Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
Разобраться

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

Аналитическая платформа Adjust совместно с Facebook проанализировала глобальный рынок мобильных приложений в 2020 году. Исследователи выявили популярные категории приложений, регионы с наибольшим потенциалом роста — помимо развитых рынков — и сравнили эффективность платного и органического продвижения.

Адаптировал перевод и прокомментировал выводы исследования Алексей Комаров, UX/UI-дизайнер в IBM и преподаватель Нетологии на курсе «Дизайнер мобильных приложений».

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

Алексей Комаров

UX/UI-дизайнер в IBM

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

светлана третяк

Редактор Нетологии

Для оценки исследователи использовали собственный показатель — индекс роста, который рассчитывался на базе формулы, где общее количество установок за месяц делили на число ежемесячных активных пользователей (monthly active users, MAU). При этом высокий показатель не всегда означает, что у приложения большая аудитория. Возможен и такой вариант: аудитория уходит из приложения ⟶ MAU падает, но компания вкладывает ресурсы в привлечение новых пользователей, что влияет на количество установок.

Отчёт, который состоит из данных Adjust и информации о предпочтениях и действиях пользователей Facebook, позволит маркетологам ориентироваться в мировом рынке мобильных приложений и удерживать пользователей. Приводим основные результаты исследования.

Карта роста: показатели глобального рынка

По результатам исследования, в 2020 году мировой индекс роста рынка мобильных приложений в среднем составил 29,8 пункта.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

Самый активный рост наблюдается в странах Северной Африки, Южной Америки, Ближнего Востока и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Индия — самый быстрорастущий регион по сравнению с показателями 2019 года

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
Индия: категории приложений с высокими показателями роста в 2020 году

Образование — самая быстрорастущая категория приложений в Индии. Далее следует бизнес-категория, куда входят финансовые сервисы. Замыкает рейтинг популярных категорий электронная коммерция.

В 2020 году рост онлайн-торговли в Индии был низким, особенно если сравнить его с тем, как COVID-19 стимулировал мобильные покупки по всему миру. Однако разница в темпах роста по основным категориям невелика: несколько пунктов между образованием на первом месте и развлечениями на седьмом месте.

Аналитики предсказывают скорый рост популярности сервисов потоковой передачи данных с развитием скорости интернета в этом регионе. Другими словами, такие приложения, как Netflix, могут способствовать популяризации категории развлечений.

Мобильный рынок Великобритании быстрее других растёт в европейском регионе

Явный лидер в Великобритании — игровая категория.

Приложения для развлечений и соцсетей в 2020 году показали низкие результаты в стране, что свидетельствует о том, что этот сегмент рынка достиг насыщения.

Приложения категории «Продукты питания и напитки» также пострадали от спада, связанного с COVID-19. Рост в этой категории был ниже, чем в любой другой.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
Великобритания: категории приложений с высокими показателями роста в 2020 году

Утилиты ― программы для повышения работоспособности устройства

Тренды мобильного рынка США аналогичны трендам в Великобритании

Пандемия 2020 года повлияла на рост игровой индустрии — тенденция сохранилась и в начале 2021 года. На втором месте по популярности — образовательные приложения, так как американцы занимались саморазвитием или помогали детям-школьникам. Как и в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, в США приложения категории «Продукты питания и напитки» оказались наименее популярными, но тем не менее значительно выросли по показателям.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
США: категории приложений с высокими показателями роста в 2020 году

На глобальном рынке лидируют игры

После игр следуют бизнес-приложения и развлечения, замыкает десятку лидеров категория соцсетей.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
В мире: категории приложений с высокими показателями роста в 2020 году
Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

Алексей Комаров

UX/UI-дизайнер в IBM, преподаватель Нетологии на курсе «Дизайнер мобильных приложений»

Неудивительно, что в лидерах 2020 года оказались игровые и развлекательные приложения. Несмотря на то, что большинство людей перешли на удалённую работу и почти целые дни проводили дома, статистика использования мобильных устройств возросла.

Условно пользователей мобильных приложений можно разделить на два типа: «занятые» и «скучающие».

Для «занятых» важно максимально быстро решить задачу — у них нет времени ждать. Задача дизайнера спроектировать интерфейс приложения таким образом, чтобы он быстро предоставил информацию в удобном формате.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
Пример таких приложений — мессенджер, где минимальное количество экранов и быстрый переход от чата к чату

Для «скучающих» главная цель — убить время, поэтому интерфейс приложения должен завлекать и максимально долго удерживать пользователя. Игры как раз спроектированы подобным образом и UI напрямую влияет на восприятие геймплея.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
В развлекательных приложениях — например, Netflix — интерфейс спроектирован таким образом, чтобы пользователь всегда мог подобрать новый контент и продолжить просмотр

Сравниваем платное и органическое привлечение пользователей

В разгар пандемии экономическая обстановка постоянно менялась — менялись и показатели трафика. Компания Adjust построила помесячный график процентного изменения трафика, где октябрь 2019 года — первый месяц со значением 0, а каждый последующий показывает процент, на сколько его трафик увеличился или уменьшился по сравнению с предыдущим месяцем.

Рассмотрим изменение трафика в категориях «Игры», «Электронная коммерция» и «Путешествия».

Платный и органический трафик для игр достиг пика в марте 2020 года

Причина — введение коронавирусных ограничений. По истечении этого периода рост был умеренным, но стабильным до конца года.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
Соотношение платного и органического трафика в категории игр

Органический трафик для ecommerce продолжал расти из-за коронавирусный ограничений

Спад случился во время локдауна, затем до конца года наблюдались взлёты и падения.

Органический спрос оставался стабильным в месяцы изоляции, платный — резко вырос в первые летние месяцы. Это говорит о том, что пользователи приложений онлайн-магазинов по-прежнему были готовы совершать покупки с мобильных устройств, несмотря на домашний режим.

Компании, которые инвестировали в платные каналы привлечения, получили преимущество и увеличили продажи.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
Соотношение платного и органического трафика в категории электронной коммерции

Спрос на приложения категории «Путешествия» резко сократился во время карантина

… но быстро восстановился в июне, когда ослабили ограничительные меры.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
Соотношение платного и органического трафика в категории путешествий
Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

Алексей Комаров

UX/UI-дизайнер в IBM, преподаватель Нетологии на курсе «Дизайнер мобильных приложений»

Помню стартап из Берлина — FromAtoB. Сервис, призванный помочь путешественникам легко найти быстрый, дешёвый или экологичный способ добраться до нужного места.

В 2020 году это приложение завоевало Red Dot — «Оскар» среди дизайнеров. К сожалению, высокая награда не помогла и компания закрылась из-за падения спроса.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию курс

Маркетинг мобильных приложений

Узнать больше

  • Научитесь продвигать приложения и привлекать трафик
  • Соберёте комплексную стратегию маркетинга мобильного продукта под руководством экспертов
  • После обучения лучшие студенты смогут пройти стажировку в digital-агентстве Go Mobile

Какие дополнительные методы продвижения используют разработчики и как часто обновляют приложения

Компания Adjust попыталась выявить зависимость между количеством приложений разработчиков с высоким показателем популярности. Оказалось, что нет прямой зависимости между большим количеством приложений у разработчика и высокими показателями популярности его определённых приложений. Но это и не вредит.

Компании используют перекрёстное продвижение, чтобы поддерживать постоянный показатель роста независимо от того, сколько у них приложений. Этим способом часто пользуются разработчики игр: они рекламируют приложения внутри других приложений, что неплохо сказывается на маркетинговых показателях.

Кроме этого исследователи проанализировали популярные категории в AppStore и Google Play, после чего сопоставили данные по количеству обновлений приложений.

Вот что получилось:

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию
Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

Графики обновлений приложений популярных категорий показывают, что со времени первого релиза приложения количество обновлений идёт на спад с каждым месяцем.

Среднее количество обновлений для действующего приложения — три в месяц.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

Алексей Комаров

UX/UI-дизайнер в IBM, преподаватель Нетологии на курсе «Дизайнер мобильных приложений»

В первые месяцы после релиза разработчики приложений собирают обратную связь от пользователей и исправляют выявленные ошибки, поэтому частота обновлений высокая. В приложение вносят доработки, может измениться внешний вид и даже название. После итерационных улучшений приложение выходит на стабильный уровень и дальше его обновляют раз в несколько месяцев — в основном при внедрении большого нового функционала и первые недели после этого.

Например, когда Uber только вышел на рынок, он назывался UberCab — приложение для заказов лимузинов. Спустя несколько месяцев компания поняла, что можно масштабировать модель и захватить территорию такси, упростила название и доработала интерфейс.

Резюмируем

Стоит отслеживать регионы с ростом пользовательской базы для своевременного инвестирования в продвижение приложения.

Развитые рынки Северной Америки и Европы ещё имеют потенциал для роста, но значительно уступают в этом странам Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

Рекомендуем не переставать вкладываться в платное продвижение приложений. За рекламой последовал большой всплеск числа установок, когда многие компании восстановили платное продвижение после первой волны пандемии. Это говорит о потенциально упущенных пользователей.

Перекрёстное продвижение в рамках обширного портфеля приложений — жизнеспособная стратегия для разработчиков игр. Разработчики других категорий могут взять такое продвижение на заметку.

У приложений для электронной коммерции или финансовой сферы длительный жизненный цикл. Они требуют постоянного обновления, чтобы оставаться актуальными. Игры быстро устаревают: пользователям надоедает сюжет и они постоянно ищут новых впечатлений.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

Алексей Комаров

UX/UI-дизайнер в IBM

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию

светлана третяк

Редактор Нетологии

Мировой рынок мобильных приложений: как привлекать и удерживать аудиторию