6 марта 2024

Предметная съёмка: кому и зачем нужна, какие навыки и оборудование потребуются фотографу на старте карьеры в этой нише

Развитие маркетплейсов и локальных брендов усилило конкуренцию и борьбу за внимание аудитории. Недостаточно просто снять товар на чистом фоне с помощью телефона: выбирая между двумя одинаковыми продуктами на странице выдачи, покупатель с большей вероятностью предпочтёт визуально более привлекательный. В результате спрос на предметную съёмку растёт, и вместе с этим растут требования и к фотографиям, и к самим фотографам.

О том, какие навыки и оборудование потребуются начинающим предметным фотографам и какие особенности отличают предметную съёмку в разрезе форматов, рассказывает Евгений Дёмшин, который 18 лет занимается коммерческой фотографией в разных жанрах.

Евгений Дёмшин

Фотограф,
автор подкаста и Telegram-канала о фотографии «Скрытая перспектива»
Развитие маркетплейсов и локальных брендов усилило конкуренцию и борьбу за внимание аудитории. Недостаточно просто снять товар на чистом фоне с помощью телефона: выбирая между двумя одинаковыми продуктами на странице выдачи, покупатель с большей вероятностью предпочтёт визуально более привлекательный. В результате спрос на предметную съёмку растёт, и вместе с этим растут требования и к фотографиям, и к самим фотографам.

О том, какие навыки и оборудование потребуются предметным фотографам и какие особенности отличают предметную съёмку в разрезе форматов, рассказывает Евгений Дёмшин, который 18 лет занимается коммерческой фотографией в разных жанрах.

Какие навыки и знания потребуются предметному фотографу

Нанимая фотографа для съёмки продукции, бизнес рассчитывает увеличить продажи с помощью новых фотографий. Поэтому на предметном фотографе лежит большая ответственность. Нужно не только обеспечить хорошее качество снимков, но сделать фотографии, которые подчеркнут все лучшие качества товара и создадут желаемый эмоциональный посыл.
  • Снимки должны побуждать клиента совершить покупку.
Рассмотрим, какими навыками и знаниями должен обладать предметный фотограф, чтобы удовлетворить этот запрос.

Базовые параметры съёмки

Управление выдержкой, диафрагмой и ISO должно быть на уровне мышечной памяти. Необходимо точно понимать, к каким изменениям в изображении приведёт смена значения любого из этих параметров.

Все вместе они отвечают за экспозицию снимка, при этом каждый параметр имеет уникальное свойство:
  • Выдержка ― отвечает за передачу движения в кадре. Длинная выдержка создаёт впечатление текучести, на снимке появляются смазы и световые шлейфы за движущимися объектами. Короткая способна заморозить любое движение.
  • Диафрагма ― отвечает за глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Чем сильнее закрыта диафрагма, тем больше резкого пространства в кадре ― и наоборот. Это важный параметр в предметной съёмке, фотограф должен убедиться, что все детали снимаемого продукта находятся в зоне резкости.

    Правда, иногда это не достижимо даже на максимально закрытой диафрагме. В этом случае прибегают к технологии фокус-стекинга, когда с помощью редактора совмещают несколько кадров с разной ГРИП.
  • ISO ― вспомогательный параметр, который отвечает за чувствительность матрицы цифровой камеры к свету. При недостаточном освещении ISO увеличивают, но в этом случае снижается качество изображения, появляются шумы. В предметной съёмке это нежелательно и решается постановкой дополнительного освещения.

Владение композиционными приёмами

Композиция ― основа визуального языка. Цель композиционного построения ― вызвать эмоциональный отклик у зрителя на увиденный образ.

Например, простая смена ракурса может привести к кардинальному изменению эмоционального восприятия снимка. Фронтальный ракурс максимально нейтральный, именно его чаще всего предпочитают для съёмки каталога ↓
Но как только камера смещается на экстремально низкий ракурс, появляется ощущение монументальности и величия ↓
Кроме этого, предметный фотограф должен понимать дизайнерскую идею предмета, который он снимает. Как правило, у любого изделия есть 1‒2 наиболее выигрышных ракурса.

Постановка освещения

Свет для фотографа как стамеска в руках скульптора. Именно освещение формирует объём в изображении и способно подчеркнуть сильные стороны предмета, cоздать в кадре ощущение летнего солнца или вечернего домашнего уюта.

Предметный фотограф должен уметь управлять разными типами освещения и комбинировать их друг с другом.

Фотографы редко полагаются только на естественный свет, так как он плохо поддаётся контролю. Что делать, если по концепции съёмки нужен прямой солнечный свет, а в день съёмки облачная погода? На помощь приходят дополнительные источники света. Умелый фотограф согласовывает все типы освещения между собой по мощности и балансу белого, чтобы создать контраст, отделить объект от фона и расставить акценты.
Работа фотографа Алексея Константинова для Яндекс Станции. Обратите внимание, как с помощью освещения выделены тёмные колонки в тёмном окружении. Тень от лампы формирует диагональ позади колонок и выполняет роль указателя, ведущего к главным героям кадра. Приятный градиент на стене отделяет тёмные участки колонок и не даёт им слипнуться с фоном. И вишенка на торте ― деликатно расставленные блики на верхней части колонок

Внимание к деталям

Любая мелочь может испортить впечатление о товаре. Пылинка, отпечаток пальца или неаккуратный блик от источника света ― всё это создаст неряшливый вид.
  • Главное правило ― если что-то можно исправить в процессе съёмки, это стоит исправить. Ретушь всегда обходится дороже. Экономьте своё время и деньги клиента.
Посмотрите на карточку товара справа: грязная крышка, жёсткие блики и плоская картинка напрочь отбивают желание приобрести этот товар, особенно на фоне соседа слева
В арсенале предметного фотографа должны быть:

  • очиститель для стёкол;
  • тряпочка из микрофибры;
  • ножницы и средство для удаления этикеток;
  • груша для удаления пыли;
  • перчатки, не оставляющие следов.

На съёмке изделий из ткани не обойтись без отпаривателя. Удаление складок на обработке займёт значительное время, особенно если это нужно сделать на серии фотографий.

Понимание бизнеса клиента

Основная задача фотографа ― помочь бизнесу продать больше. И прежде чем приступить к съёмке товара, стоит пообщаться с клиентом и выяснить, что именно ему нужно.

Есть ли какие-то особые ракурсы, с которых нужно снять продукт? Как и на каких кадрах должна быть видна этикетка? Кто целевая аудитория продукта? Какие эмоции и ощущения должны вызывать фотографии у зрителя?

Сбор нужной информации и планирование помогают добиться нужного результата.

Навыки стилизации

Снимать на чистом фоне могут многие. А вот фотографы, умеющие собрать оригинальный сет из разных предметов, изготовить собственные фоны и реквизит, обладают уникальной квалификацией. Их фотографии выделяют продукт на фоне остальных, что повышает вероятность продажи.

Нередко бывает, что в предметной съёмке разделяют эти функции. Сет-дизайнер придумывает концепцию, подбирает реквизит и выстраивает сцену, а фотограф занимается постановкой освещения, съёмкой и ретушью.
Над этой съёмкой для магазина 18Child мы работали вместе с сет-дизайнером Юлией Николаевой-Ильиной. Юля нарисовала причудливые растения, а в качестве ландшафта подобрала гончарную глину. Я собрал освещение из трёх источников: фоновый свет обеспечивает плавный градиент на заднем плане; контровой справа за основной сценой подсвечивает контуры сапожек и рисует тени на переднем плане; рисующий свет слева формирует основной световой рисунок на объекте съёмки

Ретушь

Необходимый минимум в обработке состоит из следующих пунктов:

  • Уметь работать с тональным выравниванием, чтобы тени, средние тона и света были сбалансированы между собой.

  • Освоить инструменты локальной коррекции, чтобы убирать мелкие отвлекающие элементы с изображения.

  • Уметь работать с инструментами цветокоррекции и баланса белого. Предметный фотограф не может позволить себе творческих вольностей в цветопередаче, цвет изделия на снимке должен соответствовать оригиналу.

Все эти инструменты есть в двух основных программах, используемых в индустрии ― Adobe Lightroom и Capture One. Навык композитинга, сборка одного изображения из нескольких дублей откроет дополнительные возможности ― в этом поможет изучение Adobe Photoshop.

Если опыта и знаний в этой области недостаточно, можно делегировать обработку ретушёру. В этом есть и практический смысл: высвободившееся время можно посвятить поиску новых клиентов и съёмке.
Для рекламы велосипедов Forward моя команда провела съёмку велосипедов и моделей в студии, а всё окружение из разных элементов собрал на постпродакшене ретушёр Дима Елисеев

Какое оборудование понадобится для предметной съёмки

Камера

Есть два типа камер: зеркальные и беззеркальные. Я рекомендую отдать предпочтение беззеркальной системе, потому что она позволяет увидеть финальное изображение до момента съёмки, меньше весит и это самые передовые модели на сегодняшний день. Если уже есть зеркальная камера, она тоже подойдёт на первое время.

Ключевые характеристики камеры для предметной съёмки:
  • Большой сенсор с разрешением не менее 24 мегапикселей (Мп). Несмотря на то что большая часть изображений размещается в сети и для этого достаточно 16 Мп, запас мегапикселей пригодится, если нужно сделать кадрирование или снимок для печати.
  • Возможность подключения камеры к компьютеру для просмотра и передачи изображений в режиме реального времени.
  • Полнокадровый формат более предпочтителен, но при ограниченном бюджете можно начать с камеры с сенсором APS-C.
Начинающим фотографам с ограниченным бюджетом не нужно бояться купить подержанную камеру. Это позволит начать работу без значительных трат и с камерой более высокого класса. А чуть позже можно обновить её на новую. Более подробно о выборе подержанной камеры можно почитать в моей рассылке.

Объективы

В предметной съёмке чаще всего приходится снимать на закрытой диафрагме ― со значением от f/8 и до f/16, чтобы показать все детали продукта максимально резко. По этой причине не стоит тратиться на светосильную оптику, первое время можно обойтись и стандартным объективом из комплекта.

Оптимальное фокусное расстояние для предметной съёмки лежит в диапазоне между 80 и 100 мм. Макрофункция пригодится для крупной съёмки мелких предметов, например ювелирных украшений.

Хороший вариант на первое время ― зум-объектив 24–120 мм f/4. Он подойдёт как для предметной съёмки, так и для других жанров, а что-то специфичное можно брать в прокате.

Штатив

Выбирая штатив для предметной съёмки, следует обращать внимание на следующие характеристики:
  • Максимальный вес нагрузки должен быть больше, чем вес камеры и самого тяжёлого объектива, который планируется использовать. Чем больше этот параметр, тем лучше.
  • Высота подъёма ― не ниже 180 см. Иначе будет сложно снимать верхние ракурсы.
  • Для съёмки строго вертикального ракурса ― Flat Lay ― в штативе должна быть предусмотрена опция выноса центральной колонны в горизонтальное положение.
  • Лучше выбрать штативную голову с раздельной фиксацией положения в каждой плоскости. Так будет удобней настраивать точку съёмки.
  • А вот вес самого штатива не важен, так как таскать с собой его не придётся.
  • После установки камеры на штатив и настройки оптимального ракурса съёмки старайтесь к нему не подходить. Любое случайное смещение потребует повторной настройки.
Для съёмки можно использовать спусковой тросик, а ещё лучше ― сразу снимать в компьютер через tether-кабель.

Компьютер и tether-кабель

Предметная съёмка требует особого внимания к деталям. Мелкие элементы, пылинки, неровности фона или отпечатки пальцев невозможно разглядеть на экранчике фотокамеры. Поэтому профессиональные фотографы снимают сразу в компьютер ― это называется tether-съёмка. Такой режим есть и в Adobe Lightroom, и в CaptureOne. Также в этом режиме доступно полное управление камерой с компьютера, можно изменить параметры съёмки и спустить затвор.

На большом экране можно сразу прикинуть варианты по цветокору и обработке. Если на площадке присутствует представитель заказчика, то он может оценить результат в процессе и высказать свои пожелания и замечания, отметить понравившиеся кадры. Всё это сэкономит время на постпродакшене, а в некоторых случаях может спасти от фатальных ошибок.

Большинство фотографов предпочитают работать на компьютерах Apple просто потому, что это мощное, продуманное и хорошо оптимизированное решение прямо из коробки. Есть альтернативные решения и от других производителей, но они не будут дешевле. Для комфортной и быстрой работы в современных редакторах нужна производительная техника, а для фотографии ― качественный и откалиброванный монитор, корректно передающий цвета.

Для передачи файлов на компьютер потребуется специальный tether-кабель, который обладает высокой скоростью передачи данных, устойчиво держит соединение и достаточно длинный, оптимально ― 5 метров. Стандартом индустрии являются кабели от Tether tools, на сайте производителя можно подобрать подходящую модель.
Надёжный и проверенный стандарт индустрии ― tether-кабель (оранжевый). Он обеспечивает быструю передачу файлов и надёжное соединение, никогда меня не подводил. В сети можно встретить информацию об альтернативном кабеле Oculus, но у меня он нестабильно держал соединение, а через 5 съёмок совсем перестал видеть камеру

Осветительные приборы

Как мы уже выяснили, естественный свет не поддаётся достаточному контролю и не подходит для предметной съёмки. При съёмке каталога продукции из ста позиций каждый кадр должен получаться с одинаковой экспозицией и цветопередачей. Поэтому профессиональное осветительное оборудование имеет решающее значение для получения качественных результатов в предметной съёмке.

Существует два основных типа осветительных приборов: импульсные и постоянные.

Приборы постоянного света освещают объект съёмки непрерывно. По сути это мощная лампа с регулируемой мощностью и стабильной цветовой температурой.

Главное преимущество и удобство работы с такими приборами заключается в том, что световой рисунок виден сразу и постоянно, это облегчает постановку световой сцены. Но мощности постоянных приборов бывает недостаточно, особенно если они применяются с рассеивающими светомодифицирующими насадками, которые поглощают часть света. Есть мощные приборы, применяемые в кинопроизводстве, но их цена не оправдана для предметной съёмки.

Импульсное освещение ― это вспышки. Даже бюджетные модели студийных моноблоков способны обеспечить достаточную мощность для съёмки на сильно закрытой диафрагме и с использованием рассеивающих насадок на источнике света.

Особенность импульсных приборов в том, что они срабатывают синхронно с затвором камеры, выдают мощный, но короткий световой импульс, после чего выключаются. Это обстоятельство делает постановку освещения сложнее. Перед началом съёмки необходимо сделать тесты, настроить мощность, положение и подобрать насадки для каждого источника. Время на эту настройку нужно заложить в тайминг съёмки.

Для стартового набора освещения я рекомендую приобрести:

  • два импульсных источника ― например Godox AD300. Это бюджетный, но хорошо зарекомендовавший себя производитель;

  • светомодифицирующие насадки ― стрипбокс, Октабокс-зонт не менее 120 см и рефлектор с сотами;

  • в качестве стоек рекомендую использовать C-stand в комплекте с Grip Head и Extension Arm. Это надёжно, а также позволит удобно располагать источники света вокруг предметов.
С таким набором техники можно выполнить заказ в любых обстоятельствах. Так, во время пандемии я выполнял заказы на дому
Этот кадр для магазина отделочных материалов я создал при помощи только одного источника света

Фоны и реквизит

Обязательно потребуются ворота для фотофона: две стойки и составная перекладина, которая может быть из двух, трёх или четырёх секций. Рекомендую использовать самые большие, не менее трёх метров в ширину и высоту. Такие габариты будут нужны не всегда, но у таких ворот надёжные стойки, способные выдержать больший вес. Иногда на них можно подвесить какие-то предметы или закрепить камеру для съёмки Flat Lay.

Для каталожной съёмки будет востребован белый бумажный фон в рулоне. А вот виниловые и бумажные фоны с текстурой можно докупать под проекты по мере необходимости.

Также будет полезен большой отражатель на просвет, его можно использовать как фон ― для смягчения или снижения интенсивности источника света.

Отражатели и флаги можно сделать самому. Например, я использую листовой пенокартон, который сгибаю пополам и проклеиваю тейпом. Получается книжка, которая может стоять без дополнительных держателей. Из белого получаются отличные отражатели, а из чёрного ― флаги, которые нужны для отсечения света или усиления теней.
Из пенокартона можно вырезать световые маски, сделать отражатели любого размера ― и это недорого
Научитесь работать с фотокамерой на профессиональном уровне и узнаете, как делать кадры, которые хочется подолгу рассматривать

Освоите полный набор профессиональных инструментов, в том числе для ретуши

Создадите 50 работ в разных жанрах и оформите свой сайт‑портфолио

Научитесь продвигать себя как фотографа, искать клиентов, наращивать аудиторию и составлять договоры
Научитесь работать с фотокамерой на профессиональном уровне и узнаете, как делать кадры, которые хочется подолгу рассматривать

Освоите полный набор профессиональных инструментов, в том числе для ретуши

Создадите 50 работ в разных жанрах и оформите свой сайт‑портфолио

Научитесь продвигать себя как фотографа, искать клиентов, наращивать аудиторию и составлять договоры

Какие есть форматы предметной фотографии и их особенности

Каталог или карточка товара для маркетплейса

В каждом крупном городе есть продавцы с маркетплейсов, которым нужны фотографии для виртуальной витрины.
  • Каталожная съёмка ― самый востребованный формат предметной фотографии, но он же и самый низкомаржинальный.
В зависимости от региона цены за одно фото находятся в диапазоне от 300 до 750 рублей. В эту стоимость входит съёмка на белом фоне с освещением и ретушь. Зарабатывать в этой нише получается за счёт объёмов и автоматизации процессов. Как правило, средний заказ включает от 50 до 100 фотографий. Выдать готовый результат нужно максимально быстро, в идеале сразу после съёмки. В этом помогут точно отработанные световые схемы, съёмка в компьютер и обработка через автоматические пресеты, настроенные с учётом требований к изображениям для каждого маркетплейса.

Важно иметь в виду, что со временем у клиента могут появиться новые товары или обновится упаковка и ему потребуется дополнительная съёмка. Новые фотографии должны соответствовать старым по свету и стилю, чтобы в каталоге продавца всё выглядело единообразно. Для этого нужно фиксировать условия и параметры съёмки и повторять их каждый раз.

Предлагая дополнительные услуги, можно увеличить средний чек заказа. Например, оформление карточки товара или размещение инфографики на фотографии. Для этого в команду можно привлечь дизайнера, а ещё лучше дизайнера-ретушёра.

Лайфстайл

В лайфстайл-съёмке важно передать не только внешний вид предмета, но и его функциональность, контекст использования и особенности. Фотографы часто создают сюжеты, где предмет связан с другими элементами и аксессуарами, находится в руках, используется по назначению. Это помогает создать ощущение реальной сцены, которую зритель мог бы встретить в своей повседневной жизни.

Для достижения этого эффекта важен правильный подбор моделей, которые органично чувствуют себя перед камерой и способны воссоздать атмосферу естественного течения жизни.

Фон и элементы окружающей среды на снимке должны выглядеть реалистично и стилистически соответствовать основному продукту, но не отвлекать внимание от главного объекта съёмки.

От фотографа требуются особые навыки работы с освещением. Иногда достаточно только естественного света, который в силу своей природы придаёт снимку реалистичность. Но чаще всего приходится комбинировать естественное и дополнительное освещение, чтобы выделить продукт и расставить акценты. При этом важно сбалансировать все типы освещения, чтобы вся сцена выглядела максимально натурально.

В отличие от каталожной ― статичной ― съёмки в лайфстайл-формате в кадре появляются люди, возникает динамика. И фотограф должен уметь управлять и направлять всех участников процесса, чтобы финальный снимок передавал нужные эмоции от использования продукта.
Работа Дмитрия Пирожникова. Снимок выглядит максимально естественно, как будто мы выглядываем из-за плеча девушки и наблюдаем, как она готовит салат в яркий солнечный день. Но при этом абсолютно всё в этом снимке срежиссировано: положение руки, расположение овощей, которые формируют схематичную рамку вокруг часов, и свет
Лайфстайл-съёмка ― это большой проект, стоимость которого зависит от навыков фотографа и сложности технического задания. Чтобы рассчитать цену, следует начать с выяснения задачи клиента:

  • какие детали и особенности продукта нужно показать;
  • количество образов и моделей;
  • какой эмоциональный отклик от фотографии необходимо получить;
  • сколько фотографий необходимо предоставить.

На основе этой информации фотограф оценивает время на каждый этап работы, включая подготовку, саму съёмку и постпродакшн. Советую определять ставку за час работы, учитывая свой уровень опыта, рыночные цены и конкурентные предложения.

Не забываем посчитать затраты на оборудование, которое придётся взять в аренду, затраты на аренду студии или места проведения съёмки, транспортные расходы, на аренду реквизита, оплату услуг дополнительных специалистов.

Составляем смету, учитывая вышеуказанные факторы. Указываем общую стоимость работ, время на выполнение всех этапов и дополнительные расходы.

Имиджевая реклама

Имиджевая реклама работает на перспективу и не даёт быстрых результатов. Поэтому чаще всего этот формат используют крупные бренды с большими бюджетами и долгосрочным планированием.

Для реализации таких сложных проектов привлекают рекламные агентства, которые в свою очередь подбирают конкретных исполнителей. Поэтому тем, кто хочет стать участником этого рынка, нужно рассылать своё портфолио в агентства. При этом следует иметь в виду, что работы должны соответствовать высоким техническим стандартам, быть на грани рекламы и арта.

В этой нише самые большие бюджеты ― гонорары достигают сотен тысяч рублей, но и уровень требований и ответственности, возлагаемых на фотографа, соответствующий.
Работы фотографа Lauren Bamford для бренда Loewe. На первый взгляд даже не ясно, что именно рекламируется, ― в имиджевой съёмке такое случается часто. В этом формате важнее сформировать интригу, создать впечатление уникальности объекта. Утилитарные характеристики товара отходят на второй план, реклама начинает граничить с артом

Фуд-фотография

Принципиально этот жанр ничем не отличается от любой другой предметной съёмки, но всё же есть ряд особенностей.

Задача фотографии не продать, а пробудить аппетит, желание попробовать. Снимки должны в буквальном смысле выглядеть вкусно.

Фуд-фотограф подчёркивает привлекательность блюда за счёт расположения ингредиентов, выбора посуды и декоративных элементов. Очень важно аккуратно работать с цветом и освещением.
Фотограф ― Пётр Карасёв
Фуд-фотография наиболее востребована в крупных городах с развитой культурой гастрономии и ориентируется исключительно на локальный рынок. Поэтому чем выше конкуренция среди рестораторов, тем выше спрос на качественную фотографию.
От редакции

В следующей статье Евгений продолжит тему и расскажет:

  • как подготовиться к началу работы в нише предметной фотографии;
  • как рассчитать стоимость предметной съёмки;
  • какие услуги предлагать;
  • где искать клиентов;
  • кем вдохновляться и где следить за трендами в предметной съёмке.
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Евгений Дёмшин
Фотограф, автор подкаста и Telegram-канала о фотографии «Скрытая перспектива»
Оцените статью