Четыре студента программы «Запуск стартапа» участвуют в реалити-шоу «Нетологии». Предприниматели работают над собственными проектами и каждую неделю рассказывают, что поменялось и с какими проблемами пришлось столкнуться.
В четвертом выпуске реалити-шоу начинающие предприниматели размышляют, нужны ли им инвестиции или бизнес-партнеры, а также отвечают на вопрос представителя фонда Maxfield Capital Надира Хабдулина.
Денис Куликов,
делает сервис для селф-менеджмента
На прошедшей неделе основное время было уделено созданию сайта, на котором можно будет подписаться на нашу рассылку и в будущем получить доступ к ранней версии продукта. Сейчас уже практически определились с дизайном. В течение пары недель сайт запустим и будем стараться делать полезную рассылку.
В целом за прошедший месяц сильно изменилось видение того, как надо двигаться. Само представление продукта пока не изменилось, но вот конкретные шаги и действия мы серьезно переосмыслили. В данном случае польза от курса есть однозначная. Заставляет думать, предполагать, проверять, ошибаться, анализировать и снова думать. Проект сейчас делается не со стопроцентной отдачей по экономическим соображениям.
Большую часть времени занимает дело, которое уже приносит доход. Именно в этом свете потенциальные инвестиции могли бы позволить полностью сосредоточиться на продукте и запустить его максимально быстро. Но, не имея ни продукта, ни реальных продаж, по нему привлечь инвестиции практически невозможно. Поэтому исходим из того, что есть, и стараемся уделять этому максимум внимания.
Любовь Палачева,
готовит семейный проект про здоровье
Вот и пролетела еще одна неделя, четвертая по счету. Проект по здоровью продолжается, развивается и крепнет. Изменилось ли мое отношение к проекту? Нет. Появилась некая усталость от неопределенности, которая есть следствие неопытности.
Был период, когда хотелось все свернуть. Потом я решила, что проект для меня — как ребенок, с которым носишься, холишь и лелеешь. Сейчас это просто бизнес, задача, которую хочу довести до конца (по своей задумке) и уже по результату смотреть, что дальше с ним делать.
За прошлую неделю восстановила работу блога — после неудачной установки двух плагинов и платформы для интернет-магазина была утрачена месячная работа: полностью потеряны все статьи и настройки. Вывод: сохраняйтесь, господа, сохраняйтесь. Теперь понимаю истинный смысл и суть резервных копий и необходимость архивации данных.
Протестировала очередную версию продукта. Оказалось, основная гипотеза, на которой строилось ранее предложение, — нерабочая. Более того, требуется возвращаться назад, практически в исходную точку. Говорили преподаватели — тестируйте тщательно свои гипотезы и копайте глубже по пользователям. Поспешишь — людей насмешишь. Как бы ни хотелось побыстрее запуститься, а этап проверки и тестирования надо делать досконально.
В целом глобальных изменений нет, продажи по-прежнему на личных контактах, но все более четко структурируется и выстраивается в логический последовательный ряд, что тоже немаловажно.
Пока работаю над проектом, пару раз была мысль привлечь инвестиции, чтобы быстрее все реализовать. Хотя понимаю, что проект может сам себя окупать. Приглашать бизнес-партнера непосредственно в работу над проектом (управление и выполнение текущих задач) не планирую, ибо нужен опыт в работе со средствами тайской народной медицины. А таких специалистов — только растить самой. Следовательно, это уже не бизнес-партнер, а наемник.
Если и привлекать — то инвестиции. Какие именно и в каком объеме, даже не думала. Изначально, при запуске проекта, рассчитывала на свои силы. Теперь понимаю, что инвестиции в виде денег не нужны. А вот в виде рабочих рук и практического опыта — да.
Закончу выводами в целом по неделе. Тщательное планирование рабочего времени — это жизненно важная задача. Обязательно нужно получать и анализировать обратную связь от пользователей в режиме нон-стоп.
Благодарю.
Сергей Лавров,
разрабатывает инструмент для создателей игр
Прошлая неделя была напряженной и по работе, и по учебе, и по проекту. Наконец-то разобрался, как применять дизайн-мышление, — уже руки чешутся его испробовать в своем проекте.
Проработал первую версию бизнес-модели и разобрался, какие гипотезы буду проверять в экспериментах. Узнал, как проводить интервью и наконец-то появилось понимание, что нужно спрашивать.
Начал продумывать MVP проекта, посмотрел тренды в дизайне и представил, как может выглядеть прототип. Послушал, как измеряется метрики продукта и рассчитывается его экономика, — это мне пока еще рановато, но при создании прототипа учту.
В общем, я постепенно начинаю догонять группу и меняется мое понимание продукта. Из новых проблем в продукте, помимо нехватки времени, появилось следующее: пока не представляю, как и где найти аудиторию в тысячу геймеров, соискателей, новаторов и студентов для опроса и выявления проблем в создании игр.
Проблема со временем не только осталась, но и усилилась, так как помимо основной работы и фестиваля в Петербурге у меня запускается еще один проект, а с апреля начинается еще одна учеба. Также пришло понимание, что нужно срочно собирать команду.
Помимо этого, есть проблема с деньгами и осознание, что пока проект не начнет приносить выгоду, средства мне взять неоткуда.
Видение проекта начинает меняться. Раньше я думал, что можно провести интервью с 5−10 людьми, рассказать им про проект, услышать отзывы — и можно делать прототип. Сейчас все оказалось с точностью до наоборот. Сначала нужно опросить большое количество людей. В моем случае — около 700, для подтверждения или опровержения всех гипотез. Потом смоделировать экономику проекта, вывести ценностное предложение. Сделать MVP, который может быть совсем не похож на прототип. А потом уже строить прототипы и пытаться делать первые продажи.
По самой сути проекта есть внутреннее ощущение, что если продукт запустится, то будет не массовым. К тому же появляется все больше конкурентов и альтернатив, которые в какой-то момент могут перекрыть весь рынок. Поэтому по результату исследования, если гипотезы не подтвердятся, буду думать о пивоте продукта.
Я подумываю и о поиске бизнес-партнера, но не раньше стадии MVP. Можно, конечно, ввести партнера на стадии исследования и опросов, но будет ли кому-нибудь интересно это? Тем более это может увести проект в другую сторону и расфокусировать его.
Ирина Даничкина,
создает службу доставки
На этой неделе мы закончили с интервью и по их результатам немного зашли в тупик.
От большого количества опрошенных мы слышали фразу «а вдруг привезут не то, что мне нужно». Мы поняли, что люди не сразу будут доверять нашему сервису, и какое-то время не могли сообразить, что с этим делать. Мы даже не задумывались, что такая проблема может возникнуть.
Потом нашли простой выход — добавить на сайт возможность оставлять отзывы о работе сервиса, в том числе просить людей указывать, получили они то, что хотели, или нет.
По результатам интервью мы поняли: пользователям нужно, чтобы сервис мог предоставлять нужную им информацию. Например, где можно забронировать столик для празднования или как можно из Бишкека улететь в Самару. Идея понравилась, но мы пока еще не придумали, как это монетизировать.
Самым приятным стало то, что мы нашли первого клиента. Это небольшая студия веб-разработки, которая хочет, чтобы через день к ним приезжал курьер и привозил по списку товары: напитки, сладости, сэндвичи. Несмотря на то что у нас еще ничего не готово с технической стороны, мы решили не терять этого клиента и придумали вариант, как обслуживать его «на коленке». Взяли обычный телефон, купили SIM-карту и дали курьеру, чтобы он мог получать их сообщения и выполнять заказы. Оплату будем принимать наличными по факту доставки.
Вообще видение проекта изменилось. Мы предполагали одно, а по факту получили совершенно другое. Мы не подтвердили большое количество гипотез, поэтому нужно многое пересматривать: целевые аудитории, проблемы клиентов, альтернативные пути их решения. Из всех гипотез мы попали только в 40 процентов.
К разработке MVP мы еще не приступили, запланировали на следующей неделе. Но уже сейчас у нас есть список проблем, с которыми столкнемся в любом случае.
Помимо рассказа о прошедшей неделе, мы предложили участникам реалити-шоу ответить на вопрос эксперта. На этой неделе его задает директор по корпоративным коммуникациям фонда Maxfield Capital Надир Хабдулин.
Понадобятся ли вашему проекту инвестиции? Если да, то от какого фонда или бизнес-ангела вы бы хотели их получить и почему именно от него?
Денис Куликов
Инвестиции бы не помешали, но пока сложно представить этого отчаянного бизнес-ангела, который согласился бы инвестировать на данном этапе. Но если бы была возможность выбирать, я бы посмотрел в сторону вот этого списка.
Любовь Палачева
В привлечении денежных инвестиций на начальном этапе есть один большой минус — это сильно расслабляет и быстро съедаются ресурсы.
Инвестиции вливать надо тогда, когда проект уже минимально стоит на рельсах и двигается. Говорю, исходя из прошлого опыта в туризме.
Сергей Лавров
Если бы у меня было все готово, то я бы разыскал все основные фонды, выяснил их условия, пообщался бы с ними. И тогда можно было бы выбирать.
Но все не так просто. Когда у стартапа только начинаются продажи — он мало кому интересен. И только когда продажи переваливают через какую-то сумму, про тебя каким-то образом узнают фонды и начинают предлагать сотрудничество.
Но к тому времени уже буду понимать, нужен мне фонд или нет. А если нужен, то сколько требуется денег и на что.
А пока мне интересны акселератор «МетаБета» Дмитрия Масленникова и Евгения Гинзбурга, а также ФРИИ. Просто потому, что о них что-то слышал.
Это как выбирать марку машины, не имея прав и денег. Вот мне нравится Porsche. Но куплю ли я ее сразу, как будут права и деньги?
Ирина Даничкина
Финансирование нам понадобится, мы будем работать с инвестиционным фондом The Farm. Он давно работает на рынке Средней Азии, вместе мы сделали уже не один проект и надеемся, что они поддержат нас и в этот раз.
Мы еще не обращались к ним за финансированием, пока справляемся своими силами. Но как только будет готов MVP и нам нужно будет запускать бэк-офис, то презентуем свой проект и очень надеемся, что получим финансирование.
В комментариях вы можете задать свои вопросы любому участнику нашего реалити-шоу. В прошлых выпусках они уже рассказывали о своих проектах, искали нишу и изучали конкурентов, а также разбирались с монетизацией.