Крупные компании предлагают сотрудникам пройти не только тесты на профпригодность, но и психологическое тестирование. Procter & Gamble определяют уровень эмпатии кандидатов, а Nestle — коммуникативные навыки. IQ кандидата иногда востребован меньше, чем EQ — эмоциональный интеллект.
Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как его протестировать и прокачать.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект или EQ — способность распознавать и управлять своими эмоциями, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих. Психологи заговорили о EQ, когда поняли: тестов на IQ недостаточно, чтобы предсказать успешность человека в жизни и карьере. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, человеку нужно общаться с начальством и подчинёнными, чувствовать ответственность за свою часть работы в команде, справляться со стрессами и конфликтами.
Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру.
Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.
- Научитесь принимать эмоции и управлять ими
- Сможете лучше понимать окружающих и строить крепкие деловые отношения
- Усилите свою конкурентоспособность и лидерский потенциал
Коммуникативные навыки
Что это
- умение слушать и слышать собеседника, понимать его позицию;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- вести переговоры с подчинёнными, руководством, поставщиками, партнёрами, инвесторами;
- задавать вопросы, просить помощи опытных коллег для решения сложных задач;
- выводить команду на обсуждение проблемы, инициировать и поддерживать обсуждения.
Зачем нужны
Чтобы заводить и поддерживать полезные деловые связи, налаживать общение с бизнес-инвесторами, общаться с коллегами и руководством и организовать рабочий процесс в команде. Коммуникативные навыки повышают личную продуктивность работников. Когда специалист умеет просить о помощи и обсуждать проблемы, он решает рабочие задачи быстрее. Руководителям развитая коммуникация позволяет эффективно управлять коллективом.
Как проверить
Как прокачать
«Коммуникация. Теория и практики», Эм Гриффин
Книга описывает базовые уровни коммуникации по группам. Автор описывает 31 теорию групповой, публичной, межличностной, массовой и кросс-культурной коммуникации. Освещает определения, принципы, сильные и слабые стороны всех теорий. Издание для руководителей и специалистов в коммуникациях.
«Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми», Ванесса ван Эдвардс
Автор описывает ключевые принципы общения, благодаря которым вы будете чувствовать себя уверенно. Книга о правильном поведении, считывании эмоций, общении с собеседником.
- Научитесь справляться с волнением, аргументировать свою позицию и выстраивать здоровое общение — на работе и в обычной жизни
- Разберётесь, как решать конфликты без лишних эмоций и договариваться в пользу своих интересов
- Освоите навыки, которые помогут встать на путь профессионального роста
Мотивация
Что это
- способность ставить цели, стремиться к их достижению;
- внешнее или внутреннее побуждение к действию ради результата;
- желание преодолевать трудности на пути к цели;
- умение справляться с неудачами, искать другие способы решения задачи;
- заинтересованность в достижении результата.
Зачем нужна
Руководители применяют внешнюю мотивацию, чтобы повысить работоспособность коллектива, обеспечить выполнение задачи оптимальным способом в установленный срок. Внутренняя мотивация нужна членам команды, чтобы выполнять работу качественно, нести ответственность за свою часть задачи.
Как проверить
Как прокачать
«Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше», Боб Салливан, Хью Томпсон
Автор рассказывает, что такое эффект плато, когда после каждого успеха приходит застой. Книга посвящена восьми элементам плато и правилам, которые помогут разрушить их и развиваться дальше. Материал для тех, кто переживает застой в работе и других сферах жизни.
«Закончи то, что начал. Как доводить дела до конца», Джон Эйкафф
Практическое руководство, как завершать начатое. В книге собраны результаты практического исследования, в котором участвовали люди с проблемами по завершению начатых проектов. Для тех, кто не умеет завершать начатые проекты и хочет решить проблему.
«Иди туда, где страшно. Именно там ты обретешь силу», Джим Лоулесс
Автор перечисляет популярные страхи, которые не позволяют двигаться дальше и достигать поставленных целей. Рассказывает о десяти правилах, которые помогут укротить страхи. Издание полезно тем, кто часто думает, что ещё не время и у него ничего не выйдет.
Эмпатия
Что это
- способность воспринимать и правильно трактовать эмоции и чувства членов команды;
- учитывать чувства коллег при принятии решений;
- предсказывать реакции окружающих в конфликтных, стрессовых ситуациях.
Зачем нужна
Эмпатия — одна из ключевых составляющих положительной дружелюбной атмосферы в команде. Когда каждый работник беспокоится о чувствах коллег, учитывает их желание и интересы, работоспособность коллектива повышается. Все чувствуют поддержку и взаимовыручку. Навык полезен для разрешения конфликтов: стороны с высоким уровнем эмпатии умеют разрешать проблемы так, чтобы прийти к оптимальному решению и не задеть коллег или подчиненных.
Как проверить
- опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана;
- тест на эмпатические способности Бойко;
- диагностика уровня эмпатии Юсупова.
Как прокачать
«Резонансное лидерство», Ричард Бояцис, Энни Макки
Сборник исследований в области психологии лидерства, посвященных способности руководителя вызывать эмоциональный отклик у подчинённых. Авторы рассказывают, как освоить стратегию резонансного лидерства и придерживаться её.
«Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия», Евгений Ильин
Книга о помогающем поведении и личностных особенностях, которые способствуют или препятствуют ему. Автор собрал методики усовершенствования помогающего поведения. Рассказывает, почему стоит помогать окружающим и чем это полезно вам.
«Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам», Дебби Эбенштейн
Автор рассказывает, как вести переговоры с собеседниками и лучше понимать, что ими движет. В издании собраны практические советы, как превращать конфликты в совместный поиск решения, принимать позицию других людей, налаживать диалог.
Социальная ответственность
Что это
- способность воспринимать себя как часть команды;
- взаимодействовать с коллегами и руководителями;
- брать на себя ответственность за общий результат и других сотрудников, например, новичков;
- выполнять свою часть работы качественно, а при необходимости — брать на себя задачи коллег, например, если они заболели или не справляются;
- отслеживать дальнейшее развитие завершённого проекта, анализировать его успешность и учитывать опыт при решении следующих задач;
- не перекладывать ответственность на коллег или руководителей в случае неудачи.
Зачем нужна
Команды с социально ответственными работниками лучше справляются с поставленными задачами. Когда каждый специалист чувствует свою личную ответственность за результат работы и готов подстраховать коллег, вероятность успешного завершения проекта выше.
Как проверить
Как прокачать
«Серьезный разговор об ответственности», Керри Паттерсон
Книга о невыполненных обещаниях, несоблюдении сроков и плохо сделанной работе. Авторы перечисляют сложные ситуации и способы их решения. Рассказывают, как избавиться от привычки забывать, сформировать ответственность.
«Корпоративная социальная ответственность», Александр Крылов
Обзор глобального и национального опыта корпоративной социальной ответственности. Авторы рассказываю о целесообразности КСО, моделях ответственности в разных странах и компаниях, определяют самые эффективные.
- Soft Skills необходимы в любой профессиональной сфере, независимо от специальности — именно они помогают расти в карьере и повышать авторитет среди коллег и подчинённых
- Научитесь управлять командой и мотивировать подчинённых
- Узнаете, как проводить конструктивные встречи и оптимизировать их количество
Навыки управления конфликтами
Что это
- способность решать конфликты;
- прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
- разрешать последствия конфликтов;
- работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
- переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
- анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.
Зачем нужны
Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошёл — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.
Как проверить
Как прокачать
«Управление конфликтами», Виктор Шейнов
Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
«Лидерство через конфликт», Марк Герзон
Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.
«Конфликт — это подарок. Как править энергию разногласий в мирное русло», Нейт Региер
Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.
В рубрике «Беседка» поговорили с бизнес-тренером, экспертом в области управленческих навыков, эмоционального интеллекта и практик в области геймификации Анастасией Высоцкой.
Если вас заинтересовала тема развития софт-скиллов, советуем ознакомиться с другими статьями Медиа Нетологии:
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.