17 мая 2024
Лидеры VS руководители: в чём отличие и кто важнее для эффективной работы команды
  • Партнёр UNC Media, автор деловых бестселлеров и эксперт Нетологии
  • Анна Ефимова
    Автор-фрилансер
Согласно исследованию сервиса Работа.ру, 13% опрошенных россиян уйдут за своим непосредственным руководителем, если тот уволится. А данные опроса SuperJob показывают, что для 15% респондентов отношение менеджеров — фактор стресса на работе.

Сильного менеджера коллектив ценит, а из-за непостоянного — нервничает. За непоследовательным руководителем люди вряд ли пойдут, а значит, он не будет для команды лидером.

Вместе с Вячеславом Маковичем — партнёром агентства UNC Media, автором деловых бестселлеров и экспертом курса «Как стать результативным руководителем» в Нетологии — рассказываем, чем лидеры отличаются от руководителей.

Статья будет полезна тем, кто хочет разобраться в типах лидеров и руководителей, стилях руководства, необходимости и обстоятельствах смены статуса.
Согласно исследованию сервиса Работа.ру, 13% опрошенных россиян уйдут за своим непосредственным руководителем, если тот уволится. А данные опроса SuperJob показывают, что для 15% респондентов отношение менеджеров — фактор стресса на работе.

Сильного менеджера коллектив ценит, а из-за непостоянного — нервничает. За непоследовательным руководителем люди вряд ли пойдут, а значит, он не будет для команды лидером.

Вместе с Вячеславом Маковичем — партнёром агентства UNC Media, автором деловых бестселлеров и экспертом курса «Как стать результативным руководителем» в Нетологии — рассказываем, чем лидеры отличаются от руководителей.

Статья будет полезна тем, кто хочет разобраться в типах лидеров и руководителей, стилях руководства, необходимости и обстоятельствах смены статуса.
В материале

Что такое лидерство

Лидерство — это способность вести команду за собой и наличие сильных лидерских навыков. Сильный лидер в коллективе мотивирует собственным примером. Его слова и решения стимулируют у членов команды желание идти к намеченным целям.

Характеристики сильного лидера:

  • Уверен в своих действиях.
  • Профессионал своего дела.
  • Точно знает, к какой цели должна прийти команда.
  • Проявляет эмпатию по отношению к членам команды, понимает их.
  • Умеет понятно объяснять, к чему идёт коллектив, зачем и с помощью чего предстоит добиться поставленных целей.
  • Лидер — это идейный вдохновитель коллектива, которого уважают сотрудники и коллеги. Он задаёт вектор движения и способствует достижению целей бизнеса. Часто лидером становится формальный руководитель команды.
Лидером может быть и линейный сотрудник, который согласно штатной иерархии не назначен руководителем. Он не уполномочен принимать стратегические решения и не несёт ответственности за результаты отдела, но выполняет одну из двух ролей:

  • Душа команды — поддерживает отношения в коллективе и создаёт доверительную атмосферу.

  • Эксперт — обладает глубокими знаниями, поэтому часто консультирует коллег, а также распределяет задачи и контролирует их выполнение, если отсутствует формальный лидер.

Какие стили лидерства существуют

Есть два основных стиля лидерства — авторитарный и вовлекающий.

Авторитарный лидер может организовать работу команды так, чтобы выполнить задачу в короткие сроки. Также его качества подходят для ситуаций, когда важно взять на себя ответственность и действовать решительно. Однако такой стиль лидерства не даёт возможности раскрыть самостоятельность и креативность участников команды, а также находить нестандартные способы решения задач.

Вовлекающее лидерство способствует улучшению качества работы, помогает раскрыться творческим способностям сотрудников и увеличивает их вовлечённость в проект. Однако не всегда коллективы с таким типом лидерства эффективнее, чем команды с авторитарным лидером. А ещё такой подход требует от команды вовлечённости и самостоятельности, чтобы работа была планомерной и качественной.

Что такое руководство

Руководство — это деятельность, направленная на координацию работы команды, при которой менеджер несёт ответственность не только за свою эффективность, но и за общий результат.

Даже после ухода сильного руководителя коллектив сможет продолжать двигаться к намеченным целям, поскольку каждый чётко понимает свои задачи и зоны ответственности, а также знает наилучшие способы достижения результатов.
Менеджер отвечает не только за свою работу, но и за производительность и результаты команды.
Сильный руководитель обладает множеством навыков. Но есть три ключевые группы скиллов.

Какие стили руководства существуют

Самые распространённые модели поведения менеджеров можно классифицировать на пять стилей.
От стиля руководства зависит, как менеджер будет взаимодействовать с сотрудниками, развивать и мотивировать их достигать целей компании.

Директивный стиль руководства

Если руководитель использует директивный стиль, в команде нет сотрудников, но есть подчинённые. Такой менеджер направляет коллектив, отдавая указания, которые, как правило, не обсуждаются. Директивный руководитель контролирует каждое действие специалистов, а мотивировать пытается, грозя лишением премии или даже увольнением.

Авторитетный или визионерский стиль руководства

Авторитетный менеджер не погружается в рутинные задачи отдела глубоко, а мыслит более широкими категориями. Он стремится донести до команды главные цели бизнеса и отдела, а также создать стратегию для их достижения. Такой руководитель даёт сотрудникам много свободы, поощряет их самостоятельность и новые идеи.

Демократический стиль руководства

Все задачи подразделения и методы их выполнения демократический руководитель обсуждает с командой и прислушивается к мнению каждого сотрудника.

Лидирующий стиль руководства

Невозможен без лидерских навыков. Лидирующий менеджер — пример для команды. Он напрямую вовлечён в достижение результата, и его главная задача — улучшить производительность специалистов.

Главные усилия по достижению цели менеджер берёт на себя, поэтому может не только направлять, но и самостоятельно выполнять задачи. При этом он чаще, чем директивный руководитель, прислушивается к команде и использует положительную мотивацию.

Коучинговый стиль руководства

Коучинговый руководитель сфокусирован на том, чтобы помочь каждому участнику команды внести свой вклад в общий результат. Все специалисты включены в разработку стратегии работы, при этом менеджер не предлагает готовые решения, а задаёт вопросы, которые помогут команде выбрать наилучший способ достижения цели.
  • Нельзя сказать, что есть абсолютно эффективные и неэффективные стили руководства. Всё зависит от личности руководителя, конкретной ситуации и целей команды. Поэтому менеджеру важно не только знать свой преобладающий стиль управления, но также владеть и другими способами руководства. Это поможет находить оптимальные решения.

    Стили менеджмента для разных ситуаций:

    • Директивный стиль — подойдёт, если команда переживает кризис или резкий рост.

    • Визионерский стиль — эффективен, если нужно улучшить корпоративную культуру и помочь сотрудникам найти новые способы решения задач.

    • Демократический стиль — помогает создать культуру доверия и сплочённости в коллективе.

    • Лидирующий стиль — помогает быстро достигать краткосрочных результатов, в первую очередь благодаря усилиям руководителя.

    • Коучинговый стиль — подходит для стимулирования развития сотрудников, укрепления доверия и вовлечённости в работу.

    Сильный руководитель предсказуем. Его настроение и стиль руководства не меняются беспричинно. Он выбирает, как взаимодействовать с коллективом, в зависимости от конкретного вызова.

Чем лидер отличается от руководителя

У лидера и руководителя разные цели. Выдающийся лидер может дать компании конкурентное преимущество в краткосрочной и среднесрочной перспективе, вдохновляя коллектив своим примером.

Но долгосрочный успех возможен, только если в бизнесе правильно выстроены процессы. В таком случае компания будет нанимать нужных сотрудников и организовывать их работу так, чтобы путь к целям был эффективнее. Организация этого — главная обязанность руководителей разных уровней.
  • По мнению исследователей, лидерство не заменяет управление, но дополняет традиционные менеджерские инструменты, когда они не дают нужного результата для достижения бизнес-целей.

Как руководителю стать лидером

Чаще всего лидер и руководитель команды — это один человек, поскольку, имея закреплённые менеджерские полномочия, вести за собой и вдохновлять людей проще и логичнее.

Если сложилось так, что лидер и руководитель — это разные люди, менеджеру важно стать единственным, кто влияет на коллектив. Иначе такая расстановка сил может привести к хаосу, двоевластию, саботажу и срыву дедлайнов.

Как руководителю стать лидером:

  • Найти большую идею бизнеса и отдела, в которую хочется верить, донести её до всех членов команды и зажечь ею их.

  • Быть вовлечённым и интересоваться тем, что происходит в команде, компании и отрасли.

  • Соответствовать тем же стандартам, которые должна выполнять команда. Коллектив не пойдёт за лидером, который просит сдавать проекты в срок, а сам забывает вовремя давать фидбэк.

  • Непрерывно развивать свои хард- и софт-скиллы, например ораторские навыки и эмоциональный интеллект.

  • Помогать членам команды развиваться, давать возможность чувствовать свою значимость для компании.

  • Учиться прогнозировать тренды будущего и на их основе выстраивать тактику развития. Сегодня выигрывают руководители, которые умеют предугадывать тенденции и использовать это на благо компании. Имея в голове картину будущего, лидер сможет вести к ней других.

  • Работать с энтузиазмом, быть оптимистичным и честным. Это, как правило, заразительно.

  • Проявлять инициативу в сочетании со смелостью, пробовать новые приёмы и технологии в работе.

Как лидеру стать руководителем

Бывает и так, что в команде работает сотрудник с сильными лидерскими компетенциями, к которому прислушивается коллектив, однако он занимает линейную должность.

Чтобы вырасти до тимлида, нужно развить управленческие навыки и открыто поговорить с HR-специалистом и руководителем о том, что есть желание и компетенции для перехода на роль менеджера. Это поможет понять, есть ли в компании перспектива карьерного роста.

Главные управленческие компетенции, которые нужно усилить для перехода на менеджерскую роль, — это умения:

  • Делегировать: ставить задачи, контролировать сроки выполнения, поддерживать и обучать сотрудников, а также давать обратную связь.

  • Выстраивать бизнес-процессы и организовывать взаимодействие внутри команды.

  • Налаживать коммуникацию, общаясь с сотрудниками тет-а-тет и на совещаниях.

  • Понимать основы корпоративных финансов: разбираться, как принимаемые решения, связанные с бюджетом отдела, отразятся на эффективности работы подразделения.

Проще всего развиваться под наставничеством опытного руководителя. Если такой возможности нет, подойдут видео, тренинги и курсы. Например, в Нетологии есть такие программы:


Также сформировать свои подходы к управлению помогает профильная литература. Можно обратить внимание на следующие книги о менеджменте:

Развивайте полезные для управленца качества на курсе
На практике освоите навыки, необходимые для карьерного роста и развития бизнеса

Наладите отношения с коллегами, руководством и партнёрами

Получите алгоритмы, чек-листы и техники, которые сможете применить для улучшений во всех сферах жизни
На практике освоите навыки, необходимые для карьерного роста и развития бизнеса

Наладите отношения с коллегами, руководством и партнёрами

Получите алгоритмы, чек-листы и техники, которые сможете применить для улучшений во всех сферах жизни
Или изучайте бесплатные материалы ↓
За шесть уроков, которые можно пройти за час, получите понятный план действий для достижения любой цели
Узнаете, как говорить свободно и убедительно и перестать бояться публичных выступлений

Резюмируем

Лидер — пример и идейный вдохновитель для команды. Эту роль может выполнять формальный руководитель или линейный сотрудник.

Главная задача руководителя — привести подразделение к нужному результату. Менеджеру важно уметь определять тактику достижения целей, выстраивать эффективные коммуникации и упорядочивать бизнес-процессы.

Стили лидерства и руководства зависят, в том числе, от готовности человека прислушиваться к другим и делегировать задачи. При этом неэффективных методов руководства и лидерства не существует. Выбор нужного подхода зависит от ситуации.

Долгосрочных целей компания может добиться, только если в штате есть сильные руководители.

Как правило, лидер и руководитель команды — это один человек. Если сложилось иначе, менеджеру стоит укрепить свои позиции и занять ключевую роль авторитетного наставника.

Чтобы неформальному лидеру стать руководителем, нужно усилить менеджерские навыки и открыто поговорить с HR-менеджером и тимлидом о желании двигаться по карьерной лестнице.
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Партнёр UNC Media, автор деловых бестселлеров и эксперт Нетологии
Анна Ефимова
Автор-фрилансер
Оцените статью