«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн

Личный опыт

Татьяна Кузьмицкая 14 лет проработала управленцем в крупной международной компании. В 2017 году, после рождения дочери, она решила с головой нырнуть в онлайн-обучение. Поступив в EdMarket на курс для руководителей онлайн-школ, Татьяна получила крепкую базу и запустила два успешных проекта: «Жизнь на крючке» и «Визуал-менеджер Instagram*».

Татьяна рассказала о ключевых этапах своего пути, ценностных ориентирах и том, почему спустя несколько лет работы с экспертами она решила сфокусироваться на личных инвестициях.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн

Татьяна Кузьмицкая

Выпускница EdMarket, продюсер онлайн-школ, маркетолог- смысловик

*Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

Началом пути в онлайн стала мысль, что я хочу развиваться

Моё профессиональное знакомство с миром онлайн началось в 2017 году. К тому моменту я больше 14 лет проработала в крупнейшем немецком предпринимательском союзе, имеющем 140 бюро в 90 странах мира. Начинала с позиции практиканта, а с 2008 года была директором по маркетингу в белорусском офисе. Последние годы там, работая с 08:00 до 20:00 и в выходные, я стала понимать, что что-то интересное протекает мимо меня.

Поворотным моментом стала моя беременность в 2017 году. Это событие позволило немного замедлиться и оглядеться по сторонам. И тогда я поняла, что работа онлайн — это именно то, что я искала, но не могла рассмотреть в рутине. Мне захотелось научиться быть более эффективной с помощью современных технологий и навыков.

После небольшой передышки, связанной с рождением младшей дочки, я поняла, как соскучилась по учёбе, как давно не давала мозгу делать новые открытия, чтобы становиться лучше и в профессиональном, и в личностном плане. Эта мысль — что я хочу развиваться, расти, а не оставаться годами там, где привычно, — стала началом моего пути в онлайн.

Я решила начать с навыков, необходимых для работы в интернете. Хотелось понять, смогу ли я воспользоваться возможностями, которые предлагает фриланс. Я прошла несколько курсов, разобралась, как создавать лендинги, настраивать email-рассылки, обновила навыки копирайтинга и дизайна, научилась делать чатботы, по косточкам разобрала для себя Instagram*.

Это позволило взять несколько проектов, с которыми я работала как фрилансер. Продолжая совершенствовать навыки в онлайн-маркетинге через обучение, я стала понимать, что у меня появилась уже неплохая насмотренность и в сфере онлайн-образования.

Тогда я решила, что, во-первых, в офис после декрета точно не вернусь. А во-вторых, что я могу и хочу делать больше. В текущих проектах меня смущало, что не все мои предложения клиент был готов применять системно, а не по настроению. Мне захотелось дирижировать самой, чтобы мои идеи воплощались, чтобы рядом была команда единомышленников.

И первое, о чём подумалось, — это свой образовательный проект. В компании, где я работала, да и во многих похожих, далеко не все сотрудники, и я в том числе, могли создать современную стильную презентацию, собрать лендинг в конструкторе, освоить CRM-систему, настроить авторассылку. Даже работать в Google Docs получалось не у каждого. И я подумала: почему бы самой не запустить онлайн-курс, который обучает людей базовым диджитал-навыкам — работать с современными программами и сервисами?

Почти одновременно с этой идеей я наткнулась на рекламу курса EdMarket «Руководитель онлайн-школы». И отправилась учиться.

Во время одной из лекций на меня снизошло озарение, для чего я на самом деле пошла учиться

На курсе в EdMarket я стала работать над проектом по диджитал-навыкам, который планировала предлагать сфере b2b. Важно отметить, что к тому времени я будто обнулила свой прошлый опыт. Прежде я была управленцем с функциями и маркетолога, и финансиста, и бухгалтера, и юриста, и переводчика, и ивент-менеджера, и консультанта. Когда руководишь филиалом международной компании, за всё отвечаешь.

У меня был очень большой опыт, но когда я пришла в онлайн, почему-то решила, что вообще всё нужно начинать с нуля. Например, раньше я зарабатывала очень хорошие деньги, а тут радовалась задаче сделать транскрибацию аудио в текст за одну тысячу рублей.

Изначально у меня образование экономическое, и в дипломе написано «экономист-аналитик». Во время обучения я напомнила себе: «Тань, ты же знала, как SWOT-анализ проводить, ты же экономист, ты маркетолог. Сколько ты маркетинговых штук провернула в прежние годы, анализов рынков сделала — и машиностроения, и энергетики, и прочих. А теперь это рынок образования, близкая тебе работа с людьми».

В итоге мой будущий путь определила почти случайность. Во время одной из лекций, на меня снизошло озарение. Эксперт рассказывал, какими могут быть истинные причины выбора онлайн-обучения, и я поняла, что моё настоящее желание — не создать онлайн-курс, который принесёт чувство реализованности, драйв и деньги, а будто бы сказать бывшему руководству и коллегам: «Смотрите, как я умею!». Ещё я поняла, что старт в сфере b2b требует больших вложений, определённого имени, которых у меня пока нет. Начинать нужно было с чего-то другого.

Обучение подходило к концу, и я оглядывалась по сторонам в поисках новой идеи проекта. Я понимала, что я уже достаточно крепкий специалист, но мне не хватает активов в онлайне, поэтому было очень важно партнёрство с человеком, у которого была бы как минимум аудитория, а лучше — экспертная репутация.

Тогда я подумала про Татьяну Чакур — мастера по вязанию крючком. Мы уже были знакомы, и я давно наблюдала за ней в Instagram*. Было удивительно, как она с нуля за неполных два года на одном только органическом трафике смогла привлечь в свой аккаунт более 40 тысяч подписчиков. Из новичка в вязании она превратилась в уважаемого в рукодельных Insta-кругах специалиста, который снимает мастер-классы и ведёт собственный монетизируемый YouTube-канал.

Я увидела в ней эксперта с отличным потенциалом. И со своей стороны к тому моменту накопила массу знаний и навыков, которыми была готова делиться. Я написала Татьяне и предложила объединиться, чтобы вместе развивать проект. Так летом 2019 года началось наше сотрудничество.

Мы запустили курс по хендмейду «Жизнь на крючке» — и набили много шишек

Нашим пилотным совместным проектом стал трёхнедельный онлайн-курс «Жизнь на крючке по правилам и без» для начинающих и опытных хендмейд-мастеров, которые хотели бы монетизировать свои умения или выйти на новый уровень доходов.

Курс состоял из вводного занятия и четырёх основных модулей — о монетизации, работе в Instagram*, страхах и ограничивающих убеждениях, которые мешают развиваться. Вопреки мнениям, что в нише хендмейд не та аудитория, которая будет покупать онлайн-курсы, мы это сделали. На пилотный запуск пришли более 30 человек, и мы вышли в минимальный плюс. Выручка составила 45 тысяч рублей. Сегодня бы никакая экономика не сошлась, а тогда почему-то было очень страшно брать за свою колоссальную работу больше.

Думаю, для тех, кто делает стартовые шаги в запусках своих инфопродуктов будет интересен этот мой самый первый, ещё несмелый опыт. Обобщу его.

Наш курс получился во многом потому, что мы:

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн Старались всё сделать своими силами. Сами записали видеоуроки, я сама создавала лендинги в Tilda.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн Обошлись минимальными вложениями. Курс разместили не на специальной LMS-платформе, за которую нужно платить, а на Tilda. Чаты для обратной связи создали в телеграме. При этом практически не тратили средств на рекламу: бюджет на неё составил не больше тысячи рублей — работали с тёплой аудиторией, которая уже была у эксперта.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн Изучили запрос аудитории. Прежде чем разрабатывать программу, мы сделали анкету, которую заполнили более 500 человек, где спросили, какой курс был бы интересен людям. Из заполнивших анкету я отобрала 20 человек, с которыми поговорила лично, чтобы лучше узнать их запросы.

Выяснилось, например, что хендмейд-мастерам интересна не только монетизация навыков, но и темы, связанные со страхом публичности, страхом просить деньги за свою работу. Мы подключили психолога, который рассказывал, как работать с ограничивающими убеждениями. Таким образом на курсе был мастер, который без правил, по интуиции рассказывал о своём пути, и эксперты, которые помогали понять, как надо и можно. Я и сама включилась в курс как эксперт, взяв на себя маркетинговые темы по продвижению в Instagram*, ценообразованию и прочему.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн
Так мы приглашали студентов на последний поток нашего курса для хендмейд-мастеров

Во время набора на второй поток мы уже не могли рассчитывать только на тёплую аудиторию — нужно было привлекать и прогревать новых людей. У нас сработал таргетинг в соцсетях и бесплатные активности. Во втором потоке рекламный бюджет был уже более весомым. В результате мы получили 1 200 регистраций на бесплатный вебинар, на котором мы разбирали тренды в хендмейд, актуальные в 2020 году. Кроме бесплатных вебинаров, на которых мы предлагали платный продукт, мы также провели бесплатный пятидневный марафон во ВКонтакте, чтобы прогреть аудиторию.

На втором потоке мы в 1,8 раз выросли в выручке, в 2,2 раза — в прибыли, в 3,5 раз больше участников привлекли на бесплатный вебинар.

За полгода существования курса мы запустили четыре потока с постепенным повышением чека, несколько марафонов и мини-продуктов для рукодельниц. Конечно, сейчас эти цифры не кажутся выдающимися. И в процессе мы набили много шишек. Сейчас бы я себя откоучила по полной программе! Но тот опыт был очень важен, если бы я не наделала столько ошибок, я бы не разобралась на практике, как надо.

Что бы я с высоты сегодняшнего опыта сказала нам тогдашним, образца 2019 года:

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн Не бойтесь продавать свой продукт. Если люди пришли на вебинар, значит, им уже интересна тема, они хотят быть ближе к вам как к ролевым моделям, хотят общения с вами — в эфирах, в переписке и телефонном звонке. Возможно, именно этого касания им не хватает, чтобы принять решение и продвинуться в развитии своего хобби.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн Не бойтесь вкладываться в маркетинг. С такими конверсиями в регистрацию, доходимость, заявку вы можете мощно взлететь на рынке.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн Делайте чек выше. Это ведь самая простая переменная в формуле декомпозиции, за счёт которой общая выручка растёт в разы.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн Выводите свой вебинар в автоворонку. Почему его посмотрели только один раз?5) Формируйте команду. Для начала хотя бы ассистента, технического специалиста и помощника по продажам.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн Собирайте больше кейсов и отзывов. Накапливайте актив, который потом сам будет продавать.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн Поработайте с наставником, который уже сделал результат сильно круче вашего. Это будет квантовый скачок.

На финальном потоке «Жизни на крючке» я почувствовала, что мне нужно двигаться дальше: уже хотелось большего объёма, большего включения самого эксперта. А у Тани стремительно полетел YouTube, и она поняла, что ей гораздо интереснее разбираться в его алгоритмах и снимать классные ролики, чем постоянно быть на связи с учениками и давать обратную связь. И она пошла туда, у неё уже серебрянная кнопка есть, миллионные просмотры, очень здорово всё получается. Мы поблагодарили друг друга и дальше начали развиваться каждая в своём направлении. Дружим и поддерживаем друг друга до сих пор.

Из девочки в песочнице я стала расти в предпринимателя

В феврале-марте 2020 года я постепенно начала работать над новым проектом, запуск которого состоялся уже в июне — почти сразу после того, как закончился проект по хендмейд.

Шестинедельный курс «Визуал-менеджер Instagram*» стал работой вдолгую. Экспертом и моим партнёром по этому проекту выступила Ульяна Киреева. Когда-то мы вместе проходили один курс по дизайну в Instagram*, я увидела её среди выпускников, подписалась и следила, как здорово она развивает свой экспертный блог визуализатора, как доступно и структурно умеет доносить информацию.

Сначала я позвала Ульяну приглашённым специалистом по визуалу в проект по хендмейд. Тогда она записала урок, как рукодельницам красиво оформлять свои аккаунты. А потом у нас завязалось тёплое дружеское общение, и мы поняли, что нам очень комфортно работать вместе. Поэтому решение о совместном проекте было закономерным.

Первые два запуска были пробными, Ульяна провела их самостоятельно, но с моей консультационной и технической поддержкой. Дальше мы обсудили условия партнёрства и стартанули в более масштабную историю. Летом 2020 года мы запустились на 400 тысяч, осенью — на 800, а потом уже шли за миллион.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн
Так выглядел лендинг нашего курса для визуал-менеджеров

За два с половиной года мы провели 11 потоков. В общей сложности у нас получилось большее 500 выпускников. Мы на первой же неделе давали возможность пройти стажировку, чтобы студенты всё отрабатывали на реальных проектах. И стажировки искали, где предполагалась оплата. Таким образом создавалось коммьюнити клиентов и выпускников.

В самые успешные запуски команда достигала 20 человек. Так я из девочки в песочнице стала расти в предпринимателя, который выстраивает системный бизнес в рамках партнёрского проекта с ежедневным учётом показателей, еженедельным, месячным и годовым планированием, декомпозированием цифр и задач.

Летом 2022-го состоялся последний выпуск. Уверенно могу сказать, что это был хороший, крепкий курс. Да, мы не зарабатывали десятки миллионов, но у нас была полная занятость и постоянный доход. Закрылись мы не столько потому, что в России в этой соцсети появились проблемы с трафиком. Больше потому, что нужно было сильно переориентироваться в маркетинге, в работе с людьми, которые по пирамиде Маслоу сильно спустились с верхних уровней на первые два: безопасность и базовые потребности. А у нас вся подача шла на более высоких, ценностных уровнях.

Чтобы спускаться, нужно было всё в своей голове переформатировать. Мы себе дали время подумать и решили, что сейчас уже сама профессия перестала быть настолько востребованной, как раньше. Обманывать студентов, что завтра они будут зарабатывать по 100 тысяч — ну, нет. Решили остаться честными себе.

И если говорить о том, чем этот проект был и есть для меня — это мой прекрасный путь. Он про то, как ты растёшь, потом падаешь, потом рвёшь ещё выше, а потом эпично валишься, когда, например, ломается трафик, и выстроенный с четвёртой попытки отдел продаж уходит одним днём.

Про впечатляющий оборот с запуска, в котором ты осталась с нуля личного дохода на ближайшие пару месяцев, потому что команда, маркетинг, сервисы, обучение, налоги, развитие проекта и ещё ерунда всякая. В смысле ответственность 😅

Про десятки гипотез и воронок, из которых работающими оказываются две, а остальные несколько десятков принимаешь как опыт, за который нужно было заплатить.

Про заряд энергии, который скачет примерно по такому же графику — потому что ты просто человек. Про состояние партнёра, которое не всегда синхронно с твоим — потому что она тоже человек.

Про команду, в которой ты, как маленький принц свою розу, растишь чемпионов, потом ужасно боишься потерять, но неизбежно теряешь кого-то по пути. Про принятие этого как важного урока.

Про семью, для которой ты мама-гаджет-в-руке в гостевом браке.⠀

Про выбор — подниматься и идти дальше или финалить. Сделать паузу и отлежаться или тащить через силу, потому что все вокруг бегут за миллионами — и мне тоже как будто надо. Подстраиваться под изменившуюся себя или действовать по-старому, потому что так уже работало. Сходить в бассейн или довести до ума смыслы на сайте. Они тоже разные были, эти выборы.

После этого настало время переосмыслить пройденный путь.

Когда я приходила в любой курс после EdMarket, понимала, что у меня уже есть крепкая база

В 2022 году нам всем нужны ценностные опоры. Один из способов увидеть своё место в профессии и наметить векторы профессионального развития — ревизия достижений. В том числе важно разобраться, насколько актуальна твоя образовательная база и как она помогает тебе делать успешные продукты.

Помню, что спустя год после того, как я прошла курс в EdMarket, на рынке стали появляться лидеры с крепким личным брендом — Татьяна Маричева, Мари Афонина и другие. Они сразу произвели на меня вау-эффект. Классно, когда харизматичный эксперт, вдохновитель, ведёт тебя по всему курсу.

Тогда у меня случилось некоторое обесценивание моего обучения в EdMarket — там было много преподавателей, кто-то тебя знает, кто-то нет. Менялись кураторы в зависимости от своих компетенций. Но потом я эту позицию пересмотрела: да, яркий эксперт — это классно, но один человек просто не может знать всего, тем более глубоко. И для реального масштабного бизнеса модель мультиэкспертной школы более устойчива, поскольку любой человек на длинной дистанции может устать. Устаёт эксперт — ломается модель.

Но на самом деле обе модели рабочие — и с одним экспертом, и такая, когда внутри много классных спецов, способных раскрыть свою тему. Просто на разных этапах ученикам может быть полезнее тот или иной формат.

Мне очень много дало обучение в Школе продюсера Тани Маричевой. Более того, я два года была там наставником в пяти потоках. Причём подопечными моими были ребята, которые сегодня сами создают крутые курсы и делают обороты в десятки миллионов рублей. Но в EdMarket было несколько блоков, которые я не встречала больше ни у кого и до сих пор вспоминаю.

Первое — это анализ целевой аудитории и кастдевы. Никто мне формулу построения гипотезы для кастдева больше не давал так, что меня ночью разбуди, я её расскажу. Кастдевы сейчас модная тема, как делать анализ целевой аудитории все одновременно знают и не знают. Но когда я приходила в любой курс после EdMarket, понимала, что у меня уже есть крепкая база. Ну, брала что-то от авторских методов, но в целом знала уже много и мне было легко. Это был очень классный модуль. Даже сейчас, когда я работаю с клиентами как наставник или консультант, я всегда опираюсь на те знания.

Второй момент очень сильный — это логика методологии, которую тоже в курсах по продюсированию обычно дают несколько поверхностно. Да, там в изобилии инструменты, вдохновение, окружение, но качественного понимания о методологии нет. Только если на специализированный курс идти. А то, что мы тогда изучили и проработали на этом модуле, я раз десять пересмотрела. Мне это прямо очень круто помогало выстраивать и совершенствовать свои курсы. И позволяло достигать отличных показателей доходимости и потребительской лояльности, чётко проводить студента из точки А в точку Б, чтобы у него поменялось мышление, поведение, состояние, результаты.

Ещё я позаимствовала из обучения проектный подход, когда ты по шагам идёшь и складываешь в конечный результат все выполненные задания. В курсе «Визуал-менеджер Instagram*» тоже, кстати, была проектная история: каждый следующий модуль дополнял предыдущий, всё это выстраивалось в единую систему, а в конце студент приходил к выпускной работе, где были собраны все задания, которые он сделал.

Плюс был интересный блок про личный бренд. Про него тогда ещё не так много говорили, и я мало об этом знала. Но сейчас именно размышления о личном бренде привели меня на следующий этап профессионального развития.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн Курс

Запуск и продюсирование онлайн-курсов

Узнать больше

  • Сможете создать собственную онлайн-школу и зарабатывать на своих знаниях
  • Научитесь запускать образовательные проекты с нуля
  • Систематизируете знания и поймёте, как масштабировать проект и увеличить выручку

Пришло время вкладывать в себя

Сейчас в продюсерской среде очень актуальна тема собственных активов. Конечно, опыт и знания, как собрать команду, где найти деньги, как выстраивать систему и прочее — всегда с тобой. Но часто по завершении проекта мы только с ними и остаёмся, и начинаем всё сначала. База лидов и клиентов, сообщество, имя на рынке всё-таки в большей степени остаются за лицом проекта — экспертом. И я поняла, что пришло время вкладывать в себя, в свой профессиональный бренд. Как минимум, начать активнее проявляться в соцсетях.

Выйдя из партнёрских проектов как продюсер, я всё равно нуждаюсь в работе. Потому что хочу продолжать расти профессионально и зарабатывать деньги. Больше активности и проявленности — больше аудитории и клиентов, а значит, больше заработок.

Конечно, у меня есть определённая цель. Развивая собственные соцсети, я тестирую актуальные инструменты, непрерывно учусь, не перестаю вращать шестерёнки в своих мозгах, могу делиться опытом и быть полезной. И ещё гарантирую себе этим свободу выбирать: проекты, партнёров, клиентов, работодателей, наставников и учеников.

Ну, и конечно, я решаю свои вопросы личностного развития, как, собственно, и все, кто проявлен в публичном поле достаточно ярко. Потому что только через окружающих, их реакции на тебя, твои способы коммуникации с ними можно себя познавать.

У меня есть прекрасное профессиональное окружение активных, амбициозных, опытных людей. Есть и свой круг единомышленников, рядом с которыми я совершенствую свои мягкие навыки и выстраиваю внутренние опоры, учусь жить внимательно к себе.

Так, именно через окружение, ко мне поступают предложения о сотрудничестве, люди приходят на менторство, распаковки личности и экспертности, за аудитом и выстраиванием стратегии продвижения и запусков в онлайне.

Вообще я сейчас позиционирую себя как маркетолог-смысловик. Мне по-прежнему нравится аналитическая работа. А ещё я решила, что 50% времени буду посвящать развитию своего блога, потому что всегда была сапожником без сапог. Говорила клиентам: «Давай, проявляйся, это твой актив, это важно». При этом понимала, что у самой этого нет. Сейчас же я хочу эти сапоги достать, начистить, надеть и продефилировать — и собрать на этом пути прекрасных людей, с которыми смогу дальше работать, общаться и дружить.

Точно могу сказать, что сожалений о выбранном пути не было ни разу. Я так себя благодарю, что пять лет назад нырнула во всё это с головой!


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

«Сожалений о выбранном пути не было ни разу»: выпускница EdMarket — о смене курса в профессии и погружении в онлайн

Татьяна Кузьмицкая

Выпускница EdMarket, продюсер онлайн-школ, маркетолог- смысловик

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 33