Ксения Карпова, контент-менеджер компании Powerlexis, написала статью для блога Нетологии о том, как сменить профессию, когда тебе скоро 30.
В течение семи лет я работала координатором и куратором в проектах, связанных с искусством и культурой. При этом я всегда любила писать, подрабатывала копирайтером, вела социальные сети проектов, в которых участвовала, но это не было моей основной деятельностью. Несколько лет назад я созрела для перемен, взяла на себя обязанности на ведение социальных сетей, написание текстов для буклетов и брошюр, чтобы понять, не надоест ли работать с текстом через месяц.
Через месяц не надоело, а через полгода понравилось ещё больше. Так я решила, что пора учиться писать профессионально, и понять, где пригодятся мои навыки.
Где и когда учиться
Я не стала бросать старую работу, а решила менять сферу постепенно. Первое, что стоит сделать перед сменой профессии — определиться с интересами. В 30 лет хочется менять наверняка. Для этого можно:
- Смотреть лекции на открытых ресурсах, таких как, Coursera, TED Talks и лекции на YouTube.
- Пройти курс по профориентации, например у Антирабства.
- Пройти курс Нетологии Digital-start, если хотите разобраться в сфере диджитал-профессий.
- Участвовать в сторонних проектах бесплатно, чтобы оценить свои силы и наработать портфолио. Можно вести социальные сети друзей, запустить личный блог, предложить переписать тексты на сайте компании, в которой вы работаете.
Как это было у меня: я взяла дополнительные задачи, связанные с написанием текстов, и поняла, что мне нравится работать со словами. Изучила, в каких профессиях нужны писатели и стала искать, где можно получить знания и навыки, которых мне не хватает.
Курсы
Сначала я думала о классическом образовании и изучила, что предлагают вузы в Санкт-Петербурге. Большинство курсов требовали денежных затрат и личного присутствия 2–3 вечера в неделю в течение минимум года. Программа состояла из теоретических предметов, которые в моей ситуации просто отнимали время. Я поняла, что мне подойдет онлайн-обучение с большим упором на практику, стала изучать, что предлагает рынок и узнала об университете интернет-профессий Нетология.
В Нетологии я прошла курс по SMM, который помог мне погрузиться в сферу диджитал, и «Основы копирайтинга».
Книги
Чтобы поменять профессию, одних курсов мало. Я старалась больше узнавать о мире редактуры, подписалась на специалистов в фейсбук, читала блоги и профильную литературу.
- «Пиши, сокращай: как создавать сильный текст» Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. Эту книгу многие уже не любят советовать, но начинающим специалистам или тем, кто еще только думает о смене деятельности, прочесть её будет полезно.
- «Справочник по правописанию и лингвистике» Дитмара Розенталя. Полезно напомнить себе правила и грамматику русского языка.
- «Слово живое и мертвое» Нора Галь. Примеры некорректного перевода, объяснение стандартных ошибок и почему важно понимать и доносить суть.
- «Дзен в искусстве написания книг» Рэй Брэдбери. Сборник эссе с советами начинающим авторам от известного писателя.
Блоги и ресурсы
Еще я рекомендую подписаться на блоги, читать профильные ресурсы, где коллеги делятся полезной практической информацией.
- Блог Нади Поминовой о контент-маркетинге. Надя — автор разошедшихся в сети таблиц о контент-маркетинге и о том, как написать любую статью.
- Блог на Медиуме Натальи Бабаевой. Наталья проводила конкурс на должность копирайтера в компанию Profi.ru, по итогам которого она подробно разбирала удачные и неудачные работы.
- «Ководство» Артемия Лебедева. Контент-менеджеру пригодится знание не только как правильно писать, но и как верстать статьи. В какой-то момент я поняла, что вижу, когда статья свёрстана плохо, но не понимаю, как из «плохо» сделать «хорошо». Мне помогло «Ководство».
- Cossa. Полезные статьи о маркетинге.
- TexTerra. Полезные статьи о редактуре и контент-маркетинге.
Рассылки
Еще один способ получать новые знания — рассылки. Рекомендую Рассылки Максима Ильяхова, Что почитать редактору, 11 писем о том, как оформлять текст и получать раз в 2–3 дня концентрированную информацию о работе с текстом.
- Научитесь создавать по-настоящему сильный контент и решать с его помощью задачи бизнеса
- Составьте собственную траекторию обучения под свои задачи
- Получите востребованную профессию
Советы начинающим контент-менеджерам
Ошибки молодого специалиста
Конечно, не обошлось без ошибок. Назову самые главные из них, с которыми, скорее всего, сталкивается каждый начинающий специалист. Я:
- Не проверяла факты. Постепенно привыкла проверять все имена собственные, аббревиатуры и адреса.
- Публиковала материалы без вычитки. Это происходило из-за недостатка времени на проверку текста, когда публикация нужна была «ещё вчера». После прочтения Розенталя, я решила обязательно повторно вычитывать текст через 2–3 часа после написания, а лучше на следующий день. Иногда отдаю текст на вычитку коллегам.
- Не согласовывала фотографии, детали интервью или прямую речь — получала обиженные письма с просьбами поправить, удалить, заменить и переписать текст уже после публикации. Решение простое — узнавайте о согласии авторов на публикацию фото, отзывов, комментариев, отправляйте интервью интервьюеру перед публикацией.
- Пыталась угодить всем — получала сухой скучный текст. Вывод — везде нужен баланс. Факты, фотографии, цитаты — согласовывайте, все остальное пишите самостоятельно.
- Злоупотребляла отложенными постами в соцсетях. Несколько раз я делала посты в социальных сетях далеко вперёд и забывала о них. Потом развлекательный пост выходил в день траура. После этого я стала вести контент-план в таблице Excel и регулярно проверять его актуальность.
В левой графе я указываю событие, сверху в горизонтальной строке — даты. Дальше размечаю задачи по датам, вижу что и когда я должна сделать, и если что-то не получается сделать в срок — отмечаю причины и устраняю их впоследствии.
Как улучшить свою работу
- Главное — научиться доносить свою компетентность коллегам. У меня было много сомнений в том, что я «настоящий специалист», и это плохо влияло на работу. Со временем я поняла, что если считаю, что нужно убрать канцеляризмы или слово-паразит, то я его убираю.
- Ведите контент-план. Иногда кажется, что нет времени на то, чтобы его составить, но на деле контент-план помогает экономить время, яснее понимать, куда вы движетесь, и отчитываться перед руководителями по выполненным задачам.
- Всегда думайте о полезности материала: каждый текст, статья или пост решают задачу.
- Проверяйте свою работу. Нет ничего неприятнее, чем поправлять косяки после выпуска материала. Но и в этом, по большому счету, нет ничего страшного.
- Учитесь вёрстке и основам дизайна. Контент — это не только текст, будущее за авторами-универсалами, которые умеют найти информацию, проверить факты, собрать отзывы и комментарии у экспертов, взять интервью, подобрать или самостоятельно создать иллюстрации.
Удачи!
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.