Когда появилась идея открыть онлайн-магистратуру в Нетологии, команда поставила себе задачу давать максимально полезное высшее образование и выпускать готовых специалистов с актуальными знаниями. Лучший способ сделать образование практико-ориентированным — привлечь людей, которые прямо сейчас работают в отрасли, меняют или создают её.
Методолог направления «Высшее образование» в Нетологии Анастасия Блинова и менеджер по работе с экспертами этого же направления Валерия Розанова рассказали, как они находят таких экспертов, какие роли им предлагают, как сопровождают их и что предоставляют за участие в магистерских программах.
Есть чем поделиться: кто может стать экспертом магистерских программ Нетологии
Стать экспертом может любой профессионал по направлениям и специальностям, по которым Нетология открывает программы онлайн-магистратур. Среди наших экспертов — преподаватели вузов, преподаватели курсов дополнительного профессионального образования Нетологии, а также специалисты из IT-компаний и корпораций.
Мы понимаем, что не у всех профессионалов есть навык или возможность преподавать — видеть свой предмет комплексно, выделять главное, не уходить в детали, рассказывать понятно и увлекательно. Поэтому в Нетологии с экспертами работает целая команда методистов. Их задача — увидеть потенциал специалиста, вытащить из него информацию, структурировать и систематизировать её, помочь рассказать студентам простым языком.
Методисты Нетологии — проводники знаний эксперта. Они помогают упаковать опыт и компетенции преподавателя в материал, который будет доступен и полезен студентам.
Конечно, проще работать с теми, у кого есть опыт преподавания — таких экспертов не пугает канцелярская работа, необходимость заполнять ведомости и оценивать чужие знания. Но мы рассматриваем людей с любым опытом. Новичкам может понадобиться чуть больше внимания методиста и времени на проработку дисциплины, но это нас не пугает.
От поисков до сессии: какой путь проходит эксперт в Нетологии
Искать экспертов начинаем после согласования учебного плана, когда уже известно, какие дисциплины будут вести преподаватели от Нетологии, а какие — от вуза. Смотрим профильные СМИ и конференции, программы дополнительного профессионального обучения Нетологии, предлагаем индустриальным партнёрам присылать своих сотрудников или посоветовать знакомых профессионалов, делаем специальные почтовые рассылки с информацией. Составляем список кандидатов, после чего менеджер по работе с экспертами связывается со всеми и договаривается о созвоне.
На первой встрече мы знакомимся с экспертом. Специалист рассказывает о себе, а менеджер описывает условия работы, программу и отвечает на вопросы. Если всех всё устраивает, заключаем договор.
Обязательно заранее оговариваем, сколько времени эксперт может выделить на работу с нами, чтобы сразу оценить возможную загрузку и ресурсы сторон. Мы понимаем, что преподавание — неосновная деятельность эксперта, поэтому не можем рассчитывать на всё его время.
Важно, чтобы эксперт понимал: преподавание на наших программах в любом качестве — это работа. Как любая работа, она оплачивается и требует ответственного подхода.
После подписания договора менеджер создаёт общий чат дисциплины с экспертом и командой направления «Высшее образование» Нетологии. Каждый преподаватель получает учебные материалы, доступ в личный кабинет и Базу знаний эксперта, а также возможность пройти Школу экспертов Нетологии.
База знаний эксперта Нетологии — файл, в котором собрана полезная и важная информация в помощь эксперту. Там есть адрес офиса Нетологии, описание структуры компании, полезные контакты, ответы на часто задаваемые вопросы, рекомендации по проверке домашних заданий и видеосъёмке, чеклисты. Отдельно — шаблоны и гайды по каждой программе, описание особенностей оценивания и учебного процесса в вузах. Есть и инструкции по регистрации ИП или самозанятого в налоговой.
Школа экспертов — бесплатный курс, в который Нетология упаковала свой многолетний опыт в онлайн-образовании. На курсе можно научиться совмещать преподавание и основную работу, уверенно выступать перед аудиторией, составлять сценарии лекций, применять принципы педагогического дизайна, грамотно общаться со студентами и вовлекать их в образовательный процесс, давать обратную связь по заданиям и разрешать конфликтные ситуации.
Когда работа эксперта на курсе завершена и сессия закрыта, он получает благодарственное письмо от команды, а менеджер собирает обратную связь. Так мы узнаём, насколько преподавателям комфортно с нами работать и как ещё мы можем о них позаботиться.
Творец или жнец: какие задачи берут на себя эксперты
Читать лекции с кафедры — или теперь уже в видеокамеру — не единственно возможный способ участия в программах Нетологии. Мы используем два вида контента:
- асинхрон — это заранее записанные видео с теоретической информацией по курсу, в вузовской парадигме мы называем их лекциями;
- синхрон — вебинары, то есть практические занятия, которые проводятся онлайн.
Экспертам мы предлагаем на выбор несколько вариантов участия — ролей — и обсуждаем любые возможные их сочетания.
Рассмотрим возможные роли экспертов Нетологии.
Главный творец
Создатель и академический руководитель дисциплины. Полностью разрабатывает курс и преподаёт, при этом отдельные функции может передавать другим.
Основная задача главного творца — поделиться своим видением предмета и дать основную фактуру. На совместной с НИУ ВШЭ магистратуре «Управление цифровым продуктом» дисциплину «Маркетинг и запуск цифровых продуктов» разрабатывал и преподавал на вебинарах Максим Епифанов. Проверять домашние задания ему помогали два тренера, так как студентов было очень много и одному такой объём осилить было сложно. Максим вместе с методистом разработал эталонное решение и гайд по проверке домашнего задания, что облегчило работу проверяющих. Дальше он контролировал обратную связь от тренеров, помогал им со спорными моментами. Благодаря этому мы избежали расхождения в лекциях и обратной связи по домашнему заданию.
Подходит тем, кто хорошо погружён в тему и умеет структурировать свои знания, готов выделить время на лекции и обратную связь, умеет управлять своим временем.
И швец, и жнец
Это эксперт, который разработает курс, запишет видео, проведёт вебинары. Универсальный преподаватель, которого не так просто найти, — эта роль требует серьёзного вовлечения и ресурсов.
На той же магистратуре дисциплины «Продуктовая аналитика» и «Развитие цифрового продукта на основе данных и метрик» полностью делает один человек — Артём Чистяков. Он разработал программы, а сейчас ведёт вебинары и проверяет домашние задания.
Подходит тем, кто любит преподавать и имеет достаточно времени на то, чтобы участвовать во всех процессах подготовки и преподавания дисциплины.
Достаточно одной таблетки
Можно только записывать лекции или только вести вебинары. Этот вариант самый удобный для экспертов, чтобы попробовать свои силы, но самый сложный для нас — приходится сводить в одной программе взгляды всех, кто её готовил, так, чтобы никто не противоречил друг другу, а студенты потом смогли сдать экзамены.
Для дисциплин «Управление проектами», «Управление командами» и «Дизайн мобильных интерфейсов» разрабатывали программу и вели часть вебинаров одни люди, а отдельные вебинары по этим же дисциплинам проводили другие, приглашённые эксперты.
Подходит тем, кто никогда не преподавал, но хотел бы поделиться знаниями только на определённую тему. Не имеет времени, подготовки или желания, чтобы участвовать в остальных процессах.
Боец невидимого фронта
Проверяющий преподаватель, или тренер. Оценивает домашние задания и проверочные работы, с магистрантами не общается.
Подходит начинающим преподавателям — кто уже состоялся как эксперт, но пока не уверен в своих преподавательских скиллах или не готов делиться знаниями, но уже хочет влиться в комьюнити экспертов и со временем попробовать другие роли. Также подойдёт интровертам и тем, кто не любит камеру и личное общение с аудиторией.
Есть у нас и примеры слаженных рабочих тандемов. На программе «Цифровое предпринимательство» дисциплину «Проектирование UX и прототипирование» разрабатывали два эксперта — коллеги и по совместительству друзья. Каждый разработал вебинары по своему направлению и вёл их сам. Какие-то темы они поделили между собой на подтемы, и видеовстречи стали продолжением друг друга.
Для дисциплины «Технологии презентации» один вебинар вели одновременно два эксперта. Его сделали общим для двух предметов по выбору: «Технологии презентации» и «Технологии переговоров». Мы радуемся, когда эксперты предлагают варианты распределения работы и ролей — это даёт нам уникальный опыт и делает программы нетривиальными.
- Учитесь онлайн из любой точки мира
- Получите диплом о высшем образовании в одном из ведущих вузов России
- Освойте новую цифровую профессию и получите помощь со стажировкой и трудоустройством
Заседания кафедры: как эксперты участвуют в методической работе
На этапе подготовки методисты Нетологии определяют желаемые образовательные результаты: какие знания, умения и навыки получат студенты на выходе. Потом программу прорабатывают вместе с экспертом: определяют темы для углублённого изучения, лекционный материал и упражнения для практики, темы домашних заданий и тестов.
Преподаватель знакомится с программой обучения в целом, чтобы он понимал, какое место в ней занимает его дисциплина. Участвует в обсуждении смежных дисциплин, чтобы материал не дублировался и не был противоречивым с точки зрения концепции и подхода.
Эксперты, которые разрабатывают программы и преподают, также участвуют в регулярных встречах — мы называем их заседания кафедры — с представителями вуза и методистами Нетологии, чтобы все не просто общались друг с другом в рамках программы, но и собирались в экспертное сообщество.
Корпоративный мессенджер или соцсети: как эксперты общаются со студентами
Перед запуском дисциплины мы спрашиваем у эксперта, как ему комфортно общаться со студентами, и подбираем формат. Например, добавляем его в рабочее пространство магистратуры в корпоративном мессенджере — это официальный канал связи. Или передаём студентам личные контакты эксперта для связи через мессенджеры, соцсети или электронную почту.
На первом вебинаре преподаватель рассказывает магистрантам, куда и в каком режиме ему можно писать. Многие эксперты любят общаться со студентами лично и приветствуют вопросы по своей дисциплине.
На вебинарах преподаватель обращается с вопросами к аудитории, проводит разные интерактивы, которые придумал сам или с помощью методистов, разбирает кейсы, решает задачки. В конце встречи эксперт проводит рефлексию и подводит итоги: что удалось, а что не получилось, что нового узнали студенты.
По результатам проверки домашних заданий эксперт даёт развёрнутую обратную связь и выставляет оценку. Но тут, скорее, связь односторонняя: лично со студентами домашние задания не обсуждают.
Всегда на связи: как команда готовит экспертов и поддерживает в процессе
Чтобы эксперт мог видеть общий объём работы и планировать её, мы сразу создаём таймлайн и прописываем в нём дедлайны. Этот инструмент помогает соблюдать сроки разработки дисциплины.
Очень сложно прийти и сразу записать видеолекцию без опыта и подготовки. Даже опытным преподавателям бывает трудно работать перед чёрным экраном или объективом, без аудитории. Поэтому мы обязательно готовимся сами и готовим эксперта.
В команде есть координатор съёмок, который до записи прогоняет материал с экспертом — репетирует, даёт советы по внешнему виду и подаче материала. И обязательно присутствует на записи — помогает, поддерживает и подсказывает.
Тем, кто проводит вебинары, тоже помогаем с подготовкой: делаем сценарии, помогаем разбить материал на смысловые блоки и рассказываем, как работать с аудиторией, чтобы удерживать внимание и не уставать.
Также наша задача — свести в единую картину точки зрения всех экспертов, которые участвуют в подготовке и проведении дисциплины.
У Нетологии есть неудачный опыт, когда один из преподавателей был не согласен с общей концепцией и настаивал на том, чтобы мы переделали всю программу дисциплины. Мы учли этот опыт и теперь обязательно проводим общие встречи экспертов, чтобы договориться и выработать общее видение заранее.
Эксперт никогда не остаётся один на один со студентами или с программой — методисты Нетологии всегда на связи. Для быстрого обмена новостями у нас есть чаты. С самого начала работы мы планируем регулярные встречи, которые помогают держать фокус — и эксперту, и методисту — и быть в курсе учебного процесса.
За две недели до сдачи сессии и домашних заданий менеджер по работе с экспертами организует общий звонок для преподавателя и методиста. На этой встрече эксперту показывают примеры проверки домашних заданий, знакомят с требованиями университета по оцениванию работ, обозначают этапы и сроки проверки. Потом менеджер отслеживает эти сроки и напоминает о них экспертам, отвечает на вопросы, которые возникают в процессе.
Если домашнее задание проверяет тренер, а не эксперт, менеджер координирует взаимодействие тренеров и экспертов по этой задаче. Мы собираем образовательную аналитику в процессе обучения и после прохождения дисциплины студенты тоже оставляют обратную связь. Мы доводим её до экспертов, ищем варианты решения, если появляется проблема, и обсуждаем, какие изменения внести в следующую программу.
«Приносить пользу людям»: зачем эксперты приходят в магистратуру Нетологии
Наша задача — сделать преподавание в Нетологии максимально полезным и для экспертов. Помимо денежного вознаграждения за занятия и проверку домашних заданий специалисты становятся частью экспертного сообщества.
Преподавание в Нетологии — хорошая возможность создать репутацию эксперта и преподавателя, научиться новому, познакомиться с интересными людьми из своей сферы. Рынку нужны специалисты, способные обучать. Сегодня необязательно преподавать, находясь в аудитории вуза, чтобы получить такой опыт. Благодаря технологиям можно вести занятия из любой точки мира.
Через 6 месяцев сотрудничества эксперт может бесплатно пройти обучение в Нетологии на любом курсе, кроме MBA и магистерских программ.
Лучше всех ответить на вопрос, зачем экспертам Нетология, могут только сами эксперты.
Максим Епифанов
Ведёт дисциплину «Маркетинг и запуск цифровых продуктов» на программе «Управление цифровым продуктом»
Я начал преподавать, когда сам учился в университете: мне нравится объяснять простым языком и делать сложное понятным. Это даёт мне дополнительную энергию, чувствую, что приношу пользу людям 🙂 А ещё я улучшаю свои знания в предметной области, которую преподаю. Ведь самый быстрый способ чему-то научиться — рассказать это другому.
Что ещё мне даёт преподавание — помогает хорошо проработать софт-скиллы, особенно навыки публичного выступления, коммуникативные навыки и эмпатию. Чтобы рассказывать понятно, нужно знать аудиторию, говорить на её языке. Потом всё это помогает в коммуникации с коллегами.
Кирилл Гиренков
Преподаёт дисциплину «Технологии ведения переговоров» на программе Нетологии и ИБДА РАНХиГС «Цифровое предпринимательство»
Для меня преподавание — это дополнительная возможность поделиться своими знаниями и дать полезные компетенции. Недостаток коммуникативных навыков может стать якорем, тормозящим карьеру и бизнес. Мне хочется, чтобы навыки вести переговоры и презентовать себя и своё дело стали дополнительными ресурсами студентов.
В Нетологии я получил интересный опыт записи видеоурока и адаптации своих идей к строгим требованиям вузов. В этом вопросе очень помогла команда Нетологии. Студенты сильные, с ними интересно обсуждать все темы.
Материал изначально опубликован на vc.ru.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.