Главная цель творческого предпринимателя ― самореализация и воплощение авторских идей ⟶ в фотографии, макияже, одежде, украшении, дизайне интерьера, изобразительном искусстве и не только. Каким бы ни был творческий бизнес, он строится пошагово: от идеи и трансформации хобби в работу до управления компанией. При этом каждая ступень характеризуется своими особенностями и трудностями.
Об этапах становления творческого бизнеса и о том, как справиться с возникающими сложностями и выйти на новый уровень, рассказывает Вероника Кромбергер, маркетолог, предприниматель и основатель школы Art Business School.
Хобби перерастает в работу
Сначала творчество появляется в жизни человека в качестве хобби или способа занять свободное время, развлечься. Через какое-то время ремесло затягивает, и творец начинает брать первые заказы, как правило, через соцсети за символическую стоимость.
Это может быть домохозяйка, которая печёт торты и задумалась об их продаже. Или фотограф, который только начал снимать и решил на этом зарабатывать.
Полная отдача ведёт к выгоранию и первому кризису
С появлением высокого спроса на услуги или товары творческого человека он поднимает их стоимость и уходит из найма, так как появляется уверенность, что новое ремесло приносит стабильный доход.
Однако со временем заказов становится так много, что их сложно обработать в одиночку ― и это приводит к выгоранию. Возьмём, к примеру, женщину, которая вяжет на заказ из джута. Ей необходимо сделать так много изделий, что теперь она вяжет днями и ночами. Она чувствует усталость, может нарушать сроки, технологию изготовления изделия и вкладывать в него меньше души.
На этом этапе творческие люди ещё не разбираются в маркетинге и не задумываются об анализе целевой аудитории, принимая заказы от всех желающих. В результате появляется обоснованная негативная обратная связь, которая воспринимается очень болезненно.
А когда результат работы не совпадает с ожиданиями клиента, исполнитель считает, что причина кроется в его непрофессионализме. Как следствие творческий человек впадает в первый кризис и сталкивается с потерей романтизации в своём деле.
Так произошло и у одной моей студентки ― Екатерины Ветховой, владелицы кафе KOOK в Новосибирске. Из домашней студии по тортам Екатерина построила бренд, название которого на слуху у каждого второго жителя города.
Со временем они с супругом продали квартиру, машину и купили готовый бизнес в общепите без какого-либо опыта в этой сфере и навыков управления. Это был кофе-бар с кухней для бизнес-ланчей и штучными кондитерскими изделиями. Так получилось, что смена собственника и формата заведения повлекли за собой негативные отзывы. Екатерина ещё не умела с ними работать и это сильно огорчало её — так, что даже не хотелось выходить в зал к гостям.
После нашей совместной работы отношение к обратной связи изменилось: Екатерина поняла, что негативные отзывы позволяют обнаружить и устранить ошибки, которые препятствуют эффективному развитию её бизнеса. И если на начальном этапе посетители говорили, что торт не понравился и всё заканчивалось извинениями и фразой «на вкус и цвет», то сейчас основатели ищут точки контакта, например, предложив другой десерт, вернув деньги или попросив более детально описать проблему.
Ребята стали более гибкими и лояльными. Пришло осознание, что если клиент озвучил своё мнение, то он верит, что его услышат.
Сейчас у Екатерины с мужем 3 заведения. Чтобы сделать бизнес ребят успешным, мы проделали большую совместную работу:
- проанализировали рынок,
- определили целевую аудиторию,
- сформировали сильное позиционирование кафе как кондитерской с культурой десерта, Екатерина разработала уникальную рецептуру изделий.
Оборот компании за 3 года увеличился в 4,5 раза, в штате 24 человека. В 2021 году компания вошла в десятку лучших кондитерских Новосибирска и стала партнёром творческого пространства Академии Игоря Крутого.
Переоценка ценностей и понимание портрета клиента помогают сформировать правильное позиционирование
Со временем творческий человек находит точки соприкосновения с клиентами и приступает к переоценке ценностей — личных и целевой аудитории. Определяется собственный вкус, портфолио помогает понять, к чему больше всего тяготеет автор. Также становится понятен и портрет ЦА: творец может всё ещё не знать этого термина, но, общаясь с заказчиком, на интуитивном уровне понимает, его ли это потенциальный клиент или нет.
Появляется примерное понимание того, как систематизировать процессы, делегировать задачи, финансово расти и управлять своим бизнесом.
Теперь творческий бизнесмен правильно позиционирует свои услуги в соцсетях. Часто на этом этапе конверсия из входящей заявки в заказ стремится к 100% ― это становится поводом для радости тем, что каждый приходящий клиент совершает покупку.
О систематизации бизнеса говорить ещё рано — начинающий творческий предприниматель ещё долгое время работает в одиночку без какой-либо маркетинговой стратегии. Тем не менее со временем у него появляются помощники. Например, у фотографа ― ретушёр, а у дизайнера ― чертёжник.
Моя студентка ― руководитель дизайн-студии Plan A Елена Лебедева — одиннадцать лет назад ушла из сферы архитектуры в дизайн интерьера без опыта и примеров работы. Первое время она находила первых клиентов везде, где могла: на Avito, в группах ЖК, ВКонтакте, даже прибегала к раздаче листовок.
Так Елена вспоминает один из своих крупных заказов на старте: «Это была красивая квартира в центре города с практически неограниченным бюджетом. Всё было идеально, за исключением клиента и условий, — тогда я ещё не знала о существовании ЦА. По договорённости я должна была отвечать на звонки клиента в течение одной минуты — через 1,5 месяца сотрудничества я обнаружила себя нервной, дёрганой и несчастной. С тех пор я поняла, с кем мне комфортно работать, и появилось правило, что в выходные мы отдыхаем, а клиенты уважительно к этому относятся».
Совместными усилиями мы с Еленой выстроили чёткую систему в работе над проектом, возражениями и выявлением потребностей клиентов, которая действует много лет и отличается от систем других дизайнеров. Её сотрудники почти всегда сдают дизайны с первого раза ― это было продумано заранее и отработано с опытом.
За 11 лет компания Plan A выполнила более 100 проектов по всему миру: домов, квартир и общественных помещений. А на заказы существует очередь минимум на полгода вперёд.
Как показывает опыт, не все творческие предприниматели справляются с осознанием трудностей управления бизнесом. Некоторые из них принимают решение вернуться в найм и в лучшем случае оставить творческое дело только как хобби, а в худшем ― полностью от него отказаться.
Тщеславие или нерешительность могут сгубить бизнес
Успешный ход событий придаёт человеку уверенности в себе, но для многих это губительный опыт, который ведёт к тщеславию и препятствует росту бизнеса.
Я часто использую фразу: «Творческие люди в первую очередь работают за аплодисменты, а уже потом за деньги», потому что знаю не понаслышке, как важно общественное признание для творческого предпринимателя.
Творческому человеку важно, чтобы клиент был готов заплатить за его труд. Не ради денег, но за деньги, которые помогают привести бизнес к поставленной цели.
Мои студенты часто рассказывают, что в момент появления первых поклонников их творчества они поднимают цены и сталкиваются с уменьшением количества заказов — несмотря на то, что людям нравятся их работы. На это могут быть две причины:
- Предприниматель надевает корону и настолько сильно верит в себя, что поднимает цены значительно выше рыночных, при этом не оказывает должного сервиса. В результате входящие заявки обрабатываются некачественно, исполнитель становится слишком разборчив в выборе клиентов, количество заказов кратно уменьшается — и у творца снова начинается сложный эмоциональный период.
- Предприниматель сталкивается с собственной нерешительностью. Он осознаёт ценность своего авторского стиля и поднимает цены, но ничего не делает для того, чтобы привлечь клиентов за новую стоимость.
Галина и Артём Петровы — слушатели моего мастер-класса ― на двенадцатом году существования своей флористической студии Floral style задумались о масштабе, однако в Новосибирске, где они находились, это не представлялось возможным. Компания уже была на самой высокой ступени, которую можно было достигнуть в текущих условиях, и ребята переехали в Москву. Им казалось, что в столице бизнес пойдёт по накатанной, но на деле пришлось начинать всё практически с нуля. Огромный рынок, другие запросы клиентов ― более масштабные, например, работа с архитектурными декорациями, с которыми Петровы раньше не были знакомы. Да и на рынке их никто не знал.
Около года ребята потратили на то, чтобы наладить первые коммуникации с партнёрами: предлагали свои услуги популярным свадебным агентствам, работали с аудиторией в соцсетях и, конечно, качественно выполняли заказы.
С Галиной и Артёмом мы выявили уникальность бренда, делая акцент на оформление только живыми цветами в стиле Balenciaga, Total Red, Portugal Dreams, и сделали сильное позиционирование: студия свадебного декора с креативным видением и философией своих проектов. А победа в конкурсе Wedding Awards‒2019 в номинации «Лучшие свадебные флористы» открыла ребятам двери на лучшие свадьбы в Москве, хотя раньше это казалось чем-то недостижимым.
Сегодня студия Артёма и Галины работает с ведущими свадебными агентствами Москвы и большими флористическими проектами. Средний чек компании — 1 млн рублей, в то время как в Новосибирске эта цифра составляла 150‒300 тыс. рублей.
Время строить полноценный бизнес
До этого этапа творческий человек почти не занимался продвижением и не вкладывал средства в привлечение трафика. Основными его клиентами были друзья друзей, благодаря которым он убедился, что для заказов необязательно пользоваться дополнительными инструментами.
Творец устаёт работать за низкую стоимость, повышает цены и выходит на новый для себя уровень. Однако замечает провал, когда от приходящих клиентов получает ответ: «Спасибо, я подумаю» или хуже того: «Мне вас рекомендовала подруга, которая покупала дешевле».
Мастер теряется, потому что не знает, из чего складывается ценообразование. Весь путь он прошёл благодаря интуиции и сарафанному маркетингу.
Наступает период, чтобы научиться формировать стратегию продвижения, управлять бизнесом, делегировать, создавать команду. В этот момент работа переходит из разряда «хобби за деньги» в творческий бизнес.
- Раскроете свой творческий потенциал в сфере дизайна, арт-индустрии, кинопроизводства
- Освоите необходимые навыки, чтобы построить карьеру с нуля и начать зарабатывать на любимом деле
Ремесленник или бизнесмен: определяем конечную точку
В конце концов мастер своего дела приручает творческую составляющую и понимает, что теперь ему нужно не только выполнять изделия на заказ, — и рождается как предприниматель. Процесс болезненный.
На этом этапе творцу важно сделать выбор и понять, кем он хочет стать в будущем:
- остаться ремесленником, который бессистемно оказывает услуги или продаёт товар;
- или творческим бизнесменом, который хочет построить свою компанию.
Ответ на этот вопрос поможет составить стратегию развития.
Татьяна Цветкова, моя студентка, начинала путь фотографа с бесплатных съёмок друзей. Позднее Татьяна перешла к коммерческим фотосессиям за 1‒2 тыс. рублей. Снимала всё подряд, хваталась за любую возможность заработать и училась на своих ошибках — базовых знаний по фотографии у неё ещё не было. Тот период Татьяна описывает так: «Для меня это было дикой гонкой, без ощущения собственной ценности как творческой личности, без понимания, как организовать график работы».
Заказы Татьяна получала из аккаунта во ВКонтакте, где базу подписчиков в 14 000 человек набрала вручную, добавляя в друзья всех подряд и привлекая внимание к своему портфолио. С помощью такой схемы уже через пару лет Татьяна снимала шикарные свадьбы по всему миру: в Греции, Италии, Испании, Франции, Германии, США и не только. Средний чек за съёмку значительно вырос и составил 800 €. Однако Татьяна по-прежнему жила в так называемой гонке: ежемесячно набирала по 20‒25 съёмок и забывала о себе.
Когда такой образ жизни начал негативно отражаться на здоровье, Татьяна задумалась о развитии своего бизнеса и создания фотошколы и собственной студии ― это стало её точкой начала становления как предпринимателя. Она понимала, что её знаний недостаточно для реализации своей идеи, и решила пойти учиться.
После моего курса Татьяна составила пошаговый план действий, в результате которого:
- определила позиционирование, желая создать лучшую фотошколу в Калининграде, обучающей с нуля до продвинутого уровня;
- проработала целевую аудиторию;
- выявила уникальные стороны своего бренда: после обучения каждый студент становится профессиональным фотографом;
- разработала разные пакеты обучений для новичков и уже работающих специалистов;
- просчитала все расходы;
- начала продвижение и путь к стабильно работающему бизнесу с сильной командой.
Сегодня Татьяна ― основатель лучшей фотошколы в Калининграде CVET, которая каждый год выпускает десятки востребованных фотографов. Ежемесячный оборот фотошколы ― 600‒800 тыс. рублей.
Татьяна продолжает снимать, но уже в удовольствие, работая с целевой аудиторией высокого сегмента.
Немного полюбоваться работами Татьяны Цветковой ↓
Из ремесленника — в предпринимателя
Раньше ремесленник преимущественно занимался своим творчеством и лишь иногда ― продажами. Теперь большую часть рабочего времени занимают таблицы, цифры, стратегия, подбор персонала и управление им. По своему 7-летнему опыту могу сказать, что количество творческих людей, достигших этого уровня, невелик.
Часто на этапе становления бизнеса творческие предприниматели ощущают, что они предают себя, своё дело и всё то, ради чего они так долго работали. Им кажется, что теперь они занимаются только зарабатыванием денег.
Не стоит беспокоиться: это временная история. Но сначала нужно уделить внимание созданию системы и построению бизнеса.
Мария Евсеенко, моя ученица, начала заниматься украшениями в декрете. Со временем она погрузилась в процесс, а благодаря популярной соцсети появился стабильный поток клиентов. Спустя пару лет Мария стала успешным мастером, сотрудничала с лучшими стилистами города, стала призёром престижного конкурса Swarovski.
Однако Мария чувствовала, что погрязла в рутине, всё время занимаясь созданием украшений, а может больше ― создать бизнес с большей доходностью. Тяжелее всего было осознавать, что всё то, что раньше давало столько вдохновения, энергии и радости, теперь вызывает лишь усталость. Было много запросов об обучении её мастерству, и Мария решила запустить курс.
«Страшно уходить оттуда, где тебе рукоплещут стоя, где ты чувствуешь себя самым лучшим» ― Мария понимала, что её работа уже не будет связана с творчеством, а в большей степени придётся продавать, руководить, брать на себя ответственность совершенно в других масштабах.
Что сделала Мария:
- Пошла к психологу для проработки страхов.
- Взяла у меня консультацию по запуску курса.
- Начала собирать информацию для запуска своей компании: управление, учёт, разработка стратегии, анализ рынка, проработка целевой аудитории.
- Объявила аудитории о том, что решила заняться обучением.
- Самостоятельно создала программу курса и записала уроки.
Вскоре мастерица запустила первый поток своего курса по созданию украшений — по небольшой цене в 5‒8 тыс. рублей. Он оказался очень успешным — об этом говорили отзывы первых покупателей:
В тот период Мария говорила: «Сложно было осознать, что я больше не могу совмещать творчество и бизнес и нужно сделать выбор: оставаться в старом или полностью уходить в новое. Но этот момент был одновременно счастливым, потому что когда я объявила о том, что больше не беру заказы, у меня словно крылья выросли!».
Со временем Мария поняла, что уже не справляется самостоятельно: она хотела продавать курс по более достойной цене, но знаний и умений в выстраивании маркетинговой стратегии у неё не было, поэтому она обратилась ко мне за наставничеством. Совместными усилиями мы запустили обучение на 600 тыс. рублей со стоимостью продукта 20‒35 тыс.
Так Мария разобралась в сфере запусков, поняла суть бизнеса и научилась:
- собирать и работать с обратной связью покупателей;
- делать прогревы к продукту в соцсетях;
- повышать цену;
- доносить уникальность своего обучения;
- закрывать возражения;
- руководить командой;
- продавать.
Следующий поток она запускала сама, пригласив в команду маркетолога, администратора, куратора курса и ещё одного преподавателя. К концу запуска присоединился ещё сторисмейкер.
Второй запуск курса принёс 750 тыс. рублей. Сейчас в планах Марии ещё несколько идей и проектов, расширение команды, улучшение финансовых показателей.
Работа Марии Евсеенко: изделие 2-в-1, которое можно использовать в качестве украшения для причёски или моносерьгу
Строим и управляем бизнесом. Как вариант — с партнёром
Бизнес можно условно разделить на две части:
- запуск рабочего механизма: понимание того, какой продукт или услугу какой целевой аудитории и зачем продаёт предприниматель;
- управление командой, масштабирование бизнеса — увеличение прибыли, производства товаров или оказания услуг — и стратегическое развитие.
На практике часто встречается ситуация, когда начинающий предприниматель поддаётся соблазну ни в чём не разбираться и просто находит бизнес-партнёра с системным мышлением для анализа и улучшения бизнес-процессов.
Даже если речь идёт о партнёрстве с продюсером, бизнес-наставником или инвестором, при отсутствии знаний о функционировании бизнеса творческий человек становится лёгкой наживой для мошенников.
Продолжать заниматься только творчеством и найти того, кто возьмёт на себя рутинные задачи, такие как приём и обработка заявок, контроль выполнения задач подрядчиками, ведение интернет-аккаунтов, ― идея инфантильная.
Но и совсем исключать партнёрство не стоит. Например, у меня как у творческого человека есть бизнес-партнёр, который занимается отчётностью и дополняет меня аналитическими навыками.
Экологичное партнёрство возможно только в том случае, если обе стороны понимают роли и деятельность друг друга и обе стороны ― равноправные члены со своими обязательствами друг перед другом.
Продвигаем бизнес и налаживаем эффективное сотрудничество с маркетологом
Частая причина конфликтов между творческими людьми как заказчиками и маркетологами как исполнителями ― непонятное техническое задание. Человеку творчества, который привык жить полагаясь на интуицию, сложно описать своего целевого клиента, потому что он его чувствует. Таким образом, например, маркетолог, когда получает запрос: «Мне нужны заявки», видит его очень расплывчато, что приводит к скандальному завершению сотрудничества: «Вы мне обещали привести клиентов — где они?».
Основная проблема при продвижении творческого бизнеса заключается в том, что часто творческий предприниматель не создаёт специалисту по маркетингу подходящие условия для работы: не предоставляет чёткую информацию, какие клиенты ему нужны, для каких услуг или товаров и каким он желает видеть итог этого сотрудничества.
Маркетологу важно увидеть, кто перед ним: творческий гений или предприниматель, который понимает, чего он хочет. Только так специалист сможет понять, какие перед ним стоят задачи.
Что в итоге
Кратко резюмируем ключевые этапы и кризисы, с которыми сталкиваются творческие люди на пути развития бизнеса ↓
Сначала творческий человек определяет, какое именно дело приносит ему удовольствие и на чём впоследствии он будет зарабатывать.
Второй этап характеризуется полной отдачей своему делу, которая приводит к негативной обратной связи от клиентов. Мастеру нужно уметь отрабатывать негатив для дальнейшего развития.
На следующем этапе творческому человеку следует определить свою целевую аудиторию, с которой будет комфортно работать и получать от этого удовольствие.
Когда дела идут в гору, частая ошибка творческих людей прячется в тщеславии, в результате которого можно потерять клиентов.
Для успешно функционирующего бизнеса недостаточно просто быть хорошим ремесленником — нужно получить дополнительные знания о продвижении, управлении, делегировании и маркетинге.
На шестом этапе важно определить конечную цель своего продукта: оставаться ремесленником или предпринимателем.
Если предпринимателем — нужно перебороть ощущение предательства своего дела и выстроить систему для эффективной деятельности.
Основные составляющие успешного бизнеса — его запуск и управление, в том числе с помощью успешного партнёрства.
На этапе продвижения бизнеса не стоит допускать частую ошибку в сотрудничестве творческого предпринимателя с маркетологом, когда у последнего нет чётких исходных данных и не определены конкретные цели.
В завершение хочу дать напутствие всем творческим людям ― будьте честны с собой. Только вы лучше всех знаете, как должен выглядеть ваш продукт и ради чего вы его создаёте, — это и будет самым мощным позиционированием и самым сильным маркетингом.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.