8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами

8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами

Подборки

Часто онлайн-курсы содержат практические задания, которые нужно выполнять в группах. Коллективные проекты позволяют генерировать новые идеи, находить интересные решения, глубже погружаться в изучаемый материал и укреплять профессиональные связи.

Однако создание таких проектов требуют качественной среды. Чтобы участники смогли достичь результата и не потеряли мотивацию, площадки для работы должны быть понятными и многофункциональными.

Рассказываем о сервисах, позволяющих успешно наладить совместную работу студентов онлайн, и вариантах их использования. Все упомянутые в статье платформы могут быть полезны любым другим командам.

8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами

Редакция Медиа Нетологии

За помощь в подготовке материала благодарим руководителя Гильдии методистов EdMarket, основателя  «eLearning ниндзя» Жанну Петросян и методиста, продюсера образовательного контента Анастасию Энгель 🙂

Сервисов для виртуальной совместной работы — тысячи. И все они, в общем-то, похожи. Но лучше выбирать площадки, сочетающие в себе сразу несколько функций. А также те, которые не сведут пользователей с ума ещё на стадии попытки разобраться, как всё устроено.

При этом не все площадки одинаково хороши для организации групповых заданий. Выбирая сервисы для обзора, наши эксперты руководствовалась следующими критериями:

  • наличие веб- и мобильной версии или мобильного приложения: работать с телефона бывает удобно не всегда, но хорошо, когда доступ к проекту есть с любого устройства;
  • бесплатная версия позволяет воспользоваться достаточным количеством опций и инструментов;
  • интуитивно понятный интерфейс: использовать сервис не сложнее, чем Google Docs;
  • удобство совместной работы: можно приглашать к редактированию по ссылке, несколько человек могут работать над проектом одновременно.

Итак, рассмотрим восемь сервисов, командная работа в которых может быть не только эффективной, но интересной и воодушевляющей на изучение новых платформ, а значит, более глубокое обучение.

Miro

Эта бесконечная интерактивная онлайн-доска — один из самых удобных сервисов для совместной работы команд. В Miro огромное количество шаблонов, удобно проводить мозговые штурмы, создавать диаграммы, структурировать и анализировать материалы исследований, составлять и обсуждать стратегии и планы, делать ментальные и концептуальные карты.

Для работы также можно использовать онлайн-стикеры, блок-схемы, вайрфреймы. Miro интегрируется в Notion, Zoom, Slack, Trello и сервисы Google. Есть возможность назначать роли, создавать дедлайны и делать канбан-доски.

Приглашение к совместному редактированию: по ссылке или на почту с обязательной регистрацией, гостевой просмотр с разрешением на комментирование в платной версии.

Стоимость:

  • есть полноценная бесплатная версия;
  • расширенные функции предоставляются от $8 в месяц.
8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами
Поделиться проектом Miro можно с помощью ссылки

Как можно использовать в онлайн-обучении

Miro удобно использовать для разработки проекта онлайн-курса. Там есть специальные шаблоны, с помощью которых удобно собирать программу и карту пути студента. Все элементы можно комментировать, причём по каждому из них можно вести точечное обсуждение и закрывать его, когда тема исчерпала себя.

Поскольку сохраняется тренд на knowledge co-creation — совместное создание знаний — в Miro можно размещать учебные материалы, которые студенты во время занятия будут конструировать сами. Это хорошо работает для актуализации опыта у взрослой аудитории, у которой уже есть некоторые знания в изучаемой области. Чтобы не наскучить таким студентам лекциями, можно дать им шаблон слайда, а его элементы — блоки, стикеры, заголовки — разместить рядом. Потом объединить учащихся в команды в сессионных комнатах, где они будут самостоятельно создавать знание, точнее актуализировать его из прошлого опыта.

Ещё удобно, что сервис предоставляет возможность оцифровывать рукописные записи. Для этого необходимо навести камеру на лист бумаги, после чего система трансформирует написанный от руки текст в печатный и выведет это в Miro в виде стикеров. Полезная функция для мозговых штурмов — и пользователей, которые придумывают и фиксируют идеи на бегу.

Notion

Система управления знаниями и ещё один популярный сервис, лучше многих других подходящий для командной работы с самыми разными документами. В Notion тоже множество шаблонов. Проекты могут состоять из разнообразных блоков, которые легко сочетать друг с другом. Кроме текста, можно добавлять календари, таблицы, иллюстрации, фото и видео, ссылки, прикреплять файлы.

Notion способен заменить собой сразу несколько сервисов. Например, блокнот для заметок, таск-менеджер и планировщик, базу знаний. Так же, как и Miro, Notion позволяет оставлять комментарии, ставить упоминания партнёров по проекту, назначать дедлайны и делать канбан-доски. В Notion доступна интеграция аккаунта с Miro, Jira и Slack.

Приглашение к совместному редактированию: если в бесплатной версии опубликовать страницу в открытом доступе, то редактировать её смогут каждый, кто получит ссылку, как в Google Docs.

Стоимость:

  • в бесплатной версии есть доступ ко всем необходимым функциям: от использования любых блоков до загрузки файлов размером до 5 МБ. При этом можно приглашать к редактированию проекта до пяти партнёров;
  • расширенные функции предоставляются от $4 в месяц, командный план — от $8 в месяц за каждого участника.
8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами
Так выглядит база знаний Гильдии методистов в Notion в формате списка. Справа — доска по теме «Креативное мышление», куда члены гильдии собирают полезные материалы

Как можно использовать в онлайн-обучении

Во время обучения студент сталкивается с уймой ссылок на полезные материалы. Чтобы не потерять их, лучше сразу собирать в одно место. Благодаря тому, что в Notion очень удобно группировать материалы, его классно использовать в качестве интерактивной базы знаний. Студенты могут создать общую библиотеку ссылок и добавлять туда презентации, статьи, книги, подкасты или видео.

Таким образом получается виртуальное образовательное пространство с контентом от преподавателей, экспертов и одногруппников. Все ссылки можно сохранять миниатюрами: не надо ничего подписывать — просто перетаскиваешь ссылку, а на миниатюре видно, что это за материал и чему он посвящён.

Для удобства навигации лучше задавать темы и теги. А в группе можно назначить ответственных за тот или иной формат, раздел или тему.

Telegram

Поскольку главное в групповых заданиях — активное взаимодействие участников, то при работе над проектом важно наличие пространства для свободного обмена мнениями и опытом. Возможно, Telegram покажется слишком простым решением, но на самом деле это — отличный инструмент для совместной работы.

Telegram отлично подходит для дискуссий по проекту. Благодаря множеству стикеров и эмоджи-реакций, проводить их удаётся неформально. Спорные моменты можно разрешить с помощью опросов, сделать срез знаний группы — с помощью тестов.

Кроме мнений, тут легко обмениваться ссылками и файлами. Удобно, что почти все файлы хранятся на облачных серверах, благодаря чему синхронизация между разными устройствами одного пользователя происходит почти мгновенно. Так не будет сложностей с переключением с телефона на компьютер.

Приглашение к совместному редактированию: в закрытые каналы и чаты — по ссылке-приглашению.

Стоимость:

  • подавляющее большинство функций, необходимых студентам для совместной работы над проектом, доступно бесплатно;
  • премиум-доступ можно оформить за 299 рублей в месяц.

Из премиум-функций, которые могут быть полезны студентам, можно назвать такие:

  • ускоренная загрузка медиа и документов;
  • увеличение максимального размера файла при загрузке с 2 до 4 ГБ;
  • преобразование голосовых сообщений в текст и автоматический перевод речи на разные языки;
  • возможность подписки на большее количество каналов, создание большего количества папок и закрепление большего количества чатов.
8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами
Пример навигации в детской медиатеке с подкастами. Скриншоты предоставлены Жанной Петросян

Как можно использовать в онлайн-обучении

Часто учебные чаты делают как раз в Telegram. И поскольку у большинства студентов он всегда под рукой, удобно создать в нём закрытый канал и накидывать туда материалы — по текущему заданию, проекту или всему курсу. Жанна Петросян рекомендует закрывать такой канал от обсуждений. Таким образом группа в мессенджере становится площадкой для сбора контента в единую базу. Но при этом можно прикрутить к каналу закрытый чат, где студенты могут вести оживлённые дискуссии.

Из-за своеобразного устройства ленты — с каждым новым постом прежние утекают вверх — в каналах и чатах важно делать навигационную систему. Для этого можно использовать хэштеги, ключевые фразы и гиперссылки. Пост с ними и другие важные публикации лучше закреплять наверху.

Также в Telegram можно проводить встречи команды — митапы, пятиминутки и прочее. Видеотрансляции доступны прямо в канале, причём запись можно сохранить и добавить в закреплённое сообщение, чтобы участники могли переслушать важные моменты, а те, кто не успел к эфиру, могли сделать это в удобное время. В комментарии к видео можно оставить саммари или фоллоу-ап встречи.

Можно назначать ответственных в группе, которые, например, будут составлять резюме лекций, собирать и оформлять в карточки кейсы одногруппников, собирать вопросы по уже изученному материалу, которые можно упаковать в квиз.

8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами КУрс

Методист онлайн-курсов

Узнать больше

  • Научитесь создавать качественные образовательные продукты
  • Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
  • Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио

Weje

Интерактивная онлайн-доска, которая отлично подходит для проведения мозговых штурмов, уроков и презентаций, организации совместной работы над групповыми проектами. Все участники доски могут видеть действия друг друга в режиме реального времени. Также можно сделать доску общедоступной, и любой пользователь сможет присоединиться к ней без регистрации.

У Weje нет ограничений на количество досок. Структурировать материал на этой платформе можно с помощью готовых шаблонов или с чистого листа. Здесь можно создавать канбан-доски, таблицы, диаграммы, схемы, ментальные карты и другие проекты. Есть возможность добавлять на схемы блоки с текстом и графикой, иллюстрации, видео из YouTube, загружать и скачивать файлы, объединять объекты с помощью контейнеров и фреймов. Есть функция публикации контента доски в виде веб-страницы.

За разными элементами доски можно закреплять ответственное лицо и назначать ему дедлайн. У сервиса есть интеграция с Google Drive, Miro, Figma.

Приглашение к совместному редактированию: добавлять новых участников можно, отправляя приглашения по электронной почте и выставляя доступ к доскам или отдельным фрагментам проектов.

Стоимость:

  • на доску можно добавить любое количество пользователей, но в бесплатной версии только три человека, включая владельца доски, могут быть редакторами одновременно;
  • расширенные возможности — от $10 в месяц.
8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами
Подборки шаблонов в разделе Research

Как можно использовать в онлайн-обучении

Предложить студентам делать конспекты по лекциям модуля, используя инструменты сервиса. Каждая группа фиксирует одну лекцию. Последовательность — по сразу определённому порядку. Номера выступлений можно определить с помощью рандомайзеров.

Также можно сразу определить обязательные элементы. Например, диаграмма, чеклист и умеренно ветвистая ментальная карта.

Canvanizer

Canvanizer — удобный инструмент для визуализации и проведения мозгового штурма, который позволяет создавать визуальные бизнес- и SWOT-модели, карты пути клиента и многое другое. С этим сервисом легко разрабатывать и корректировать свои идеи. В Canvanizer тоже множество структурированных шаблонов.

Сервис позволяет выбрать, кому разрешено просматривать и редактировать проект, доступ настраивается мгновенно. Также можно делиться ссылками только для чтения или с доступом к редактированию, чтобы получать обратную связь. Это привычная схема по типу Google Docs.

На каждом холсте можно отследить прогресс команды и быстро реагировать на эти изменения. Доступна история итераций, которая позволяет начать заново с любого момента. Все внесённые изменения отображаются в режиме реального времени.

Приглашение к совместному редактированию: пригласить участников можно по ссылке.

Стоимость:

  • ограниченное количество шаблонов и приглашение участников по ссылке — бесплатно;
  • подключение до 10 членов команды и другие расширенные возможности — от $25 в год.
8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами
Варианты шаблонов, разделённые на темы

Как можно использовать в онлайн-обучении

Пусть студенты подумают об этом сами 🙂 А результаты мозгового штурма оформят с использованием соответствующего шаблона. Варианта каждого участника команды можно оформить на отдельный слайд для удобства защиты своих идей во время выступления.

Genially

Сервис для создания разных интерактивностей, которые с помощью embed-кода можно встраивать на страницы сайта или блога, скачивать в разных форматах. В Genially можно анимировать любой элемент: текст, иллюстрацию, кнопку. Сервис позволяет оживлять презентации, инфографики, изображения и тренировочные материалы, а также работать над проектами для геймификации — играми, квизами или квестами.

С помощью интерактивных кнопок за элементами можно скрывать контекст, а при наведении на него курсора переходить на любую страницу слайд-шоу и по внешним ссылкам.

В Genially множество бесплатных шаблонов, есть база бесплатных иллюстраций, при этом можно загружать собственные файлы, добавлять аудио и видео. Премиум-пользователи могут установить свой фирменный стиль, включая логотип, цветовую схему, шрифты, изображения, фоны и прочее.

Приглашение к совместному редактированию: несколько человек без проблем могут заходить в личный кабинет под одним и тем же логином.

Стоимость:

  • в бесплатной версии достаточно возможностей для выполнения задания;
  • расширенные возможности — от $7 в месяц.
8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами
Многообразие шаблонов для создания игр и тестов

Как можно использовать в онлайн-обучении

Разделить группу на команды и предложить каждой из них выбрать авторитетного для них человека из области изучаемого предмета. Например, основоположника теории, автора идеи, писателя или известного спикера, уважаемого в индустрии. После этого студенты должны изучить его биографию, полную или профессиональную — в зависимости от масштаба персоны.

Следующий шаг — подготовить презентацию с ключевыми вехами развития героя. Можно поставить студентам ограничения: например, не более пяти элементов на слайде. Таким образом можно зашить в каждый из них блок с текстом, раскрывающим тезис или факт.

В конце выступления одногруппники выступившей команды проходят тест, созданный с помощью этого же сервиса и позволяющий оценить, какая информация лучше всего запомнилась слушателям.

Sutori

С помощью этого сервиса можно создавать интерактивные лонгриды в форме таймлайнов, оформлять теоретические материалы в виде истории в картинках со встроенными квизами и тестами. Готовый таймлайн встраивается на веб-страницы по embed-коду.

Российские методисты пользуются этим сервисом крайне редко. Сейчас задания на создание лонгридов чаще всего выполняют на платформе Tilda. Благодаря готовым блокам там можно достаточно просто и красиво визуализировать материал. Но по параметру совместного использования Tilda уступает Sutori — в Tilda такая опция доступна только в платной версии.

Приглашение к совместному редактированию: по ссылке или через интеграцию с Google Classroom с регистрацией бесплатного аккаунта.

Стоимость:

  • бесплатная версия позволяет создавать любое количество таймланов, но ограничена по форматам контента;
  • полная версия за $120 в год позволяет добавлять проверочные задания, картинки и видео и работать с любым количеством студентов.
8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами
Фрагмент инструкции по использованию Sutori для преподавателей

Как можно использовать в онлайн-обучении

Можно предложить студентам изучить перед вебинаром лонгрид на тему обучения, созданный в Sutori. Материал может быть встроен в LMS через embed-код или открываться по прямой ссылке.

После прочтения студентам предлагается поработать с текстом: выбрать особенно интересный им раздел, найти дополнительную информацию по нему и добавить её в лонгрид. После этого подготовить и разместить на таймлайне опрос по разделу встроенными средствами Sutori, а потом пройти два любых теста других студентов.

Coggle

Сервис для совместной работы над ментальными картами. Конечно, чаще всего для создания майнд-карт методисты используют Miro, но те, кто ищут аналоги под эту задачу, могут обратить внимание на Coggle. У него в свою очередь тоже много популярных аналогов, например, Mindmeister и X-mind.

В Coggle бесконечное количество открытых диаграмм, около 1 600 иконок, есть возможность загружать неограниченное количество картинок. Проект можно скачивать в формате PDF или PNG, есть разные варианты экспорта и embed-код.

Поддерживается полная история изменений.

Приглашение к совместному редактированию: через отправку приглашения на почту в бесплатной версии, приглашение к редактированию по ссылке в расширенном тарифе

Стоимость:

  • бесплатная версия с неограниченным количеством публичных карт;
  • расширенные возможности от $5 в месяц.
8 онлайн-сервисов для совместной работы над учебными проектами
Пример ментальной карты по стратегическому планированию, сделанной в Coggle

Как можно использовать в онлайн-обучении

Студентам предлагается сделать итоговый проект на заинтересовавшую тему по одному из модулей курса. Желающие могут объединиться в небольшие команды для совместной работы. После того, как преподаватель даёт критерии к оформлению итоговой презентации и список обязательных слайдов, группы приступают к первому рисёрчу.

Прежде чем перейти к оформлению итоговой работы, команды составляют в Coggle тезисный и структурный планы презентации в формате ментальной карты, а потом отправляют ссылку куратору, чтобы получить обратную связь.

Резюмируем

Выбрать из множества сервисов для виртуальной работы над проектом может быть непросто, ведь многие из них похожи. Поэтому лучше рассматривать те площадки, которые сочетают в себе сразу несколько опций.

Универсальные критерии: кроссплатформенность, полноценная бесплатная версия, понятный интерфейс. А выбирая платформы для организации групповых заданий, следует учитывать ещё и удобство командной работы — то есть возможность быстро делиться проектом, назначать ответственных и устанавливать дедлайны, видеть полную историю итераций.

При этом, составляя групповые практические задания, следует обращать внимание не только на многофункциональные сервисы, но также на специализированные — например, заточенные под создание ментальных карт или интерактивов. Такой подход позволяет эффективнее вовлекать студентов и развивать их насмотренность в цифровой среде.


Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Оцените статью

Средняя оценка 4.9 / 5. Всего проголосовало 26