Аналитическая платформа Adjust совместно с Facebook проанализировала глобальный рынок мобильных приложений в 2020 году. Исследователи выявили популярные категории приложений, регионы с наибольшим потенциалом роста — помимо развитых рынков — и сравнили эффективность платного и органического продвижения.
Адаптировал перевод и прокомментировал выводы исследования Алексей Комаров, UX/UI-дизайнер в IBM и преподаватель Нетологии на курсе «Дизайнер мобильных приложений».
Для оценки исследователи использовали собственный показатель — индекс роста, который рассчитывался на базе формулы, где общее количество установок за месяц делили на число ежемесячных активных пользователей (monthly active users, MAU). При этом высокий показатель не всегда означает, что у приложения большая аудитория. Возможен и такой вариант: аудитория уходит из приложения ⟶ MAU падает, но компания вкладывает ресурсы в привлечение новых пользователей, что влияет на количество установок.
Отчёт, который состоит из данных Adjust и информации о предпочтениях и действиях пользователей Facebook, позволит маркетологам ориентироваться в мировом рынке мобильных приложений и удерживать пользователей. Приводим основные результаты исследования.
Карта роста: показатели глобального рынка
По результатам исследования, в 2020 году мировой индекс роста рынка мобильных приложений в среднем составил 29,8 пункта.
Самый активный рост наблюдается в странах Северной Африки, Южной Америки, Ближнего Востока и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Индия — самый быстрорастущий регион по сравнению с показателями 2019 года
Образование — самая быстрорастущая категория приложений в Индии. Далее следует бизнес-категория, куда входят финансовые сервисы. Замыкает рейтинг популярных категорий электронная коммерция.
В 2020 году рост онлайн-торговли в Индии был низким, особенно если сравнить его с тем, как COVID-19 стимулировал мобильные покупки по всему миру. Однако разница в темпах роста по основным категориям невелика: несколько пунктов между образованием на первом месте и развлечениями на седьмом месте.
Аналитики предсказывают скорый рост популярности сервисов потоковой передачи данных с развитием скорости интернета в этом регионе. Другими словами, такие приложения, как Netflix, могут способствовать популяризации категории развлечений.
Мобильный рынок Великобритании быстрее других растёт в европейском регионе
Явный лидер в Великобритании — игровая категория.
Приложения для развлечений и соцсетей в 2020 году показали низкие результаты в стране, что свидетельствует о том, что этот сегмент рынка достиг насыщения.
Приложения категории «Продукты питания и напитки» также пострадали от спада, связанного с COVID-19. Рост в этой категории был ниже, чем в любой другой.
Утилиты ― программы для повышения работоспособности устройства
Тренды мобильного рынка США аналогичны трендам в Великобритании
Пандемия 2020 года повлияла на рост игровой индустрии — тенденция сохранилась и в начале 2021 года. На втором месте по популярности — образовательные приложения, так как американцы занимались саморазвитием или помогали детям-школьникам. Как и в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, в США приложения категории «Продукты питания и напитки» оказались наименее популярными, но тем не менее значительно выросли по показателям.
На глобальном рынке лидируют игры
После игр следуют бизнес-приложения и развлечения, замыкает десятку лидеров категория соцсетей.
Алексей Комаров
UX/UI-дизайнер в IBM, преподаватель Нетологии на курсе «Дизайнер мобильных приложений»
Неудивительно, что в лидерах 2020 года оказались игровые и развлекательные приложения. Несмотря на то, что большинство людей перешли на удалённую работу и почти целые дни проводили дома, статистика использования мобильных устройств возросла.
Условно пользователей мобильных приложений можно разделить на два типа: «занятые» и «скучающие».
Для «занятых» важно максимально быстро решить задачу — у них нет времени ждать. Задача дизайнера спроектировать интерфейс приложения таким образом, чтобы он быстро предоставил информацию в удобном формате.
Для «скучающих» главная цель — убить время, поэтому интерфейс приложения должен завлекать и максимально долго удерживать пользователя. Игры как раз спроектированы подобным образом и UI напрямую влияет на восприятие геймплея.
Сравниваем платное и органическое привлечение пользователей
В разгар пандемии экономическая обстановка постоянно менялась — менялись и показатели трафика. Компания Adjust построила помесячный график процентного изменения трафика, где октябрь 2019 года — первый месяц со значением 0, а каждый последующий показывает процент, на сколько его трафик увеличился или уменьшился по сравнению с предыдущим месяцем.
Рассмотрим изменение трафика в категориях «Игры», «Электронная коммерция» и «Путешествия».
Платный и органический трафик для игр достиг пика в марте 2020 года
Причина — введение коронавирусных ограничений. По истечении этого периода рост был умеренным, но стабильным до конца года.
Органический трафик для ecommerce продолжал расти из-за коронавирусный ограничений
Спад случился во время локдауна, затем до конца года наблюдались взлёты и падения.
Органический спрос оставался стабильным в месяцы изоляции, платный — резко вырос в первые летние месяцы. Это говорит о том, что пользователи приложений онлайн-магазинов по-прежнему были готовы совершать покупки с мобильных устройств, несмотря на домашний режим.
Компании, которые инвестировали в платные каналы привлечения, получили преимущество и увеличили продажи.
Спрос на приложения категории «Путешествия» резко сократился во время карантина
… но быстро восстановился в июне, когда ослабили ограничительные меры.
Алексей Комаров
UX/UI-дизайнер в IBM, преподаватель Нетологии на курсе «Дизайнер мобильных приложений»
Помню стартап из Берлина — FromAtoB. Сервис, призванный помочь путешественникам легко найти быстрый, дешёвый или экологичный способ добраться до нужного места.
В 2020 году это приложение завоевало Red Dot — «Оскар» среди дизайнеров. К сожалению, высокая награда не помогла и компания закрылась из-за падения спроса.
- Научитесь продвигать приложения и привлекать трафик
- Соберёте комплексную стратегию маркетинга мобильного продукта под руководством экспертов
- После обучения лучшие студенты смогут пройти стажировку в digital-агентстве Go Mobile
Какие дополнительные методы продвижения используют разработчики и как часто обновляют приложения
Компания Adjust попыталась выявить зависимость между количеством приложений разработчиков с высоким показателем популярности. Оказалось, что нет прямой зависимости между большим количеством приложений у разработчика и высокими показателями популярности его определённых приложений. Но это и не вредит.
Компании используют перекрёстное продвижение, чтобы поддерживать постоянный показатель роста независимо от того, сколько у них приложений. Этим способом часто пользуются разработчики игр: они рекламируют приложения внутри других приложений, что неплохо сказывается на маркетинговых показателях.
Кроме этого исследователи проанализировали популярные категории в AppStore и Google Play, после чего сопоставили данные по количеству обновлений приложений.
Вот что получилось:
Графики обновлений приложений популярных категорий показывают, что со времени первого релиза приложения количество обновлений идёт на спад с каждым месяцем.
Среднее количество обновлений для действующего приложения — три в месяц.
Алексей Комаров
UX/UI-дизайнер в IBM, преподаватель Нетологии на курсе «Дизайнер мобильных приложений»
В первые месяцы после релиза разработчики приложений собирают обратную связь от пользователей и исправляют выявленные ошибки, поэтому частота обновлений высокая. В приложение вносят доработки, может измениться внешний вид и даже название. После итерационных улучшений приложение выходит на стабильный уровень и дальше его обновляют раз в несколько месяцев — в основном при внедрении большого нового функционала и первые недели после этого.
Например, когда Uber только вышел на рынок, он назывался UberCab — приложение для заказов лимузинов. Спустя несколько месяцев компания поняла, что можно масштабировать модель и захватить территорию такси, упростила название и доработала интерфейс.
Резюмируем
Стоит отслеживать регионы с ростом пользовательской базы для своевременного инвестирования в продвижение приложения.
Развитые рынки Северной Америки и Европы ещё имеют потенциал для роста, но значительно уступают в этом странам Юго-Восточной Азии и Южной Америки.
Рекомендуем не переставать вкладываться в платное продвижение приложений. За рекламой последовал большой всплеск числа установок, когда многие компании восстановили платное продвижение после первой волны пандемии. Это говорит о потенциально упущенных пользователей.
Перекрёстное продвижение в рамках обширного портфеля приложений — жизнеспособная стратегия для разработчиков игр. Разработчики других категорий могут взять такое продвижение на заметку.
У приложений для электронной коммерции или финансовой сферы длительный жизненный цикл. Они требуют постоянного обновления, чтобы оставаться актуальными. Игры быстро устаревают: пользователям надоедает сюжет и они постоянно ищут новых впечатлений.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.