8 принципов качественного онлайн-обучения

8 принципов качественного онлайн-обучения

Разобраться

Рынок EdTech и продукты онлайн-обучения активно развиваются, однако далеко не всегда изменение педагогического дизайна или появление нового тренда в обучении означают качественные перемены в самой системе образования.

Коллеги из EdMarket рассказали, каким должно быть качественное онлайн-обучение и чего от него ждут слушатели. Вот 8 принципов, которые помогут онлайн-школе стать лучше, а студенту — выбрать лучшее для себя.


8 принципов качественного онлайн-обучения

Редакция Медиа Нетологии

8 принципов качественного онлайн-обучения Задачи обучения связаны с целями учащихся

Знания и навыки, которые даёт и развивает онлайн-обучение, должны быть связаны с целями учащегося. Без этого сохранять мотивацию будет сложно. Если слушатели курсов видят ценность обучения в том, что с его помощью они смогут достигать лучших результатов в работе, повысить уверенность в себе, больше успевать и меньше уставать — это лучшая мотивация.

При проектировании занятия, подборе мотивационной стратегии и выстраивании общей логики онлайн-школа должна помнить, для чего создаёт курс, чего хочет студент и чего он боится. Например, контент курса про осознанное родительство, где цель — научиться разговаривать с ребёнком без скандалов, должен содержать теорию об экологичной коммуникации, а в практике должна быть отработка разговоров, а не сухой чеклист, как поступить. Иначе результата не будет.

Обучение — это изменение, а этот процесс часто нелёгкий. Поэтому студенту важна поддержка — и мотивация, о которой мы скажем ещё не раз. Поддерживать её онлайн-школа может, например, показывая, каких результатов учащийся уже достиг, помогая рефлексировать, подсвечивая промежуточные результаты и так далее. Но всё это возможно настроить, только понимая боли, страхи и пожелания студентов. Лишь тогда обучение становится целевым.

8 принципов качественного онлайн-обучения Обучение ориентировано на практику

В большинстве курсов без практики невозможно достичь результатов обучения. Одно лишь знание не всегда гарантирует результат. Качественное обучение должно быть практико-ориентированным и держать фокус на финальных и промежуточных учебных целях, а материалы должны быть напрямую связаны с конкретными рабочими задачами будущего специалиста.

Проектное обучение, моделирование реальных ситуаций, в которых слушателю нужно принять решение, практические занятия, построенные на разборе кейсов, — всё это вызывает больший отклик слушателей и даёт лучшие результаты. Поскольку обучаясь онлайн, как и в случае очных занятий, слушатели хотят получить опыт в принятии решений в реальных условиях.

Например, в программе «Продюсер онлайн-курсов» есть задание на оценку рынка. Это интересная и не всегда простая практика, но выполнить её необходимо, так как этот навык пригодится в реальной жизни. Потому что каждый продюсер онлайн-курсов сталкивается с необходимостью исследовать целевую аудиторию и проводить кастдевы, то есть глубинные интервью ЦА или клиентов.

8 принципов качественного онлайн-обучения

Ещё один пример: задание по исследованию целевой аудитории и проведение кастдева, то есть глубинного интервью ЦА или клиентов. Потому что каждый продюсер онлайн-курсов однажды столкнётся с необходимостью лучше узнать свою ЦА.

Эти практические задания могут тяжело даваться студентам: первый опыт интервью может вызвать ступор, а поиск нужных данных, когда кажется, что их нет, — панику. Но пройти через это во время обучения необходимо, чтобы набить первые шишки на курсе, в безопасном пространстве. Таким образом преодолеть страх и дальше идти увереннее. В этом ценность целевой практики.

8 принципов качественного онлайн-обучения Учащихся сопровождают и дают им обратную связь

Студенты в онлайн-обучении должны обладать более высоким уровнем самодисциплины и мотивации, чем в обучении очном. Это связано с тем, что в онлайн-обучение чаще приходят взрослые люди, на чьё время, кроме занятий, претендуют семья и работа.

Образовательный процесс может сопровождаться сомнениями, тревогой, спадом мотивации. Не бросить прохождение курса на полпути, сохранить динамику обучения и мотивацию студенту помогают кураторы, тьюторы, менторы и другие специалисты «службы заботы» онлайн-школы.

Одни из них помогают интегрироваться и адаптироваться в образовательной среде, отвечают на вопросы, модерируют чаты, поддерживают мотивацию дойти до конца, работают с возможным негативом, собирают обратную связь по отдельным занятиям и по курсу целиком. Другие — проверяют домашние задания и дают обратную связь по ней.

8 принципов качественного онлайн-обучения
Слайд из презентации-знакомства Нетологии с системой поддержки и аспирантами — выпускниками наших курсов, которые уже прошли с нами путь и решили остаться, чтобы помогать другим студентам

8 принципов качественного онлайн-обучения Выпускников поддерживают после окончания курсов

В современном мире концепция lifelong learning, то есть непрерывного обучения длиною в жизнь, завоёвывает всё больше сторонников. Поэтому дальновидные онлайн-школы стараются не терять связь со своими выпускниками.

Онлайн-школы могут приглашать бывших студентов в отраслевые комьюнити — открытые и закрытые клубы, гильдии. Могут делиться с ними ссылками на блог или медиа, где регулярно появляются полезные в новой профессии статьи. Могут приглашать на мероприятия школы — хакатоны, акселераторы и тому подобное.

Важно, чтобы учебные чаты оставались доступными участникам и после завершения курса. Наши координаторы, например, после обучения периодически закидывают группам интересные новости об EdMarket и предстоящих мероприятиях. Там же студенты делятся успехами, кто куда устроился на работу, и всё ещё могут спросить совета у коллективного разума, если что-то идёт не так в реальных проектах.

Следует помнить, что lifelong learning — это обучение как на курсе, так и за его пределами. Чтобы обучаться за пределами школы, набираться опыта и снова формулировать запросы на обучение, в Нетологии существует Центр развития карьеры. Его опциями можно воспользоваться как в процессе обучения, например, попасть на стажировку, так и в течение шести месяцев после выпуска. Специалисты ЦРК помогают выпускникам составить резюме, узнать о вакансиях и подготовиться к собеседованиям.

8 принципов качественного онлайн-обучения
Центр развития карьеры Нетологии поддерживает каждого нашего студента и выпускника

8 принципов качественного онлайн-обучения Эффективность обучения измеряют на разных этапах

На вопрос эффективности обучения можно смотреть с разных сторон, но оценивать пользу образовательного процесса важно на разных этапах, а не только в конце прохождения курса.

Контрольные точки зависят от того, что хочет посмотреть школа. Чтобы понять, как проходит обучение, она смотрит на качественные и количественные показатели. Ей важно оценивать долю студентов, которые с помощью обучения достигли поставленных перед собой целей, процент тех, кто успешно завершил обучение, индекс удовлетворённости и лояльности пользователей и прочее. Если необходимо диагностировать возвраты, анализируются первые три-четыре занятия в особенности, а дальше по ситуации.

Самому студенту тоже важно отслеживать свои изменения. Рефлексировать над пройденным материалом, разбираться, что он уже делает по-другому и может ли применять полученные знания и умения, не дожидаясь окончания курса. Это позволяет оценить эффективность обучения и решить, двигаться ли дальше.

Для сбора и анализа необходимых онлайн-школе данных используют анкеты и кастдевы. Обязательна — входная анкета. Опросы, позволяющие оценить тонус и текущий уровень мотивации студентов, могут проводиться в конце одного из модулей или после первых промежуточных результатов, если они внутри модуля.

8 принципов качественного онлайн-обучения
Фрагмент входной анкеты студента Нетологии, где он может сформулировать свои ожидания от обучения

8 принципов качественного онлайн-обучения Учащимся предоставляют концептуальные модели, которые можно применять на практике

Часто слушатели курсов хотят получить шаблоны или конкретный перечень шагов, которые приведут их к запланированному результату. На качественном онлайн-курсе студентам предоставят концептуальные модели поведения, а также чеклисты, алгоритмы и другие вспомогательные материалы. А потом помогут отработать их на практике и используют для качественной обратной связи.

То есть задача школы — выпустить студента с тем, что ему понадобится в жизни. Это действительно может быть какой-то артефакт — шаблон, чеклист, успех в деле, если он работает над реальным проектом, например, «Найти трёх клиентов» и так далее. А иногда в первую очередь нужно привить определённое поведение, логику мыслей, а далее студент сам накидывает варианты решений и с ними же уходит с курса.

Есть курсы, где не бывает единственного правильного варианта. И там задача — научить самостоятельно находить решения. Поэтому и важно привить модель поведения — думать. Например, на лендинге курса по креативной методологии CRAFT было бы странно увидеть информацию вроде «Получите шаблоны для генерации идей». Там нужно передать логику мышления, умение пользоваться моделью.

8 принципов качественного онлайн-обучения Есть пространство для ошибок

Качественно спроектированная образовательная среда и сама программа курса должны иметь доверительное пространство. Ведь процесс любого обучения предполагает, что учащийся может споткнуться, пока осваивает новые знания и навыки. Позволять студентам совершать ошибки на пути через тернии к звёздам следует для того, чтобы они могли получить практический опыт и лучше запомнить материал.

Кроме того, хорошие результаты дают задания, в которых моделируются частые ошибки, чтобы слушатель имел возможность их исправить. Например, на курсе для методологов и продолжающих методистов у нас есть квест по методическому аудиту, который погружает студентов в контекст и помогает разобраться в нюансах метрик. Это своего рода тест на логику, методическое мышление и внимательность, который можно проходить несколько раз, делая работу над собственными ошибками.

8 принципов качественного онлайн-обучения
Старт квеста по методическому аудиту
8 принципов качественного онлайн-обучения
Один из этапов квеста по методическому аудиту. Варианты ответа кликабельные, после клика студент переходит на следующий лист. При этом листы расставлены вразнобой, чтобы не было соблазна забежать вперёд

8 принципов качественного онлайн-обучения К учащимся относятся как к равным и зрелым личностям

В обучении взрослых наиболее эффективна позиция «равный — равному», когда слушатель курсов принимает на себя ответственность за своё образование. Уважительное отношение проявляется не только в коммуникации со специалистами служб сопровождения и технической поддержки. Онлайн-школа должна использовать знания и навыки, которые учащиеся привносят в среду обучения, их прошлый опыт и индивидуальные особенности.

Хорошо работают интерактивные задания, которые поддерживают рефлексию слушателей, вовлекают их в занятие, приглашают к дискуссиям, призывают делиться своими решениями и умозаключениями, участвовать в собственном обучении на правах равного, а не ведомого.

8 принципов качественного онлайн-обучения КУрс

Запуск и продвижение онлайн-курсов

Узнать больше

  • Научитесь запускать свой образовательный проект и привлекать в него опытных экспертов
  • Разработаете концепцию и стратегию продвижения онлайн-курса при поддержке менторов
  • Сможете получить первые продажи уже через 4 месяца обучения

Резюмируем: 5 главных различий между слабым и качественным онлайн-обучением

8 принципов качественного онлайн-обучения


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 6