Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Современные профессии

Кто такой 3D-дженералист и как им стать

Красивая графика и интересная анимация, которую мы видим в играх, рекламе и фильмах, — заслуга 3D-дженералистов. Это универсальные специалисты, которые знают про 3D всё.

3D-технологии находят всё более широкое применение. В науке 3D используется для визуализации явлений, в промышленности — для создания моделей продукции. Трёхмерная графика в рекламе помогает компаниям выделиться среди конкурентов. Поэтому специалисты, которые умеют работать с 3D, высоко ценятся на рынке.

Расскажем, чем занимаются 3D-дженералисты, что должны знать и уметь, сколько зарабатывают и где учатся.

Кто такой 3D-дженералист и как им стать

Татьяна Колганова

Автор-фрилансер

Чем занимается 3D-дженералист

3D-дженералист разрабатывает объёмные трёхмерные объекты, которые используются в самых разных областях: компьютерных и мобильных играх, рекламных роликах, музыкальных клипах, фильмах, а также при моделировании архитектурных объектов, ландшафта и предметов интерьера.

Специалист понимает процесс работы с 3D от начала до конца, потому что владеет навыками разных специалистов узкого профиля:

  • моделлера, который придаёт форму и объём предметам;
  • мастера по созданию UV-развёртки — 2D-поверхности модели, на которую наносят текстуру;
  • художника по текстурам;
  • мастера по шейдингу, который работает над отражениями света и бликами;
  • лайтера, который отвечает за освещение;
  • риггера, который создаёт внутри персонажа виртуальный скелет и помогает управлять им;
  • 3D-аниматора;
  • рендера по настройке финальных сцен;
  • VFX-художника, который занимается визуальными эффектами;
  • художника и колориста, который настраивает финальную цветокоррекцию и отвечает за общий вид продукта;
  • супервайзера, который контролирует все этапы процесса.

Но не всегда 3D-дженералист заменяет всех этих специалистов, в некоторых компаниях они работают вместе.

В зависимости от визуального стиля и специфики проекта, 3D-дженералист может выполнять следующие задачи ↓

  • Подбирать референсы и участвовать в создании креативной концепции. Заказчик не всегда может понятно объяснить, что он хочет получить, и предоставить чёткое визуальное описание проекта, поэтому 3D-дженералисту нужно время на поиск подходящих референсов. Если специалист включился в работу, когда бо́льшая часть проекта уже сделана, ему придётся подстроиться под выбранный визуальный стиль.
  • Моделировать 3D-объекты и персонажей. Объектами 3D-моделирования могут быть люди, животные, фантастические существа и неодушевлённые предметы. Создание 3D-персонажа начинается с идеи и рисования эскизов. Компьютерные программы помогают максимально детализировать модель персонажа.
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Кто такой 3D-дженералист и как им стать

В рекламной кампании клея BIC Bond показали семейные драмы бытовых предметов. Сцены примирения в семействе чайников и пуговиц призваны продемонстрировать, что клей может скрепить что угодно вместе и навсегда

  • Настраивать цвета и освещение в сценах. 3D-дженералисту необходимо хорошо понимать, как работает свет, и учитывать при настройке освещения местоположение объекта, время суток, источник света.

Ролик рассказывает, как настроить освещение в программе Blender и сделать сцену реалистичной
  • Создавать текстуры объектов. Инструменты текстурирования создают иллюзию реалистичности объектов и материалов: помогают показать блики на поверхности воды или трещины на асфальтовой дорожке.
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Предметы из разных материалов, созданные в программе 3Ds Max. Источник: Behance
  • Создавать пропсы — объекты для наполнения игровой сцены, которые задают атмосферу компьютерной игры. Пропсами выступают самые разные повседневные вещи, которые окружают игрока и с которыми он взаимодействует: автомобили, фонари, растения, мебель, книги и тому подобное.
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Пример создания и прокрас деталей игрового окружения. Источник: Behance
  • Настраивать ассеты — наборы ресурсов для игры: графика, звуковое сопровождение, модели анимации, шрифты и другие.
  • Анимировать графические элементы, разрабатывать динамику движения и мимику персонажа.
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Эти персонажи стали героями анимированной телерекламы сервиса HelloWork. Источник: Behance
  • Создавать визуальные эффекты. VFX-эффекты помогают изменить или добавить что-то в кадре: фон, декорации, окружающие объекты и так далее.

Видео о том, как создаются VFX-эффекты в играх
  • Работать над рендерингом — финальной отрисовкой иллюстрации.

Какие навыки нужны 3D-дженералисту

Для выполнения рабочих задач специалист должен хорошо разбираться в следующем:

  • 3D-моделирование с учётом особенностей топологии модели для последующих процессов;

Топология — то, как 3D-модель формируют полигоны, плоскости, которые определяют форму объекта.

  • анатомия людей и животных;
  • способы и разновидности 3D-моделирования;
  • скульптинг — моделирование объектов при помощи инструментов компьютерных программ;
  • создание UV-развёртки;
  • создание текстур;
  • настройка света, рендеринг;
  • запекание текстур — техника, которая позволяет перенести характеристики 3D-геометрии на 2D-изображение;
  • принципы анимации;
  • 3D-визуализация.

Например, вот так выглядит список профессиональных навыков, необходимых 3D-дженералисту для работы в СберМаркетинге:

Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Источник: hh.ru

Среди софт-скиллов, которые пригодятся специалисту: насмотренность, внимательность, усидчивость и терпеливость, умение работать в команде и готовность постоянно учиться.

Какими инструментами в работе пользуется специалист

3D-дженералист работает в специальных компьютерных программах. В вакансиях требуют знание самых разных:

Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Такие ожидания к соискателю у рекламного агентства «Меркатор»
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Большой список программ нужно освоить 3D-дженералисту для работы в игровой студии Teamtiferet. Источник: hh.ru

Чаще всего работодатели указывают в списке требований владение следующими программами ↓

  • Blender, Maya, Houdini, 3ds Max подходят для создания 3D-анимации, спецэффектов и текстур.
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Персонаж создан в программе Maya — в ней можно детально прорисовать шерсть. Источник: ArtStation

  • ZBrush хороша для скульптинга и позволяет создавать реалистичные объекты. Процесс моделирования персонажа напоминает лепку из глины.
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Работа над главным персонажем мультфильма Melody велась в нескольких программах. Zbrush использовали для скульптинга и рисования текстуры кожи. Источник: ArtStation

  • Большой набор кистей и возможностей в Substance 3D Painter и инструменты для создания материалов в Substance 3D Designer позволяют детально прорабатывать текстуры персонажей и объектов.
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Текстура листвы выполнена в Substance 3D Designer. Источник: ArtStation
  • Cinema 4D часто используется для создания заставок к фильмам и передачам.

Легендарная прыгающая лампа Pixar создана в Cinema 4D
  • Adobe After Effects предназначен для видеомонтажа, редактирования видео, создания визуальных эффектов и работы над графикой.
  • Знание графических редакторов Adobe Photoshop и Adobe Illustrator тоже полезно для 3D-дженералиста. Это не полноценные 3D-редакторы, но их возможностей достаточно для выполнения несложных задач: преобразования текста в трёхмерный объект, добавления текстур, настройки освещения, создания gif-изображений и простых объёмных фигур.
Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Текстуры этих предметов и тени выполнены в Adobe Photoshop. Источник: Behance

  • Marmoset Toolbag подходит для финальной прорисовки и рендеринга.

  • Знание игровых движков Unity и Unreal Engine потребуется специалистам, которые выберут работу в игровой индустрии.

Ролик о создании 3D-модели для игрового движка Unity

3D-дженералисту важно уметь адаптироваться к новому ПО — это поможет не стоять на месте и совершенствовать свои навыки.

Кто такой 3D-дженералист и как им стать Профессия

3D-дженералист: расширенный курс

Узнать больше

  • Освоите основные программы для создания 3D-графики и анимации: Maya, ZBrush, Blender, Cinema 4D, Adobe After Effects
  • Соберёте портфолио из 9 проектов
  • Попробуете себя в разных специализациях и выберите направление, в котором интересно развиваться

Где работает и сколько зарабатывает 3D-дженералист

3D-дженералисты могут работать в игровых, мультипликационных, интерьерных студиях, рекламных и маркетинговых агентствах, киноиндустрии и на производстве. Доход специалиста зависит от уровня профессионального мастерства и специализации компании.

Стажёр с базовыми навыками может рассчитывать на зарплату от 30 тысяч рублей:

Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Источник: hh.ru

Специалистам с опытом создания 3D-роликов и высоким уровнем владения программами компании предлагают зарплату от 80 тысяч рублей:

Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Источник: hh.ru

От 120 тысяч рублей в месяц готовы платить 3D-дженералисту на руководящей позиции:

Кто такой 3D-дженералист и как им стать
Источник: hh.ru

Как стать 3D-дженералистом

Профессия 3D-дженералиста подойдёт новичкам, которые хотят развиваться в сфере 3D-моделирования, начинающим 2D-художникам, графическим дизайнерам, дизайнерам интерьеров, разработчикам игр, которые хотят сменить специализацию и освоить новое направление, а также 3D-художникам, которые смогут структурировать свои знания.

Желательно иметь художественную или инженерную базу. С базовыми знаниями по композиции и колористике или по математике и информатике освоить новую специальность будет проще. Нелишним станет и знание английского языка для чтения технической документации и профессиональных статей. Порог вхождения в профессию высокий, но при правильно организованном обучении можно получить необходимые хард-скиллы. Помогут профильные онлайн-курсы.

XYZ School специализируется на обучении 2D- и 3D-моделированию, геймдизайну и программированию. Студенты курса «3D-дженералист» изучают 3D-моделирование персонажей и предметов, разработку окружения, анимирование, создание спецэффектов, работу с текстурами и материалами, а также осваивают программы Houdini, Zbrush, Maya, Marmoset Toolbag, Substance 3D Painter, 3Ds Max, Blender, Adobe Photoshop и игровой движок Unreal Engine.

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает онлайн-курс «3D-дженералист», где преподают основы моделирования и скульптинга, создание окружения и визуальных эффектов, рендеринг и композитинг. По окончании программы выдаётся диплом о профессиональной переподготовке.

«3D-дженералист: расширенный курс» от Нетологии даёт возможность попробовать себя в разных специализациях и детально изучить сферу 3D. Студенты узнают, что такое 3D-моделирование и паплайн, разработают собственного персонажа в 2D и 3D, начнут анимировать персонажей и создавать эффекты. Опытные преподаватели научат работать в популярных программах: Adobe Photoshop и Illustrator, Maya, Blender, ZBrush, Cinema 4D, Marmoset Toolbag, Substance 3D Designer и Substance 3D Painter. У выпускников будет девять новых проектов в портфолио, в том числе текстуры, модель дома в Maya, персонаж в Zbrush, анимация в Cinema 4D и ролик в Adobe After Effects. После защиты итогового проекта выдаётся диплом о профессиональной переподготовке.

Кто такой 3D-дженералист и как им стать

Константин Тамбиев

3D-аниматор и дизайнер

По моему опыту, для успешной работы в этой области нужна постоянная тренировка — создание собственных графических работ. По сути, 3D-дженералист — художник, и это предполагает его естественное желание визуальной интерпретации действительности. Дженералист знает весь процесс компьютерной графики от создания наброска до постобработки финального рендера.

Мне всегда были интересны изобразительные искусства и в особенности компьютерная графика с момента выхода трилогии фильмов «Властелин колец». Первые компьютерные анимации я создавал в Microsoft PowerPoint — это были юмористические зарисовки по мотивам разных фильмов. Чтобы развиваться в компьютерной графике, нужна эмоциональная привязка к изображаемому объекту или субъекту. Дело в том, что в процессе создания изображения появляется большое количество трудностей, которые можно преодолеть, только если вы эмоционально вовлечены и у вас есть тяга к самовыражению.

С 14 лет я изучал различные программы и создавал изображения и анимации для себя, подбирая наиболее удобные инструменты. Высшее образование получил не совсем по этому направлению — по специальности «картография». При этом продолжал изучать компьютерную графику и по окончании вуза твёрдо решил заниматься ей профессионально, но уровень подготовки был ещё недостаточно высок. Мне постоянно отказывали в устройстве на работу, и это, конечно, было тяжело.

В конце концов меня взяли в типографию, а после нескольких месяцев работы там пригласили картографом в компанию «Меркатор» — мы делали карты для новостей по заказу различных телеканалов. Оказалось, что навыки, которые я развивал для самовыражения, очень востребованы. Конечно, я ещё многому там научился. Удивительно то, как по-новому открывается тот же Photoshop, когда немного изменяешь специфику его использования. Дальше я продолжал изучать программы и создавать собственные изображения. Количество перешло в качество — стал брать фриланс-заказы и в итоге поменял работу на уже полностью связанную с 3D и анимацией.

Самое важное, чем хочу поделиться: несмотря ни на что, если вы чувствуете потребность в творческом самовыражении, обязательно воплощайте её. Появился образ в голове — изобразите его. Чтобы стать художником, нужно быть художником 🙂

Что почитать и посмотреть 3D-дженералисту

  • «Анатомия для 3D-художников. Курс для разработчиков персонажей компьютерной графики», 3dtotal — пособие с советами от профессионалов индустрии, галереей референсов и подробной инструкцией по рисованию людей в 2D и 3D: от наброска до изображения мельчайших деталей типа морщин и складок кожи.
  • «Цифровой свет и рендеринг», Джереми Бирн — книга, которая знакомит с основами светового дизайна, функциями, свойствами и имитациями теней, композицией и расстановкой в кадре, дизайном текстур, методами профессионального освещения и рендеринга. Содержит практические упражнения.
  • Textures.com — онлайн-каталог текстур, многие из которых можно использовать бесплатно.
  • Poly Haven — бесплатная библиотека текстур, пропсов и карт, которые помогут при настройке освещения.
  • 3ddd — ресурс, где можно скачать необходимые для работы 3D-модели, создать портфолио, познакомиться с проектами коллег и вдохновиться идеями.
Кто такой 3D-дженералист и как им стать

Константин Тамбиев

3D-аниматор и дизайнер

Начинающим 3D-дженералистам я бы ещё посоветовал:

  • пересмотреть «Властелин колец»;
  • запомнить 12 базовых принципов анимации:

  • прочитать книгу Ричарда Уильямса The Animator’s Survival Kit — она тоже о принципах, которые нужно освоить каждому аниматору.

Резюмируем

Профессия 3D-дженералиста достаточно востребована. Компаниям нужен специалист, который может работать с трёхмерными моделями на всех этапах: с нуля и до готового проекта.

Порог входа в профессию — высокий, потребуются навыки моделирования в специальных программах, а также знания из разных областей: дизайна, анимации, VFX, анатомии. Новую специальность и первые проекты в портфолио можно получить на онлайн-курсах.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Кто такой 3D-дженералист и как им стать

Татьяна Колганова

Автор-фрилансер

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 6

Телеграм Нетологии