Аналитики биржи фриланса FL.ru совместно с TalentTech и исследователями НИУ ВШЭ провели глубокое исследование рынка фриланса. Среди охваченных тем — кто и в какие сферы нанимает фрилансеров, какие задачи они выполняют и почему заказчика не интересует место жительства сотрудника. Делимся самым интересным.
Скачать полное исследование на сайте TalentTech.
Кто чаще всего нанимает фрилансеров
Главные клиенты фрилансеров — частные лица или индивидуальные предприниматели, на их долю приходится почти половина всего рынка — 45%. Доля небольших компаний с числом сотрудников до 50 человек составляет 39%, средних и крупных организаций — 16%.
Андрей Шевчук
Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
Исследование показало, что внештатные работники очень важны именно для малых предприятий и микробизнеса. Они не только способствуют сокращению издержек, но и обеспечивают гибкость в конкурентной среде, решают важные задачи, выходящие за рамки имеющихся у фирм компетенций. В этом отношении биржи удалённой работы предоставляют важную инфраструктуру для развития малого предпринимательства в России, обеспечивая оперативный доступ к разнообразным навыкам в сфере информационно-коммуникационных технологий, креативных профессий, маркетинга, консалтинга и других бизнес-услуг.
Сферы, в которых наиболее востребованы фрилансеры
- Разработка программного обеспечения, реклама, маркетинг и PR — 13%.
- Разработка и продвижение сайтов — 12%.
- Торговля — 11%.
- Промышленность — 10%.
- Дизайн, строительство, образование — 6%.
- Аудит и консалтинг — 5%.
- Наука и здравоохранение — 2%.
Помимо графики и дизайна (58%), часто фрилансеры привлекаются для выполнения работ в области разработки и продвижения веб-сайтов (46%), программирования (38%), написания текстов и переводов (32%), консалтинговых, юридических услуг и услуг в сфере финансов (24%).
Анатолий Орлов
Исполнительный директор фриланс-биржи FL.ru
Пандемия заставила бизнес по-новому взглянуть на привлечение фрилансеров к своим задачам, уже не пугает удалённая работа, а небольшие и мобильные команды могут стать серьёзным преимуществом. Новый вызов для фриланс-площадок — оперативно формировать такие команды: важно обеспечить полноценный сервис не только для малого бизнеса, но и для крупных игроков, которых интересует весь цикл работы с фрилансерами от подбора команды до вопросов, связанных с документооборотом и выплатой вознаграждения.
Зачем заказчики нанимают фрилансеров
23% заказчиков указали, что привлечение фрилансеров — важный элемент бизнес-модели, а 19% респондентов отметили, что аутсорсинг играет важную роль в деятельности организации. Однако 48% заказчиков воспринимают фрилансеров как вспомогательный элемент в работе компании.
Главные мотивы сотрудничества:
- возможность привлекать на короткое время высококвалифицированных специалистов — 66%;
- быстрота поиска нужного специалиста — 50%;
- невысокая стоимость услуг фрилансеров — 49%;
- экономия на помещении, площадях, оборудовании рабочих мест — 36%;
- экономия на содержании сотрудников: отпускные, больничные, соцпакет — 32%;
- возможность гибко реагировать на сезонные колебания и изменение спроса — 27%;
- возможность привлекать на короткое время менее квалифицированных работников для выполнения стандартизированных задач — 18%;
- сокращение налоговых выплат — 18%.
Примечательно, что треть опрошенных заказчиков сами являются фрилансерами (32%). Ещё 29% респондентов имеют опыт работы на аутсорсинге. И только 39% опрошенных никогда не работали в таком формате. Аналитики указывают, что собственный фрилансерский опыт способствуют осознанию преимуществ использования внештатных работников.
Как заказчики выбирают подходящего кандидата
Во время выбора подходящего фрилансера заказчики ориентируются на соотношение цены и качества.
Чем фрилансер может заинтересовать заказчика:
- Положительным опытом сотрудничества — 47%.
- Рейтингом на биржах фриланса— 46%.
- Отзывом на биржах фриланса — 42%.
- Готовностью всегда быть на связи — 40%.
- Опытом работы по специальности — 31%.
- Наличием у фрилансера личного интереса к теме работы — 31%.
- Готовностью выполнить срочный заказ — 28%.
- Рекомендациями людей, которых заказчик знает лично — 17%.
- Уровнем и профилем образования — 9%.
- Готовностью работать без оформления официального договора — 8%.
- Наличием платного аккаунта на бирже фриланса — 8%.
Только 6% заказчиков интересуются местом жительства фрилансера. Особенность удалённой работы способствует привлечению заказчиком русскоязычных фрилансеров, которые живут в разных регионах мира. Большинство компаний (81%) работает с фрилансерами, проживающими в России. Меньшая часть (48%) находят сотрудников в странах СНГ, в том числе в Украине (42%) и в Беларуси (15%). С фрилансерами из других стран бывшего СССР сотрудничают 16% компаний.
Стоит отметить, что заказчики довольно быстро находят фрилансеров: 36% требуется 2–3 дня, 20% — до одной недели, 18% нужен один день, а 13% хватает менее одного дня.
Чтобы иметь контроль над ходом выполнения работ заказчики:
- ведут переписку в мессенджерах и через электронную почту — 90%;
- получают от фрилансеров ежедневный или еженедельный отчёт о проделанной работе — 32%;
- звонят по мобильному телефону и узнают статус работы — 24%;
- используют специальные мобильные приложения или другие решения ИИ — 12%.
Читать также
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.