Красивая графика и интересная анимация, которую мы видим в играх, рекламе и фильмах, — заслуга 3D-дженералистов. Это универсальные специалисты, которые знают про 3D всё.
3D-технологии находят всё более широкое применение. В науке 3D используется для визуализации явлений, в промышленности — для создания моделей продукции. Трёхмерная графика в рекламе помогает компаниям выделиться среди конкурентов. Поэтому специалисты, которые умеют работать с 3D, высоко ценятся на рынке.
Расскажем, чем занимаются 3D-дженералисты, что должны знать и уметь, сколько зарабатывают и где учатся.
Чем занимается 3D-дженералист
3D-дженералист разрабатывает объёмные трёхмерные объекты, которые используются в самых разных областях: компьютерных и мобильных играх, рекламных роликах, музыкальных клипах, фильмах, а также при моделировании архитектурных объектов, ландшафта и предметов интерьера.
Специалист понимает процесс работы с 3D от начала до конца, потому что владеет навыками разных специалистов узкого профиля:
- моделлера, который придаёт форму и объём предметам;
- мастера по созданию UV-развёртки — 2D-поверхности модели, на которую наносят текстуру;
- художника по текстурам;
- мастера по шейдингу, который работает над отражениями света и бликами;
- лайтера, который отвечает за освещение;
- риггера, который создаёт внутри персонажа виртуальный скелет и помогает управлять им;
- 3D-аниматора;
- рендера по настройке финальных сцен;
- VFX-художника, который занимается визуальными эффектами;
- художника и колориста, который настраивает финальную цветокоррекцию и отвечает за общий вид продукта;
- супервайзера, который контролирует все этапы процесса.
Но не всегда 3D-дженералист заменяет всех этих специалистов, в некоторых компаниях они работают вместе.
В зависимости от визуального стиля и специфики проекта, 3D-дженералист может выполнять следующие задачи ↓
- Подбирать референсы и участвовать в создании креативной концепции. Заказчик не всегда может понятно объяснить, что он хочет получить, и предоставить чёткое визуальное описание проекта, поэтому 3D-дженералисту нужно время на поиск подходящих референсов. Если специалист включился в работу, когда бо́льшая часть проекта уже сделана, ему придётся подстроиться под выбранный визуальный стиль.
- Моделировать 3D-объекты и персонажей. Объектами 3D-моделирования могут быть люди, животные, фантастические существа и неодушевлённые предметы. Создание 3D-персонажа начинается с идеи и рисования эскизов. Компьютерные программы помогают максимально детализировать модель персонажа.
В рекламной кампании клея BIC Bond показали семейные драмы бытовых предметов. Сцены примирения в семействе чайников и пуговиц призваны продемонстрировать, что клей может скрепить что угодно вместе и навсегда
- Настраивать цвета и освещение в сценах. 3D-дженералисту необходимо хорошо понимать, как работает свет, и учитывать при настройке освещения местоположение объекта, время суток, источник света.
- Создавать текстуры объектов. Инструменты текстурирования создают иллюзию реалистичности объектов и материалов: помогают показать блики на поверхности воды или трещины на асфальтовой дорожке.
- Создавать пропсы — объекты для наполнения игровой сцены, которые задают атмосферу компьютерной игры. Пропсами выступают самые разные повседневные вещи, которые окружают игрока и с которыми он взаимодействует: автомобили, фонари, растения, мебель, книги и тому подобное.
- Настраивать ассеты — наборы ресурсов для игры: графика, звуковое сопровождение, модели анимации, шрифты и другие.
- Анимировать графические элементы, разрабатывать динамику движения и мимику персонажа.
- Создавать визуальные эффекты. VFX-эффекты помогают изменить или добавить что-то в кадре: фон, декорации, окружающие объекты и так далее.
- Работать над рендерингом — финальной отрисовкой иллюстрации.
Какие навыки нужны 3D-дженералисту
Для выполнения рабочих задач специалист должен хорошо разбираться в следующем:
- 3D-моделирование с учётом особенностей топологии модели для последующих процессов;
Топология — то, как 3D-модель формируют полигоны, плоскости, которые определяют форму объекта.
- анатомия людей и животных;
- способы и разновидности 3D-моделирования;
- скульптинг — моделирование объектов при помощи инструментов компьютерных программ;
- создание UV-развёртки;
- создание текстур;
- настройка света, рендеринг;
- запекание текстур — техника, которая позволяет перенести характеристики 3D-геометрии на 2D-изображение;
- принципы анимации;
- 3D-визуализация.
Например, вот так выглядит список профессиональных навыков, необходимых 3D-дженералисту для работы в СберМаркетинге:
Среди софт-скиллов, которые пригодятся специалисту: насмотренность, внимательность, усидчивость и терпеливость, умение работать в команде и готовность постоянно учиться.
Какими инструментами в работе пользуется специалист
3D-дженералист работает в специальных компьютерных программах. В вакансиях требуют знание самых разных:
Чаще всего работодатели указывают в списке требований владение следующими программами ↓
- ZBrush хороша для скульптинга и позволяет создавать реалистичные объекты. Процесс моделирования персонажа напоминает лепку из глины.
- Большой набор кистей и возможностей в Substance 3D Painter и инструменты для создания материалов в Substance 3D Designer позволяют детально прорабатывать текстуры персонажей и объектов.
- Cinema 4D часто используется для создания заставок к фильмам и передачам.
- Adobe After Effects предназначен для видеомонтажа, редактирования видео, создания визуальных эффектов и работы над графикой.
- Знание графических редакторов Adobe Photoshop и Adobe Illustrator тоже полезно для 3D-дженералиста. Это не полноценные 3D-редакторы, но их возможностей достаточно для выполнения несложных задач: преобразования текста в трёхмерный объект, добавления текстур, настройки освещения, создания gif-изображений и простых объёмных фигур.
- Marmoset Toolbag подходит для финальной прорисовки и рендеринга.
- Знание игровых движков Unity и Unreal Engine потребуется специалистам, которые выберут работу в игровой индустрии.
3D-дженералисту важно уметь адаптироваться к новому ПО — это поможет не стоять на месте и совершенствовать свои навыки.
- Освоите основные программы для создания 3D-графики и анимации: Maya, ZBrush, Blender, Cinema 4D, Adobe After Effects
- Соберёте портфолио из 9 проектов
- Попробуете себя в разных специализациях и выберите направление, в котором интересно развиваться
Где работает и сколько зарабатывает 3D-дженералист
3D-дженералисты могут работать в игровых, мультипликационных, интерьерных студиях, рекламных и маркетинговых агентствах, киноиндустрии и на производстве. Доход специалиста зависит от уровня профессионального мастерства и специализации компании.
Стажёр с базовыми навыками может рассчитывать на зарплату от 30 тысяч рублей:
Специалистам с опытом создания 3D-роликов и высоким уровнем владения программами компании предлагают зарплату от 80 тысяч рублей:
От 120 тысяч рублей в месяц готовы платить 3D-дженералисту на руководящей позиции:
Как стать 3D-дженералистом
Профессия 3D-дженералиста подойдёт новичкам, которые хотят развиваться в сфере 3D-моделирования, начинающим 2D-художникам, графическим дизайнерам, дизайнерам интерьеров, разработчикам игр, которые хотят сменить специализацию и освоить новое направление, а также 3D-художникам, которые смогут структурировать свои знания.
Желательно иметь художественную или инженерную базу. С базовыми знаниями по композиции и колористике или по математике и информатике освоить новую специальность будет проще. Нелишним станет и знание английского языка для чтения технической документации и профессиональных статей. Порог вхождения в профессию высокий, но при правильно организованном обучении можно получить необходимые хард-скиллы. Помогут профильные онлайн-курсы.
XYZ School специализируется на обучении 2D- и 3D-моделированию, геймдизайну и программированию. Студенты курса «3D-дженералист» изучают 3D-моделирование персонажей и предметов, разработку окружения, анимирование, создание спецэффектов, работу с текстурами и материалами, а также осваивают программы Houdini, Zbrush, Maya, Marmoset Toolbag, Substance 3D Painter, 3Ds Max, Blender, Adobe Photoshop и игровой движок Unreal Engine.
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает онлайн-курс «3D-дженералист», где преподают основы моделирования и скульптинга, создание окружения и визуальных эффектов, рендеринг и композитинг. По окончании программы выдаётся диплом о профессиональной переподготовке.
«3D-дженералист: расширенный курс» от Нетологии даёт возможность попробовать себя в разных специализациях и детально изучить сферу 3D. Студенты узнают, что такое 3D-моделирование и паплайн, разработают собственного персонажа в 2D и 3D, начнут анимировать персонажей и создавать эффекты. Опытные преподаватели научат работать в популярных программах: Adobe Photoshop и Illustrator, Maya, Blender, ZBrush, Cinema 4D, Marmoset Toolbag, Substance 3D Designer и Substance 3D Painter. У выпускников будет девять новых проектов в портфолио, в том числе текстуры, модель дома в Maya, персонаж в Zbrush, анимация в Cinema 4D и ролик в Adobe After Effects. После защиты итогового проекта выдаётся диплом о профессиональной переподготовке.
Константин Тамбиев
3D-аниматор и дизайнер
По моему опыту, для успешной работы в этой области нужна постоянная тренировка — создание собственных графических работ. По сути, 3D-дженералист — художник, и это предполагает его естественное желание визуальной интерпретации действительности. Дженералист знает весь процесс компьютерной графики от создания наброска до постобработки финального рендера.
Мне всегда были интересны изобразительные искусства и в особенности компьютерная графика с момента выхода трилогии фильмов «Властелин колец». Первые компьютерные анимации я создавал в Microsoft PowerPoint — это были юмористические зарисовки по мотивам разных фильмов. Чтобы развиваться в компьютерной графике, нужна эмоциональная привязка к изображаемому объекту или субъекту. Дело в том, что в процессе создания изображения появляется большое количество трудностей, которые можно преодолеть, только если вы эмоционально вовлечены и у вас есть тяга к самовыражению.
С 14 лет я изучал различные программы и создавал изображения и анимации для себя, подбирая наиболее удобные инструменты. Высшее образование получил не совсем по этому направлению — по специальности «картография». При этом продолжал изучать компьютерную графику и по окончании вуза твёрдо решил заниматься ей профессионально, но уровень подготовки был ещё недостаточно высок. Мне постоянно отказывали в устройстве на работу, и это, конечно, было тяжело.
В конце концов меня взяли в типографию, а после нескольких месяцев работы там пригласили картографом в компанию «Меркатор» — мы делали карты для новостей по заказу различных телеканалов. Оказалось, что навыки, которые я развивал для самовыражения, очень востребованы. Конечно, я ещё многому там научился. Удивительно то, как по-новому открывается тот же Photoshop, когда немного изменяешь специфику его использования. Дальше я продолжал изучать программы и создавать собственные изображения. Количество перешло в качество — стал брать фриланс-заказы и в итоге поменял работу на уже полностью связанную с 3D и анимацией.
Самое важное, чем хочу поделиться: несмотря ни на что, если вы чувствуете потребность в творческом самовыражении, обязательно воплощайте её. Появился образ в голове — изобразите его. Чтобы стать художником, нужно быть художником 🙂
Что почитать и посмотреть 3D-дженералисту
- «Анатомия для 3D-художников. Курс для разработчиков персонажей компьютерной графики», 3dtotal — пособие с советами от профессионалов индустрии, галереей референсов и подробной инструкцией по рисованию людей в 2D и 3D: от наброска до изображения мельчайших деталей типа морщин и складок кожи.
- «Цифровой свет и рендеринг», Джереми Бирн — книга, которая знакомит с основами светового дизайна, функциями, свойствами и имитациями теней, композицией и расстановкой в кадре, дизайном текстур, методами профессионального освещения и рендеринга. Содержит практические упражнения.
- Textures.com — онлайн-каталог текстур, многие из которых можно использовать бесплатно.
- Poly Haven — бесплатная библиотека текстур, пропсов и карт, которые помогут при настройке освещения.
- 3ddd — ресурс, где можно скачать необходимые для работы 3D-модели, создать портфолио, познакомиться с проектами коллег и вдохновиться идеями.
Константин Тамбиев
3D-аниматор и дизайнер
Начинающим 3D-дженералистам я бы ещё посоветовал:
- пересмотреть «Властелин колец»;
- запомнить 12 базовых принципов анимации:
- прочитать книгу Ричарда Уильямса The Animator’s Survival Kit — она тоже о принципах, которые нужно освоить каждому аниматору.
Резюмируем
Профессия 3D-дженералиста достаточно востребована. Компаниям нужен специалист, который может работать с трёхмерными моделями на всех этапах: с нуля и до готового проекта.
Порог входа в профессию — высокий, потребуются навыки моделирования в специальных программах, а также знания из разных областей: дизайна, анимации, VFX, анатомии. Новую специальность и первые проекты в портфолио можно получить на онлайн-курсах.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.