18 июня 2024

Как определить, систематизировать и реализовать стратегические проекты

Когда компания задумывается о масштабировании, встаёт вопрос: «Что конкретно нужно изменить в ближайший год, чтобы максимально вырасти?» У собственников и руководителей может быть много идей, но не всегда удаётся выделить ключевые стратегические проекты и систематизировать их для реализации.

К стратегическому планированию компании подходят по-разному: проводят большие исследования, устраивают мозговые штурмы с командой или стратегические сессии. В статье рассмотрим последний вариант ― стратсессию, которую компания может провести самостоятельно или с участием внешнего модератора за 1−2 дня. Такой подход актуален для компаний, которые понимают свой рынок, клиентов, конкурентов и перед которыми стоит задача систематизировать представление о дальнейшем развитии в виде конкретных действий.

Александр Моисеев

Бизнес-консультант
Когда компания задумывается о масштабировании, встаёт вопрос: «Что конкретно нужно изменить в ближайший год, чтобы максимально вырасти?» У собственников и руководителей может быть много идей, но не всегда удаётся выделить ключевые стратегические проекты и систематизировать их для реализации.

К стратегическому планированию компании подходят по-разному: проводят большие исследования, устраивают мозговые штурмы с командой или стратегические сессии. В статье рассмотрим последний вариант ― стратсессию, которую компания может провести самостоятельно или с участием внешнего модератора за 1−2 дня. Такой подход актуален для компаний, которые понимают свой рынок, клиентов, конкурентов и перед которыми стоит задача систематизировать представление о дальнейшем развитии в виде конкретных действий.
В материале

С чего стоит начать стратегическое планирование

В основе определения стратегических проектов лежит долгосрочное видение положения дел ― нужно ответить на вопрос, какой должна быть компания через три года.

Берём три года, так как это оптимальное значение для планирования. С одной стороны, это позволяет смотреть в обозримое будущее и не строить далёких планов. С другой ― не ограничивает текущей ситуацией, что позволяет планировать стратегически.

Ответ на этот вопрос должен быть комплексным в разрезе финансов, клиентского аспекта, бизнес-процессов и сотрудников. Вот модель, которая позволит не упустить важные аспекты:
При ответах оценивается рыночная ситуация и ресурсы компании. Не стоит фантазировать в духе «через 3 года хотим быть лучше, чем Apple». Важно, чтобы итоговая картина получилась реалистичной для выполнения.

Как определить стратегические проекты

Начнём с основы. Зачем компаниям нужны стратегические проекты?

Согласно классической концепции управления, есть три типа работы:
  • Run ― регулярные процессы;
  • Change ― стратегические изменения;
  • Disrupt ― глобальные изменения и кардинально новые подходы.

Run позволяет генерировать текущую выручку. Но если масштабироваться и расти, нужно работать по-новому. Чтобы к этому прийти, в компании запускают стратегические проекты. Это может быть Change ― выход в новые регионы или запуск нового продукта. Или Disrupt ― изменение бизнес-модели, например организатор тренингов решает перейти на рынок консалтинга.

При этом в первую очередь стратегические проекты ― это Run-деятельность, так как Disrupt ― слишком объёмный тип проектов и требует другого подхода в реализации.

Чтобы выявить стратегические проекты для реализации, следует декомпозировать план развития компании на три года до промежуточных результатов на каждый год. Берём метрики, которые получили при планировании на три года ― см. иллюстрацию выше ― и определяем, какие результаты должны быть через год, два и три.

Под метриками подразумеваются ответы на вопросы по финансам, клиентскому аспекту, бизнес-процессам и сотрудникам. К примеру, ответ на вопрос о том, какая должна быть прибыль у компании за определённый период, и будет значением метрики.

Дальше будем говорить о стратегических проектах на ближайший год ― такой период можно детально спланировать. Больший период не стоит прогнозировать, так как рыночный и внутренний контексты за этот период изменятся.

На какие вопросы нужно ответить для реализации стратегических проектов

Мы определили, к чему должна прийти компания через год. Теперь нужно зафиксировать, что должно измениться, чтобы цели на год команда реализовала.

Ответ будет включать всё те же 4 аспекта, но с описанием изменений ↓
Финансы
Какие показатели и как должны измениться, чтобы был рост выручки и прибыли? Это рост чека, LTV, каких метрик? Какие целевые значения?
Клиентский аспект
Что должно измениться, чтобы работа с клиентами позволяла изменить целевые значения для роста выручки и прибыли: продуктовая матрица и продуктовая воронка, сегменты клиентов, цены, путь клиента, позиционирование, маркетинговая воронка привлечения и удержания клиентов?

Бизнес-процессы
Как должны измениться работа с клиентами и внутренние процессы?

Сотрудники
Как должны измениться штат компании и компетенции сотрудников?
Какие изменения требуются в оргструктуре?
Какие HR-процессы следует поменять: наём, адаптация, эффективность, рост, увольнение?

Пример с ответами на эти вопросы:
На основании ответов и сформируются ключевые проекты.

Разберём модель на примере онлайн-образования

Расчёты и шаги приведены как иллюстрация и не являются готовым алгоритмом для действий.

Цель года ― увеличить выручку на 50% (Финансы).

  • Для роста выручки нужен рост LTV на 80% (Финансы).

  • Для роста LTV нужно добавить продукты, которые клиенты смогут докупать после первого курса (Клиентский аспект).

  • Для продажи последующих продуктов также следует систематизировать допродажи, чтобы отдел продаж знал, кому и когда звонить, что допродавать (Бизнес-процессы).

  • Для систематизации допродаж в большом объёме требуется выделить отдельную структуру в отделе продаж, которая будет заниматься только допродажей сложных дорогих курсов (Сотрудники).

Таким образом, у нас появляется два проекта: обновление матрицы продуктов и систематизация допродаж, включая разработку новых процессов допродаж и пересмотр структуры отдела продаж.

Как правило, после планирования получается 6 и более проектов, но это слишком много для реализации. Это значит, что надо приоритизировать их и выбрать только ключевые. Кажется, что важно всё, но это не так. Вспоминаем принцип Парето ― 20% усилий дают 80% результата ― и выделяем фокусные проекты.

По опыту в среднем за год у компаний получается реализовать 4–5 стратегических проектов, поэтому лучше ориентироваться на это количество. Точный объём зависит от размера компании, количества руководителей и ресурсов.
На практике научитесь считать юнит-экономику для разных типов продуктов и разберётесь в основных метриках

Разберётесь, как прогнозировать прибыльность продуктов и инвестиционную привлекательность проектов

Сможете грамотнее масштабироваться
На практике научитесь считать юнит-экономику для разных типов продуктов и разберётесь в основных метриках

Разберётесь, как прогнозировать прибыльность продуктов и инвестиционную привлекательность проектов

Сможете грамотнее масштабироваться

Как распланировать и реализовать стратегические проекты

Формируем таблицу, которая разложит каждый проект по полочкам. Лучше всего делать это с командой.

Что включает в себя план реализации проекта:
  • Ключевая метрика для оценки
    На что этот проект повлияет и как это скажется на результатах компании. Необходимо рассчитать текущее и целевое значения.

    У проекта должна быть одна итоговая метрика, по которой отслеживаем успех реализации. Например, средний LTV клиентов или выручка с допродаж.
  • Инициативы для реализации проекта
    Расписываем ключевые шаги, при этом глубокая детализация не требуется.

    Пример хорошей инициативы ― разработать новые бизнес-процессы допродаж. Слишком детализированная ― провести 10 встреч с каждым менеджером по продажам и выделить проблемы в допродажах.
  • Целевой результат каждой инициативы
    Указываем ценность для бизнеса и влияние на ключевую метрику, а не просто сделанную задачу.

    Хороший результат ― новый бизнес-процесс позволит внедрить лучшие практики рынка, что увеличит конверсию и количество запросов. Непонятный результат ― будут разработаны новые бизнес-процессы допродаж.
  • Мероприятия для выполнения инициатив
    Это следующий уровень декомпозиции, который описывает конкретные шаги. Мероприятия не всегда нужно прорабатывать сразу ― это можно сделать позже на этапе планирования.

    Хороший шаг ― провести анализ бизнес-процессов конкурентов и изучить их лучшие практики.
  • Срок реализации инициатив и мероприятий
    Можно указывать кварталы или месяцы, зависит от горизонта планирования. Обычно мы планируем по кварталам, а месяца добавляем при индивидуальной проработке проектов.
  • Ответственный за проект
    Тот, кто будет отвечать за результат. Но это не значит, что ответственный будет делать всё сам. Он отвечает за проработку проекта, реализацию и итоговый результат ― и предлагает исполнителей.
Пример плана проекта по выстраиванию допродаж в консалтинговой компании с намеченным планом действий и сроками реализации → скачать
Подобным образом стоит проработать каждый стратегический проект. Несмотря на то что это выглядит объёмно, такую проработку на сессии с компаниями наша команда делает в среднем за 5–6 часов. А в целом всё возможно сделать за 2–3 дня.

По итогам формирования проектов все участники принимают выбранные проекты ― соглашаются с выбранным вектором развития и в дальнейшем участвуют в реализации. Выбор можно делать в формате голосования или обратной связи от каждого участника. Ответственные за проекты принимают на себя обязательства по реализации в обозначенные сроки.

Кейс: как стратсессия помогла digital-агентству выработать пошаговый план действий по ключевым проектам

В компании есть общее представление развития на 3 года.
Цели ― вырасти в 3 раза по выручке и попасть в топ-10 агентств по работе с личным брендом.

Собственник ― он же генеральный директор ― несколько раз пытался совместно с топ-менеджерами декомпозировать цели компании до конкретной стратегии и тактических планов реализации. Но каждый раз это заканчивалось долгими обсуждениями без конкретных договорённостей.

Компания решила провести стратсессию с внешним модератором, чтобы сформировать со всеми участниками план достижения целей компании и определить ответственных.

Мы провели стратсессию, которая включала в себя несколько блоков:

  • анализ внутренних и внешних факторов компании для оценки исполнимости и масштабности целей от собственника бизнеса;
  • декомпозиция целей на 3 года на годовые цели;
  • разработка стратегии достижения целей на 2024 год и выбор 4 ключевых стратегических проектов;
  • декомпозиция ключевых проектов: целевой результат, этапы работ, сроки по неделям, ресурсы, KPI;
  • распределение ответственных за проект и принятие этой ответственности каждым участником.
Какие результаты получили
  • Декомпозировали цели на 3 года до годовых целей + сформировали опережающие метрики для оценки динамики достижений годовых целей
    Для роста годовой выручки решили сфокусироваться на развитии текущих клиентов и допродажах текущей базе. Для этого определили целевое количество клиентов и целевой средний LTV.
  • Определили 4 стратегических проекта на год для реализации целей ближайшего года с планами действий
    Проекты касались развития работы с клиентами ― реализацию взял на себя коммерческий директор. А также изменения матрицы услуг и повышения качества работ ― операционный директор в роли ответственного.

    Проекты распланировали и взяли в работу на следующий месяц после стратсессии.
  • Участвовали в разработке стратегии руководители всех подразделений, что повышает причастность к реализации ― как на уровне зон ответственности, так и на эмоциональном уровне
    Каждый участник взял на себя определённый проект для достижения общих целей. Каждый руководитель высказался и услышал других. Общая стратегическая работа ― одна из ключевых составляющих любых сессий.
Сколько ушло времени
2 полных дня работы руководства компании.

Какие ошибки чаще всего допускают при разработке стратегических проектов

Руководство планирует проекты без участия команды

Такой подход влечёт за собой два минуса.

Основной ― подход сверху вниз. Собственник или руководитель придумал стратегию и спустил сотрудникам на реализацию. При этом команда никак не влияет на принятие решений. Как следствие ― проекты реализуются в разы медленнее или не выполняются совсем.

Второй минус ― у руководства нет командного мнения по вопросу. Это сужает видение проблемы и путей её решения до личного опыта топ-менеджеров.

Непонятно, какие проекты помогут достичь финансовых целей

Видение на год сформировали, финансовые цели поставили, но никак не получается определить инструменты их достижения.

В таком случае есть три варианта действий:

  • Устроить мозговой штурм со всей командой с привлечением внешнего модератора, который будет задавать правильные вопросы и направлять мысли в нужный вектор.
  • Провести предварительное исследование рынка, клиентов и конкурентов.
  • Использовать оба инструмента, что повысит качество сформированных проектов.

Проекты не ведут к реализации стратегических проектов, а только решают текущие острые проблемы

Для примера возьмём сеть цветочных магазинов. Согласно выработанной стратегии развития, компания планирует масштабироваться и активнее продавать в онлайне. Для этого нужен новый современный интернет-магазин.

Но команда выбирает подход «здесь и сейчас», и вместо развития сайта сотрудники точечно улучшают аккаунты в соцсетях для продажи через них. Сайт остаётся без изменений. В итоге какие-то клиенты приходят, но большая часть без сайта так ничего и не покупает. В рамках года такая стратегия проигрышная.

Проекты не работают на основной результат

Результат проекта должен напрямую влиять на ключевую метрику. Это большая сложная работа, а не маленькая задача.

Хороший проект ― систематизация процесса допродаж. Это напрямую влияет на изменение ключевой метрики ― выручки с допродаж.

Слишком маленький проект ― разработка обновлённых продающих презентаций.

Слишком много стратегических проектов

Хочется успеть всё, поэтому некоторые компании ставят по 10 проектов на год ― это много. Проекты не реализуются до конца, несколько начатых инициатив остаются без результата.

Оптимально фокусироваться на 4–5 проектах.

Резюмируем

Стратегические проекты формируются на основе понимания того, как компания будет развиваться в ближайшие три года и как складывается ситуация на рынке.

Проекты должны улучшать 4 аспекта компании: финансы, работу с клиентами, бизнес-процессы и персонал.

Оптимальное количество стратегических проектов на год ― 4–5.

Для каждого стратегического проекта следует определить ответственного, ключевую метрику, шаги реализации, сроки, целевой результат.

За проект всегда отвечает один сотрудник. Это не значит, что он должен всё делать сам, но значит, что руководитель или собственник бизнеса будет запрашивать именно у него статус проекта.

Компания может разрабатывать стратегические проекты командными усилиями или с привлечением внешних специалистов.
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Медиа Нетологии? Читайте наши условия публикации.

Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Александр Моисеев
Бизнес-консультант
Оцените статью