Ксения Суворова, редактор блога «Нетологии» и руководитель курса «Контент-маркетинг», рассказала о том, как выражать личный стиль, работать над текстом и редактировать себя, адаптировав некоторые уроки из книги Николая Кононова «Автор, ножницы, бумага».
Все, кто пишет тексты, сталкивались с тем, что не знали ответов на эти вопросы:
- Как определить: текст хороший или не очень?
- Как сформировать личный стиль и уместен ли он?
- Как правильно работать над текстом?
- Можно ли редактировать себя самостоятельно и если да, то как?
Я постаралась ответить на эти вопросы с помощью книги главного редактора «Секрета фирмы» Николая Кононова. Этот текст — логическое продолжение статьи «Пяти правил автора, ножниц и бумаги».
Личный стиль
Многим кажется, что личный стиль — это миф. Другим — что это пережиток прошлого. Некоторые ратуют за то, что каждый текст должен отражать автора. А у четвертых просто нет мнения по этому вопросу.
Но на самом деле все просто:
Разным текстам — разный подход.
Все мы говорим не шаблонно, а по-разному. У одних речь более литературная, у других — насыщена эпитетами и метафорами, одни могут употреблять мат, а иные — нет. В этом-то и кроется весь секрет личного стиля. Он просто показывает, кто вы есть.
Но почему тогда разным текстам — разный подход? Потому что нельзя сыпать метафорами в продающем тексте — читатель просто не поймет. Нельзя думать, что от имени бренда можно ругаться матом. Или посылать на три буквы читателей, обзывая мудаками, только по той причине, что вы так привыкли.
Личный стиль может быть как уместен, так и нет.
Если вы решили, что все-таки он нужен, то вот советы от Николая Кононова:
- Создавайте интонацию — это ваш взгляд на мир, ваш собственный язык. Его можно тренировать ежедневным письмом, разговором, чтением книг, общением и просмотром интеллектуального (или не очень) кино.
- В некоторых случаях читателю правда может быть интересен ваш мир. Сделайте его глубоким, а то читать будет не о чем.
- Ваш личный стиль не должен крутиться вокруг вас. Это же не автобиография.
- Личный опыт — это хорошо, но пытайтесь немного абстрагироваться.
Не надо:
- Если вы решили выражать личный стиль, писать сухо, с канцеляризмами и строгими формулировками.
- Стесняться себя и своей истории.
- Забывать читать классику и хорошую литературу.
- Избегать словарей.
- Писать как пишется — лишь бы было. Это уже графомания.
Как работать над длинным текстом
Допустим, вы все же поняли, как хотите писать. Допустим, вы даже решили, как именно будете это делать. И, к тому же, все-таки нашли себя, свои мысли, идеи и личный стиль. Но вы сели писать и тут начали всплывать проблемы.
1. Текст живет своей жизнью.
Так происходит, когда в голове нет плана, и вы не знаете, как хотите развивать историю. Затем просто растекаетесь мыслями по древу, перескакивая с пятое на десятое. Так и возникает: текст обо всем и ни о чем.
Надо знать, о чем вы пишете. В чем сюжет и как он будет развиваться.
2. Рамки поставлены, а текст слишком большой и в нем много лишнего.
Убирайте воду. Она точно лишняя. Всегда и везде. Отправляйте в топку:
- лишние слова;
- разъяснения;
- переливание из пустого в порожнее;
- мемуары;
- личные соображения.
3. Вас достал текст.
Да, такое тоже бывает. Смотрите на свое творение и думаете: «Что за ерунда?». Порываетесь удалить все, сжечь и развеять прах по ветру. Это нормально.
Если вас достал текст, отложите его, а потом, прежде чем перечитать, задайте себе вопрос: «в чем была мысль, была ли она донесена, тот ли этот сюжет или я что-то сделал не так?»
Перечитайте текст и приступайте к редактуре:
- Проверьте, нет ли воды. Если есть — удалите.
- Отследите, все ли хорошо с сюжетом, яркие и четкие ли линии и сюжетные перипетии.
- Вся ли информация проверена.
- Добавьте юмора или драмы, если это необходимо.
Не надо:
- Писать с отрывом на сон и потом свалиться с нервным срывом.
- Писать по 100 тысяч знаков за раз, лишь бы написать.
- Писать, если не чувствуете вдохновения.
- Отчаиваться.
- Бросать недописанную книгу, потому что хочется застрелиться.
Как работать над обычным текстом
Если вы пишете нативный материал — помните о читателе, аудитории и том, что надо не продавать, а рассказывать. Нативная реклама — естественная.
Обычный текст не делайте продающим. Хороший уникальный текст и так продаст, и войдет в историю поисковика и в топ выдачи. Плохой текст не спасут расшары, лайки, репосты и топ выдачи.
Если вы пишете колонку, то будьте экспертными. Или найдите эксперта, в конце концов.
Пост должен быть емким, кратким, информативным и по делу. Ну, либо с отличным юмором.
Не надо:
- Читать и брать за образец рекламные тексты. Это больше не работает.
- Шутить сверх меры.
- Лить воду и витиевато изъясняться.
- Сводить счеты с конкурентами и врагами.
- Бесконечно цитировать.
Как редактировать себя
Жалость к себе или излишняя самоуверенность — худшее, что может быть. Когда редактируете собственный текст — читайте, будто это не ваше творение, а чужое.
Будьте безжалостными по отношению к себе и к другим.
Что делать?
- Удалите неподходящие слова.
- Уберите лишнее.
- Проверьте диалоги на реалистичность.
- Проверьте информацию.
- Уберите объяснения там, где они не нужны.
- Вставьте разъяснения, где они необходимы.
- Разбейте текст на блоки.
- Помните об абзацах.
Как не надо:
- Жалеть себя и свой текст.
- Пытаться отредактировать за раз и по верхам.
- Лениться.
- Оставлять как есть.
Итак
- Будьте честными.
- Работайте над собой.
- Будьте искренними.
- Не жалейте себя.
- Проверяйте все, что пишете.
- Купите книгу Николая Кононова «Автор, ножницы, бумага».
- Запишитесь на курс копирайтинга от Сергея Короля или пройдите программу по «Контент-маркетингу».
- Вы прекрасны.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.