Четыре студента программы «Запуск стартапа» участвуют в реалити-шоу «Нетологии». Предприниматели работают над собственными проектами и каждую неделю рассказывают, что поменялось и с какими проблемами пришлось столкнуться.
В пятом выпуске реалити-шоу начинающие предприниматели рассказывают о провалах в проектах и раскрывают некоторые дополнительные подробности своих стартапов, а также отвечают на вопрос представителя фонда Runa Capital Константина Виноградова.
Ирина Даничкина,
создает службу доставки
Для работы нашему сервису нужна посадочная страница и система приема и обработки заказов.
Посадочная страница у нас готова: мы сделали дизайн, купили доменное имя, закончили верстку, настроили DNS, загрузили сайт на сервер, ждем активации доменного имени.
Полная версия лендинга в PDF при клике на изображение
Сейчас разработчики «пилят» систему приема заказа — диалоговые окна для работы с СМС, WhatsApp и Telegram. Как я уже рассказывала, ПО для обработки заказов у нас уже есть. Это программа, которая позволяет оформлять заказ, редактировать заказ, назначать его на курьера, следить за местоположением курьера и временем доставки.
На первом этапе мы решили использовать те ресурсы, которые у нас уже есть. Поэтому отказались от оформления заказа через СМС в первой версии MVP. Дело в том, что для этого нужен специальный модем, который не продается в нашей стране. Уже заказали его в Китае и ждем доставки.
Чтобы не терять время и не ждать, пока разработчики сделают софт, купили телефон на Android, SIM-карту, зарегистрировались в WhatsApp и Telegram, скачали и установили на ПК компьютерные версии сервисов и готовы принимать заказы клиентов.
Следующий этап, к которому нам пора переходить — это найм сотрудников в back-office и привлечение первых пользователей в сервис. Вопрос, как монетизировать процесс предоставления клиенту информации, мы так и не решили до сих пор.
Самой большой гордостью в проекте мы считаем то, что укладываемся во все запланированные сроки. А вот самый большой провал в том, что мы не можем придумать, как дать клиенту то, в чем он нуждается больше всего, — сервис по предоставлению информации. У нас есть вариант с личным кабинетом и балансом на счету клиента, но это не вписывается в общий концепт сервиса — получили то, что нужно, без заморочек. Именно эта проблема и является сейчас наиболее актуальной.
Всю предыдущую неделю менеджерский состав нашего проекта собирал и анализировал информацию, полученную при проведении интервью с клиентами. По итогам интервью мы составили документ «Гипотезы решения проблем». В нем выделили целевые аудитории, которые подтвердились: бизнесмены и занятые люди (трудоголики), сотрудники учреждений со строгой рабочей дисциплиной и офисные сотрудники крупных компаний, работающая мама, мама-домохозяйка, организаторы мероприятий, живущие вдали от делового центра жители города.
Описали проблемы, с которыми клиенты этих ЦА будут обращаться в сервис, и пути решения этих проблем. На рынок мы планируем выходить, используя наши внутренние ресурсы. Сейчас у холдинга The Farm 15 проектов в онлайне и офлайне, мы планируем использовать рекламные площадки всех наших проектов и базы данных для email-рассылки (более 700 000 адресов). Первым этапом мы всегда для всех новых проектов используем именно эти каналы, а также социальные медиа и SEO.
Денис Куликов,
делает сервис для селф-менеджмента
Для начала немного расскажу про систему селф-менеджмента. Основная ее особенность в том, что она начинается не с составления планов и списков дела, а с выявления своих ценностей, чтобы в дальнейшем уже на этой базе воздвигать свою пирамиду эффективности. Потому что если ваши задачи и цели действительно важны для вас, то и шанс их достижения значительно выше. При этом наши ценности не всегда очевидны и не всегда их можно определить, просто подумав о них. Также у большинства из нас ценности очень похожи, отличие лишь в приоритетах. Но именно это является очень важным.
Вот, например, два человека с абсолютно одинаковым набором ценностей. Но их приоритет показывает нам, что это совершенно разные люди.
Одним из инструментов выявления ценностей и их приоритетов является «главное событие дня» (ГСД). Его суть в том, что ежедневно фиксируется какое-то одно событие, которое является главным для вас за день. Если день был насыщенным, то тут надо выбирать, что было самым важным? Рождение ребенка, выгодный контракт или, может быть, сообщение, что больной родитель пошел на поправку? А, может быть, это был рассвет, который вы встретили, прогуливаясь по утренней росе в деревне? Если аккуратно и вдумчиво вести ГСД, то постоянно открываешь в себе что-то новое, понимаешь, что тебе важны вещи, о которых ты даже не подозревал. А когда ты это понимаешь, то гораздо проще понять, к чему тебе надо стремиться, чтобы сказать, что ты счастливый человек.
Этот инструмент в приятном облачении с рядом полезных нюансов будет одной из частей нашего сервиса.
Работа над сайтом продолжается и на следующей неделе мы должны его запустить. Основным тормозящим фактором по прежнему является дефицит времени, уделяемого проекту. Но так или иначе работа ведется.
Если говорить про нашу бизнес-модель, то на текущий момент основным нерыночным преимуществом мы видим именно саму разработанную методику со всем комплексом инструментов и их сочетанием. А предложить мы можем повышение качества жизни — плавно и без больших усилий внедряя нашу методику в жизнь. Мы сами уже много раз убеждались, что это работает. Ближайшие расходы — это серверная инфраструктура и ФОТ для разработчиков мобильных приложений. Разработка веб-версии будет вестись своими силами. Зарабатывать, скорее всего, попробуем по модели freemium. Но сначала будет ранняя бета-версия, которой мы попробуем пользоваться сами ежедневно вместе с первыми последователями.
Любовь Палачева,
готовит семейный проект про здоровье
Вот и промчалась пятая неделя курса «Запуск стартапа». Итак, что сделано?
Проверяли модель продаж товаров тайской аптеки наших партнеров путем привлечения лидов в подписку. И дальше уже планировалось работать, как и сейчас, в формате консультационных продаж. Товар выбрали исключительно для женщин — женские фитосвечи. Почему именно его? Потому что в результате тестирования гипотез и версий выявилась актуальная женская проблема, которую решает наш товар.
Также мы написали книгу. Всего получилось около шести вариантов. Это самая моя большая гордость за время работы над проектом. Каждый вариант книги тестировался на добровольцах. Итог: эта модель с треском провалилась. Как думаете, почему? Потому что была неправильно подготовлена страница подписки и не настроен автореспондер. Вывод: перед тем как запускать что-либо, необходима тщательная подготовка. Ведь рояль в кустах потому и находится там, что кто-то продумал все детали.
Второе большое дело — мы полностью изменили модель, концепцию и стратегию бизнес-проекта. Теперь это не только блог, группа в «Одноклассниках» и консультационные продажи. Сейчас проект строится по модели косметологических клиник, но с применением интернет-технологий.
В целом можно описать так.
- Продвижение — за счет трафика (лидогенерация).
- Система продаж — за счет интернет-магазина тайских товаров для здоровья, онлайн- и офлайн–мероприятий.
- Постпродажное обслуживание — консультации и клиентский сервис.
Клиентам очень понравилась возможность обменять заказ. Остались по-прежнему сложности с технической частью, это очень сильно тормозит работу. Нашли хорошего специалиста, но его услуги пока дороговаты.
Решила привлечь инвестиции, чтобы быстрее все продвинуть. Инвестиции оказались в виде объекта недвижимости. Вот теперь его продаю, не сама, а через агентов — оказывается, это так утомительно. Гораздо проще самой продавать (как-никак была риелтором в России почти 4 года). Теперь большая часть времени уходит на это. Собственно, вот так прошла пятая неделя. Медленно. Однако продуктивно. До связи. Всех благ.
Сергей Лавров,
разрабатывает инструмент для создателей игр
На этой неделе в самом проекте мало что изменилось, потому что я сосредоточился на саморазвитии. Завершил учебу на курсе актерского мастерства для предпринимателей, прошел курс «Лидерство в менеджменте», начал учебу на курсе «Управление командой».
Моя основная проблема — отсутствие команды, поэтому я уже сейчас должен быть готов к ее появлению и уметь вести ее за собой.
Также на этой неделе ходил вместе с «Нетологией» в акселератор ФРИИ, где узнал, как работает этот фонд, и получил ответ на вопрос «где найти сооснователя?». Нужно всего лишь посещать различные «Харвесты», «Рабочие дни» или «Стартап-weekend», где и можно собрать себе команду.
Кстати, по поводу «Харвеста». Осенью 2014 года я участвовал в одном из них с «+1 Game». Я пришел, совсем не зная, что говорить. Была лишь чистая идея: сделать игрофицированный сервис, который поможет создавать игры. В первый день ко мне в команду вошли два человека, но следующие два дня они просто не посещали мероприятие. В итоге один из них сейчас проводит геймджемы и встречи разработчиков игр, а второго встречаю на конференциях. Поэтому все выходные работал над проектом в одиночку, благо мне помогал фасилитатор. В итоге на третий день выступил со своей первой презентацией по проекту.
Про проект пока писать нечего, кроме того, что расписал его бизнес-модель и продумал, как буду проверять гипотезы.
Кстати, по поводу проверки гипотез сначала хотел провести опросы и интервью. Но на днях появилась одна замечательная идея, которую попробую осуществить на этих выходных. Рассказать про эту идею пока не могу, иначе результаты эксперимента могут быть некорректными.
А еще я на этой неделе заболел. Это и плохо, и хорошо. Плохо, что постоянно хочется спать и голова соображает не так хорошо, как обычно. Хорошо тем, что в пятницу ушел на больничный с работы и смогу три дня подряд посвятить учебе и проекту.
Самых больших провалов два: я еще не собрал команду и нет времени заниматься проектом. Поэтому сейчас хочется сконцентрироваться на поиске команды и проверке гипотез, чтобы быстрее дойти до MVP и прототипа. А после можно будет подумать о выходе на рынок.
Первый набросок бизнес-модели проекта (ее нужно ещё проверять) в lean canvas
Проблемы и клиентские сегменты — это первое, что буду проверять в экспериментах.
После их проверки бизнес-модель может поменяться.
Есть еще идеи по проверке обратной стороны проекта и создания бизнес-модели в B2B. Но пока хотелось бы сосредоточиться на B2C и проверить гипотезы по описанной модели.
Вопрос эксперта
Помимо рассказа о прошедшей неделе, участники реалити-шоу отвечают на вопрос эксперта. На этой неделе его задает аналитик венчурного фонда Runa Capital Константин Виноградов.
Какое примерное количество пользователей или клиентов вы ожидаете через год? И какие 3−5 ключевых шагов планируете сделать для достижения этого показателя?
Ирина Даничкина
О количестве клиентов через год я пока не задумывалась. Нужно понять для начала, с какими запросами будут обращаться клиенты, как быстро мы сможем удовлетворять запрос первого клиента, какие ресурсы для этого будем использовать.
Как показывает опыт работы нашей службы доставки еды, оператор может обрабатывать в минуту до 10 заявок. Курьер может обработать не более трех заявок в час. Исходя из этой информации, нужно посчитать, какой спрос мы реально можем удовлетворить.
Тем более у нас будет три разных варианта оказания услуг: доставка, консьерж-сервис, справочная. У каждой услуги будет свой жизненный цикл и свой спрос.
Все-таки мы больше думаем о том, чтобы «прокачать» этот проект на нашем местном рынке, понять все процессы работы, доработать ПО до готового продукта, понять, как продвигать эти услуги, каких клиентов привлекать, а потом продать проект на другие рынки региона.
Изначально проект задумывался не для получения прибыли с него, а скорее как дополнение к нашим основным сервисам: nambafood.kg и nambaexpress.kg. Сейчас уже Magic (проект, который мы копируем) запустил франшизу. Мы хотим сделать то же самое, только для рынков Средней Азии, Закавказья, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (рынки, на которых у нас есть проекты или партнеры).
Денис Куликов
Через год после запуска основной версии сервиса планируем привлечь 20 000 пользователей. Основными каналами продвижения на текущий момент представляем себе контент-маркетинг, email-маркетинг и SMM. Возможно, SEO и, наверное, контекстную рекламу.
Любовь Палачева
Основная цель — поставить проект на самоуправление, чтобы затрачивать максимум два-три дня в месяц и через 14 месяцев продать его.
Поэтому накидала несколько гипотез, которые также потихоньку тестируются. В любом случае — все результаты гипотез уже будут навешиваться на существующий каркас бизнес-модели. В результате работы над проектом выявляется несколько ниш для офлайн-бизнеса в Паттайе. Мой список уже составляет порядка 30 ниш. Пока просто записываю, к нему приступлю позже.
Сергей Лавров
О количестве пользователей через год пока сложно судить, так как еще не проверены основные гипотезы. Но когда я рассчитывал рынки для проекта, то остановился на следующих цифрах:
- PAM (к 2030 году) — 8 млрд человек, 900 млрд долларов.
- TAM — 800 млн человек, 20 млрд долларов.
- SAM — 20 млн людей, 600 млн долларов.
- SOM — 2 млн людей, 60 млн долларов.
То есть через 3−5 лет смогу выйти на 2 миллиона людей в мире. А это значит, что в России это будет около 50 000 человек. Поэтому отличным результатом через год будет 1000−5000 клиентов. Для достижения этой цифры мне нужно:
- собрать хорошую команду,
- сделать прототип и запустить бета-тестирование,
- запустить рекламу и PR-продвижение,
- запартнериться с ведущими игроками на рынке,
- найти финансирование.
В комментариях вы можете задать свои вопросы любому участнику нашего реалити-шоу. В прошлых выпусках они уже рассказывали о своих проектах, искали нишу и изучали конкурентов, разбирались с монетизацией, а также размышляли об инвестициях.