный кружок вверху», вы перемудрили.

Попросите друзей, родственников или коллег, не знакомых с вашими данными, рассказать, что они видят на представлении. Если у них возникают вопросы или ошибки при толковании, переделайте представление.  

Не усложняйте. Отфильтруйте данные, которые нужно представить, от всего массива, которым владеете.

Инструменты рутинной визуализации и ошибки при работе с ними

Для рутинной визуализации используйте простейшие графики и диаграммы:

1. Гистограммы — столбчатые диаграммы.

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

2. Графики — представление непрерывного изменения данных.

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

3. Круговые и кольцевые диаграммы — представление долей относительно целого.

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

3. Линейчатые диаграммы — столбчатые диаграммы с отображением категорий по вертикальной оси.

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

5. Диаграммы с областями — линейчатые диаграммы с заполненными цветом областями.  

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

С этими диаграммами и графиками знакомо большинство пользователей, их легко строить и читать. Но, несмотря на это, здесь есть вероятность ошибок, которые запутают аудиторию:

  • Не забывайте про легенды. Удобнее их поместить на столбец гистограммы или же вниз диаграммы. Так вы сэкономите графику место, и его легче будет прочесть.

Нет

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

  • Оцените необходимость комментариев и подписей к величинам. К примеру, у вас в марте начался резкий спад посещений сайта. Возможно, в том месяце вы перестали использовать таргетированную рекламу. Укажите это на графике коротким комментарием. Не переусердствуйте. Отображать нужно только ту информацию, которая необходима для понимания представления.

Да

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

  • Не используйте 3D представления. Они утяжеляют графики и мешают пониманию.

  • Не обрезайте оси координат. Диаграмма не может существовать сама по себе. Ось координат должна начинаться с 0 — начальной точки отсчета.

Нет

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории

  • Если вы используете круговые, кольцевые диаграммы, или линейчатые и столбчатые диаграммы с накоплением, убедитесь, что в сумме их части дают именно 100%. Ошибки часто возникают при автоматическом округлении исходных значений.

  • Без необходимости не переворачивайте вертикальную ось. Пользователи привыкли к одному и тому же представлению известных им диаграмм. Кардинально изменив представление, вы запутаете аудиторию.

Не заставляйте вашу аудиторию вглядываться и перечитывать диаграмму. Чем дольше представление декодируется, тем вероятнее ошибки в толковании.

Перспективы развития визуализации: интернет вещей

Интернет вещей производит беспрецедентное количество данных о нас и окружающем мире. Грамотно визуализировав этот массив, можно нарисовать и выявить закономерности и тенденции, о которых мы даже не подозревали.

К примеру, фитнес-браслеты собирают большое количество информации о нашем организме. Конвертировав ее в представление, мы проследим, как, когда и на что реагирует наш организм. Важность подобных знаний не вызывает сомнений.

Читать еще: «Как делать красивые и понятные клиентам отчеты»

Визуализация данных сейчас в центре внимания многих маркетологов, аналитиков и разработчиков. У IT-гигантов: Oracle, Microsoft, IBM, уже разработаны для этого продукты. Компании Tableau, Qlik специализируются исключительно на визуализации данных.

Выводы

Главное, представить данные так, чтобы с ними было легко работать. Как это сделать?

Первый шаг: определитесь с целью визуализации. Это для доклада руководству или схема бизнес-процесса?

Второй шаг: определите инструменты, которые соответствуют вашей цели. Для отчета руководству, используйте диаграммы и графики. Для схем бизнес-процессов, работайте с различными нотациями.

Третий шаг: постройте представление.

Четвертый шаг: убедитесь, что ваше представление не противоречит принципам визуализации. Все ли понятно? Не слишком ли много данных на одном представлении? Привычно ли оно для вашей аудитории?

Пятый шаг: проверьте на наличие распространенных ошибок. На месте ли легенды? Все ли оси отображены корректно?

Шестой шаг: покажите представление людям, которые не знакомы с вашими данными, задайте им вопросы.

Седьмой шаг: скорректируйте представление по замечаниям.

Научившись визуализировать на бытовом уровне, вы сможете быстрее понять принципы визуализации более сложных данных. А это открывает большие и интересные перспективы.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории