В рамках тематического спецпроекта «Дайте себе слово» мы взяли интервью у шести специалисток, чтобы узнать, как они используют современные технологии в продвижении идей, бизнеса и карьеры.
Кристина Вазовски — голос российского подкастинга. Её шоу регулярно попадают в топ Apple Podcasts в России, к ней приходят за консультациями крупные бренды, на её курсах обучаются известные подкастеры.
До увлечения подкастами Кристина успешно дебютировала как дизайнер одежды — запустила собственный бренд VAZOVSKY, а ещё — работала арт-директором в частной галерее, училась на курсе по критике, культуре и кураторству в Central Saint Martins в Лондоне.
Сейчас Кристина живёт в Лондоне и ведёт бизнес на подкастинге: основала подкаст-студию «ТОЛК», запустила одноимённый лейбл и сервис по монтажу, консультирует бренды и независимых подкастеров. При этом не перестаёт вести собственные подкасты и создавать новые.
В 2020 году редакция Forbes включила Кристину в рейтинг 30-ти самых перспективных россиян до 30 лет в категории «Новые медиа».
Мы узнали у Кристины, как она запустила свой первый подкаст, что её мотивирует и почему она не перестаёт учиться и обучать других.
Подкасты Кристины
Это провал
Шоу о ситуациях, в которых что-то пошло не так
Извини, что голосовым
Шоу о современном диджитал-этикете
К тебе или ко мне?
Подкаст о сексе в соавторстве с психологом Егором Егоровым
В какой момент пришла идея записать свой первый подкаст?
Это было в октябре 2018 года. Я на тот момент регулярно слушала подкасты и поняла, что трачу на это по 5, 10, 15 часов в неделю. И я подумала: почему бы не попробовать сделать свой? Мне пришла в голову идея сделать подкаст о провалах.
Самый первый выпуск я записала в октябре 2018 года, выложила его 31 октября. Это был выпуск с моей лучшей подругой для подкаста «Это провал».
Насколько я знаю, ты окончила школу экстерном, у тебя три высших образования, ты всё время учишься. Откуда в тебе такая тяга и любовь к обучению?
Я люблю учиться, но учёба для меня — это всегда инструмент достижения целей, а не образование ради образования.
Первое моё высшее образование было в духе «куда-то нужно было отнести диплом после школы, пусть это будет странная заочка», и там я не училась совсем.
Fashion designer — второе высшее образование, его я окончила. До начала обучения я уже год активно работала в сфере, поэтому вуз стал для меня возможностью переехать во Францию и сделать level up в карьере, а не просто получить диплом.
Третье моё образование, в Central Saint Martins, тоже было ради роста в карьере и переезда, на этот раз в Лондон. Конечно, я много чего узнала и выучила, но главное, что дал мне курс — возможность приблизиться к своей мечте.
Академическое образование для меня — всегда ступенька к мечте.
При этом я много учусь самостоятельно: например, подкастам я нигде не училась, а теперь даже сама преподаю. Если есть идея, которую хочу реализовать, если решила запустить новый проект, а навыков или знаний для этого не хватает, я иду и нарабатываю их — самостоятельно, на курсах или ещё как-то.
Какие навыки тебе пришлось освоить, когда начала заниматься подкастами и строить на этом бизнес?
Если говорить о подкастах, то пришлось освоить и много технических — монтировать, настраивать оборудование — и журналистских навыков: ресёрчить тему, вести интервью, искать героев и договариваться с ними.
А если говорить о бизнесе, то я научилась планировать, ставить бизнес-цели и распределять задачи, разбираться в финансах и бухгалтерском учёте, освоила продажи, пиар — много всего.
Многим начинающим предпринимателям бывает сложно научиться делегировать задачи команде. А какой навык дался тебе в бизнесе сложнее всего?
Как раз в делегировании мне до сих пор тяжело, хотя в последнее время становится полегче.
Ещё мне сложно и получать, и давать обратную связь — здесь я тоже учусь и чувствую, как становится лучше.
Управление командой — сложный скилл, и хотя я делаю успехи, всегда есть к чему стремиться. Мне нравится руководить, у меня получается, но это всё непросто, конечно.
Каждый выпуск твоих подкастов — это отдельная история, все вопросы связаны между собой в единую линию. Где ты училась задавать вопросы и вести интервью?
Думаю, что этот навык я получила на личной психотерапии.
Каждый раз я перекладываю историю человека на себя и думаю: «Если бы это произошло со мной, что бы у меня болело? Какой бы вопрос я задала себе?». И этот вопрос я и задаю герою. Базовое понимание психотерапии очень помогает вести интервью.
Пять любимых выпусков Кристины
«Это провал»: выпуск с Сергеем Сироткиным — про одобрение окружающих, отношения с родителями, животный страх на концертах и упущенные возможности.
«Это провал»: выпуск с Лизой Смирновой — про разрыв отношений, круговорот тревоги, растерянность и несбыточные ожидания от себя.
«Это провал»: выпуск с Русланом Зайдуллиным — про DOC+, увольнения по зуму, социальную желательность и столкновения с тенью.
«Извини, что голосовым»: выпуск про Аргентину — мафия профсоюзов, двадцать гей-свадеб, чёрный курс доллара, голосовые от президента.
Как изменилась твоя жизнь, когда ты начала профессионально заниматься подкастингом? Твой успех, рост доходов, запуск бизнеса — изменило ли это всё твоё отношение к работе, отдыху, тратам, к самой себе?
Интересный большой вопрос. Изменилось многое.
Когда я занялась подкастами как бизнесом, у меня уже был опыт руководства командой, поэтому с практической точки зрения ничего нового не случилось. С точки зрения любви к работе я получила абсолютно уникальный опыт: за последние три года мне ни разу не пришлось в муках поднимать себя с кровати, потому что настал понедельник.
Моменты преодоления себя полностью ушли из моей жизни, потому что я люблю то, чем занимаюсь.
Траты тоже изменились, но не количественно — я всегда тратила примерно одинаково, — а качественно: я осознала, что «О, господи! Я круто зарабатываю, я могу многое себе позволить, буквально всё что угодно, всё что хочу, и мне не нужно для этого копить». Это классное освобождающее чувство.
Изменения случились и в эмоционально-психологическом плане: появилось большое комьюнити людей, близких мне по духу, появились новые друзья, возможности реализовываться творчески и при этом миксовать творческую составляющую с бизнес-реализацией.
Моя жизнь сильно изменилась за последние два с половиной года — в лучшую сторону.
Насколько я знаю, в первые полгода занятий подкастами ты работала полный день на другой работе. Насколько комфортно тебе было уйти с постоянного места, чтобы заняться делом, которое ещё не приносило дохода?
На первое время у меня была финансовая подушка, поэтому уходить было не страшно: у меня нет детей, нет старших родственников, нет ипотеки, нет долгов — все мои тогдашние обязательства были исключительно перед собой. Я понимала, что если что-то пойдёт не так, я устроюсь обратно на работу, а если не возьмут — ну что ж, уеду с рюкзаком во Вьетнам и буду жить на 30 тыс. от фриланса в месяц. Я так жила уже.
У меня не было страхов, потому что у меня была ответственность только перед самой собой.
Я понимала, что деваться уже некуда: всё свободное время уходило на подкасты, я думала только о подкастах, не могла нормально работать. В какой-то момент настолько увлеклась, что пришлось признаться себе: «Окей, теперь вот так, пора уходить и заниматься только этим», — и нырнула в омут с головой.
Ты быстро запускаешь новые продукты, пробуешь новые темы, быстро реагируешь. Что тебе помогает поддерживать такой темп и не увязнуть в сомнениях? «А что, если это будет недостаточно хорошо», «если будет неинтересно», «если мой продукт будет никому не нужен» — случались ли у тебя такие сомнения, и как ты с ними справлялась?
Такие сомнения были в самом начале, потому что я делала проекты про себя. Сейчас подкаст «Это провал» — шоу, где я медиатор, интервьюер. А вначале было много моих историй, моих страхов, моей работы.
Когда делаешь «я-проекты», любую обратную связь воспринимаешь близко к сердцу и на свой счёт, поэтому переживаешь много страхов и сомнений. Когда твои проекты становятся бизнесом, всё начинает работать иначе: их успешность или неуспешность ничего не говорит о тебе как о личности.
Мы запускаем проекты быстро, но у меня есть особенность — я не отношусь к ним как к суперделу: ну запустили, например, сейлз-хаус — и запустили. Классно. Но по факту это процесс, который уже есть, который налажен; и это люди — большая команда помогает.
Сейчас всё просто. Наши проекты не требуют больших инвестиций, денег, мне не нужно строить завод, чтобы что-то попробовать. Наши проекты — про человеческий талант и идеи.
Как ты заботишься о себе, чтобы продолжать много работать и при этом не выгорать?
На самом деле я сильно выгорела этой осенью.
Это был прикольный опыт. Точнее, это я уже сейчас могу говорить, что он прикольный и интересный, а тогда мне, конечно же, не было ни прикольно, ни интересно. Хорошо, что это со мной случилось на том этапе, и что я довольно сильно испугалась.
Я месяц практически не работала, даже больше, я просто не могла ничего делать. Я представила себе: а что, если и через месяц не смогу работать, и через два? Пришлось переосмыслить свой график, и сейчас я не так много тружусь: хожу на массаж, сёрфлю, играю в теннис, встречаюсь с друзьями, отдыхаю; если не хочу работать, а хочу посмотреть Netflix — ложусь и смотрю Netflix. Вот такие банальные штуки.
До момента с выгоранием простых радостей было меньше?
Да, меньше, но и условия были другие: мы долго находились в локдауне, не было возможности даже из дома выйти, не то что сходить на массаж.
Я так люблю свою работу, что меня сложно остановить, в ней много эндорфинного притока. Когда ты что-то придумываешь, когда работаешь с командой, когда получаешь результат — это сильно поддерживает.
Отдыха было меньше, потому что тогда я не боялась выгореть, мне не нужно было себя насильно стопорить.
Что в подкастинге тебя больше всего вдохновляет: какие моменты, процессы, результаты? От чего ощущаешь самый большой кайф?
В подкастинге я встречаю людей из разных сфер, с разными историями. Меня драйвит, когда в беседе с людьми, у которых за плечами много интервью, получается поймать момент, который им неизвестен, который они никогда для себя ещё не формулировали, на который у них нет готового ответа. Тогда я чувствую: круто, что я смогла что-то найти, нащупать, добраться в глубину.
Ещё мне нравится шутить шутки, делать ироничные проекты. Когда шутка получается, это здорово.
Мне нравится, когда мне пишут слушатели и говорят, что для них важно то, что я делаю.
Мне очень нравится, когда ребята из команды придумывают что-то крутое, без меня придумывают, без меня делают, и я такая: «Ого, какие они молодцы! Какие они классные!».
Много всего нравится.
Часто ли ты получаешь фидбек от слушателей? Какой радует больше всего?
Я получаю много фидбека, это правда. Его сложно посчитать, но точно несколько сообщений в день — 5, 6, 7, 10, а когда выпускают важные большие эпизоды, то может быть и десятки сообщений и отметок ежедневно. Вначале я реагировала на каждую, сейчас на всё невозможно реагировать.
Самый важный фидбек — когда люди указывают на то, что для меня самой важно: небольшие акценты в интервью, вопрос, ещё что-то. Тогда я: «Прикольно, что вы тоже это заметили. Классно!».
Как часто тебе приходится сталкиваться с критикой твоих проектов, интервью, тебя самой? Как ты подбадриваешь себя в такие моменты?
Смотря какая критика. Если рандомные чуваки в интернете написали в директ, например, то я даже никак не рефлексирую — удаляю, баню и иду дальше.
Если это критика моих проектов, то реагирую по-разному. Для меня важно, кто критикует. Мне не всегда бывает от этого приятно, но если обратная связь адекватная, то я беру её на вооружение.
Иногда я могу позлиться и сказать: «Никто меня не понимает», топнуть ножкой и пойти дальше. Но сейчас мало критики, мне нечасто приходится с ней сталкиваться.
А как часто тебе отказывают потенциальные герои и героини в том, чтобы поучаствовать в подкасте?
У меня есть продюсер, который за последний год отправляет за меня все имейлы, рассылает за меня все приглашения, поэтому да, отказывают часто, но я об этом не знаю ? Я согласую глобальный список гостей, и когда ко мне потом кто-то приходит, я рада, а тех миллионных людей, которые не пришли, не знаю. Это как раз тот случай, когда делегирование очень полезно.
Что ты почувствовала, когда Forbes включил тебя в лонг-лист самых перспективных «30 до 30»?
Вообще, редакция связывается с тобой до того, как список публикуется, это долгий процесс, поэтому я заранее узнала, что буду номинирована. Мне было очень приятно. В какой-то момент я подумала «было бы классно, если бы такое случилось» — и тут оно случается со мной. Это круто, и я осознала, как это здорово, уже после того, как это случилось.
Ставишь ли ты себе глобальные бизнес-цели или просто занимаешься этим бизнесом, пока идёт, а дальше готова искать что-то другое?
У меня нет финальных целей «хочу сюда — и жизнь наладится», потому что я поняла: когда случается что-то хорошее, оно радует недолго, если радует вообще. В достижении конкретных точек для меня мало смысла.
Мне нравится процесс — ежедневная работа, ежедневные маленькие результаты. Они меня вдохновляют.
На самом деле подкасты — это инструмент. Мне очень нравится подкастинг, но вообще мои сильные стороны в другом, и реализоваться они могут много где, поэтому пока классно — я занимаюсь подкастами. Если перестану заниматься подкастами, то начну заниматься чем-то ещё.
А в чём твои сильные стороны?
- Объединять вокруг себя крутых, талантливых людей, близких мне по духу.
- Преобразовывать идеи в процессы.
- Видеть закономерности, которые другие не видят.
- Быстро учиться и обрабатывать информацию.
Мои сильные стороны в том, что у меня есть чувство юмора, некоторый кураж по жизни и большая витальность, много очарования происходящим. Я сопереживающий человек и умею слушать.
Это всё софт-скиллы, которые нашли применение в подкастинге, но с подкастингом напрямую не связаны.
У тебя есть свой курс. Какой профит тебе приносит преподавание?
Я очень люблю преподавать, люблю не только потреблять знания, но и отдавать их. Я эффективнее всего обучаюсь, когда знаю, что мне придётся обучить кого-то. Если я понимаю, что через час нужно рассказать о том, как сделать подкаст, я сяду и быстро сама в этом разберусь. Поэтому для меня большой кайф обучать — это как стимул самой что-то для себя сформулировать, на что у меня не хватило бы запала без конкретной цели.
В этом много эго-потребностей: мне нравится, когда студенты делают домашнее задание, приносят мне на проверку, просят прокомментировать. Мне очень нравится анализировать, почему я даю именно такие комментарии, откуда они рождаются, и формулировать для себя свой собственный опыт.
Мне нравится знакомиться с новыми людьми — у меня классные студенты, многие из них сильные специалисты в своих областях. Мне нравятся живые выступления — они дают мне много энергии. В преподавании много кайфа.
Ты обучалась публичным выступлениям?
Нет, не обучалась, более того, у меня был дичайший страх публичных выступлений. Не просто страх, который есть у каждого нормального человека, а чуть ли не панические атаки.
Потом я начала заниматься подкастами, и через какое-то время у меня случился первый лайв. Я вышла на сцену, пришли люди, и я вдруг поняла: «О, я даже не волнуюсь, я чувствую себя уверенно, я знаю, что делать. У меня есть опыт, и этот опыт никому у меня не отнять теперь». Умение выступать публично пришло магическим образом, само собой, через Zoom-практику записывания подкастов.
Как, на твой взгляд, современные технологии влияют на твою жизнь?
То, чем я занимаюсь, не могло бы существовать без технологий. Подкасты появились благодаря тому, что появилась соответствующая технология. Появились смартфоны, появилась технология цифровой аудиозаписи и вот — добрый день! Я записываю всё удалённо через Zoom при помощи iPhone. Вся моя команда сидит в разных городах по миру, и с некоторыми членами команды, с которыми каждый день работаем вместе, даже не виделись лично.
Технологии мне помогают сейчас жить на Бали, а потом в Лондоне, а потом уехать в Мексику или куда-то ещё, и продолжать работать, и делать это спокойно. Вся моя жизнь строится на современных технологиях.
Как считаешь, могут ли и должны ли современные ИТ- и диджитал-компании делать инициативы специально для женщин?
На мой взгляд, важна внутренняя осознанная работа над устранением дискриминации. Если у нас есть два человека — мужчина и женщина, — которые занимают одинаковую позицию, у них одинаковые задачи, одинаковый опыт работы, то мужчина не должен получать на 20% больше только потому, что он мужчина.
Помощь с декретным отпуском, создание комфортной среды, туалеты с пеленальными столиками, корпоративные детские сады, курс на отсутствие дискриминации, создание внутренних комитетов, дополнительных возможностей, открытое осуждение харассмента — это важно, и здесь ИТ-компании должны и могут проявлять инициативу.
Если говорить о квотах, то здесь много разных точек зрения, но моя такая — квоты классно помогают. Обычно в непринятии квот лежит сексистская позиция, что не получится найти 10 настолько же талантливых женщин. Но на самом деле, компания найдёт 10 настолько же талантливых женщин, а может даже ещё более талантливых, чем многие мужчины. У меня бо́льшая часть команды — это женщины. Они невероятно талантливые умные люди с потрясающей рабочей этикой.
Проекты специально для женщин, особенно в рамках российских реалий — супер. Пусть будут проекты для женщин и мужчин, пусть будет проект для женщин, для детей — это всё полезно.
Назови героинь или авторок подкастов, которых любишь слушать?
Искусство для пацанчиков, Глаголев FM
«Не травите вебкам-модель», Бескультурье
«Артемизия Джентилески. Первая феминистка?», Не только Фрида
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.