По данным исследования Минэкономразвития РФ и Аналитического центра НАФИ, среди россиян, которые хотят стать предпринимателями, 60% составляют молодые люди в возрасте 14‒34 лет. В ответ на спрос появляется предложение. И если ещё несколько лет назад вузы не учили студентов вести своё дело в реальных условиях, сегодня ситуация улучшилась и учебные заведения открывают программы с акселератором.
Рассказываем, почему акселератор в технопарке подойдёт не всем начинающим предпринимателям, что представляют собой магистратуры с акселератором, а также разбираем такую программу на примере Нетологии.
Защита бизнес-проекта вместо защиты диплома
С 2017 года некоторые российские вузы участвуют в проекте Минобразования РФ «Стартап как диплом». Программа создана для того, чтобы привлечь молодёжь в технологическое предпринимательство и поддержать бизнес-проекты в начальной стадии.
Программа позволяет студентам выбрать, будут ли они защищать классический диплом или представят на защиту собственный стартап. Если студент выбрал второй вариант, его выпускная квалификационная работа может представлять собой либо реально существующий бизнес-проект, либо идею такого проекта.
Однако возникает вопрос, как это может выглядеть. С защитой диплома — какие знания нужны студенты, как организовать саму защиту — всё понятно. А вот со стартапом вопрос обстоит сложнее: показать презентацию сырой идеи недостаточно, чтобы оценить её жизнеспособность и соответственно качество подготовки студента.
Чтобы сделать обучение максимально ориентированным на практику, вузы стали внедрять в свои программы акселераторы.
Акселератор помогает сделать стартап успешным
Начинающему предпринимателю нужно знать, как правильно создавать бизнес и управлять им, например, как платить налоги, нанимать персонал. И даже при наличии стартапа или небольшого бизнеса многие сталкиваются с нехваткой ресурсов и экспертных знаний в этих вопросах.
Поиск, привлечение и оптимизация ресурсов, актуальных экспертных знаний требуют серьёзных вложений. Акселератор — один из эффективных способов сократить ресурсы, получить нужные знания и навыки.
Акселератор для бизнеса — это образовательная и практическая площадка, в рамках которой команды-участницы получают экспертные знания, наставничество и импульсы к действию при помощи трекера и ментора.
Трекер отвечает за организационную поддержку команды. Находит её боли, проблемные зоны и отрабатывает сопротивление.
Ментор выявляет слабые места проекта. Подсказывает, где и как найти нужные ресурсы или что делать, чтобы достичь цели.
Акселератор помогает бизнес-проектам поставить правильные цели и найти к ним дорогу: узнать рынок и способы работы на этом рынке, оценить риски и собственные ресурсы.
Например, бизнес-проект хочет выйти на международный рынок. Чтобы это сделать, нужно знать:
- в какой стране выгоднее открыть юридическое лицо;
- какие особенности налогового и таможенного законодательств важно учитывать;
- как устроена международная логистика;
- как переводить деньги за рубеж и обратно;
- как особенности местного менталитета и этикета могут влиять на деловые отношения и так далее.
В акселераторе опытные менторы дают советы команде, как выйти на новый рынок, какие проблемы и риски стоит учесть. Трекер помогает подробно прописать план задач — и команда начинает двигаться к цели под присмотром наставников.
К своим целям команда может идти и без акселератора. Акселератор помогает снизить риски и сэкономить время за счёт специальной среды и работы с экспертами.
Акселератор в магистратуре работает по принципу обычного акселератора — это одновременно процесс и площадка для обучения команды на реальном проекте с помощью менторов и трекеров. Но прежде всего это обучение. И работа над бизнес-проектами студентов не ограничивается рамками акселератора.
Кому и зачем нужна магистерская программа с акселератором
Магистратура будет полезна тем, у кого есть интерес к предпринимательству, но нет работающего бизнеса, опыта управления бизнес-проектами, собственной команды, ресурсов для разработки идеи или в принципе базовых знаний о том, как это всё устроено.
Программа обучения позволяет подробно разобраться с каждым процессом, отработать полученные знания на практике при поддержке опытных экспертов и даже собрать собственную команду.
В магистратуру можно прийти и со своей готовой идеей и работать над ней в процессе обучения.
В обычном акселераторе не получится основательно поучиться и получить максимум необходимых знаний. Бизнес-акселераторы в технопарках рассчитаны на людей с хотя бы минимальным опытом и готовой идеей.
Чем отличается магистратура с акселератором от акселератора в технопарке
Цель обычного акселератора — развить и масштабировать существующий бизнес. Поэтому он полностью ориентирован на практику — и в этом его основная ценность. Акселератор проверяет жизнеспособность проекта и даёт ему импульс для развития. Чтобы туда попасть, нужна готовая команда и как минимум идея.
В магистерских программах акселератор и проектная деятельность встроены в образовательный процесс: студенты не просто решают задачу по развитию конкретного бизнеса, а получают теоретическую базу для создания и развития любого бизнеса.
Вот небольшая сводка по различиям акселераторов:
Как устроена магистратура с акселератором в программе Нетологии и ИБДА РАНХиГС «Цифровое предпринимательство»
Первый семестр — инкубатор
Студенты изучают теоретические основы процессов, которые потом будут выстраивать на практике, и консультируются с преподавателями. На этом этапе в программе обучения — основы менеджмента: управление финансами, коммуникации, исследования и анализ.
Задачи на первый семестр:
- сформировать свою команду или присоединиться к чужой;
- начать разработку и анализ идеи проекта;
- сформулировать вопросы и определить задачи будущего проекта.
Конечная точка инкубатора — презентационный день, в рамках которого студенты защищают свои идеи перед советом менторов. Менторы оценивают идеи, дают советы и указывают на проблемные области проектов.
Второй семестр — акселератор
В марте начинается акселератор, за который отвечает Нетология и который длится 12 недель.
Каждую неделю команды встречаются с трекером: ставят цели, анализируют, что получилось или не получилось на прошлой неделе, планируют дальнейшие действия. Трекер проводит вопросные сессии и помогает команде найти правильные ответы.
Параллельно идут обычные занятия — по дисциплинам, которые помогут магистрантам продвигаться в акселераторе. Так, студенты программы «Цифровое предпринимательство» изучают финансовое планирование, разработку и управление цифровым продуктом и ряд других дисциплин.
Задачи на второй семестр:
- отработать на практике все навыки и проверить знания, полученные в процессе инкубатора;
- создать минимально жизнеспособный продукт (MVP), который можно показать потенциальным инвесторам и покупателям.
В июне акселератор завершает Demo Day, куда приходят венчурные компании и бизнес-ангелы.
Бизнес-ангел — успешный бизнесмен, который отошёл от дел, или топ-менеджер корпорации, который вкладывает свои деньги и знания в новые проекты и стартапы.
Третий и четвёртый семестры
Магистранты изучают дисциплины, которые помогают развиваться молодой компании. Все домашние и практические задания выполняются с собственными проектами.
Задачи на второй год обучения:
- доработать готовые проекты;
- показать эффективность;
- получить первые инвестиции.
Например, если студент запустил бизнес в рамках акселератора во втором семестре, получил первый опыт продаж летом, в течение третьего семестра он может отладить процессы продаж и отработать проблемные зоны.
Если проект показывает продажи от определённой суммы, он становится интересен венчурным компаниями. В этом случае университет зовёт их на защиту.
Результат обучения в магистратуре с акселератором
Готовая команда и жизнеспособный проект.
Возможность во время обучения найти инвесторов.
Портфолио проектов, которое можно предъявить на собеседованиях, реальный опыт для резюме.
Навыки и знания, чтобы вести своё дело или продвинуться в карьере от специалиста младшего звена до средних позиций.
Образование, без которого нельзя продвигаться в некоторых областях — в госструктурах, в международных компаниях.
Погружение в специальность за 2 года и инструменты, которые в процессе работы можно получить за 5‒7 лет.
Способность свободно ориентироваться в нужной сфере и самостоятельно учиться в дальнейшем.
Выпускная квалификационная работа — работающий бизнес-проект, созданный одним студентом или командой, или готовая идея. Работа должна демонстрировать уровень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Задача Нетологии — сделать так, чтобы к окончанию обучения у каждого студента появилось 2‒3 проекта, которые он мог бы реализовать и показывать.
Акселератор в магистратуре — это одновременно и процесс, и образовательная площадка
От обычного бизнес-акселератора отличается тем, что встроен в учёбу.
Даёт возможность в безопасной среде создать собственный бизнес или проект, готовый к продажам и дальнейшему развитию.
Работа над бизнес-проектом или идеей продолжается все два года в магистратуре. Есть возможность отладить процессы и получить первые инвестиции в процессе обучения.
Магистратура с акселератором подойдёт тем, кто хочет стать предпринимателем, но не знает, с чего начать, или уже имеет негативный опыт и хочет делать первые шаги в бизнесе с поддержкой опытных наставников или подтянуть знания.
- Магистерская онлайн-программа — акселератор ИБДА РАНХиГС и Нетологии
- Освоите навыки предпринимателя и пройдёте акселерацию от идеи продукта до работающего бизнеса
- Будете учиться у профессоров ведущей бизнес-школы России, бизнес-менторов и экспертов-практиков из крупных компаний
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.