В процессе обучения мы рассчитываем получить полезные и в то же время интересные материалы, которые помогают вырасти в профессии, устроиться на работу, освоить новую методику. Но бывает, что информация подаётся сложно и скучно — приходится распутывать каждую фразу, чтобы добраться до сути. Если говорить о платном обучении, это может стать причиной плохих отзывов о курсе и запросов о возврате денег.
Руководитель контент-агентства 4Х Анна Линнден рассказывает, как избежать таких ошибок и сделать экспертные материалы понятными и увлекательными. Не только лекции и вебинары, но и выступления на конференциях, статьи и посты в соцсетях.
Я несколько лет работала в сфере онлайн-образования: собирала команды, редактировала материалы, обучала преподавателей грамотно излагать мысли. Примеры, которые вы увидите в этой статье, я взяла из реальных лекций. По этим текстам учились студенты, и кураторы каждый день получали жалобы и вопросы, пока на платформе не появились отредактированные материалы.
Расскажу, как доработать сырые материалы и не обмануть доверие людей.
Убираем из текста всё, что не работает на цель
Цель должна быть у каждого занятия, иначе нет смысла его проводить. Если с формулировкой целей возникают сложности, эксперту лучше обратиться за помощью к методисту.
Преподаватели нередко раздувают текст, добавляя туда всё подряд.
Что можно смело выкидывать
Рассуждения о полезности курса. Студенты уже пришли учиться — не нужно тратить их время впустую.
Примеры:
«Нейроанатомия (анатомия нервной системы) играет важную роль в подготовке специалистов в области медицины».
«Каждый дизайнер, который хочет создавать эскизы одежды, должен в обязательном порядке пройти курс по дизайну одежды и стилю. Курсы дизайна открывают перед выпускниками двери в мир моды и позволяют профессионально выполнять заказы и качественно делать свою работу».
Лишняя информация о людях, упомянутых в лекции. Например, преподаватель пишет: «Термин „высшая нервная деятельность“ был введён в науку Иваном Петровичем Павловым. Иван Петрович — советский и российский учёный, физиолог. Он родился в 1849 году [и дальше идёт биография]».
Лекция не о Павлове — его биография здесь не нужна, она только путает студентов.
Рассказы о личных предпочтениях преподавателя. Так, один педагог, не разобравшись в теме, добавил в лекцию по психологии целую страницу «о вреде китайского мультика про тетрадку, которая убивает людей» — речь о Death Note.
Случается также, что в материалах мелькают фразы из серии «А есть ещё такой метод, но я его не одобряю, так что эту тему мы разбирать не будем» или «Все люди, которые увлекаются [подставляем что угодно, например видеоигры], по природе своей инфантильные и ненормальные».
Этим список не ограничивается. Следует убрать блоки, которые раздувают лекцию, но никак не помогают студенту разобраться в теме и добиться цели обучения.
Если в лекциях есть сложные термины, которые студенты могут и не запомнить, советую не расшифровывать значение термина каждый раз, когда он встречается, а сделать глоссарий и каждый сложный термин в тексте выделять как ссылку.
Если студент забыл значение, он кликнет по ссылке — откроется всплывающее окно, комментарий или отдельная страница со справочной информацией. Так мы добиваемся сразу двух целей. Если студент знает значение термина, его не будут раздражать постоянные расшифровки. А если не знает — за несколько занятий точно выучит, пользуясь подсказкой. Проверено на многих курсах, классно работает.
Избавляемся от длинных цепочек существительных
«Формирование у обучающихся подходов к исследованию высших функций мозга, знаний о закономерностях работы головного мозга, о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира» → через такой текст очень трудно продраться.
Длинные цепочки существительных стоит распутать, докопаться до смысла, сформулировать короче и проще:
О результатах рассмотрения обращения в приемную комиссию института вы будете уведомлены в установленный срок.
→ Мы рассмотрим обращение до 16 марта и свяжемся с вами.
Во избежание получения травм пассажирами автобуса во время поездки рекомендовано держаться за поручни.
→ Держитесь за поручни.
Одна из функций нервной системы — получение информации о состоянии внешней и внутренней среды от нервных окончаний или специализированных клеток.
→ Одна из функций нервной системы — получать от рецепторов информацию о температуре, запахе, вкусе, уровне освещения и пр.
Нервной системой данного мужчины, жертвы ограбления, была вызвана паническая атака в рамках функции программирования поведения.
→ Нервная система стремится уберечь организм от опасности. Поэтому, когда мужчина оказался в переулке, где его недавно ограбили, нервная система попыталась увести его оттуда с помощью панической атаки.
Бывает, что после распутывания длинной фразы оказывается, что смысла в ней и нет.
Так, в инструкции к тесту преподаватель написал: «Качество выполнения этого задания может служить показателем уровня ваших знаний по преподаваемому мною предмету». Эту фразу можно просто убрать.
Используем действительный залог вместо страдательного
Текст слабеет из-за пассивного залога. Мы словно стыдимся действующих лиц, как автор фразы из новости «Денежные средства были украдены [но не скажем, кто это сделал]».
Кроме того, предложения с пассивным залогом труднее читать и понимать.
В изолированном участке спинного мозга может быть восстановлена способность к осуществлению безусловных рефлексов. Так, у пациента с повреждением спинного мозга может быть вызван коленный рефлекс, хотя пациентом не будет воспринят стимул.
→ Изолированный участок спинного мозга может восстановить способность вызывать безусловные рефлексы. Так, если слегка ударить пациента с повреждением спинного мозга по колену, его нога непроизвольно дёрнется, хотя сам человек не почувствует удара.
Не прячем действующее лицо и говорим прямо в фразах из серии «документ был подписан директором» и «проект разрабатывается учёными».
Эйнштейном была получена Нобелевская премия.
→ Эйнштейн получил Нобелевскую премию.
Нами был подписан договор.
→ Мы подписали договор.
Данная тема была разобрана в рамках второго занятия.
→ Эту тему мы разобрали на втором занятии.
Заменяем отглагольные существительные глаголами
Взятие — взять. Выявление — выявить. Выполнение — Выполнить. Осуществление — лучше вообще удалить 🙂
Но не нужно фанатично выбрасывать все отглагольные существительные подряд. Стоит заменять их глаголами только там, где это усилит фразу, сделает её легче.
Для достижения нужного уровня требуется повышение количества вещества N.
→ Чтобы достичь нужного уровня, следует добавить больше N.
Нами было проведено изменение чертежей.
→ Мы переделали чертежи.
Осуществление ремонта бригадой возможно только после получения предварительной оплаты.
→ Бригада начнёт ремонт после предоплаты.
Упрощаем канцелярские обороты
Бюрократический язык — канцеляризмы — в основном используют государственные учреждения.
За сложными конструкциями спрятали вот что: «Мы проверили место, о котором вы написали в обращении, и не нашли там незаконных свалок. Зато увидели гору снега, которой там быть не должно».
Канцеляризмы до сих пор встречаются в деловой переписке и публикациях крупных компаний, потому что «так звучит солиднее». На самом деле никакой солидности здесь нет — суть просто прячут за громоздкими фразами.
Почти всегда можно убирать или заменять без потери смысла такие слова и словосочетания:
- является;
- считается;
- заключается в чём-либо;
- с определённой долей вероятности;
- служить (служит показателем того-то);
- некий, какой-либо (некие представления, какие-либо взгляды на проблему);
- так называемый;
- следующим образом → можно заменить словом «так»: опыт провели так…;
- определённый момент времени → лучше указать, когда конкретно;
- в качестве: он выступал в качестве экспериментатора → он был экспериментатором;
- данный → этот;
- в связи с чем-либо → из-за этого;
- денежные средства → деньги;
- оказывать помощь → помогать;
- принимать решение → решать;
- в результате этого происходит: в результате этого происходит слияние клеток → клетки сливаются.
И это далеко не полный список.
Когда мы выбрасываем канцелярит из текста, он становится короче и понятнее:
Существенное влияние на развитие математики оказали работы…
→ На развитие математики повлияли работы…
Прежде чем перейти к изучению собственно строения и функционирования нервной системы, необходимо рассмотреть терминологию, используемую в анатомии и физиологии.
→ Рассмотрим терминологию.
Чтобы проверить себя, советую прочитать лекцию вслух и представить, что рассказываете материал другу. Так легче увидеть канцелярские фразы — сразу почувствуете, насколько тяжело и фальшиво они звучат.
- Станете универсальным специалистом по созданию контента
- Погрузитесь в одну из специализаций — редактора или контент-маркетолога
- Пройдёте онлайн-стажировку и сможете брать первые проекты уже через 2 месяца обучения
Убираем лишние причастные и деепричастные обороты
Причастные и деепричастные обороты — это не страшно. Если в предложении один оборот, а фраза легко читается, оставляем как есть. Например: «Вдохнув полной грудью, вы почувствуете…» или «Посмотрите на эти две точки, соединённые линией».
Если фраза сложная или в ней больше одного оборота — смотрим по ситуации. Иногда фразу нужно распутывать, разбивать на несколько предложений и переписывать с нуля, как в этом примере:
Простимулировав две точки, находящиеся в области большого пальца на расстоянии, составляющем от 2 до 4 мм, человек получит одно тактильное ощущение.
→ 1) Возьмите две тонкие палочки так, чтобы расстояние между их кончиками было не больше 2–4 мм. Прикоснитесь этими палочками к подушечке большого пальца — обеими одновременно. Вы не сможете различить прикосновение каждой их них. Покажется, будто палочка всего одна.
2) Если прикоснуться к двум точкам большого пальца, которые находятся друг от друга на расстоянии 2–4 мм, человек получит одно тактильное ощущение.
А иногда достаточно заменить деепричастие или причастие. Так, вместо «объекты, сталкивающиеся друг с другом» написать «объекты, которые сталкиваются друг с другом».
Добавляем примеры
На примерах проще учиться. Благодаря им легче запоминать материал и вникать в суть сложных терминов.
Допустим, нам нужно объяснить, что такое регуляция по возмущению. Расшифровка термина сложная, поэтому лучше раскрыть его на примере: «Что произойдёт, если собака лизнёт мясо, покрытое горчицей, — так иногда отучают брать корм у чужаков? У собаки начнётся обильное слюноотделение, и она сразу попытается очистить пасть лапой. Это значит, что вкусовые рецепторы вовремя отреагировали на раздражитель. Включился механизм, цель которого — сделать так, чтобы горчица не попала в желудок. Это и есть регуляция по возмущению».
Одни примеры можно придумать, другие — взять из практики. Так, детский психолог может поделиться историей о ребёнке, с которым работал, — разумеется, без имён и деталей. А эксперт по ведению переговоров с клиентами — удачными и неудачными примерами из своей практики. Это сделает материал и полезнее, и увлекательнее.
Заменяем или дополняем текст иллюстрациями
В некоторых случаях схема, инфографика, фотография или картинка работают лучше, чем текст.
Можно написать длинную инструкцию: «Чтобы отделить абзацы друг от друга в Google Документах, можно использовать функцию „добавить пробел после абзаца“. На панели над текстовым полем найдите значок, состоящий из трёх горизонтальных полос и одной вертикальной двусторонней стрелки. Нажмите на этот значок. Откроется меню. В нём выберите пункт „добавить пробел после абзаца“».
Этот громоздкий текст можно заменить наглядной картинкой:
Если иллюстрация помогает понять материал, стоит добавить её. Иногда одна схема заменяет целый абзац текста.
Что в итоге
Если нам самим трудно читать отрывки из лекций или других экспертных материалов, можно легко представить, как чувствуют себя те, кто заплатил за доступ к такому контенту.
Текстовая гигиена позволит специалистам позаботиться о тех, кто доверился им.
Что стоит для этого сделать:
- убрать всё, что не работает на цель материала;
- избавиться от канцеляризмов и длинных цепочек существительных;
- использовать действительный залог вместо страдательного и глаголы вместо отглагольных существительных;
- удалить лишние причастные и деепричастные обороты;
- добавить примеры и иллюстрации.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.