Арт-директор — это дизайнер-управленец. Он руководит работой команды, отвечает за концепцию и визуальное воплощение продукта, а также выстраивает взаимоотношения с руководством.
Поговорили с Артёмом Фенелоновым, арт-директором одного из проектов компании SberGames, и задали ему 10 интересных и неочевидных вопросов о профессии.
Арт-директор — это главный по искусству?
Расшифровка должности арт-директора кроется в самом названии. С одной стороны, это человек, обладающий достаточной экспертностью в артовой части. С другой стороны — это администратор, который чётко и адекватно понимает требования руководства, умеет трансформировать сверхзадачи в задачи для собственного отдела и несёт ответственность за результат.
Арт-директор — это симбиотическая профессия, состоящая из знаний в области искусства, дизайнерского мастерства и глубокого погружения в бизнес-задачи. Получается достаточно интересная смычка дисциплин.
Кто руководит арт-директором?
Всё зависит от места работы. Если это корпорация, то арт-директор и его отдел включены в отдельную структуру, которой руководит человек, возглавляющий более крупное подразделение.
Если это стартап, арт-директор выполняет задачи, которые ставит владелец продукта или смежные подразделения.
Если арт-директор работает на фрилансе или руководит небольшой дизайнерской студией, для него непосредственным руководителем и тем, кто ставит задачи и ждёт адекватных результатов, будет бизнес. По факту именно заказчику арт-директор будет сдавать плоды труда своего отдела.
Что делать, если в команде кардинально разделились мнения по поводу дизайна?
Это говорит о том, что в команде проблемы. Если одни считают, что дизайн отличный, а другие — что ужасный, значит, не всё в порядке с подбором коллектива.
Часто во внутренней полемике рождается истина. Но если допускаются такие серьёзные расхождения и такие полюса представлены в обсуждении одного и того же объекта, нужно посмотреть, всё ли в порядке с людьми, которые это оценивают.
На самом деле, это редкий случай, а вот обсуждение внутри коллектива — особенно если это дизайнеры одного уровня, которые работают над смежными задачами — это совершенно здоровая история. Кому-то объект может нравиться, кому-то — нет. Но финальное слово всегда за арт-директором.
И это как раз та обязанность, которую он несёт перед своим отделом, — принимает финальное решение. И уже потом арт-директор защищает своё решение перед бизнесом, заказчиком или директором, который поставил ему задачу.
Любимый момент рабочего дня?
Большое счастье выполнять работу, которая не является работой в привычном смысле этого слова. Моя работа — это труд, который приносит наслаждение. Испытывать удовольствие учишься не только от приятных моментов, но и от вещей, которые не должны доставлять подобных чувств: от полемики, от горящего дедлайна, от того творческого огня, который горит в коллективе дизайнеров.
То есть учишься получать удовольствие непосредственно от самого́ процесса. Поэтому вычленить какой-то определённый момент я не могу.
Я могу рассказать много историй, который никак не связаны с радостью и удовольствием. Но при этом, когда рассматриваешь их в целостности, когда все эти истории раскручиваются и доходят до конца, понимаешь, что даже самые неприятные моменты обращаются в радость.
Дело, которым я занимаюсь, предполагает разнообразные чувства. И гамма этих чувств сливается в большую удовлетворённость от этого занятия.
Как нужно дизайнить, чтобы стать арт-директором?
Арт-директор и дизайнер — разные профессии. Некоторые дизайнеры хотят стать арт-директором, чтобы получить определённый управленческий ресурс.
Если инструмент дизайнера — различные графические программы, то инструмент арт-директора — дизайнер. Это не только иной уровень власти, но и другой уровень ответственности. Поэтому плавное перетекание из дизайнера в арт-директора не предполагается.
При некоторых усилиях и значительном везении дизайнер может стать арт-директором. Но точно так же на эту должность может претендовать хороший арт-менеджер.
Как я уже говорил, с одной стороны, арт-директор представляет артовую часть — визуальное представление продукта, а, с другой стороны, это всё-таки управленец и администратор.
Поэтому к должности арт-директора можно идти как через арт и дизайн, так и по административному пути.
- Раскроете свой потенциал в сфере искусства: освоите новую профессию и научитесь управлять проектами, которые запомнят и полюбят
- Узнаете, как запустить арт-проект международного уровня и превратить его в инструмент вашего бизнеса
- Создадите стратегию развития арт-проекта — с концепцией, сметой и планом реализации
Как часто приходится доказывать заказчикам, что фотографии из стоков не подходят?
Дело в том, что фотографии из стоков подходят. Современный мир предполагает наличие универсальных решений. В моём представлении, всё, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано. Не важно, касается ли это стоковых фото или тех нейрорешений, которые сейчас есть. Полезно всё, что помогает быстро, эффективно и адекватно выполнять задачи. В том числе стоковые фотографии.
Конечно, если речь идёт о картинках для меню ресторана, нужно звать хорошего фотографа, который снимет именно конкретную пиццу. Но если мы говорим о рекламе туристического сервиса, которому требуется сто баннеров с различными закатами, — добро пожаловать на стоковые ресурсы.
Нет ничего страшного в тех решениях, которые сделали до вас. Не надо быть уникальным — надо понимать задачу и решать её своевременно и эффективно.
Пользователи по-прежнему любят котиков?
Пользователи всегда будут любить котиков: есть вещи, которые не изменятся никогда. И на заре интернета, и на его закате, котики будут нашим флагманом.
А если серьёзно, есть определённые символы, которые могут увеличить интерес к твоему продукту в настоящий момент. Мир меняется, а вместе с ним растёт количество визуальной информации. Если раньше объекты вроде «котиков» работали всегда, то сейчас нужно уже тоньше взаимодействовать с пользователями. Нужно более чётко, плавно и умно направлять их к желаемой цели.
Нельзя сделать на баннере котика и ждать, что к тебе придут миллионы. Нужно, чтобы этот котик указывать человеку путь в конкретном направлении. Будущее за «умными котиками», которые с помощью нейросетей будут угадывать предпочтения пользователей и приводить их к котикам мечты ?
Человек глуп, когда смотришь на него в массе. Отдельный человек во время разговора может быть очень умным, классным и обладать богатым внутренним миром. Но как только человек становится тем, кто для нас в диджитальном мире по-настоящему интересен, он сливается в трафик. А трафик, как и масса, и толпа, ведётся на самые примитивные призывы.
Поэтому, чем лучше ты умеешь манипулировать примитивными символами для направления гигантских потоков, тем ты успешнее.
Незнакомый человек говорит, что он арт-директор. Как убедиться, что он не врёт?
Арт-директор может представить веские доказательства в виде портфолио. Если на его счету есть конкретные узнаваемые продукты, можно позвонить в компанию и узнать об этом человеке всё. Можно найти его профиль в Linkedin или других соцсетях. В настоящее время убедиться в том, что человек не врёт, достаточно просто.
В отличие от профессий, которые позволяют скрыться в лакунах никому не нужных бумаг, работа арт-директора, как правило, наяву.
Обмануть может любой. Но в профессии, где результатом труда являются объекты, которые можно увидеть, воспринять и оценить, это сделать гораздо сложнее.
Какой пункт из обязанностей арт-директора вы бы убрали?
Я бы убрал ненужные встречи. В принципе, во встречах нет ничего плохого, особенно когда они позитивны, наполнены смыслом, дают почву для размышлений или указывают конкретный путь. Но сейчас, когда мы постоянно общаемся в диджитал-пространстве, количество встреч может быть критическим.
Иногда это мешает выполнению работы. Лишние встречи нужно убирать из своей жизни. Хорошие встречи оставлять.
Как понять, что станешь хорошим арт-директором?
Нужно просто попробовать. Если в тебе есть достаточный потенциал, стержень, желание и энергия, то можешь испытать себя. Только в деле ты можешь понять, чего стоишь. Когда мы говорим: «Этот человек хороший арт-директор», мы говорим про его пройденный путь. В будущем всегда темнота.
Не попробовав, не ввязавшись в столь ответственную работу, ты не поймёшь, чего стоишь. Должна сойтись воля и счастливый случай. А уж каким арт-директором ты будешь, это в твоих руках.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.