Специалисты по performance-маркетингу — одни из самых востребованных на рынке. Однако пока не существует устоявшегося определения термина «performance-маркетинг» и единого понимания круга задач.
Чтобы разобраться в этом вопросе, агентство performance-маркетинга Digital Geeks и Центр развития компетенций в маркетинге ВШБ ВШЭ провели исследование навыков и функций performance-специалистов. В опросе приняли участие более шестидесяти маркетинговых директоров и руководителей digital-направлений из компаний в сфере недвижимости, авто, медицины и ecommerce. Редакция Нетологии изучила исследование и делится ключевыми результатами.
Performance — это в первую очередь про деньги, а не про лиды или конверсии
Маркетинг первым реагирует на изменения рынка, постоянно развивая стратегии взаимодействия с целевой аудиторией. Цифровизация, появление новых инструментов и механик коммуникации с потребителями существенно влияют на продвижение. Это заставляет маркетологов постоянно анализировать эффективность своих действий, искать новые точки роста и подходы к построению рекламных кампаний.
Авторы исследования рекомендуют рассматривать performance-маркетинг как комплексный подход к онлайн-продажам — для получения финансово измеримых результатов при помощи инструментов digital-рекламы.
Под performance-кампаниями подразумевают, как правило, такую рекламу, которая позволяет просчитать весь путь клиента от первоначального клика на рекламное объявление до конверсии, а в идеале — до поступления денег. Например, когда пользователь по рекламе перешёл на сайт, положил товар в корзину и заказал его — можно отследить путь и сопоставить клик и покупку.
Текущая ситуация на рынке такая, что задачами performance-маркетинга редко занимается выделенный специалист. В зависимости от направления деятельности, размера или истории развития компании эти обязанности может выполнять директор по маркетингу, руководитель ecommerce-отдела, интернет-маркетолог, бренд-менеджер — даже генеральный директор.
В процесс прохождения клиентом воронки продаж вовлечены многие сотрудники: например, SEO-специалисты, специалисты по контексту, PR, рекламный отдел, менеджеры по продажам, product-менеджеры. У каждого свои задачи, но понимание performance-маркетинга должно быть у всех, кто влияет на воронку продаж. Отличие заключается лишь в степени вовлечённости в процесс и в уровне знаний.
Необходимость в выделенном сотруднике — performance-маркетологе — во многом зависит от размера маркетингового бюджета и разнообразия применяемых рекламных инструментов.
На данный момент стоит говорить скорее не о позиции, а о компетенциях специалиста, который отвечает за performance-маркетинг.
Давайте посмотрим, какие знания и умения выделили участники исследования — управленцы таких компаний, как ГК Кортрос, PLG, Prime Park, Jaguar Land Rover, Volkswagen, Avilon, Tele2, Утконос, Бетховен, Clarins, Л’Этуаль, Клиника «Семейная», Моситалмед, Система-БиоТех.
Какие навыки эксперты определили важными для performance-специалиста
Hard skills
Поскольку performance-подход базируется на данных, умение работать со сквозной аналитикой отметили 85% респондентов, с веб-аналитикой — 78%.
Ключевой навык в аналитике для performance-маркетолога — умение задавать правильные вопросы, чтобы полученные цифры превратились в ответы для принятия решений о том, что нужно улучшать.
Среди других важных профессиональных навыков эксперты отметили знание рекламного инвентаря, тестирование гипотез, умение рассчитывать маркетинговый план, CRM-маркетинг.
Soft skills
К важным soft-скиллам большинство респондентов отнесли системность (75%), аналитический склад ума (78%) и умение расставлять приоритеты (71%).
Среди других востребованных гибких навыков: мультизадачность — для возможности проводить улучшения параллельно в нескольких областях, быстрота принятия решений, стрессоустойчивость.
Портрет performance-маркетолога
На верхнем уровне специалист должен уметь:
- формулировать стартовую стратегию: ставить цели, анализировать рынок и конкурентов, определять бюджет и KPI;
- привлекать трафик при помощи различного рекламного инвентаря и конвертировать его в целевые действия и деньги;
- генерировать повторные продажи и повышать LTV при помощи CRM;
- постоянно оптимизировать онлайн-микс, чтобы повышать рентабельность, — работать над непрерывным улучшением через тестирование гипотез.
Успешный performance-маркетолог синхронизирует всех участников процесса и контролирует соблюдение интересов бизнеса. Он выступает в роли управляющего центра, куда стекается вся информация и где определяются дальнейшие действия.
В России наблюдается дефицит performance-маркетологов — так считают 85% опрошенных экспертов.
Cтолько же респондентов отметили, что на рынке также не хватает руководителей, которые хорошо разбираются в performance-маркетинге.
- Научитесь работать с рекламными каналами и аналитикой так, чтобы превращать digital-маркетинг в продажи
- Онлайн-тренажёр поможет быстрее усвоить материал и отработать навыки в расчётах и анализе конкретных кейсов
- Курс разработан совместно с IT-Agency ― маркетинговым агентством с продуктовым подходом
О чём ещё говорится в исследовании
- Значение стратегии в performance.
- Performance-подход — в чём его особенность, что включает в себя.
- Насколько важно наличие опыта специалиста в конкретной отрасли и опыта использования того или иного инструмента.
- Штатные performance-специалисты v.s. внешний подрядчик.
- Какие умения и навыки нужны управленцам, ответственным за performance-направление.
- Тренды в performance-продвижении и перспективы развития digital-маркетинга в целом.
Кому будут полезны результаты исследования
Владимир Малюгин
CEO Digital Geeks
Специалисты вынуждены набираться опыта в разных местах: по отдельности изучать контекстную рекламу, SEO, основы аналитики или подходы project-менеджера. Знания о том, как стать успешным performance-маркетологом, приходится получать путём проб и ошибок. Исследование позволит точнее понять, на чём сосредоточиться, чтобы стать успешным в performance-маркетинге.
Получить полную версию исследования можно на сайте Digital Geeks ⟶
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.