Имена актёров и режиссёров на слуху, а вот вспомнить имя сценариста даже популярного сериала обычно сложно. Те, кто пишет истории для киноиндустрии, остаются в тени, но без них ни одна картина не смогла бы выйти на экраны.
Труд сценаристов важен не только в кино, они работают в рекламных агентствах, геймдеве, а также сотрудничают с блогерами. Расскажем, чем занимаются такие специалисты, какие навыки им нужны, сколько они зарабатывают и где учатся.
В материале
Благодарим Викторию Беляеву, сценариста, скрипт-доктора и преподавателя Нетологии, за помощь в подготовке материала.
Чем занимается сценарист
Сценарий — это история, написанная с учётом законов драматургии, цель которой — заинтересовать зрителя. Формально над сценарием работают так:
- разрабатывают идею,
- оформляют структуру,
- описывают сюжет и создают персонажей,
- разделяют сюжет на сцены,
- пишут диалоги.
Но на самом деле всё куда сложнее. Чтобы создать историю, достойную съёмки, сценарист должен обладать мастерством.
Виктория Беляева
Сценарист, скрипт-доктор
Задача сценариста — интересно рассказать историю об интересных людях или событиях. Ключевое слово здесь — интересно. Это должно быть интересно как минимум самому сценаристу, а как максимум — миллионам зрителей, которые сядут перед экранами.
Многие считают, что писать сценарии — это для избранных талантов. Но правда в том, что в индустрии побеждают не только талантливые, но и старательные. Написание сценариев — навык, который можно освоить.
Сценаристы, работающие в киноиндустрии, разрабатывают сюжетные линии с нуля или адаптируют существующие литературные произведения.
В этой сфере свои особенности. Нужно быть готовым к тому, чтобы переписывать готовый сценарий и вырезать сцены, например, если проект не укладывается в бюджет.
Также при написании сценария к фильмам и сериалам важно уложиться в хронометраж и эфирное время. Полнометражные фильмы обычно длятся от 90 минут, ситкомы — порядка 30 минут, а драматические сериалы — в среднем 40 минут.
Онлайн-кинотеатры, которые сейчас набирают популярность, не ставят таких жёстких рамок и позволяют экспериментировать с форматами. Так что нужно уметь адаптироваться под разные временные рамки.
Виктория Беляева
Сценарист, скрипт-доктор
Раньше у сценаристов были довольно ограниченные возможности для реализации своего творчества — экран кинотеатра или экран телевизора.
С развитием онлайн-кинотеатров возможности для творчества сильно расширились как с точки зрения хронометража историй, так и с точки зрения жанров.
Но важно помнить, что в кинотеатрах, на телевидении и на платформах совершенно разная аудитория. Главный в кино — зритель. И нужно писать истории, которые зрители захотят посмотреть.
Сценаристы ТВ-шоу составляют каркас передачи, ищут интригующие детали: факты, справки, фотографии, которые помогут в подготовке шоу, а также прописывают реплики участников и стараются предугадать реакцию зрителей.
Для работы на телевидении пригодятся знания психологии. Сценаристы ток-шоу уделяют большое внимание развитию конфликта и поведению героев.
Сценаристы YouTube-проектов анализируют видео конкурентов и интересы целевой аудитории, отслеживают тренды и работают с прогревами. Ролики на YouTube обычно недолгие, поэтому важно уже с первых секунд захватить и удерживать внимание зрителя, не давая ему перейти на другой канал.
Часто сценаристы YouTube-проектов не только занимаются поиском тем, интересных для аудитории, и генерацией идей, но и отвечают за съёмку, выбор актёров, а также присутствуют на съёмочной площадке и вносят сценарные правки в процессе производства.
Сценарист компьютерных игр продумывает сюжетные ходы, описывает персонажей и их поведение, картину мира, в которой происходит действие, последовательность событий, сцен, конфликтов.
Кроме того, сценаристы работают в ивент-агентствах и детских развивающих центрах. У специалистов в этой сфере обычно большой перечень обязанностей: кроме разработки сценариев квестов, игровых занятий и праздников, они могут подбирать музыкальное оформление и артистов, а также проводить мероприятия.
Какие знания и навыки нужны сценаристу
Чтобы стать сценаристом, недостаточно только уметь писать и придумывать истории.
Основы драматургии пригодятся, чтобы правильно строить повествование — по определённым законам. Классическая структура — это три акта и четыре основных элемента: цель, главное действующее лицо — протагонист, противоборствующая ему сила — антагонист и развитие конфликта.
Первый акт — завязка, автор знакомит зрителя с главным героем, рассказывает, где происходит событие, обозначает конфликт и расстановку сил. Это может быть конфликт протагониста с антагонистом, противостояние героя обществу или природной катастрофе. Во втором акте происходит развитие конфликта и основная часть действий. Герой преодолевает препятствия на пути к своей цели. Третий акт — логическое завершение истории, развязка.
В центре сюжета находится протагонист, вокруг него разворачиваются все события, именно его поведение и поступки влияют на действия других персонажей. Примечательно, что протагонист — не всегда положительный персонаж. Он может быть преступником, мошенником или тем, кто совершает подвиги, но при этом идёт к своей цели нечестным путём.
Наблюдательность и понимание психологии людей помогают правдоподобно прописать характеры персонажей, объяснить мотивацию их поступков и вызвать определённый эмоциональный отклик у зрителей.
Для сценариста важна и насмотренность: специалисты следят за проектами коллег, разбирают их, анализируют ключевые точки сюжета, отдельные сцены, поведение персонажей, моменты, которые способны захватить внимание зрителя, — сценарные крючки.
Виктория Беляева
Сценарист, скрипт-доктор
У кинотеатров, каждого из каналов и каждой из онлайн-платформ есть своя аудитория. И, как следствие, свой почерк. В связи с этим, придумывая историю, важно думать о том, кому вы можете её предложить.
Для этого тоже важно смотреть. Как можно больше и как можно чаще. И не только мировые платформы, но и российские. Они сегодня делают очень достойный контент.
Это также помогает убедиться в том, что вашу историю ещё не показали. Такое бывает и достаточно часто.
Ещё важно помнить, что лучшее вдохновение — сама жизнь. На улице, в метро, на тусовке. Главный навык сценариста — наблюдательность.
Иногда можно найти вдохновение в книге или старом фильме. И рассказать уже знакомую историю по-новому. Но не забывайте об авторских правах.
Нелишним будет умение быстро считывать брифы и ТЗ, а также грамотная устная и письменная речь.
Среди личных качеств и софт-скиллов, нужных сценаристу:
- развитое воображение, творческий подход и умение генерировать идеи;
- понимание трендов индустрии;
- трудолюбивость;
- эрудированность, начитанность и богатый жизненный опыт;
- внимательность;
- усидчивость и терпеливость;
- пунктуальность и дисциплинированность;
- коммуникативные навыки и умение работать в команде: обычно сценаристы сотрудничают с продюсером проекта, режиссёром и другими членами съёмочной команды. Нужно уметь презентовать свои идеи, слушать и слышать, вести эффективный диалог как с заказчиком, так и с коллегами, конструктивно принимать критику и быть готовым к правкам и доработкам сценария.
Виктория Беляева
Сценарист, скрипт-доктор
Сценарист осваивает навыки как художник или скульптор. Самое важное — начать. И не останавливаться.
Как человек, который в начале пути был очень далёк от драматургии и точно не мечтал стать сценаристом, я могу сказать, что научиться можно всему. Придумать идею и классного героя, записать это на несколько страниц синопсиса, выстроить структуру сюжета, а потом сцену за сценой написать сценарий. Но чтобы всё получилось, надо немного потрудиться.
- Научитесь превращать идеи в истории, придумывать интригующие сюжеты и создавать героев
- Подготовитесь к питчингу сценариев перед экспертами индустрии
- Создадите 3 готовых сценария: сериал или полный метр, видеоигра и медийный ролик
Где работает и сколько зарабатывает сценарист
Сценаристы достаточно востребованы. Они готовят сценарии фильмов и сериалов разных жанров, участвуют в создании телепередач, работают в рекламных и ивент-агентствах, создают вселенные для компьютерных игр, сотрудничают с блогерами и помогают им в подготовке контента. Уровень заработной платы сценариста определяется его востребованностью, опытом, качеством идей и количеством их реализаций.
Так, продакшн-студия Creative Media готова платить специалисту за подготовку сценарных планов и концепций для YouTube-каналов от 63 тысяч рублей в месяц. Удалённый формат работы не рассматривается, работодатель предлагает пятидневную рабочую неделю.
Ещё одна продакшн-студия полного цикла Arbat Media ждёт специалиста с опытом работы на федеральном телевидении не менее 3 лет. Среди задач: работа над сценариями телепрограмм, фильмов, рекламы, виртуальных туров и других видеопродуктов. Зарплата — от 90 тысяч рублей.
Студии разработки компьютерных игр нужен сценарист для работы над онлайн-шутером с опытом работы от года и знанием английского. Ему готовы предложить до 80 тысяч рублей в месяц.
Вакансии для сценаристов размещают не только на сайтах по поиску работы, но и в тематических Telegram-каналах. Например, «Сценариум» публикует не только полезные материалы и статьи, но и предложения по работе.
Сценаристам, которые хотят попасть в мир кино, немного сложнее — вакансии киностудий обычно не публикуют в открытом доступе. Чтобы стать частью индустрии, начинающий сценарист может точечно рассылать свои идеи киностудиям и продюсерским агентствам, принимать участие в конкурсах и питчингах или стать подмастерьем успешного мэтра. Опытного сценариста, который пишет качественные истории и умеет работать в команде, начнут рекомендовать коллеги.
Написание киносценариев — обычно проектная работа, когда продюсер нанимает сценариста и заключает с ним контракт. Гонорар будет зависеть от опыта специалиста, количества реализованных проектов и формата работы. Дешевле всего оценивают сериалы, которые показывают по телевидению в дневное время. Один эпизод такого проекта будет стоить от 80 до 100 тысяч рублей, а эпизод вечернего сериала — от 250 до 350 тысяч. За написание сценария к серии ситкома можно получить 150–450 тысяч. Оплата за сценарий драматических проектов может доходить до миллиона рублей.
Как стать сценаристом
Профильное высшее образование можно получить во ВГИКе, Московском государственном институте культуры, Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения и Институте кино НИУ ВШЭ. Абитуриентам необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти творческий конкурс.
Студия «Снегири» предлагает базовые и продвинутые курсы для сценаристов фильма или сериала, короткого метра, веб-сериала, комедии, а также проводит интенсивы.
Школа кино и телевидения Фёдора Бондарчука «Индустрия» проводит дистанционный курс с живыми вебинарами «Сценарист кино и сериалов». За 2 года обучения студенты изучат основы драматургии, роль и значимость сценариста в проекте, соберут портфолио из сценария к короткометражному и полнометражному фильмам. Для поступления на курс необходимо заполнить анкету, выполнить творческое задание и пройти собеседование.
Онлайн-курс по сценарному мастерству от Нетологии длится 12 месяцев и знакомит с особенностями рынка российского кино и сериалов, индустрией разработки игр, а также возможностями социальных медиа. Изучению каждой темы отведён отдельный блок. По итогам обучения студенты напишут три сценария: для видеоигры, пилотной серии сериала или фильма и коммерческого ролика.
Преподаватели — практикующие эксперты — расскажут, как генерировать и отбирать идеи, объяснят особенности написания сценариев в соответствии с законами драматургии, научат разрабатывать персонажей, писать диалоги, внутриигровые тексты, работать с игровыми механиками и прогревами. Студенты узнают, как проходит питчинг, как к нему подготовиться и выстроить грамотную коммуникацию с заказчиком.
Виктория Беляева
Сценарист, скрипт-доктор
У меня был странный путь в профессию. Я знала английский, и знакомые предложили мне переводить сценарии проекта «Бедная Настя» в кинокомпании Амедиа.
Тогда там был американский шоураннер, который придумывал сюжет, а наши сценаристы его расписывали. И сценарии нужно было переводить туда-сюда на согласование. Это был мой лучший опыт! С тех пор я всем рекомендую: если хотите начать писать, запишите для начала сценарий с экрана.
Потом я стала помощником продюсера, а после более 10 лет работала редактором и скрипт-доктором, переписывая и редактируя чужие истории. В итоге начала писать сама.
Это путь долгий. Сегодня сценаристом можно стать быстрее, потому что есть огромное количество платформ, которые предлагают образование достойного качества.
Что почитать и посмотреть по сценарному мастерству
- «Противоречие. Перевертыш. Парадокс. Курс лекций по сценарному мастерству», Олег Сироткин — пособие по написанию сценария от идеи до первого драфта. Автор объясняет структуру сценария, рассказывает про основы сюжета, форматы сценарных документов, специфику работы сценаристов.
- «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии», Дэвид Говард и Эдвард Мабли — знакомит с принципами кинодраматургии, задачами сценариста и представляет подробный разбор известных зарубежных и советских фильмов.
- «Архитектура сюжета: как создать запоминающуюся историю», Кэти Мари Уэйланд — в деталях показывает структуру произведения и отдельных сцен, варианты конфликтов и сценарные крючки.
- «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства», Блейк Снайдер — даёт пошаговое руководство по написанию идеального сценария и презентации своих идей.
- «Тезаурус эмоций: руководство для писателей и сценаристов», Анджела Акерман и Бекка Пульизи — описывает 130 эмоций, а также рассказывает, как использовать диалог и подсказки тела для передачи эмоций и какие проблемы при описании невербальных проявлений эмоциональных реакций могут возникнуть.
- «Как создавать истории. Основы игровой сценаристики и нарративного дизайна за 12 шагов», Наталья Андрианова и Светлана Яковлева — объясняет, что такое нарратив в играх, как придумать вселенную и писать внутриигровые тексты, какие инструменты сценариста можно использовать в играх.
- «Скандально Неизвестный Сценарист» — YouTube-канал, который рассказывает о процессе создания кино на примере известных фильмов, содержит полезные материалы по таким темам, как написание диалогов и создание персонажей, анализирует творчество режиссёров и сценаристов.
- «Авторская комната» — подкаст о сценарном мастерстве, выпуски выходят каждую неделю.
- «Сценариум» — Telegram-канал с полезными материалами, статьями и обзорами.
- «Самоучитель сценариста» — Telegram-канал сценариста и режиссёра Дениса Данилова, он рассказывает о новостях индустрии, делится техниками и публикует сценарии фильмов.
- «Осенило — написал» — Telegram-канал сценариста и писателя Юлии Идлис с рассуждениями о кино и работе в киноиндустрии.
- Script bro — Telegram-канал с новостями кинопроизводства и сценариями фильмов.
Виктория Беляева
Сценарист, скрипт-доктор
Вот что важно понимать начинающему автору:
Сценарий — это про творчество.
Но в то же время сценарий — это работа. Каждодневная. И та, в которой не схалтуришь. Текст не простит.
Навыки, благодаря которым можно интересно рассказать интересную историю, приобретают и нарабатывают.
Чтобы их приобрести, нужно писать. А потом переписывать. В авторской среде есть поговорка: «Писать — значит переписать». Хорошую идею нельзя написать с первого раза. Это результат долгой и кропотливой работы.
Неожиданное понимание этого часто отпугивает начинающих авторов. Первая критика, первый творческий кризис. И руки опускаются. Самое страшное, что может сделать начинающий автор, — поддаться этому прорыву. Потому что проект не рождается, если это творческое зёрнышко не поливать, не пропалывать, и не подкармливать. Чтобы получить результат, нужно писать. Опыт приходит на кончиках пальцев.
Увидеть собственный проект на экранах — определённо стоит всех усилий.
Резюмируем
Профессия сценариста подойдёт тем, кто любит писать и имеет широкий кругозор. Специалисты востребованы во многих областях, не только в индустрии кино. Они создают захватывающие истории и прописывают персонажей для фильмов и сериалов, компьютерных игр, рекламных роликов, телепередач, взаимодействуют с блогерами и помогают им в вопросах продвижения.
Умение писать интересно — навык, который можно развить. В работе сценаристу потребуется знание драматургии, психологии, а также творческое мышление, наблюдательность, умение аргументированно излагать свои мысли и адекватно принимать обратную связь, готовность к правкам и доработкам сценария.
Получить профессию можно в вузе или на курсах.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.