Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар

Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар

Разобраться

Вебинар — неотъемлемая часть полноценного онлайн-обучения. При этом у начинающего эксперта часто бывают проблемы с тем, как держаться во время такого занятия и как провести его успешно.

Коллеги из EdMarket ответили на ключевые вопросы и рассказали, как подготовиться к онлайн-уроку, с помощью чего вовлечь слушателей, что позволит создать гармоничный кадр и почувствовать себя увереннее.


Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар

Редакция Медиа Нетологии

Как подготовиться к вебинару? Что нужно сделать, чтобы всё прошло хорошо?

Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар Освоить технические инструменты

Существует множество сервисов и платформ с разными функциями и возможностями для проведения вебинара. Некоторые из них позволяют запускать трансляцию без установки специального софта, используя только свой браузер.

Даже если для проведения вебинара выбран известный многим Zoom, и с нуля изучать его возможности необходимости нет, всё же стоит потренироваться. Рекомендуем два–три раза зайти на платформу, проверить слышимость, идёт ли запись. Заранее позаботиться о гарнитуре с качественным микрофоном.

Чтобы окончательно убедиться, что всё работает как следует, можно создать тестовую сессию и попросить коллег подключиться с разных устройств: стационарного компьютера, ноутбука с другой операционной системой и смартфона. Разделить участников по разным комнатам, если таким же путём пойдут студенты, продемонстрировать экран ведущего, попробовать возможности виртуальных досок.

Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар Составить план и продумать структуру выступления

План можно сделать в mind map в электронном виде или нарисовать от руки — это хорошо помогает увидеть картину целиком.

Примерная структура обучающего вебинара онлайн-курса может быть такой:

  • разбор домашнего задания и обратная связь по нему;
  • цели, задачи и результаты вебинара;
  • новая информация с примерами;
  • отработка навыков и применение знаний на практике;
  • обратная связь по вопросам;
  • рефлексия.

После каждого смыслового блока обязательно нужно уточнять у слушателей, всё ли понятно и есть ли вопросы. Для ответов во время выступления следует закладывать отдельное время. Кроме практической пользы, такие остановки позволяют переключать внимание — аудитория будет благодарна за передышку.

Всё это важно, потому что во время вебинара у слушателей часто возникают вопросы, но бывает, что ведущий не готов прерываться на них во время выступления. А это может расстроить и демотивировать студента, но ещё хуже, если он вовсе забудет, что хотел спросить — и зачем сюда пришёл.

В идеале выучить структуру выступления наизусть. Нужно чётко знать, из каких элементов состоит речь, чтобы, если понадобится, что-то пропустить, сократить или поменять местами. Но вполне допустимо сделать себе шпаргалку с кратким планом и главными тезисами на одном листе.

Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар Запланировать смену деятельности для участников

Не все слушатели обладают большой внутренней мотивацией, чтобы слушать полуторачасовой монолог эксперта. Поэтому нужно переключать внимание аудитории и давать студентам возможность сменить деятельность.

Вовлечённость слушателей может начать угасать уже через 20 минут. Чтобы вовлечь их в происходящее, хорошо использовать интерактивы. Это могут быть не только ответы на вопросы и рефлексия, но и разбор кейсов, мастер-классы, мозговой штурм и так далее.

Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар Спланировать время

На основную часть, вступление, заключение и ответы на вопросы. Не нужно надеяться на спасительный экспромт. Лучше продумать структуру занятия заранее. Предположим, материал готовится для полуторачасового вебинара. Тогда время выступления можно распределить так:

  • Введение — 10%. Представляемся, проверяем связь, рассказываем о целях и задачах вебинара.
  • Основная часть — 70%. Контент, ради которого все собрались и время на вопросы по контенту.
  • Выводы — 10%. Итоги и резюме вебинара.
  • Ответы на вопросы — 10%. Общие вопросы по всем материалам вебинара и рефлексия участников.

Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар Заранее предупредить участников, что нужно подготовить для урока

Если на вебинаре слушателям понадобятся распечатанные материалы, книги, блокноты для записей, специальные программы, требующие установки, следует сообщить об этом заранее. Иначе во время выступления можно сильно затормозить, пока студенты экстренно ищут необходимое и пытаются сфокусироваться на задаче.

Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар Подготовить пространство для мероприятия

Удобный стул, стол и хорошее освещение. Лучше всего выступать на светлом однотонном фоне. Следует позаботиться, чтобы во время выступления под рукой был стакан воды. Помещение перед вебинаром стоит хорошо проветрить.

Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар Проработать волнение

На случай, если оно начнёт брать верх, полезно выучить наизусть несколько первых предложений выступления. Или начать говорить вслух за пять минут до начала вебинара, как будто самые волнительные минуты уже прошли.

Также следует провести репетицию: лучше всего записать себя в пустой вебинарной комнате или на диктофон, чтобы увидеть, что стоит поправить и улучшить. А непосредственно перед началом вебинара рекомендуем сделать несколько энергичных дыхательных упражнений, чтобы снять напряжение.

А на что нужно обратить внимание во время самого вебинара?

На повествование и то, как аудитория реагирует на материал и стиль изложения. Тут важно помнить о следующих вещах.

Важно обращать внимание на комментарии

Быстро обрабатывать их и грамотно вплетать в повествование. Если комментарии отвлекают и появляется страх сбиться, можно отвечать на них во время пауз после крупных блоков, которые мы закладывали для точек контроля и вопросов участников.

Выстраивать смысловые блоки нужно по единой схеме

Особенно при работе с начинающими. Например, если нужно рассказать про каналы привлечения аудитории, лучше рассматривать каждый из них по единой структуре: плюсы, минусы, лайфхаки. Так слушателям будет проще воспринимать информацию.

Разбирать подробнее следует каждый пункт списка или чеклиста

Даже если часть пунктов кажутся спикеру очевидными. Для тех, кто только начинает знакомиться с темой или предметом, это будет очень полезно.

При этом не следует увлекаться деталями

Если вебинар проводится для начинающей аудитории, не стоит погружаться слишком глубоко. Не нужно отмечать все частности и спорные места. Лучше дать слушателям шаблон, с помощью которого они смогут применить знания на практике.

Этот же совет касается ответов на вопросы. Отвечать лучше коротко и по делу. Не уходя в нюансы. Аудитория не обрадуется, если простой вопрос выльется в дополнительную получасовую лекцию.

В конце занятия нужно подвести итоги

Закончить вебинар лучше перечислением того, что нового слушатели узнали сегодня. За такое резюме отдельное спасибо скажут новички. Ещё раз нужно уточнить, всё ли понятно. И поблагодарить присутствующих за внимание.

Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар Каталог курсов

Профессии в онлайн-образовании

Узнать больше

  • Получите необходимые знания и навыки для уверенного старта в онлайн-образовании
  • Упакуете свой опыт как конкурентное преимущество и сможете перейти на дистанционный формат работы
  • Разберётесь в процессах планирования и реализации образовательных проектов

Я всё проверил и, кажется, всё понял. А как мне вовлечь слушателей в процесс? Использовать интерактив?

Вебинар — это не сухая передача информации, где преподаватель злорадно смотрит, как студенты ломают зубы о гранит науки. Во время онлайн-занятия действительно важно активнее взаимодействовать с участниками. Это позволяет поддерживать их мотивацию и измерять общую температуру аудитории.

Не забывать задавать вопросы

Это обязательный инструмент для взаимодействия с аудиторией. Вопросы можно задавать:

  • в начале вебинара. Например, спросить, какое настроение у аудитории и попросить прислать смайлик в чат. Можно проверить, знают ли участники что-то о заявленной теме. Для этого попросить оценить уровень владения темой — новичок или профи. Или проверить, знакома ли аудитория с базовыми понятиями. Для этого можно попросить выбрать, какой из приведённых на экране вариантов определения верный;
  • в конце вебинара. Вопросы позволят проверить, удалось ли донести информацию. Или можно спросить «Что на этом вебинаре было самым ценным для вас?», «Какие мысли и идеи появились у вас после вебинара?» и запустить процесс рефлексии;
  • после того или иного смыслового блока. Очень полезно спросить, всё ли понятно на этом этапе.

При этом важно:

  • предвосхищать типовые вопросы. Часть из них можно проговорить в начале обучения — например, те, что касаются результатов занятия, организации урока и регламента;
  • не показывать раздражения, если вопросы повторяются. Просто коротко повторить то, что уже рассказывали. И зафиксировать себе на будущее, какому моменту следует уделить больше внимания;
  • не теряться, если не получается ответить на вопрос сразу. Преподаватель не энциклопедия и не может знать всего. Поблагодарить за вопрос, зафиксировать его и пообещать изучить поподробнее и ответить позже. Главное, не забыть к нему вернуться.

На вопрос можно не отвечать, если он:

  • не по теме выступления;
  • провокационный или риторический;
  • требует длительных пояснений и не укладывается в тайминг;
  • слишком персонализированный и остальным ответ будет неинтересен.

Разбирать с участниками кейсы

В момент, когда ведущий излагает теорию, у слушателей может возникнуть резонной вопрос: «Что мне делать с этой информацией? Как мне применять её на практике?».

Люди лучше запоминают новый материал в тех случаях, когда они могут применить его в реальной жизни. Хорошее соотношение теории и практики — 30% на 70%, при условии, что теоретические материалы помогают выполнить практические задания.

Кроме приведения примеров хорошо предложить участникам решить кейс. Отличие кейса от примера в том, что студент сам погружается в ситуацию, предлагает варианты решения. В общем, делает то, чего мы так надеялись добиться — думает. Поэтому рекомендуем включать в вебинар хотя бы один–два кейса.

Демонстрировать экран

Чаще всего человек запоминает не то, что ему говорят, а то, что показывают. Поэтому если можно показать, например, как работает сервис, лучше включить демонстрацию экрана и показать.

Рисовать на слайдах во время вебинара

Во многих вебинарных комнатах есть такой сервис. Можно во время занятия оставлять на слайдах пометки, подчёркивать ключевую информацию, нарисовать смайлик или другую простую картинку. Всё это тоже вариант интерактива, который привлечёт внимание больше, чем просто чтение лекции.

Рисовать нужно крупно и разборчиво. Следует позаботиться о тех, кто смотрит вебинар с мобильных устройств.

Провести мастер-класс

Например, рассказывая про учебный видеоконтент, можно прямо во время вебинара записать часть эфира, выгрузить запись в программу и смонтировать небольшой ролик. Так ведущий покажет, что действительно эксперт в том, о чём говорит. А ещё привлечет внимание студентов и поможете им лучше запомнить информацию.

13 способов вовлечь участников вебинара

Важно помнить, что у каждого слайда и у каждой активности должна быть цель. Все цели должны вести к финальному результату обучения — или сознательно использоваться спикером для отдыха участников или вовлечения слушателей.

Итак, вот 13 способов включить внимание участников вебинара:

1. Начать с простого. В начале выступления можно попросить поставить в чате смайлик, отражающий настроение слушателя, или цифру от 1 до 10, чтобы оценить, как слышно ведущего.

2. Провести опрос с помощью чата или опросника. Можно попросить участников представиться и рассказать, зачем пришли на вебинар. А можно предложить решить задачу, ответить на вопрос или высказать своё мнение.

3. Спровоцировать дискуссию. Стоит заранее рассказать о её правилах и о том, кто и как подведёт её итоги. А также настроиться на модерацию.

4. Предложить решение кейса. Дать ситуацию и возможные варианты решения, чтобы участники выбрали или сгенерировали свой вариант.

5. Дать практическое задание — индивидуальное или практику в командах.

6. Предложить написание конспекта — индивидуального или группового.

7. Придумать нестандартные тэги — #ушёлвсебя, #ещёжив, #спикержжёт — и попросить участников дать обратную связь по итогам фрагмента занятия с помощью тегов. Так можно считать общее настроение и быстро его скорректировать.

8. Предложить участникам поработать в одном документе. Например, зафиксировать результаты мозгового штурма.

9. Вставить в презентацию произвольное изображение и уточнить у аудитории, как это связано с темой.

10. Провести голосование или устроить краш-тест идеи.

11. Сделать разминку для глаз «Найдите 10 отличий». Упражнение можно предложить, когда слушатели устали и нужно переключить внимание.

12. Использовать внешние инструменты типа kahoot, чтобы устроить блиц-тест или викторину.

13. Объявить 5-минутный перерыв, чтобы у слушателей была возможность выпить чаю или размяться.

У ведущего всегда должна быть включена камера? Как хорошо смотреться в кадре?

Да, ведущему лучше оставлять камеру включённой на протяжении всего вебинара, за исключением перерывов. Важно, чтобы участники видели человека, который с ними разговаривает. Это позволяет удерживать эмоциональный контакт.

А чтобы не оставаться для участников тёмным пятном с размытыми очертаниями и самому чувствовать себя уверенно, следует придерживаться нескольких правил, которые позволят создать гармоничный кадр.

Правильно настроить освещение

А именно — создать рассеянное центральное или верхнее освещение и добавить боковое.

Свет — вообще самое главное при создании кадра. И чем хуже камера, тем лучше должно быть освещение. Хорошо, если свет падает на ведущего спереди сбоку. Причём подсвечивать стоит более выигрышную сторону лица. Переднее боковое освещение хорошо комбинируется с верхним центральным источником света, если он есть.

Плохо, если свет находится сверху, снизу или сзади ведущего. Это неудачные решения как по отдельности, так и вместе. Так же неудачен слишком яркий свет — он будет подчёркивать недостатки, поэтому нужно его рассеивать через лёгкий тюль или компенсировать ещё одним источником освещения. В некоторых случаях можно использовать рефлекторы, то есть отражатели света — это может быть большой лист белой бумаги.

Установить камеру примерно на уровне глаз

Правильный ракурс поможет набраться уверенности. Когда камера значительно ниже или выше уровня глаз, то лоб или подбородок оказываются непропорциональны по отношению к лицу в целом. Неудачный нижний ракурс обычно получается, когда ноутбук просто стоит на столе. Лучше устанавливать его на специальную подставку или устойчивую стопку книг.

Кадрировать видео так, чтобы были видны руки

Или хотя бы плечи. Это важно, потому что жестикуляция позволяет оживить картинку. Конечно, при такой крупности кадра не всегда может быть комфортно листать презентацию, но всё же лучше стараться не садиться слишком близко к монитору, чтобы лицо не выглядело неестественно крупным. И не следует обрезать кадр в районе шеи, чтобы не превращаться в говорящую голову.

Занять удобное положение

Во время вебинара важно расположиться удобно, но не слишком расслабленно. Стул с жёсткой спинкой предпочтительнее мягкого кресла. Это влияет на осанку, а от неё зависит и внешний вид, и голос, и темп речи.

Иногда ведущие вебинаров проводят их стоя. Тогда можно спокойно поместить в кадре руки и задействовать жесты, это не дает сутулиться. При таком положении надо камеру тоже нужно поднимать повыше, хотя бы до уровня грудной клетки, чтобы не возникало диспропорций тела. Нижний ракурс, как мы уже сказали, мало кому идёт.

Подобрать однотонный фон

И не располагаться к нему слишком близко. По традиции портретной фотографии человеку в кадре лучше на метр отойти от фона. Сейчас веб-платформы дают возможность использовать виртуальные фоны. Иногда это смотрится интересно, иногда — странно, например, когда из фона неожиданно появляются руки.

Следует помнить, что даже живой фон может перетягивать внимание зрителей и отвлекать от выступления спикера — если он слишком шумный, с большим количеством деталей.

Надеть монохромную одежду

Пёстрый верх — неудачное решение для появления в кадре. Для проведения вебинара лучше отказаться от одежды с мелким рисунком или полосками. На видео такой принт может рябить и отвлекать зрителей.

Хорошо, если цвет одежды будет достаточно контрастным, но при этом комфортным глазу. А лучше использовать пастельные тона и быть осторожным с яркими цветами — во время долгого вебинара они могут начать казаться слишком навязчивыми.

И не стоит проводить вебинары в домашней одежде, потому что это может помешать рабочему настрою.

Резюмируем

Секрет уверенности спикера, что во многом определяет и успех вебинара, — в качественной подготовке. Если ведущий разбирается в теме, знает все термины и источники своего материала, может привести примеры к ключевым идеям, то бояться нечего. Поэтому перед выступлением нужно составить чёткий план и структуру занятия.

Кроме этого, перед стартом необходимо проверить возможности площадки и рабочее состояние камеры и микрофона, а также подготовить пространство: настроить освещение, подобрать нейтральный фон, найти удачное положение для камеры и удобный стул. После чего следует протестировать связь.

Двигаясь по готовому плану во время выступления, важно ориентироваться и на реакцию аудитории. Следует уделять внимание вопросам слушателей и их комментариям. Делать остановки для ответов и обратной связи.

Чтобы удержать внимание аудитории и вовлекать студентов в процесс, необходимо проводить интерактивы. А чтобы уверенно себя чувствовать — заранее проработать волнение, прорепетировать выступление и надеть одежду, которая будет хорошо смотреться в кадре и подчёркивать достоинства спикера.


Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 19