«Когда не только видишь, но и понимаешь свой бизнес, — чувствуешь, что можешь покорить мир», — так говорит о бизнес-анализе Анна Гуськова, преподаватель курса «Бизнес-аналитик» в Нетологии. И это так: бизнес-аналитики исследуют, считают, планируют и структурируют — занимаются почти всем от запуска проекта до оптимизации бизнеса.
Предлагаем познакомиться с этой профессией поближе, узнать о задачах бизнес-аналитика, его роли в компании и доходах. Помог разобраться в теме Константин Большухин, партнёр студии продвинутой аналитики Modelta и преподаватель курса «Бизнес-аналитик».
Роль бизнес-аналитика в компании
Бизнес-аналитик в классическом понимании — экономист, который разбирается в процессах, экономике, финансах, организационном развитии и помогает компании решать стратегические задачи. Например, оптимизировать бизнес-процессы, разработать стратегию развития или запустить новый бизнес в другой стране.
В зависимости от потребностей компании объём и описание задач аналитика может существенно различаться.
Да и аналитики бывают разные:
- бизнес-аналитик,
- системный аналитик,
- Data Scientist,
- маркетолог-аналитик,
- финансовый аналитик,
- продуктовый аналитик.
Соответственно у этих специалистов разный набор навыков и инструментов.
Дата сайентисты и системные аналитики сильнее в программировании, лучше разбираются в инструментах BI, организации системы хранения и обработки данных.
Маркетинговые аналитики работают с BI, оптимизируют маркетинговые кампании, экономику продаж.
Финансовые аналитики разбираются в финансовых инструментах, инвестициях, кредитах и займах, условиях финансирования.
Продуктовые аналитики лучше знают метрики, связанные с конкретными продуктами, и инструменты для анализа работы эффективности продуктов (performance).
Наконец, бизнес-аналитики погружаются в выстраивание процессов, экономику, финансы, исследования. Работают с BI и отчётностью, визуализируют данные.
Посмотрим, в каких командах задействованы бизнес-аналитики и какова их роль в каждой из них.
Консалтинг
Чаще всего бизнес-аналитики работают в консалтинговом подразделении — внутреннем отделе или в консалтинговой компании. Под консалтингом подразумеваем управленческий консалтинг, среди известных представителей которого компании McKinsey, PWC, Deloitte, Ernst&Young.
Консалтинг — это проектные команды, которые решают задачи по изменению компании. Имеется в виду изменение бизнес-процессов — допустим, закупок, найма и онбординга, системы KPI — или создание и внедрение новых проектов.
Пример. Перед запуском системы для оплаты проезда «Тройка» в Московском метро консультанты просчитали экономику, затраты, ресурсы, схему работы.
Стратегический блок
Это подразделение компании, которое занимается долгосрочным планированием и развитием бизнеса. Например, аналитики решают, будет ли компания приобретать новые активы, запускать новые направления бизнеса.
Пример. Помимо «Северстали» и добывающих предприятий «Севергрупп» решила развиваться через создание цифровых активов, в частности, купив онлайн-ритейлера «Утконос».
Цифровая трансформация
Подразделение компании, которое внедряет цифровые технологии для оптимизации бизнес-процессов, повышения ценности для клиентов, разработки инноваций и улучшения организационных результатов.
Использование инструментов обмена данными, Интернета вещей позволяет получать метрики от больших производственных машин, объединять их в единую экосистему и минимизировать потери, к примеру, металла, а также оптимизировать трудозатраты.
Пример. Цифровая трансформация в металлургической или тяжёлой промышленности — это работа по внедрению ИТ-систем, в результате чего часть процессов автоматизируют, а часть оптимизируют.
BI и отчётность
Это команда, которая создаёт инструменты для сбора данных и далее для управления компанией на основе данных. Например, инструмент для сбора данных Share point для сотрудников или автоматический сбор данных.
BI — решение на собственном движке или внутри сервисов Tableau, Power BI, QlikView. Позволяет создавать автоматические отчёты, которые демонстрируют эффективность работы компании.
Операционная команда
Аналитики в операционных командах могут посчитать финансовую модель проекта: сколько денег нужно вложить для реализации проекта, где целесообразно купить существующую компанию для выхода на рынок, а где — создать компанию с нуля.
В таких случаях это смежная с менеджментом специальность.
Пример. В Яндексе операционная команда запускает бизнес в новых городах и странах.
Планирование
Функция, близкая к отчётности и стратегии. Такие команды создают системы KPI, поддерживают OKR (инструменты планирования), премии, расчёт показателей эффективности, бонусы — количественные показатели, которые крупные компании используют для сохранения конкурентоспособности и развития.
Business Intelligence (BI) — бизнес-аналитика, точнее — анализ бизнес-данных для принятия управленческих решений
«Горизонтальная» команда
Часто бизнес-аналитики работают в команде с горизонтальным менеджментом. Как правило, это системные аналитики, консультанты или ассоциаты. Они входят в «горизонтальный» блок кросс-функциональных специалистов (продуктовики, финансисты, IT) для совместной работы над проектом и подчиняются одному руководителю.
Пример. Команда по запуску нового актива. Руководитель команды отчитывается перед управляющим актива, финансовым директором или директором по аналитике — лидером бизнес-юнита или бизнес-функции. Тот в свою очередь подчиняется генеральному директору (CEO).
Комфортная среда «горизонтальных» команд позволяет обмениваться мнениями, опытом.
Бизнес-аналитики достаточно быстро получают «прививку» ответственности: на уровне старшего аналитика можно делать финансовые расчёты для проектов на миллиарды рублей. Это один из самых привлекательных аспектов работы бизнес-аналитика.
Чем занимается бизнес-аналитик
Напомним, что объём и специфика обязанностей бизнес-аналитика могут различаться в зависимости от потребностей той или иной компании. Поэтому лучше всего смотреть задачи на примере вакансий компаний из разных отраслей. Да и в одной они могут быть неодинаковыми ?
Вакансия ИТ-компании Flocktory —
оптимизируют рекламу и ecom на основе данных
Как видим, компании нужен широкопрофильный специалист-экономист, который в первую очередь прекрасно разбирается в бизнесе, имеет навыки расчёта, систематизации и структурирования процессов.
Вакансия Home Credit Bank
Здесь фокус приходится на оптимизацию бизнес-процессов для повышения дохода или уменьшения расходов компании. При этом в меньшей степени требуются навыки финансового планирования. Однако, скорее всего, когда компания говорит, что нужно оптимизировать бизнес-процессы, это означает, что процессы нужно и обсчитать.
Прототипирование интерфейсов — достаточно частая задача для бизнес-аналитика. Разработанный процесс нужно привести к логичному завершению в виде экрана на сайте или во внутренней системе, где у этого процесса есть точка входа и выхода (отчётность, форма заявки).
Ассоциат в инвестиционном банке и консалтинге ― опытный консультант, который отвечает за реализацию отдельного блока задач и координирует работу менее опытных аналитиков и консультантов.
Вакансия Почты России
Здесь требуется бизнес-аналитик в качестве консультанта с финансовым бэкграундом.
На примерах наглядно видим, что, несмотря на одинаковое название вакансии «бизнес-аналитик», по задачам позиции находятся в разных спектрах: экономическом, финансовом или с акцентом на структурирование процессов.
Идём дальше.
Вакансия Альфа Банка
В этой вакансии видим фокус в сторону отчётности. То есть нужны навыки именно аналитика, который хорошо считает, делает прототипы отчёта с помощью, как правило, Excel и PowerPoint. В Excel специалист создаёт короткую модель с данными, которые должны собираться, а в презентации показывает, как графики должны выглядеть. В идеале это специалист, который понимает, как работает BI, и может быстро настроить отчёт в Power BI или Tableau. Здесь тоже в меньшей степени подразумевается умение анализа данных.
Вакансия консалтинговой ИТ-компании Accenture
Здесь речь идёт об оптимизации процессов и финансовом моделировании.
Между бизнес-аналитиком и бизнес-аналитиком в ИТ нет чёткой границы.
ИТ-аналитик тоже может заниматься в первую очередь экономикой. Такие специалисты в основном работают с анализом внутренних данных и построением более сложных алгоритмов. Например, алгоритмов, которые рассчитывают вероятность выхода клиента из бизнеса или эффективность рекламы.
Построение алгоритмов подразумевает не только знание математики и статистики, но и владение Python и R для обработки большого объёма данных. Excel позволяет обрабатывать сотни тысяч строк, но когда нужно обработать миллионы строк данных, без продвинутой аналитики не обойтись.
Такие специалисты могут называться по-разному: аналитик данных, бизнес-аналитик данных, аналитик в ИТ, Data Scientist, иногда системный аналитик (такие аналитики всё-таки больше про формирование требований и ТЗ для решений).
Грань между бизнес-аналитиком и Data Scientist тонкая. Если вы хотите больше заниматься алгоритмами, то советуем после того, как научитесь качественно считать и понимать бизнес, пройти дополнительное обучение по Data Science. Но это специфичная история.
Бизнес-аналитик — это чаще всего универсальный экономист, который может запланировать, рассчитать и запустить проект.
- Узнаете, как помочь запустить бизнес, разработать стратегию развития и оптимизировать процессы
- Научитесь на основе данных выявлять проблемы бизнеса и находить решения для роста
- Сможете визуализировать данные и готовить отчёты для менеджеров и руководителей
Популярные задачи бизнес-аналитика
AD-hoc анализ
— сбор информации об эффективности работы компании и подготовка отчёта для руководства.
Примеры расчётов:
- объём рынка для запуска продукта в новом регионе;
- маржинальность актива;
- минимальная себестоимость продукта для сокращения затрат.
Исследование рынка
— сбор и анализ информации о клиентах, конкурентах, партнёрах.
Оптимизация отчётности
— формирование показателей эффективности, автоматизация сбора данных, визуализация.
Стратегия
— планирование стратегических инициатив и анализ экономического эффекта.
Например, запуск нового проекта или нового направления бизнеса. Часто аналитики обсчитывают идеи руководства, собственников или клиентов.
Бизнес-аналитики собирают информацию о компании и внешней среде, исследуют лучшие практики в индустрии и формулируют план развития в тесной связке с функциональными командами и лидерами бизнес-подразделений.
Нужно понимать, что лежит в основе текущей бизнес-модели компании, сильные и слабые стороны. Также потребуется обрабатывать и структурировать большой объём информации о рынке и компании, проводить внутренние интервью.
Оптимизация процессов
— описать процессы и структуру управления компанией и предложить улучшения.
Бизнес-аналитики оптимизируют систему управления и организацию процессов в компании, чтобы увеличить прибыль и ускорить рост.
Нужно структурировать и декомпозировать показатели и задачи. Хорошо считать. Визуализировать процессы в Excel, Miro, Visio, BPMN или PowerPoint.
Инструменты для бизнес-анализа
В отдельной статье собрали подборку инструментов анализа, структурирования, визуализации информации и управления проектами. А также разобрали пару задач, которые можно решить при помощи этих сервисов.
Сколько получают бизнес-аналитики
Согласно данным Glassdoor, средняя зарплата junior-специалиста в Москве — 70 000 рублей.
Более опытные аналитики получают в среднем 90 000 рублей.
Senior-аналитики зарабатывают от 140 000 рублей.
Данные HeadHunter можно считать аналогичными:
Бизнес-аналитики больше всего востребованы в ИТ, телекоме, консалтинге, банковской сфере и маркетинге.
Примеры зарплат из телеграм-канала analyst space:
Другие телеграм-каналы для поиска вакансий:
Работа ищет аналитиков // Вакансии
Glassdoor — международный ресурс, на котором сотрудники и кандидаты размещают внутреннюю информацию о компаниях, в которых они работают или на вакансии которых откликались. Позволяет пользователям анонимно отправлять и просматривать зарплаты, а также откликаться на вакансии.
Что почитать по бизнес-анализу
Книги
- Барбара Минто. «Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений».
- Ив Пинье, Александр Остервальдер. «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора».
- Итан Расиел. «Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач».
- Джин Желязны. «Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям».
- Джон Дорр. «Измеряйте самое важное. Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR».
Полезные ресурсы
- Excel Everyday — уроки по Excel, которые упростят вашу работу.
- Costa Case Club Channel — советы по отбору в консалтинг, информация о мероприятиях компаний и вакансии в сферах консалтинга и смежных областях.
- Интернет-аналитика — канал Алексея Никушина, аналитика и организатора конференции «Матемаркетинг».
- Up&Out — закрытая карьерная платформа для бизнес-консультантов, маркетологов, диджитал-экспертов и других.
- Клуб анонимных аналитиков — «для тех, кому не безразлично, как выглядят цифры, и что с ними делать». Новости о новых инструментах, лайфхаках, внедрениях аналитических систем. Участники изучают лучшие практики, разбирают примеры, делятся опытом, задают вопросы и другое.
Обучение на бизнес-аналитика в Нетологии
Наш курс «Бизнес-аналитик» поможет не только освоить инструменты и понять «как делать», но и начать думать как бизнес-аналитик, наработать подходы к решению проблем и понять «что делать».
После курса сможете:
- Анализировать и описывать в цифрах экономику бизнеса разного масштаба.
- Оптимизировать бизнес-процессы и работать с отчётностью.
- Считать экономический эффект от внедрения стратегических решений в компании.
- Находить потенциал для развития или оптимизации бизнеса с помощью финансовой модели и отчётности.
- Структурировать решение бизнес-задач.
- Находить перспективную рыночную нишу и рассчитывать экономический потенциал для запуска проекта.
Преподаватели — практикующие эксперты, в том числе в области цифровой трансформации.
Курс разработан совместно со студией аналитики Modelta — командой финансовых и стратегических консультантов с опытом работы в McKinsey, Qiwi, ВТБ в сфере стратегии, управления проектами и аналитики.
Пройдите тест и определите свой уровень владения основными инструментами бизнес-аналитики.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.