Миля Котлярова, контент-маркетолог Puzzle English, специально для блога Нетологии делится инструкцией, как организовать в офисе мини-студию для съемки видео и записи аудиоподкастов. Кейс участвует в конкурсе блога.
Мы часто тестируем новые форматы, поэтому идея аудиоподкастов с носителями языка сразу понравилась нашей креативной группе. Для пользователей уровня выше intermediate — это отличная проверка навыков аудирования: подкаст можно слушать и параллельно проверять себя по текстовой расшифровке. Долго не раздумывая, начали оборудовать студию под запись качественного звука. И поделимся своим опытом и наработками.
Программа обучения: «Профессия менеджер по продукту»
Организация видеостудии
До этого мы успешно организовали видеостудию в своем офисе: закупили три источника света: на фон и на ведущего, три фона на подвесе, видеокамеру Canon HF-G25 Legria, DSLR-камеру Canon 7D Mark II, фотоаппарат Sony rx100m3
Объясню, зачем три камеры. Для долгой непрерывной съемки нужно использовать видеокамеру, а не зеркалку. У последней есть ограничение в 30 минут, после чего запись останавливается, и ее нужно включать заново, видеокамера снимает, пока есть место на карте памяти. К тому же зеркалки очень быстро разряжаются, а видеокамера может снимать прямо во время подзарядки. Поэтому Legria у нас предназначена для длительных съемок: это курсы для «Метода Тичера», а Canon 7D Mark II и Sony мы используем для съемки видеоблогов в студии и на выезде.
Звук для видео записываем отдельно на диктофоны через петлички. Их у нас тоже несколько: Sennheiser, Audiotechnika, Boya. Это на случай, если одна сломается (петлички имеют довольно хрупкую конструкцию, поэтому лучше подстраховываться).
Обычно мы подсоединяем их к диктофону ZOOM H1: так звук получается чище и не нужно тянуть провод к камере. Петличка крепится к одежде на груди (важно, чтобы ее не закрывал воротник или шарф), провод протягивается под одеждой, диктофон прячется в кармане.
Есть вариант использовать радиопетлички, но они, как правило, дороже и чуть сложнее в управлении.
Чтобы ведущий не забывал текст, из США заказали телесуфлер: специальная подставка для планшета, в которой крупными буквами отзеркаливается текст сценария. Зеркальный текст генерируется в приложении для суфлера, они есть в Google Play и AppStore для разных моделей. Скоростью скролла текста управляет сам ведущий с помощью смартфона.
Наш суфлер. Во время записи под экраном располагается планшет.
Монтируем видеоролики в Adobe Premiere Pro и Final Cut X: кому как удобнее. У нас три монтажера, каждый занимается своим проектом, поэтому не принципиально, в какой программе он работает.
Мы снимаем несколько кабинетов в обычном бизнес-центре и специально взяли одну комнату без окон, чтобы звуки с улицы не попадали на запись. Для улучшения качества звука повесили на стены акустический поролон «пирамидка» и по углам — басовые ловушки, чтобы убрать эхо и шумы.
Наша студия. Квадратики на потолке и стенах — звукопоглощающие панели.
Организация подкастов
Когда пришло время для записи подкастов, осталось только докупить специальное оборудование. Мы взяли два конденсаторных микрофона Octava MK-105 и AT2020, один студийный ISK BM-800 и внешний USB-аудиоинтерфейс Behringer UMC202HD — с ним не нужна профессиональная звуковая карта для компьютера, процесс сильно упрощается. Микрофоны подсоединяем к Behringrer, а его — к компьютеру.
Наша маленькая звукозаписывающая студия размером с письменный стол.
Затем нужно было найти нейтива. В Москве с этим нет проблем, а у нас вообще вышла крутая история: мы повесили объявление в наших социальных сетях о том, что ищем носителей английского. Через несколько дней прямо к нам в офис, без приглашения и предупреждения, пришел жизнерадостный ирландец Хью и сообщил, что хочет с нами работать. Мы договорились с ним на тестовую запись, по окончанию которой без раздумий взяли его внештатным преподавателем (впоследствии он записывал для нас и видеокурсы).
Нейтива нашли, настала пора записывать подкаст. Организовали работу так: в Google Docs пишем вопросы, по ним составляем сценарий будущего выпуска. Когда сценарий утвержден и всех устраивает, назначаем дату записи и, собственно, записываем.
Так выглядит процесс записи. Звукопоглощающая панель большого размера располагается прямо за спиной ведущего, чтобы максимально убрать возможное эхо.
Далее происходит обработка звука, мы используем Adobe Audition. Монтажер делает эквализацию, компрессию, накидывает лимитер (это фильтры, в которых даже новичок разберется за пару дней). Затем монтирует, вырезая паузы и оговорки, добавляет музыкальные перебивки для динамики.
Подкаст в процессе обработки звука и монтажа в Adobe Audition.
Редактор придумывает завлекающее название и краткое описание подкаста, добавляет фотографии или иллюстрации по теме и загружает подкаст на сервер через плагин WordPress. RSS организуем через FeedBurner, параллельно загружаем в iTunes и Soundcloud. Расшифровкой аудио занимаются наши помощники, работающие на добровольной основе.
Подкасты — часть наших обучающих курсов для пользователей с уровнем выше Upper-Intermediate. Такой формат некоторым подходит больше, чем просмотр сериалов, за счет более глубокого вовлечения в процесс: пользователь знает, что подкаст записан специально для него, и чувствует себя причастным к дискуссии. Мы пока не занимались продвижением и не считали доход с подкастов, скорее это были тестовые записи для нащупывания интересов аудитории.
Читать еще: «Гайд по видео в контент-маркетинге»
Сейчас мы уже знаем, что делать дальше: слушатели хотят больше нейтивов и больше разнообразных тем для обсуждения. Возможно, в будущем самых активных пользователей мы будем приглашать в студию, проводить прямые трансляции с записей, звать экспертов по английскому языку на интервью. Это отличный материал для контент-маркетинга и инфоповоды для публикаций в СМИ.
Вывод:
- Подготовить помещение студии: на стены и потолок повесить звукопоглощающий материал, по углам — басовые ловушки.
- Купить оборудование: несколько петличек, диктофон, микрофоны, внешний USB-аудиоинтерфейс для передачи сигнала сразу на компьютер.
- Составить план подкаста, по нему прописать сценарий.
- Записать подкаст, обработать звук — убрать шумы, эхо, выровнять громкость — и смонтировать. Можно добавить джингл и музыку на фон для динамики.
- Загрузить в iTunes, SoundCloud. Если подкаст предназначен для сайта — загрузить на сайт и настроить RSS через FeedBurner, в остальных случаях можно использовать сервисы для подкастов, например, PodFM или Podster.fm.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.