Редактор-фрилансер Ольга Евсикова рассказывает, какую пользу UX-аналитика может принести вашему бизнесу.
Рынок проектирования интерфейсов в России неизбежно развивается. Если несколько лет назад дизайнеры старались изобрести собственный неповторимый стиль, в 2017 ситуация обстоит иначе.
Неповторимый сайт
С большинством предметов вокруг мы взаимодействуем через интерфейс. Поэтому и существует понятие «пользовательский опыт»: если вам дадут в руки пульт от телевизора, который будет выглядеть непривычно, то будет сложно понять, как переключить канал.
Пульт от Apple TV
Дизайн является проводником и решением проблемы пользователя.
Задача UX-дизайнера — сделать интерфейс максимально доступным и понятным.
Это не значит, что нужно делать только шаблонный дизайн. При правильном использовании инструментов, UX не только помогает решать бизнес-задачи продукта, но и улучшает визуальный дизайн.
Весь процесс UX-дизайна в профессиональных студиях выполняет команда, где каждый специализируется в своей области:
- Исследование и анализ.
- Формирование идей.
- Создание прототипов.
- Создание макета.
Этапы повторяются по кругу, пока продукт не будет удовлетворять требованиям на данный момент.
Исследование и анализ — опорная точка на всех этапах создания продукта. Основная работа UX-аналитиков сосредоточена именно здесь.
Прежде чем приступить к созданию концепции и прототипа, необходимо выявить целевую аудиторию, определить бизнес-задачи, оценить конкурентов. Но даже если вы этого не сделали вначале, можно подключить исследование на любом этапе развития и качественно улучшить готовый продукт.
Инструменты
UX-аналитика использует инструменты из практики психологов, социологов, программистов, аналитиков и маркетологов.
Персонажи
Метод персонажей заключается в создании поведенческих моделей пользователей.
Пример описания персонажа от агентства Artics Internet Solutions
Каждая модель олицетворяет отдельную потребительскую группу. Персонаж — совокупность особенностей, потребностей, мотивов и других характеристик потенциального пользователя. В его описании содержится информация о характере, возрасте, увлечениях, деятельности, целях, мотивирующих и фрустрирующих факторах и контексте использования продукта.
Сценарии использования
Это описание того, как пользователь взаимодействует с системой для достижения поставленной цели. Use Case представляет собой последовательность шагов, которые проходит пользователь.
Для простоты восприятия сценарий дополняют flow-прототипами, но это необязательно.
Пример основного потока событий Use Case с сайта system-analysis.ru
На самом деле большую часть полного Use Case составляют альтернативные потоки, обрабатывающие «неправильные» события, задающие ветвления потока и циклы.
Карта эмпатии
Карта эмпатии — схема из шести полей: «что она слышит», «что она видит», «что она думает и чувствует», «что она говорит и делает», «боль», «достижения и цели».
Пустая карта эмпатии
Карту эмпатии можно создать для готового продукта или сделать это на этапе исследования для формирования идей и дальнейшей работы над проектом.
Можно использовать вместе с методом персонажей или отдельно. Суть — поставить себя на место пользователя, чтобы видеть продукт его глазами.
А/B-тестирование
После первых прототипов для анализа решений конкурентов проводят А/B-тестирование. Перед началом тестирования определяют конкретную цель, берут несколько вариантов дизайна с минимальными различиями и предлагают потенциальным пользователям.
Иллюстрация www.improvingmetrics.com
В процессе тестирования поведение пользователя подробно фиксируется. После определенного времени или при достижении статистически значимого числа показов, числовые показатели цели сравниваются и определяется подходящий вариант страницы. Преимущество метода в использовании объективных данных.
В других случаях тестирование продукта выполняют эксперты и даже пьяные люди.
Зачем нужна UX-аналитика
Опросы, анкетирование, интервью, наблюдение за фокус-группами, контекстные исследования — всё это проводится для улучшения качества работы пользователя с продуктом.
Цель UX аналитики — создать интуитивно понятный целевой аудитории и удобный в использовании продукт.
UX-аналитика может показать:
- сколько посетителей не становятся зарегистрированными пользователями, сколько покупателей слетает из корзины, а сколько уходит со страниц продукта;
- как на самом деле ведут себя пользователи с продуктом и какие реальные проблемы у них возникают;
- как сократить объем работы дизайнеров, сэкономить время и деньги.
Можно подумать, что с подключением аналитики, ваш проект рискует потерять лицо и оказаться типовым: «корзина» всегда будет в правом верхнем углу, а главное меню всегда выше, чем футер. При правильном использовании инструментов, аналитика для каждого продукта помогает найти свои уникальные пути развития и реализации.
Даже если продукт уже коммуницирует с реальными пользователями, не стоит рассматривать его как «конечную версию». Подключение аналитики полезно на любом этапе развития. С ее помощью вы сможете создать удивительный продукт с оптимальными затратами ресурсов.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.