Своим опытом ошибок при взаимодействии с клиентами и извлечёнными уроками делится копирайтер-фрилансер Александр Дубинин. Определённо они будут полезны и другим специалистам.
Привет, меня зовут Александр. Уже 8 лет я пишу и редактирую коммерческие тексты для бизнеса. За последние 4 года, что работаю на фрилансе, я, конечно же, допускал ошибки в общении с заказчиками. В итоге это плохо сказывалось на деловых отношениях, моём доходе и настрое.
Расскажу про самые неочевидные ошибки, которые, возможно, помогут другим авторам не наступить на мои грабли.
Спорить с клиентом, который убивает текст своими правками и не слышит аргументы
Раньше, получая обратную связь от заказчика, который хочет, например, убрать CTA и все подзаголовки в лонгриде, я упорно пытался объяснить, почему этого делать не нужно. Иногда это доходило до спора и приводило к потере клиента.
Сейчас я стараюсь немного отстраниться и тактично предупреждаю, что если убрать подзаголовки, то читателю будет сложно найти то, что ему нужно, и он просто уйдёт со страницы.
Когда заказчик упорствует и дальше, я со спокойной совестью делаю, как он хочет, и обычно вскоре прекращаю сотрудничество. В итоге сохраняю нервные клетки и время.
Сдавать первый текст без презентации
В начале сотрудничества с новым клиентом вместе с первыми работами стоит отправить ему короткое сопроводительное письмо.
В нём нужно объяснить:
- почему использован именно такой заголовок,
- зачем нужны фактоиды,
- какие задачи решает текст,
- другие профессиональные фишки.
Предприниматель отлично разбирается в своём бизнесе, но он не обязан вникать ещё и в контент-маркетинг. Часто коммерческий текст для него просто набор букв.
Свои решения стоит объяснять. Это помогает заранее снять множество возражений.
Соглашаться на невыгодную или неинтересную работу
Такое случалось особенно часто на первых порах. Постоянный страх, что завтра заказов может не быть, нужно хватать, что дают сегодня, пусть даже за копейки. Вскоре я понял, что это провальная стратегия.
Из-за компромиссов с самим собой падает самооценка, ухудшается настроение, кайф от работы пропадает, а денег больше не становится.
Сюда же относятся случаи, когда работа с новым заказчиком начинается нормально, но потом выясняется, что у вас совершенно разные взгляды на коммерческие тексты. Например, клиент хочет, чтобы для передачи выгод его предложения я использовал больше эпитетов, а не цифр и фактов. Тогда электрочайник, способный вскипятить 3 литра воды за 2 минуты, становится «мощным» и «удобным». Лучше всё это не продолжать и беречь своё время.
Молчать о других своих услугах
Нередко после удачно завершённого проекта клиент пропадает, поскольку его задачи, связанные с текстом, на время закрыты. Чтобы это предотвратить, в последней переписке стоит упомянуть, чем ещё вы можете ему помочь. Например, разработать контент-план для соцсетей, оформить сообщество и написать туда посты. Благодаря такому простому CTA я уже несколько раз заключал договоры на долгосрочные проекты.
Оставлять возражения заказчиков без ответа
Главный контраргумент клиентов в ответ на мой ценник ― «дорого». Читая разные блоги и каналы о контент-маркетинге, со временем я понял, как с этим быть.
Есть заказчики, которые до конца не представляют, зачем на их сайтах и в соцсетях нужны тексты. Поэтому в ответ на «дорого» я сначала спрашиваю, почему они так считают. Дальше обычно рассказываю про коммерческий и медийный эффект текстов и объясняю, что удачный контент помогает получать новые заказы.
Примерно в половине случаев после такого разъяснения человек обращается за услугами — обычно это происходит спустя какое-то время.
- Построите и усилите маркетинговую воронку для своего бизнеса
- Оцените эффективность этапов воронки и выявите узкие места
- Получите гайд «Воронка AARRR»
Что я понял благодаря ошибкам
Нужно избавляться от синдрома самозванца — во фрилансе это особенно важно
Ощущение, что ты хуже других, порождает кучу зажимов в общении с заказчиками и мешает преодолеть стеклянный потолок в доходах.
Про себя могу сказать, что у меня хронический синдром самозванца. Борюсь с этим саморазвитием: читаю vc.ru, CMS Magazine, блог Максима Ильяхова, Telegram-канал «Дайджест копирайтера», посты некоторых маркетологов и предпринимателей в TenChat о контент-маркетинге и digital.
Недавно прошёл редакторский курс от Skillbox. Я давно хотел глубже погрузиться в профессию и лучше понимать свою сферу. Skillbox был на слуху у меня и моих коллег, поэтому, когда появилось немного свободного времени, без колебаний купил курс. Среди прочего научился делать простые лендинги на Tilda, узнал больше о вёрстке текстов, анализе контента и написании продающих писем.
Новые навыки помогают чувствовать себя увереннее и обосновывать повышение ценника.
Иногда просто не получается состыковаться с людьми
Это не значит, что заказчик плохой. Люди бывают очень разными по темпераменту, ритму и подходам к работе.
Главное ― найти своих. Так рождаются долгосрочные профессиональные союзы, где всем работается в кайф. Мне уже несколько раз везло с такими заказчиками.
Со временем и опытом приходит осознание ― начинаешь понимать, что в работе комфортно лично тебе, а чего стоит избегать. Например, круто, когда клиент не тянет с оплатой, объясняет правки тактично и развёрнуто, доверяет мне. И не круто, если он считает копирайтинг низкоквалифицированным трудом, пропадает с обратной связью на неделю, заполняет бриф кое-как. Так постепенно в голове возникает образ идеального клиента и проекта.
Всем желаю больше заказчиков — хороших и разных 🙂
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.