Некоторые считают, что нельзя успешно поменять профессию и закрепиться в IT-сфере без получения профильного высшего образования. О том, что это возможно, говорит пример Антона Коломийчука, который не только сменил профессию, но и основал студию по разработке мобильных приложений. 8 лет занял путь от фрилансера-одиночки до руководителя компании со штатом 200 человек.
Антон поделился своей историей, а также рассказал, сложно ли работать с международными заказчиками, в том числе в новых реалиях, какие главные ошибки могут разрушить молодую компанию, какие сложности роста преодолела его команда и как выверенный формат стажировок помогает привлекать новых сотрудников не только для разработки.
Как я пришёл в IT
По образованию я менеджер, учился на заочке в Сибирском государственном автомобильно-дорожном институте. Учёбой особо не интересовался — просто нужно было получить высшее образование — и целыми днями играл в World of Warcraft.
В какой-то момент я решил найти работу, но не знал, чем бы хотел заниматься. Знал только, что хочу зарабатывать много денег. В статье о том, как найти интересную работу, прочёл совет: «Подумайте, что вы умеете делать лучше всего». Лучше всего я умел играть в World of Warcraft. Но тогда, в 2010-х киберспорт не был популярным направлением в Омске, где я жил, — много денег не заработаешь. И я пошёл другим путём.
На сайте по подбору персонала я отсортировал вакансии по зарплате. На первом месте стояли вакансии директора магазина «Магнит» — на эту должность меня не возьмут. А на втором — вакансия программиста. И это направление меня заинтересовало.
Год я занимался самообразованием по видеокурсам МГТУ им. Баумана и учебникам, которые там рекомендовали.
Потом пошёл стажироваться в молодую IT-компанию в Омске: писал с нуля свой фреймворк на PHP вроде Yii.
Программировать очень понравилось — и в этом мне повезло. Многие приходят в IT только с денежной мотивацией, а на деле это слабая причина. Драйвить должно желание постоянно учиться чему-то новому.
Технологии развиваются стремительно: что было актуально год назад, сегодня может устареть. Поэтому программисту важно быть в курсе новых технологий, важно постоянно учиться. Если специалисту всё это неинтересно, в профессии он не выживет.
Мне было интересно разбираться в чём-то новом — и я остался в IT.
После годовой стажировки проработал в той же компании год и ушёл на фриланс — хотел работать на себя. Мне нравилось быть фрилансером: нет графика, нет начальника, работаешь из дома. Первых клиентов я искал через Upwork, у меня было несколько маленьких проектов и один крупный заказчик.
Спустя год я встретился с бывшим коллегой, Сашей, который тоже на тот момент работал на фрилансе. У меня было много клиентов, и я не справлялся с заказами в одиночку. Мы объединились и открыли IT-компанию Purrweb.
Про клиентов
Первых клиентов наша компания находила на Upwork — площадке, где разработчиков в основном ищут стартапы. В результате мы сделали много проектов и собрали большое портфолио.
Крупные бренды не интересовались такими кейсами, но у нас появилась обширная экспертность в работе со стартапами — так сформировалось позиционирование Purrweb.
Сейчас мы не хотим работать с большими компаниями, где, например, нужно проводить решения через множество согласований, ждать отсроченный платёж. Нам нравится работать со стартапами и ждать появления нового единорога 🙂
Как мы работаем со стартапами
У стартапа есть свои особенности. Так, часто возникают ситуации, когда заказчику нужно «срочно и завтра», а потом оказывается «было необязательно и вообще сегодня нужно сделать совсем другое».
Стартап — это очень молодой бизнес с неустоявшимися процессами, где приоритеты по задачам могут быстро меняться. Например, нужно срочно показать инвесторам на демо новую фичу. А потом может оказаться, что демо перенесли на две недели, вообще отменили или показать нужно другую фичу.
С самого начала работы в IT я работал со стартапами и всегда нормально относился к такому положению дел. Много читал книг, статей на Хабре и в Мегаплане про проектный менеджмент. Здесь важно обладать навыками ведения переговоров, ведь человек не просто так просит сделать завтра. Следует выяснить, почему именно такой срок, точно ли нужно сделать завтра такой объём или завтра можно сделать часть, а остальное — послезавтра.
Тот, кто работает со стартапами, должен хорошо владеть коммуникативными навыками. Это позволит донести ценность решения до клиента, сравнить его с альтернативами и доказать, почему этот вариант лучше других.
Как мы работаем с международным рынком
С начала работы Purrweb мы ориентировались на зарубежный рынок. Если говорить об отличиях рынков, не могу сказать, что тот же американский стартап отличается от русского. И трудностей перевода нет. А если у кого-то и возникает проблема с клиентом — это проблема коммуникативных навыков, а не языковых. Конечно, чтобы разговаривать с американским или европейским заказчиком, нужно хорошо знать английский, на уровне В2-С1. Но, к слову, в нашей компании коммуникацией с клиентом занимаются проджект-менеджеры, а разработчикам нужно только уметь читать на английском, чтобы понимать техническую документацию.
Бывает, что возникают сложности в работе с Индией, Китаем, арабскими странами. Но тут проблемы связаны скорее со спецификой стран: как там строят коммуникацию. Например, арабские заказчики не работают по пятницам и не стоит их ждать на демо в этот день. Мы не всегда отлично адаптируемся под эту специфику, но берём опыт на заметку.
После введения санкций в отношении России в 2022 году ушло очень мало старых клиентов из Европы и США.
Из новых клиентов где-то 30% отказываются от сотрудничества, когда узнают, что команда сидит в России. В основном это связано с тем, что наши заказчики — стартапы — рискуют не получить инвестиции от зарубежных инвесторов, если у бизнеса есть связь с Россией.
Но это важно не всем заказчикам, поэтому новые зарубежные клиенты всё равно приходят. С клиентами из других стран мы работаем, как раньше: они ничем не рискуют, нанимая русскую команду.
Как мы обожглись на каналах продаж
Ещё до создания Purrweb я заметил, что компании нередко делают ошибку в распределении клиентов. Они строят прибыль на одном ключевом клиенте: когда он уходит, прибыль падает настолько, что компания разваливается.
Мы предпочитаем работать со множеством маленьких клиентов. Ключевые заказчики дают 20% прибыли, и при их потере выручка просаживается несильно.
Но мы совершили ошибку, сделав ставку на один канал продаж. Три года назад нас по непонятным причинам забанили на Upwork. Объяснить причину не смогли даже менеджеры сервиса — восстановить аккаунт мы так и не смогли.
Когда это произошло, я понял, что канала продаж больше нет. У меня была большая паника, а директора по развитию бизнеса и маркетингу отнеслись к этой ситуации спокойнее. Они нашли новые каналы, которые сейчас активно развиваем.
Первый канал — это площадки типа Behance, на которые мы выкладываем дизайн:
Второй канал продаж — контент-маркетинг и SEO под зарубежный Google. Выкладываем статьи на разные темы — начиная от «Как создать маркетплейс вроде Airbnb» до таргетного контента для разработчиков. Ещё публикуемся на vc.ru — там показываем кейсы и рассказываем инсайты команды.
- Освоите ИТ-профессию без программирования и будете работать удалённо или на фрилансе
- Научитесь создавать креативный и интуитивно понятный дизайн веб- и мобильных интерфейсов
- Сможете начать поиск работы уже через 3 месяца обучения
Про команду
Компания росла постепенно. После открытия мы наняли пару человек и над проектами работала группа из нескольких разработчиков. Потом Purrweb стал расти: мы привлекли дизайнеров, проджект-менеджеров, тестировщиков, HR. Так штат вырос до 40 человек, а дальше — начались проблемы.
Больше людей — сложнее чувствовать себя в команде
С 2019 по 2021 года компания выросла с 40 до 120 человек. Приходило очень много новых людей, они не знали старых и не могли влиться в команду. Получилось расслоение команды на группы: в офисе, на корпоративах, мероприятиях сотрудники кучковались, не знакомились и не общались друг с другом.
Когда компания активно растёт, логично, что корпоративная культура размывается и возникает вопрос, как этим массово управлять. Мы нашли решение, сформулировав корпоративные ценности: команда, открытость, вклад каждого и развитие.
Но мало просто написать, что мы ценим, — это нужно воплощать в жизнь и поддерживать.
Вот что мы сейчас для этого делаем ↓
Запустили корпоративный портал. Ежемесячно мы публикуем лонгрид с главными событиями месяца. В том числе рассказываем о новых сотрудниках, законченных проектах, достижениях команды, новых публикациях в СМИ.
Выкладываем еженедельный отчёт о выполненной работе каждой команды. Это не строгая отчётность, а скорее история. Так, можно посмотреть, что делают другие, а не сидеть в рамках своей команды.
Я отвечаю на анонимные вопросы директору. Такие вопросы может задать любой сотрудник через форму, а ответы на них снимают ряд проблем. Например, одно время мне часто задавали вопрос, почему появилось так много новых людей в компании. Сотрудники подозревали текучку. Анонимный опрос выявил, а ответ закрыл сомнения команды.
Раз в месяц проводим корпоративные Last Friday Party (LFP), на которых сотрудники играют в настолки, общаются.
Поддерживаем инициативы сотрудников. Как-то дизайнеры провели сессию рисования на бумаге. А из рисунков организовали выставку работ в одной из комнат офиса.
Время бурного роста прошло. Сейчас Purrweb растёт планомерно, в 2022 году в компанию пришло 80 новых сотрудников. Я продолжаю работать с корпоративной культурой, хочу её развивать. Но вопрос в том, куда хотим двигаться. Читаю много книг, чтобы понять точку B и разработать стратегию.
Где искать сотрудников
Во время своей стажировки я научился у руководителя, как нужно обучать программированию. Когда мы открыли Purrweb, решили, что нанимать сотрудников будем так же — через стажировки.
Тогда думали так: если мы молодая компания без опыта, то и стажёров должны брать без опыта. Планировали 6–9 месяцев учить людей фундаментальным навыкам. Но оказалось, что большинство не хочет учиться долго. Когда стали уходить сотрудники, я расстроился: мы инвестировали в них время, деньги и энергию безрезультатно для компании.
Теперь на стажировку мы берём людей, которые хоть как-то знакомы с программированием и знают, что хотят этим заниматься.
Мы делаем обучение короче: стараемся обучить стажёра за 3 месяца. Если за это время учебные задачи стажёр не выполнил, выясняем причины. Чаще всего не хватает базовых знаний, а их мы на стажировке дать не можем.
Также на старте мы экспериментировали с форматом стажировок. Например, я делал потоковое обучение на 40 человек, где читал лекции. Такое обучение оказалось трудоёмким и бессмысленным.
Сейчас мы за индивидуальный подход к обучению: не ведём группы и не выбираем трёх лучших из десяти. Вместо этого тщательно отбираем стажёров на входе, чтобы человек совпадал с нами по менталитету.
Стажёров обучают разработчики по принципу «мастер ‒ подмастерье». Ментором становится только тот, у кого есть желание делиться знаниями, — и многим это интересно. Мы выделяем время на менторство и даём одному ментору не больше трёх подопечных. Помимо обучения базовой программе ментор помогает закрыть слабые зоны специалиста, его проблемы в коде.
Менторство работает не только для программистов. Например, менеджеры проектов начинают карьеру как ассистенты: ходят на переговоры, созвоны, встречи с командой вместе с действующим менеджером проекта. За 4–5 месяцев менеджер передаёт ассистенту больше ответственности, пока в руках у него не оказывается весь проект.
Как делиться знаниями с сотрудниками
Когда на старте Purrweb я читал лекции стажёрам, мне достаточно было взять флипчарт, назвать тему и начать рассказывать. Ребята параллельно задавали вопросы, и мы могли часа два обсуждать техническую тему.
Когда компания начала активно расти, стало энергозатратно читать одни и те же лекции новым сотрудникам. Я стал тщательнее готовить темы, делать презентации и записывать выступления на видео, чтобы новый человек мог их посмотреть.
В начале 2022 года я начал читать лекции про самоменеджмент, целеполагание, коммуникации. Я люблю рассказывать людям полезное, и у меня есть большой опыт в этой области. Темы рождаются, когда я вижу одну и ту же проблему у разных сотрудников, получаю запрос или мне хочется чем-то поделиться.
Однако не всё так просто: не всегда я понимаю, насколько слушателям интересна моя информация. Например, могу рассказать про целеполагание, а потом оказывается, что эта тема людям не нужна, потому что они вообще об этом не думают. Но однажды я побывал на лекции Германа Грефа, где он сказал, что самая большая проблема Сбера в том, что люди не умеют ставить цели. С тех пор в лекциях у меня появилась фраза: «Я и мой товарищ Герман Греф считаем, что ставить цели очень важно».
Я не смотрю на лекции как на инструмент, который привьёт слушателю какие-то навыки. Эти знания будут применять те, у кого есть соответствующие боли и потребности. Если у человека такого нет, он скажет: «Ну да, прикольно», — и продолжит жить дальше как и жил.
Мне хочется заинтересовать людей темой так, чтобы они перекладывали эти знания на работу и жизнь. Например, недавно я получил фидбэк от нашего клиента: менеджер кафе увидела мою лекцию о самоменеджменте и сказала, что после неё они многое переделали в бизнесе. Здорово получать такую обратную связь!
Как помогаем сотрудникам раскрыть и реализовывать потенциал
Мы стремимся раскрывать таланты сотрудников по максимуму. Помимо стажировки, развиваем внутреннее обучение: покупаем курсы, приглашаем тренеров. Например, так мы решили проблему, когда сотрудники недостаточно хорошо знали английский язык для работы с иностранными клиентами. Подтянуть английский может каждый сотрудник Purrweb, не выходя из офиса.
Практикуем и подход, когда сотрудник может обратиться за обратной связью о своей работе. Руководитель, HR, коллеги рассказывают о сильных и слабых сторонах коллеги — так мы вместе выявляем зоны роста и подтягиваем слабые стороны.
В какой момент расстаёмся с сильными специалистами
Люди уходят из Purrweb в тот момент, когда не могут больше ничего для себя получить. Логично и предсказуемо, что специалист может сказать: «Я нашёл работу лучше».
Если человека мотивируют деньги, он рано или поздно найдёт место с более высокой зарплатой. Если на работу мотивируют новые знания, в какой-то момент сотрудник понимает, что компания не может больше ничему научить. В таком случае можно предложить сменить деятельность или продвигать специалиста вверх. Правда, количество руководящих должностей ограничено. И хороший программист не всегда будет хорошим руководителем.
Если смена деятельности сотруднику не подходит, а возможности продвижения вверх нет — мы расстаёмся.
Люди уходят из компании на разных стадиях профессионального развития. В основном это сильные специалисты. Раньше меня это расстраивало: мы вложились в человека, а он ушёл — как же так? Сейчас я тоже расстраиваюсь, но понимаю, что люди, которые работают в Purrweb, хотят развиваться дальше — и это хорошо.
Зачем идти в IT
Когда-то меня мотивировали деньги. Потом удовольствие от работы стала приносить команда: мне нравилось, какие классные ребята у нас работают, какая тусовка собралась.
Сейчас меня драйвит, когда люди получают результаты, полезные для компании. Получается, что работа сотрудников из разных отделов складывается в единый вектор: технические специалисты хотят развивать технологии, менеджеры по продажам — продавать и так далее. Главное — всё это собрать так, чтобы оно органически работало. Наладить процесс так, что всё продолжало работать и без тебя. Это самое интересное.
Если говорить о том, зачем идти в IT, придерживаюсь мнения, что нет одной какой-то правильной мотивации. На разных этапах — когда только узнаёшь о профессии, делаешь первые шаги под присмотром ментора или сдаёшь первый проект — будут вдохновлять разные вещи. А иногда — не вещи.
Главный плюс IT — гибкость сферы. Например, сейчас я нашёл себя в построении корпоративной культуры, мне это интересно. И каждый раз, когда меня начинает интересовать что-то новое, я могу это попробовать, не меняя профессию или сферу деятельности.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.