Выступления на конференциях — один из способов продвижения и развития личного бренда эксперта. Сейчас многие хотят медийности и ищут сцену, но не знают всех нюансов подготовки спикеров. Одни думают, что на конференции не пробиться, если нет опыта публичных выступлений. Другие полагают, что стать спикером можно, только имея связи среди организаторов. Но это не всегда так. Организаторы всё время в поиске и стараются заполучить спикеров, которые зажигают аудиторию.
Команда проекта «Морошка» проводит нишевые онлайн-конференции для предпринимателей и экспертов с 2018 года, а также помогает с продвижением через публичные выступления в своей «Лаборатории». Руководитель проекта Наталья Вольная рассказывает, как выступать так, чтобы не спикер искал площадку и проходил фильтры, а организаторы охотились за ним и приглашали снова и снова.
Из внутренней кухни организаторов: найти классного спикера — задача со звёздочкой
За 6 лет работы мы в «Морошке» провели 22 онлайн-конференции и большое количество вебинаров, мастер-классов и эфиров. На каждой крупной конференции у нас выступают от 25 до 40 специалистов. Конечно, сначала мы закрываем позиции спикерами из белого списка, которых просит аудитория и с которыми у организаторов уже был позитивный опыт сотрудничества.
Но зрители не ходят на мероприятия, где всё время одни и те же лица. Поэтому мы в постоянном поиске новых спикеров: ищем и растим их сами, просим рекомендаций, обрабатываем сотни входящих запросов. И это жесть, ребят.
Запросов «хочу стать спикером» — тьма, а хороших докладчиков крайне мало. И те, кто действительно может увлечь аудиторию и зажечь на сцене, — нарасхват. Именно их аудитория просит позвать снова, на них подписывается больше всего людей.
Большое заблуждение начинающих спикеров: публичное выступление — это крутая презентация и полезный контент. Да, контент важен, но…
Главный герой сцены — спикер, а не прекрасно подобранные шрифты в его презентации.
Чтобы стать хорошим спикером, нужно держать в голове две цели: зацепить аудиторию и очаровать организаторов. И готовиться к выступлению нужно исходя из этих двух задач, а не из того, какие шрифты и картинки в презентации. И точно не из потребности продавать все 40–60 минут доклада.
Как подготовиться к выступлению, чтобы зацепить зрителей
Внимание, доверие, лояльность аудитории формируются через четыре аспекта восприятия: аудиальный, визуальный, энергетический и смысловой.
Мало приносить на выступление только пользу-пользушку. И вот пример.
Ловушка снулой рыбины: когда опыт и знания не спасают
Однажды мы пригласили на конференцию именитого эксперта с аудиторией, курсами, книгой и огромным опытом в нише. Тогда мы ещё не делали прогонов перед выступлениями, только утверждали темы, тезисы и просматривали презентации. Представьте наши эмоции, когда на выступлении этого спикера у нас стала стремительно отваливаться аудитория, которая пришла на имя. Было 1 000 людей онлайн, стало 900, 800, 750 и ещё меньше. Что пошло не так?
Польза была? Была. Со структурой и визуалом тоже всё отлично. Примеры из опыта — вагон. Но это было скучная, монотонная и унылая лекция, на которой засыпают даже отличники с первых рядов. Не было энергии и огня, живой подачи, работы с интонациями и коммуникации со зрителем.
Бесплатный бот Нетологии «Вам слово» помогает делать речь уверенной, а выступления — убедительными. Пройдите диагностику, чтобы понять, что можно улучшить в голосе или речи. В разделе «Лайфхаки» вы найдёте лучшие рекомендации экспертов Нетологии, а в разделе «Больше практики» узнаете, как встать на путь уверенного оратора с чёткой речью.
Три совета, как поддерживать огонь на выступлении
Играйте с форматом и раскрытием темы
Одну тему можно подать в разных форматах: инструкции, практики, кейса, вредных советов, баттла, игры и не только.
Сравните подачу. На какую тему вы бы пришли более охотно?
Как вести переговоры с клиентом
- Частые ошибки исполнителей
- Как произвести благоприятное впечатление
- Вопросы, которые нужно задать, чтобы понять задачу
- Как отвечать на возражения
Переговорный баттл «Как рассказать о себе, чтобы заинтересовать заказчика» + комплексный анализ речевого поведения
- Что делать, если клиент услышал цены и молчит?
- Какие вопросы задать, чтобы точно понять, что нужно клиенту?
- Как превращать «дорого», «я подумаю», «не сейчас» в «куда платить»?
- Как быть лидером в переговорах и доводить их до цели?
- Как не слить клиента, даже если он не купил прямо сейчас?
Приём с баттлом — реальный. На одной из наших конференций такой формат выступления был у специалиста по трафику Дмитрия Фердмана.
Но и в случае обычного формата, стоит вовлекать зрителей и держать с ними контакт.
Работайте с аудиторией, читайте чаты, отвечайте на вопросы
Самое важное на выступлении — зрители, иначе нет смысла вообще выходить на сцену. Однако многие спикеры считают себя звёздами и всё отведённое им время говорят только о себе.
Мы проводили опрос, где зрители рассказывали, что их бесит. Акцент на себя — бесит сильно.
Классно, когда спикер работает с аудиторией нон-стоп, умеет переключиться с рассказа на вопрос из чата и обратно без потери нити повествования. У слушателя, комментарий или вопрос которого заметили, случается маленькая минута славы — он становится теплее. Так что стоит давать аудитории право слова и возможность поделиться наболевшим в чате.
Если эксперт не успевает работать с чатом в эфире, стоит просить у организаторов мероприятий выгружать чаты и их анализировать. Во-первых, это темник и идеи для ответов на возражения. Во-вторых, реплики слушателей помогут выявить слабые места и усилить будущие публичные выступления.
Будьте яркими и запоминающимися
Спикер конференции всегда немножко лицедей. А актёры используют грим и костюмы для большей выразительности. Если в обычной жизни докладчик не самый яркий человек, то на выступлении можно позволить себе больше, чтобы запомниться слушателям. Но переигрывать не нужно.
Если у спикера мало опыта в публичных выступлениях, не нужно пытаться усидеть на всех стульях сразу и ставить целью только лишь продажи.
Люди с большей вероятностью пойдут за специалистом, кто без махрового «купи-купи» сможет показать, как он или его метод меняет жизни к лучшему.
- Научитесь говорить свободно и уверенно, ёмко и доходчиво
- Улучшите звучание голоса и качество коммуникации
- Наладите взаимодействие со слушателями
- Сможете управлять физиологическими и психологическими аспектами речи
Как подготовиться к выступлению, чтобы очаровать организаторов
Со зрителями всё понятно: пришёл, выступил, запомнился. А чем цеплять организаторов? Ниже расскажу подробнее, от чего млею я, а пока ― новый коктейль ↓
На что я как организатор конференций обращаю внимание, когда веду переговоры с потенциальным спикером ↓
Сама идея: тема, формат, подача, фишки, ноу-хау
Это для меня самое важное. Начнём с того, что стать спикером не значит писать «У меня 20 лет опыта, давайте я об этом расскажу».
Между нами должна проскочить искра, поэтому важно, какую тему предлагает спикер. Она должна быть не избитой, чёткой и в формате наших конференций. Я жду, что человек изучил лендинги прошлых конференций и понимает, как рассказать о своей теме нашей аудитории.
Всегда смотрю на сильные формулировки. Сравните:
Тонкости воронок продаж в онлайн-образовании
→
Воронка, которая привела 20 тысяч человек на курс и вызвала фурор в нише
Как писать в соцсетях
→
8 схем и готовая формула для создания вовлекающего контента в соцсетях
Как сотрудничать с блогерами
→
Реклама у блогеров во время самоизоляции. Как найти подходящего блогера, как ему написать, что рекламировать
Если спикер говорит, что на выступлении сможет дать практику — это плюс. Но также я хорошо отношусь к кейсам, ноу-хау, авторским методам, которые можно быстро продемонстрировать.
Кроме этого, я жду, что спикер вместе с темой даст тезисный план или покажет структуру выступления. Этот шаг даже опытным спикерам приходится подсказывать.
Именно планы выступлений помогают организаторам понять, насколько полна программа конференции и нужно ли искать других спикеров, чтобы закрыть острые болевые точки аудитории.
Репутация, опыт, наработанная база спикера
Когда мы хотим познакомиться ближе с интересным человеком, мы смотрим его сайт, соцсети, видео, читаем статьи и книги.
Да, я умею гуглить. Но круче, когда потенциальный спикер проявляет заботу, экономит время организатора и присылает всё сам. «Вот мой сайт, три лучших кейса, ссылки на прошлые выступления и подарок для участников конференции». Так я сразу могу оценить, как человек держится в кадре, о чём пишет, снимает и говорит, как выстроена его воронка.
Высший пилотаж ― собрать все важные сведения и ссылки в удобный медиакит. Это может быть страница-визитка, PDF, презентация или Notion.
Например, в Лаборатории одна из участниц проекта собрала весь свой опыт в Notion таким образом:
Если опыта выступлений нет, а тема интересная, я часто прошу спикера записать видеовизитку.
Если человек не очень уверенно держится, это не повод ему отказывать. Когда вижу потенциал, готова поработать со спикером отдельно — устроить репетицию или обучить в «Лаборатории».
Коммуникация и организованность
Суперважно, как человек ведёт переговоры, какое первое сообщение он мне прислал, как быстро отвечает, насколько конкретно и чётко формулирует мысли, соблюдает ли договорённости. Если начинает растекаться по древу, пропадать с радаров и отвечать отписками — это сразу красный флажок. Спикер ненадёжен.
У нас был случай, когда звёздный спикер взял тему, забронировал время выступления и просто пропал. А когда мы поняли, что выступление под угрозой срыва, получили гениальный ответ: «Я передумал».
Не надо так.
Обещали тезисы через два дня — пришлите в срок или раньше. Нужна презентация к 25-му числу — она должна быть готова к 25-му и ни днём позже. Железно.
Организованность = профессионализм
Поверьте, очень небольшой процент спикеров соблюдает сроки. У вас есть возможность выделиться и покорить сердечки организаторов.
Подытожим
Если не знаете, как стать постоянным спикером мероприятий, стоит держать в голове эти советы:
- Ставьте целью каждого выступления пользу для зрителей и заботу об организаторах, а потом уже вовлечение аудитории в свою воронку продаж.
- Готовьте доклады, которые стоят на четырёх китах: аудиальном, визуальном, энергетическом и смысловом.
- Поддерживайте огонь в эфире за счёт тесного контакта с аудиторией.
- Запоминайтесь внешним видом, подачей, фишками.
- Прежде чем писать письмо организаторам, изучите площадку и аудиторию.
- Предлагайте нетривиальные темы, раскрывайте содержание в тезисах.
- Экономьте время организатора, пишите чётко и по делу, высылайте медиакит.
- Не пропадайте с радаров и делайте обещанное вовремя.
Читать также
Как побороть страх публичных выступлений
Работа с аудиторией: подборка книг и практические советы по успешным выступлениям
Как самостоятельно развить навык публичных выступлений: 7 ключевых шагов
Как уверенно и красиво говорить на камеру
Как сделать экспертные материалы лёгкими для восприятия — избавляемся от канцелярита и скуки
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.