14 июня 2024

Как подготовиться к публичному выступлению и что делать, если во время него что-то пошло не так

Успешные публичные выступления повышают уверенность в себе, улучшают коммуникативные навыки, способствуют саморазвитию и карьерному росту, позволяют расширить профессиональную сеть и сформировать новые социальные связи.

Коуч спикеров TEDx Лариса Зорина рассказывает, на что обратить внимание при подготовке к выступлениям ― на конференциях, для защиты проектов перед руководством или продажи товаров ― и какие ошибки при подготовке чаще всего допускают. Также Лариса и другие эксперты Нетологии делятся советами, как спасти ситуацию во время выступления, если произошли технические неполадки, спикер забыл речь, вышло время и не только.

Коуч спикеров TEDx, преподаватель курса Нетологии «Ораторское мастерство»
Успешные публичные выступления повышают уверенность в себе, улучшают коммуникативные навыки, способствуют саморазвитию и карьерному росту, позволяют расширить профессиональную сеть и сформировать новые социальные связи.

Коуч спикеров TEDx Лариса Зорина рассказывает, на что обратить внимание при подготовке к выступлениям ― на конференциях, для защиты проектов перед руководством или продажи товаров ― и какие ошибки при подготовке чаще всего допускают. Также Лариса и другие эксперты Нетологии делятся советами, как спасти ситуацию во время выступления, если произошли технические неполадки, спикер забыл речь, вышло время и не только.
В материале

Подготовка к публичному выступлению: с чего начать, как выстроить структуру выступления, технические и физические аспекты, распространённые ошибки при подготовке

С чего начать подготовку к выступлению

Чётко определить цель выступления
«Хочу убедить», «хочу продать» или «хочу информировать» ― это не полная формулировка цели. Стоит отталкиваться от конкретного действия аудитории после выступления.

К примеру, мы формулируем так:

  • «Хочу, чтобы аудитория приняла мои предложения».
  • «Хочу, чтобы аудитория подписалась на мой канал».

Часто спикеры пренебрегают такой фиксацией ― кажется, что цель выступления и так в голове. При этом формулирование и запись цели помогают не смазать выступление, а красиво завершить речь и произнести призыв к действию.

К тому же чёткое понимание цели позволяет убирать лишнее из речи. Если слайд, абзац, мысль работают на цель, их стоит оставить, а если уводят в сторону ― лучше убрать.
Изучить слушателей и их интересы
Чаще всего в моей практике неудачные выступления были связаны с тем, что я не учитывала особенности аудитории. Я начинала выступление с банальной или неактуальной мысли с точки зрения тех, кто пришёл на мероприятие. Задавала вопрос, а в ответ никто не поднимал руку, и непонятно, что делать дальше, потому что по плану аудитория должна была отреагировать.

Поэтому важно знать, кто приходит на выступление. И это не только социогендерная история ― следует изучить, что им важно в жизни. Например, если перед финансистами выступает инженер, не стоит рассказывать про устройство гаджета. Лучше поговорить про его финансовую пользу.

Понимание интересов слушателей позволит выявить крючки ― способы захвата внимания аудитории. Они могут быть рациональными, эмоциональными и кинетическими.

К рациональным крючкам относятся вопросы. Если задать вопрос, который всколыхнёт слушателей, это поможет спикеру сблизиться с ними. Ещё крючками могут служить цитаты, которые отзываются в сердце людей. Например, цитаты тех, кто известен в сфере слушателей.

Из эмоциональных крючков можно выделить метафоры. К примеру, метафора для бухгалтеров может быть такой: «Как в бухгалтерском балансе должен сойтись дебет с кредитом, так и в эмоциональном интеллекте важно, чтобы вы не только распознавали свои эмоции, но и могли распознать эмоции собеседника».

К кинетическим крючкам относятся как простые жесты спикера, позволяющие расставлять акценты, так и более сложные задумки. К примеру, 3 аргумента спикер может условно разместить по порядку слева направо. Первый аргумент спикер говорит стоя ближе к левому для зрителей ― и к правому для спикера ― краю сцены. Второй ― по центру сцены. А третий ― ближе к правому для зрителей краю сцены.

Хороший кинетический крючок ― взаимодействие со слайдами, когда спикер указкой или рукой обращает внимание на какую-то часть слайда.

Любая демонстрация на сцене ― показ проекта или его части ― тоже прекрасный вариант кинетического крючка. Так, на презентации первого Macbook Air Стив Джобс положил его в почтовый конверт, чтобы наглядно показать его компактность.

Итак, на какие вопросы об аудитории нужно ответить:

  • Что хочет аудитория?
  • Что ей важно?
  • Что ей интересно?
  • Какими знаниями по теме обладают слушатели? Какой у них опыт?

Получить информацию по последнему вопросу можно разными способами: поговорить с организаторами, поискать информацию в открытом доступе или поговорить с представителями аудитории. Также можно выяснить, какие есть тренды в исследуемой сфере.
Создать ключевое сообщение выступления
Объединяем цель и аудиторию — и создаём ключевую идею выступления. Ключевая фраза отражает цель выступления и не позволяет выбиться из канвы выступления.

Например, я хочу, чтобы аудитория инвестировала в мой проект. Ключевая фраза может быть такой: «Мой проект такой-то, он даст вам такую-то прибыль». А если для слушателей важны не только материальные ценности ― добавляем «… и сделает наш город чище», если, к примеру, речь идёт об экологическом проекте.

Спикеры часто думают: «Да зачем мне ключевая фраза? Я и так понимаю, что хочу сказать». Но фиксация ключевого сообщения выступления позволит спикеру точно и аргументированно доносить идею выступления. И не будет разночтений в том, как спикера поймёт аудитория.
  • Аудитория не запомнит всё, но основная мысль выступления должна остаться в памяти.
Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда выступление понравилось, но не можете чётко сказать, про что оно было. Стендап ― хорошая иллюстрация таких случаев, поскольку их цель ― развеселить людей, а ключевой идеи может и не быть.
Бесплатный бот Нетологии «Вам слово» помогает делать речь уверенной, а выступления ― убедительными. Пройдите диагностику, чтобы понять, что можно улучшить в голосе или речи. В разделе «Лайфхаки» вы найдёте лучшие рекомендации экспертов Нетологии, а в разделе «Больше практики» узнаете, как встать на путь уверенного оратора с чёткой речью.

Как выстроить структуру публичного выступления

Структура содержит вступление, основную часть, заключение.

Во вступлении мы будем устанавливать контакт с аудиторией, ломать лёд.

Что для этого советую делать:

  • рассказать историю, которая будет близка слушателям и они смогут увидеть в ней себя;
  • можно задать вопросы и вывести аудиторию на небольшой диалог;
  • можно использовать метафору, как в крючках;
  • сделать аудитории комплимент ― нетривиальный и совершенно точно искренний;
  • съюморить, например показать мемы.

Может показаться, что крючки, о которых мы говорили выше, и приёмы, которыми мы ломаем лёд, во многом схожи. Это не так ― они выполняют разные задачи. Крючки привлекают внимание, чтобы слушатели сосредоточились и не отвлекались на смартфоны. А приёмы помогают установить отношения с аудиторией.

В основной части мы предоставляем аргументы, подтверждающие ключевое сообщение.

В конце мы резюмируем выступление и призываем к действию ― вспоминаем цель выступления.

Если это презентация для инвесторов, можно обратиться с предложением вложиться в проект или продолжить общение после выступления. Если формат мероприятия позволяет, это могут быть призывы подписаться на личные аккаунты или аккаунты компании, которую представляет спикер.

Если мероприятие не связано с маркетинговыми целями, призыв к действию всё же должен быть. Так, на TEDx не принято приглашать слушателей на что-то подписываться, но принято приглашать к какому-то действию.
Например, историк архитектуры Айрат Багаутдинов предложил прогуляться по ВДНХ в Москве и посмотреть объекты, о которых он рассказывал. И в целом призвал обращать внимание на архитектурные особенности зданий, рядом с которыми гуляем, и узнавать их историю

Технические аспекты подготовки

Шрифты
Советую использовать простые шрифты, чтобы они не полетели на другом устройстве.

Это могут быть стандартные шрифты вроде Arial или Tahoma, которые точно откроются на любом устройстве. Правда, будут выглядеть неоригинально, так как их многие используют.

Шрифты, которые тоже есть на большинстве устройств, но их используют реже и потому они выглядят интереснее, ― Trebuchet, Corbel или Franklin Gothic.
Презентация
Можно использовать PDF-формат, если у организаторов мероприятия в программе для показа PDF-файлов есть функция демонстрации слайда на весь экран.

Если такой опции нет, лучше не использовать PDF-презентацию, так как на некоторых экранах видны последующие слайды. Это нарушает драматургию выступления, особенно если дальше есть неожиданная для аудитории информация. Кроме того, слайд, не связанный с выступлением, отвлекает аудиторию.

Презентация в PowerPoint или в схожих программах в этом плане более подходящий вариант, так как для просмотра доступен только один слайд и можно работать с анимацией.

Помимо отправки презентации организаторам, программа минимум ― взять её с собой на флешке и отправить себе в Telegram. Программа максимум ― отправить презентацию партнёру с гарантированным доступом к интернету в день выступления, чтобы он мог продублировать файл организаторам. Ещё можно прихватить с собой компьютер.
Кликер
Самое ужасное — это когда говорят: «Следующий слайд». Это сбивает слушателя с нити рассказа, как будто бы вы читали книгу и перед каждой страницей объявляли бы её номер.

Если кликера нет, вместо него можно использовать телефон. Для iOS понадобится программа Keynote. Для Android ― приложение Clicker. Только нужно учитывать, что телефонные кликеры должны быть установлены на устройстве, с которого будет запускаться презентация.

Лучше заранее потренироваться работать с кликером на телефоне, чтобы всё прошло гладко. Я наблюдала плачевную ситуацию, когда спикер оказался не готов, что нужно переключать слайды на телефоне, и презентация всё время уходила не туда ― намного вперёд или назад. Это сильно портило впечатление от выступления.

Физические аспекты подготовки

Прежде всего важно выспаться.

Одежда должна быть привычной и не причинять дискомфорт. Лучше надеть что-то однотонное, чтобы аудитория сконцентрировалась на речи. Во внешнем виде могут быть акценты, но они должны гармонировать с остальным образом, иначе они будут выбиваться и мешать восприятию выступления.

Советую взять с собой воду, потому что у организаторов её может не быть.

Какие чаще всего делают ошибки при подготовке к выступлению

Заучивают текст наизусть

Самая распространённая ошибка начинающего спикера ― заучивать текст. Так как большинство не обладает навыками, которым учат в театральных вузах, это выглядит так, словно человек читает текст, как пономарь.

Исправить ситуацию помогут частые репетиции ― в идеале несколько раз в день. Причём нужно не просто повторять речь в метро или в машине, а проигрывать её так, словно выступаешь на сцене.
  • Идеально подготовленное выступление звучит как рассказанное на ходу, как рождённое прямо на сцене.
То, когда нужно начинать репетиции, зависит от опыта спикера и от того, насколько хорошо он запоминает текст. Новичку лучше начинать подготовку к выступлению за месяц до мероприятия.

Используют письменный текст для живого выступления

Эта ошибка пришла из лекционного формата, когда спикер говорит много фраз, которые не несут никакой информации. Обычно это делают, чтобы немного успокоиться ― за счёт публики, которая вынуждена прослушать 3–4 бесполезных предложения перед тем, как узнать информацию по теме, которую ждёт.
  • Нужно учиться настраиваться, собираться и успокаиваться до выступления. Придумать интересное начало, отрепетировать его, чтобы им вдохновиться, настроиться на позитивный лад ― и мозг успокоится, так как поймёт, что всё понятно и безопасно. Энергичный посыл передастся и аудитории.
Ещё один способ избежать письменного текста ― проговаривать написанное вслух. Это поможет увидеть и убрать заковыристые моменты, усложняющие восприятие.

Также не советую включать в презентацию весь текст выступления. Она должна быть поддержкой, а не конспектом речи.
Комплексно подготовитесь к выступлению, проработаете все аспекты: от дикции до удержания внимания аудитории

Научитесь справляться с волнением и чувствовать себя свободно и уверенно перед самой разной публикой

Личным опытом поделится журналист, рассказчик и телеведущий Владимир Раевский
Комплексно подготовитесь к выступлению, проработаете все аспекты: от дикции до удержания внимания аудитории

Научитесь справляться с волнением и чувствовать себя свободно и уверенно перед самой разной публикой

Личным опытом поделится журналист, рассказчик и телеведущий Владимир Раевский

Что делать, если во время выступления что-то пошло не так

Если возникли технические проблемы

Есть известное видео со Стивом Джобсом, когда у него сломался кликер и не пролистывалась презентация. Стив сказал: «За кулисами сейчас происходит маленький конец света», ― и все засмеялись.
Спикеру ― лидеру ― следует показать, что он не игнорирует технические неполадки и контролирует ситуацию. Иначе, если лидер не реагирует и ведёт себя неуверенно, можем ли мы ему доверять? Кроме того, реакция на сломанный кликер или зависшую презентацию может разрядить обстановку и помочь наладить контакт с аудиторией.

Возвращаясь к Стиву Джобсу. Пока кликер не работал, он рассказывал историю о своём студенчестве, когда он с друзьями портил проводку во время матчей так, что трансляция прерывалась на самом интересном месте.

Если забыли текст

Повторить тезисы
Один из наших спикеров забыл текст и просто начал повторять фразы. Он переформулировал тезис, как бы подводя итог выступлению, пока одно из выражений не напомнило ему исходный текст. Однако этот совет работает только в том случае, если осталось достаточно времени до конца выступления.

Если же спикеру не удаётся вспомнить, о чём говорить дальше, есть два варианта:

  • Подглядеть информацию в презентации. Также ― особенно начинающим спикерам ― советую заготовить шпаргалки, например скинуть тезисы выступления на телефон или занести их в блокнот.
  • Выписать тезисы непосредственно перед выступлением, чтобы освежить их в памяти. Например, в ожидании своей очереди или во время репетиции дома.

Второй вариант также подходит тем, кто выступает без презентации и без шпаргалок. Нужно просто пропустить забытые части выступления и продолжить с тех, что помним.
  • Двигаться дальше ― более эффективно для спикера и более интересно для слушателей, чем пытаться вспомнить текст и тратить отведённое на выступление время.
Кроме того, не стоит забывать, что если информация действительно окажется важной, о ней спросят. И у спикера будет готов подробный ответ.
Оставить на потом забытую информацию и обыграть это
Самое неприятное, что у меня было, ― когда я говорю «первое, второе, третье» и забываю третий пункт. Раньше я мучилась, краснела ― ничего хорошего из этого не выходило.

Сейчас я говорю: «Оставьте, пожалуйста, место под третий пункт, чтобы дописать его, когда я вспомню». Потом я продолжаю выступление, вспоминаю забытое и встраиваю его в канву выступления. Люди оставляют место под третий пункт и позже легко дописывают его.
  • Никто не ждёт идеальности, пластиковой и ненатуральной. Напротив, нужно быть живым. И в этой парадигме забытый текст лучше обыграть: предложить записать попозже, пошутить на эту тему и искренне признаться в том, что мы что-то забыли.
Отнестись спокойно к забывчивости
Есть классная фраза: «Никто не знает, о чём вы хотели говорить, никто не читал ваш текст». Ничего страшного, если не получается что-то вспомнить. Лучше честно об этом сказать.

В такой ситуации помогает PowerPoint, где можно увидеть кусочки выступления. А если нет презентации, как уже говорила выше, лучше зафиксировать тезисы выступления на телефоне или бумаге.

Если это что-то важное ― об этом спросят. А неважное и есть неважное.

Если вышло время выступления

Не нужно судорожно перелистывать слайды, чтобы добраться до конца презентации.

Действия зависят от того, на каком этапе остановился спикер. Если это последний пункт, его можно проговорить кратко. И при этом чётко обозначить ситуацию: «Я перехожу к последнему пункту, так как мне уже машут коллеги, что пора закругляться».

Если время выступления закончилось на середине презентации, единственный выход ― существенно сократить своё выступление. Например, завершить мысль, а потом сразу перейти к финалу и напомнить, что в презентации указаны контакты, по которым можно задать дополнительные вопросы.
  • Главное ― не скомкать окончание выступления. В любом случае нужно завершить презентацию и оставить слайд с контактами, чтобы он повисел на экране, пока другой спикер выходит на сцену.

Если аудитория не вовлекается в интерактив

Идеально: продумать план Б на случай, если аудитория не ответит на вопрос. Например, приготовить ещё несколько вопросов. Универсальных, на которые легко ответит большинство, но небанальных, чтобы никто не закатывал глаза, как при вопросе «Кто хочет быть успешным?»

Приемлемо: импровизируем. Придумываем на ходу ещё один вопрос, который позволит установить контакт с аудиторией и подвести к теме разговора. Или встраиваем ответ в контекст выступления.

К примеру: «Поднимите руку, кто любит свою работу». Руки поднимает вся аудитория. Можно ответить: «Как вам повезло! Вы входите в 20% людей, которые, согласно статистике, любят свою работу. А что чувствуют остальные 80%?»

Ещё можно прямо признаться, что вы ожидали другой реакции, и сделать комплимент аудитории: «Ого, вот вы какие крутые!»

Если отвлеклись и непонятно, как вернуться к речи

Противоядие против ухода в сторону ― структура выступления.

Речь может строиться по модели «Парфенон» в честь древнегреческого храма, которую создал эксперт в области ораторского искусства Флориан Мюкк. Фундамент ― это вступление, 3 колонны ― аргументы или подтемы, а крыша ― призыв к действию.
  • Во время каждого выступления я визуализирую, на какой части Парфенона я нахожусь. Например, первая колонна ― здоровье, соответственно об этом и говорю. А если вдруг куда-то уплываю, я вспоминаю, на какой колонне нахожусь.
Ещё помогает, когда говоришь, что есть три причины чего-то, к примеру. Сложно уйти от сути, когда ты анонсировал три пункта, потому что мозг тоже настраивается на ожидание первого, второго и третьего. О том, что остался третий пункт, может напомнить и аудитория, которая хочет записать его.

Если слишком часто смотрим на презентацию

Чтобы соблюдать баланс между тем, чтобы подсматривать в презентацию и смотреть на слушателей, рекомендую использовать правило «трёх П»:

Посмотри ― взгляд на презентацию.
Повернись ― поворачиваемся к аудитории.
Проговори ― говорим тезисы на слайде.

Говорить, пока поворачиваемся или пишем на флипчарте, стоя спиной к аудитории, нежелательно.

Если слишком волнуемся

Можно отойти и попить воды. Бывает, что успокаиваешься, пока только идёшь к месту, где она стоит.

В актёрском мастерстве есть способ бороться со страхом через действие ― начинать что-то делать до того, как мозг испугается. Если где-то застопорились от волнения, можно попробовать какое-то движение ― приблизиться к публике или презентации. Как я делаю: раскладываю на пюпитре телефон и блокнот и проверяю технические моменты, например кликер. Так я даю сигнал мозгу, что я тут освоилась.

Советую пораньше приходить на выступление, чтобы познакомиться с местом и окружить себя привычными вещами. Это позволит меньше волноваться, так как среда уже не будет чужой.

Советы от экспертов курсов Нетологии по работе с выступлениями и голосом

Посмеяться над собой ― значит, лишить этой возможности других.

Конечно, всё может пойти не так. В самом начале вы можете выйти и запнуться о шнур, спикировав на сцену совсем не так, как планировали. Вы можете перепутать тезисы, перемножить вместо того чтобы разделить, заговориться ― да хотя бы просто закашляться.

Первый и главный антидот для паники и провала ― шутка. Если вы посмеётесь над собой, это мгновенно наденет на вас бронежилет с защитой от любых насмешек.

Если вам не удастся сделать это реактивно, попробуйте заготовить шутку заранее. Например, вы рассчитывали, что в зале раздастся смех, а они молчат ― скажите, что вообще-то вы с таким лицом дома новости читаете.

Помните, что никакая случайность не определяет вас целиком ― на то она и случайность. Эту случайность остаётся только обратить в финт.
Не сдавайтесь!
Посмеяться над собой ― значит, лишить этой возможности других.

Конечно, всё может пойти не так. В самом начале вы можете выйти и запнуться о шнур, спикировав на сцену совсем не так, как планировали. Вы можете перепутать тезисы, перемножить вместо того чтобы разделить, заговориться ― да хотя бы просто закашляться.

Первый и главный антидот для паники и провала ― шутка. Если вы посмеётесь над собой, это мгновенно наденет на вас бронежилет с защитой от любых насмешек.

Если вам не удастся сделать это реактивно, попробуйте заготовить шутку заранее. Например, вы рассчитывали, что в зале раздастся смех, а они молчат ― скажите, что вообще-то вы с таким лицом дома новости читаете.

Помните, что никакая случайность не определяет вас целиком ― на то она и случайность. Эту случайность остаётся только обратить в финт.
Не сдавайтесь!
Первое правило публичного выступления ― с вероятностью в 99% оно пройдёт не совсем так, как вы планируете.

Пойти не так может вообще всё:

  • скажете «пердсердатель» вместо председателя;
  • забудете тот самый переход между слайдами;
  • горло пересохнет до дедовского кашля;
  • не запустится презентация;
  • зал будет отвечать на вопросы совсем не так, как вы рассчитывали.

Поэтому сложнее всего выходят в люди перфекционисты и фанаты тотального контроля.

Основной совет: примите как факт ― что-то точно будет не так, как вы представляли. Можно смело выделить часик и как следует прострадать эту несправедливость. Лучше до, чем после.

Что действительно важно ― то, как вы реагируете на шероховатости. Уйти со сцены после «пердсердателя» ― плохо. Понуро выступить до конца ― средне. Улыбнуться и сказать: «Уважаемая комиссия, извините, но мне очень нужно попить. Пересохло в горле от того, как хочется утащить отсюда диплом», ― отлично.

Людям нравятся другие люди. Покажите, что и вы человек. Хорошенький, но не идеальный. И шуточки у вас очаровательно дурацкие.

Тотально выверенная идеальность, даже если и случается ― это скучно, пресно и пахнет пластиком.

Хороший план допускает импровизацию. Поэтому подготовьте воду, скиньте презентацию во все возможные места и приготовьтесь в случае чего быть просто человеком 🙂
  • Дарья Кировская
    Тренер по голосу и речи, преподаватель курса Нетологии «Голос и речь»
Первое правило публичного выступления ― с вероятностью в 99% оно пройдёт не совсем так, как вы планируете.

Пойти не так может вообще всё:

  • скажете «пердсердатель» вместо председателя;
  • забудете тот самый переход между слайдами;
  • горло пересохнет до дедовского кашля;
  • не запустится презентация;
  • зал будет отвечать на вопросы совсем не так, как вы рассчитывали.

Поэтому сложнее всего выходят в люди перфекционисты и фанаты тотального контроля.

Основной совет: примите как факт ― что-то точно будет не так, как вы представляли. Можно смело выделить часик и как следует прострадать эту несправедливость. Лучше до, чем после.

Что действительно важно ― то, как вы реагируете на шероховатости. Уйти со сцены после «пердсердателя» ― плохо. Понуро выступить до конца ― средне. Улыбнуться и сказать: «Уважаемая комиссия, извините, но мне очень нужно попить. Пересохло в горле от того, как хочется утащить отсюда диплом», ― отлично.

Людям нравятся другие люди. Покажите, что и вы человек. Хорошенький, но не идеальный. И шуточки у вас очаровательно дурацкие.

Тотально выверенная идеальность, даже если и случается ― это скучно, пресно и пахнет пластиком.

Хороший план допускает импровизацию. Поэтому подготовьте воду, скиньте презентацию во все возможные места и приготовьтесь в случае чего быть просто человеком 🙂
  • Дарья Кировская
    Тренер по голосу и речи, преподаватель курса Нетологии «Голос и речь»
Сделаете голос и речь мощными инструментами для достижения целей ― в работе и жизни

Обретёте уверенность ― чтобы звучать с естественной для вас красотой

Соберёте индивидуальный багаж инструментов, чтобы поддерживать и развивать новые навыки
Сделаете голос и речь мощными инструментами для достижения целей ― в работе и жизни

Обретёте уверенность ― чтобы звучать с естественной для вас красотой

Соберёте индивидуальный багаж инструментов, чтобы поддерживать и развивать новые навыки
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Медиа Нетологии? Читайте наши условия публикации.

Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Коуч спикеров TEDx, преподаватель курса Нетологии «Ораторское мастерство»
Оцените статью