В трендах онлайн-образования одно из ключевых мест занимает практико-ориентированное обучение. Теории достаточно, чтобы познакомиться с новой сферой или вдохновиться, но чтобы освоить профессию — едва ли.
Рассказываем, как на практике обучают в Нетологии на примере трёх активностей для студентов направления «Бизнес и управление». И почему участие в таких мероприятиях выгодно не только обучающимся, но и бизнес-заказчикам.
Хакатон: от идеи до реализации за один день
Слово «хакатон» появилось от объединения английских слов hack и marathon → hackathon — что в переводе означает «соревнование для хакеров». Позже хакатон стали использовать для обозначения конкурсов не только для команд разработчиков, но и для специалистов смежных областей, например, дизайнеров, продакт-менеджеров.
На хакатонах специалисты сообща решают бизнес-задачу заказчика на время и соревнуются за лучшее решение.
В Нетологии летом 2022 года прошло два хакатона от направления «Бизнес и управление», на которых участники решали кейсы от компании «Утконос» и от Нетологии. На примере второго покажем подробную механику активности и расскажем, почему хакатон — это действенный образовательный формат.
Участниками хакатона стали студенты и выпускники нескольких курсов Нетологии: продакт- и проджект-менеджеры, бизнес-аналитики, продуктовые маркетологи, финансисты, руководители отделов продаж, бизнес-трекеры. Одни ребята — начинающие специалисты, а кто-то уже выпустился и вырос до уровня middle. Это помогает участникам учиться друг у друга и воссоздаёт реальный рабочий опыт в команде с разными ролями.
В хакатоне участвовало 9 команд. В каждой команде было по 5 разных специалистов. Ребята заранее познакомились в чатах команд, описали свои сильные стороны, постарались распределить зоны ответственности. Поддерживали участников 9 трекеров.
Методологическую подготовку, проработку механики мероприятия, обучение трекеров хакатона провёл Андрей Григорьев — сооснователь и генеральный директор GetShop.TV, преподаватель Нетологии с 9-летним опытом работы трекером и наставником для стартапов, продуктовых и маркетинговых команд.
Перед участниками поставили задачу придумать и проработать новый формат образовательного продукта, который отличается от стандартного образовательного онлайн-курса, представляющего собой записанные лекции и онлайн-вебинары, домашние задания, итоговые работы. При этом формат должен закрывать потребность в новых навыках и знаниях — это и есть главный критерий образовательного продукта. Участники получили данные о целевой аудитории, бюджете и маркетинговых возможностях.
В день хакатона команды работали 8 часов. Утром команды получили кейс в виде записанного интервью с кейсодержателем, все вводные документы и материалы. У участников был час на знакомство с кейсом и формулирование вопросов, чтобы затем на встрече с кейсодержателем всё прояснить для себя.
Команды работали по спринтам: 3 спринта по 2 часа. После каждого этапа команды встречались на чекпойнте с бизнес-трекером — тоже из числа студентов и выпускников бизнес-направления Нетологии, которые применяли свои знания на практике и помогали командам двигаться вперёд.
Вечером настал момент защиты проектов. В жюри хакатона вошли преподаватели и руководители направлений Нетологии, а также опытные выпускники и участники комьюнити «Бизнес и управление» — владелец продукта в ДомКлик Марк Лагоша и владелец продукта в Альфа-Банке Иван Бахмат.
Среди 9 представленных проектов жюри выбрали две команды-победительницы, которым подарили сертификаты победителей, бизнес-книги и курсы Нетологии, а главное — реальные практические кейсы, которые можно добавить в портфолио, и ценная обратная связь от опытных экспертов.
Вот слайды из презентаций победителей с описанием продуктов, которые предложили команды в качестве решения ↓
Отзывы, которые оставили участники после завершения хакатона ↓
Инна Семенченко
Предприниматель, трекер, наставник проекта «Мастерская наставников Сколково», выпускница курса Нетологии «Бизнес-трекер»
При обучении помогающим профессиям, таким как трекер, важную роль играет практика и насмотренность. Участие в хакатонах — способ быстро окунуться в атмосферу работы с проектами. Всего за несколько коротких встреч попробовать показать результат взаимодействия с командой.
Здесь можно совершенствовать также навыки работы в условиях неопределённости и быстрое принятие решений.
Прожарка: решение бизнес-задач для начинающих продакт- и проджект-менеджеров
Во время обучения студенты Нетологии на некоторых программах направления «Бизнес и управление» могут подключаться к дополнительным практическим форматам.
Так, на интенсиве «Прожарка» продакты, проджекты и UX-дизайнеры получают три реальных бизнес-кейса. Например, студенты работали с такими задачами, как переработка главной страницы интернет-магазина для улучшения пользовательского опыта, выявление наиболее популярных функций во внутренних ресурсах компании, выявление потребностей клиентов интернет-магазина в разделе «Предзаказ».
Студенты выбирают кейс и разбиваются на три команды, в которых будут работать на протяжении трёх недель прожарки.
Студенты фиксируют время, когда они встречаются для совместной работы, организуют пространство для совместной удалённой работы и работают над проектом. В течение всего времени ребята на связи с наставниками — кейсодержателями, организаторами и бизнес-трекерами.
Каждая команда готовит решение бизнес-кейса и его презентацию. На защите преподаватели и представители компаний дают обратную связь студентам.
Наташа Шистерова
Продюсер образовательных программ направления «Бизнес и управление» в Нетологии, автор формата «Прожарка»
Тренд Learning by doing — обучение на практике — глобальный и мощный. Актуален как для российского рынка, так и мирового.
Взрослые приходят за обучением с конкретными запросами. Им сразу нужно применять новый навык для решения рабочих задач и сразу понимать, как этот навык монетизировать. С этой точки зрения прожарка, хакатоны, кейс-чемпионат и другие деятельностные практические форматы помогают вырабатывать именно такой подход к обучению и дают большую ценность нашим выпускникам, которые уже имеют опыт взаимодействия с работодателями.
Наш опыт показал, что студенты в таком формате обучения гораздо более мотивированы. Ответственность за своё обучение — это то, что приходит к студентам, которые получают кейсы от реальных игроков рынка и могут тут же проявить себя перед работодателями. Такие форматы значительно повышают вовлечённость и доходимость студентов до конца обучения.
Александр Кущ
Бизнес-заказчик, представитель компании «Утконос»
Когда Нетология предложила нам сотрудничество, мы с радостью согласились: у нас есть много текущих задач, которые мы хотели бы протестировать, но рук и времени не хватает.
Все получили свой win-win. Утконос получил возможность дополнительных исследований и новых точек зрения, а Нетология — кейсы для студентов.
Считаю такой формат очень полезным для студентов. Практика всегда помогает понять, насколько хорошо ты понял теорию и сможешь ли воспользоваться приобретёнными навыками. Практика — это 80% успеха, теория — 20%.
На собеседованиях работодатели выделяют кандидатов с практическими навыками и кейсами в портфолио, так как они не только знают, что делать, но и понимают, как это сделать.
- Для предпринимателей, руководителей отделов, продакт- и проджект-менеджеров, продуктовых маркетологов, бизнес-аналитиков, HR-менеджеров
- Помогаем освоить профессию с нуля, улучшить продукт компании и развивать бизнес — прямо в процессе обучения
- В основе программ — практический опыт экспертов и успешные кейсы индустрии
Кейс-чемпионат: практические задачи для бизнес-аналитиков
Задача кейс-чемпионата — научить студентов решать практические задачи аналитика не просто качественно и правильно, но и в сжатые сроки — в течение одной недели.
Этот формат полностью имитирует реальный рабочий опыт. На кейс-чемпионате студенты учатся:
- анализировать рынок,
- строить финансовые модели,
- презентовать анализ,
- взаимодействовать с бизнес-заказчиком,
- укладываться в дедлайн.
Методологическую разработку кейс-чемпионата осуществил Даниил Стаханов — партнёр и сооснователь аналитического агентства Modelta, преподаватель курса Нетологии «Бизнес-аналитик».
Студенты получают реальный кейс от заказчика, задают уточняющие вопросы заказчику и преподавателям, разбиваются на команды и за неделю готовят решение и презентуют его представителям компании. Пример кейса — для строительной компании оценить потенциал цокольных помещений, рассчитать возможные бизнес-показатели от разных вариантов решений использования этих помещений и предложить оптимальный вариант.
Для студентов это большой вызов, потому что для них это первый опыт такой интенсивной работы. За неделю им нужно сделать финансовую модель, проанализировать индустрию, сделать презентацию — это непросто, но реально.
Главная задача кейс-чемпионата — научить студентов большему, чем просто решать аналитические задачи: научить коммуницировать внутри команды, обосновывать свою точку зрения, слышать заказчика.
Даниил Стаханов
Партнёр и сооснователь аналитического агентства Modelta
Когда я был студентом последних курсов в университете, всегда принимал участие в подобных бизнес-чемпионатах в самых разных сферах. Это дало мне очень многое: лидерские качества, навыки и опыт работы бизнес-аналитиком, большое количество полезных контактов. Поэтому я и хотел внедрить такой формат в наш курс в Нетологии.
Кстати, очень интересно наблюдать за тем, как каждая команда предлагает разные решения одной и той же задачи. Для партнёров это тоже интересно: они получают разные взгляды на свою проблему.
Я всегда подмечаю талантливых студентов на кейс-чемпионате. Некоторых приглашаю в свои проекты на оплачиваемую работу, кого-то рекомендую коллегам. Для начинающих специалистов это реальный шанс показать себя в деле.
Антон Киселёв
Выпускник курса Нетологии «Бизнес-аналитик», участник кейс-чемпионата
Кейс-чемпионат — это дополнительная, необязательная возможность для студентов. Я решил принимать участие в нём, потому что очень понравилась нестандартная и небанальная практическая задача. Я в принципе люблю решать проблемы, головоломки и находить нетиповые решения.
Самым сложным было собрать первоначальную информацию, проверить данные на достоверность и адекватность. Ещё одним вызовом стала необходимость оперативно самоорганизоваться в спонтанно сложившейся команде: не было назначенного лидера и нужно было самим распределить функции участников.
И конечно, непросто было грамотно распорядиться временем, да ещё и в сжатые сроки — за неделю — предоставить готовый вариант решения кейса и своё бизнес-предложение.
Это был мой первый опыт работы с реальным заказчиком и с настоящей задачей в качестве бизнес-аналитика. Было очень приятно получить положительную обратную связь от команды, преподавателя Даниила Стаханова и организаторов кейса.
Заказчики высоко оценили итоговый результат работы — и это вдохновляет!
Резюмируем
Хакатон, прожарка и кейс-чемпионат — все эти форматы обучения дают студентам Нетологии практический опыт, возможность зарекомендовать себя перед работодателями и получить готовые кейсы в портфолио.
Нетология продолжает поиск наиболее действенных форматов практического обучения. Например, сейчас начинаем тестирование нового 2-недельного формата — симулятора рабочего дня продакт-менеджера.
Learning by doing — важнейший тренд, на который будет опираться будущее онлайн-образования. Этот подход позволяет студентам быть максимально вовлечёнными в самостоятельное добывание знаний, быстрый рост и результат.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.