Творческим людям бывает непросто уравновесить мир собственных идей и реальность, которая требует дисциплины и соблюдения договорённостей. Многим из них очень сложно работать в команде, выполнять поручения коллег и подстраиваться под ожидания начальника и заказчиков. А другим, напротив, очень комфортно в компании единомышленников — во многом это заслуга лидера коллектива.
Опытом руководства креативной командой поделился Александр Белов — основатель ивент-агентства TOBELOVE и школы Belov School, трендсеттер в области масштабных режиссёрских событий. Александр рассказал о важности общих базовых ценностях и доверия к сотрудникам, об эффективных рабочих инструментах, о видах мотивации и взаимодействии с интровертами.
Рациональность в творчестве и базовые ценности команды как важные составляющие
Любому творчеству необходима структурность — рацио. Поэтому самая удачная конструкция — когда творческим бизнесом руководят два партнёра. Один отвечает за сферу идей, а другой — за операционные вопросы и бизнес-процессы. В одном человеке крайне редко идеально сочетаются настолько противоположные умения и качества.
Конечно, лидер креативной команды должен сам что-то понимать в творчестве и его природе. А если ты стоишь у истоков компании и растёшь вместе с ней, то со временем начнёшь разбираться в вопросах бизнеса и научишься управлять всеми процессами.
Залог успешной работы команды — экологичное поле внутри неё. Когда каждому сотруднику не страшно проявиться и поделиться даже самой бредовой, абсурдной, парадоксальной идеей.
Творческий процесс можно сравнить с хождением по тонкому льду. Чтобы оставаться в состоянии потока и вместе создавать сильные проекты, среда должна быть безопасной и питающей.
Творческая команда горит общей идеей. Если говорить о базовых ценностях, основная из них — это свобода. Перестроить личность состоявшегося творческого человека будет крайне сложно, поэтому лучше приглашать к работе людей, которые разделяют ваши ценности, заряжаются ими и полагаются на их движущую силу.
Сонастроиться и осознать эти ценности помогают командные ритуалы — можно придумать свой собственный. Кто-то встаёт в круг, собирается в местах силы, вместе произносит особенные слова, например девиз или слоган. А кто-то даже готовит специальную еду. Так, мы перед началом проектов делим друг с другом «волшебный хлеб», который для нас печёт моя мама. Это памятно, красиво, действенно и, в конце концов, просто весело ↓
Важно доверять сотрудникам
Творчество — свободно льющаяся энергия. Ограничения и попытки контроля сковывают живой поток. Безусловно, нужно выстраивать чёткие границы с помощью технического задания и грамотно обозначенных дедлайнов, но руководитель должен уметь доверять, отпускать, давать каждому сотруднику возможность проявиться. В общее дело стоит приглашать и начинающих специалистов: благодаря живому интересу и поддержке они решатся на самые смелые эксперименты.
В моей практике возникали авралы, когда необходимость делегирования была неизбежна. Приходилось брать на ответственные задачи совсем молодых специалистов, которые попадали в самое пекло проекта и показывали себя преимущественно с наилучшей стороны. Я очень педантичен по отношению к визуалу и довожу презентации проектов до идеального уровня — эти задачи мне тоже доводилось поручать новичкам. Люди быстро учились, радели за результат и катапультировались к профессиональному прорыву. Такое я не раз наблюдал в работе с начинающими креаторами и менеджерами: их назначали на простой проект, но он с подачи клиента становился масштабным и сложным. А вместе с проектом на моих глазах рос профессионализм ответственных за него людей, которые были по-настоящему увлечены амбициозной задачей.
Но есть и обратная сторона медали: креативный класс не всегда готов к авралам, дедлайнам и чрезмерной ответственности. Десятки согласований на дню, коммуникация с заказчиками, которые тоже бывают настроены по-разному, миллион больших и маленьких деталей организации, которые нужно держать в голове, — посыпаться может даже человек с большим опытом и стальными нервами. Так, мы провожали из команды менеджеров, копирайтеров и SMM-специалистов.
Какие рабочие инструменты и подходы используем
Всей командой TOBELOVE мы заполняем календарь событий и активно используем планеры: Notion, Trello и Bitrix24. Они очень просты в использовании и позволяют быстро ориентироваться в задачах, исполнителях и сроках — все изменения оперативно вносятся в график и наглядно отображаются сразу у всех. Можно удобно распланировать день, неделю, месяц, год — любой отрезок времени.
Например, у PR-службы есть своя доска в Notion, где по дням расписаны графики выхода постов, подкастов, интервью и другие активности. Ты смотришь в дневное расписание и видишь, какие стоят задачи и кто за них отвечает. Bitrix24 используют менеджеры проектов, в Trello мониторим общие задачи команды. Отделы выбирают комфортную платформу и ведут там свой пул задач.
Когда задача выполнена, мы ставим возле неё соответствующую отметку. А в конце дня руководители направлений отписываются в командном чате о состоянии самых главных задач: на какой они стадии, почему не были выполнены и как это исправить.
Для созвонов и видеоконференций мы используем Zoom и Google Meet — удобные инструменты, которые помогают всей команде мгновенно собраться вместе, находясь в разных городах и странах.
Одна и та же программа может быть удобна для одних коллег, но совершенно не подходить другим. Сотрудники вольны выбирать инструменты для ежедневных задач на свой вкус, при этом с годами у нас выработалась система фиксирования и ведения проектов, которая едина для всех. Рано или поздно каждый должен к ней адаптироваться.
Мы создали подробные алгоритмы работы с заказчиками и подрядчиками, расписали все действия буквально по пунктам. И на основе многолетнего опыта утвердили алгоритмы ведения проектов — если чётко придерживаться плана, всё сложится благополучно. Даже менеджер-новичок, получив такой алгоритм, быстро войдёт в курс дела, поймёт все этапы работы по проекту, соберёт необходимые данные и запустит рабочие процессы. Если у нового члена команды есть предложения по улучшению этой системы, мы всегда рады их обсудить.
У нас принято делать еженедельные созвоны — стендапы. На них присутствуют все сотрудники: штатные и привлечённые, находящиеся в Москве, в других городах и странах. Это время для брейнштормов, разборов полётов, постановки целей, обозначения стратегий и задач. У каждого отдела есть и свой график созвонов.
В творческих компаниях со временем накапливаются тонны фото- и видеоматериалов, которые разрозненно хранятся по разным ссылкам, в личных сообщениях и чатах. Мы специально наняли человека — практически архивариуса — который собрал все эти данные по годам, темам и направлениям. Храним материалы в облачном хранилище Яндекс Диск. Также архивы материалов продублированы в резервных копиях на нескольких внешних дисках в офисе агентства. Эти материалы мы используем для публикаций в соцсетях, размещения на сайтах, оформления статей и продающих презентаций, в которых нужно отразить самые сильные кейсы.
Архив — это большая ценность, ведь в материалы вложено много труда целой команды. Изучая его, можно делать работу над ошибками, вдохновляться прошлыми результатами и быстро знакомить новых коллег с предыдущими проектами. А ещё благодаря такому архиву удобно круглый год создавать яркий контент, чтобы рассказывать новым людям о своей деятельности. Когда в материалах и документах порядок, пользоваться ими гораздо удобнее. К этому быстро привыкаешь, этого начинаешь хотеть в разных сферах работы и личной жизни.
Ещё мы завели Telegram-чаты по разным направлениям: общий чат команды, креативная лаборатория для разработки концепций, чат копирайтеров и дизайнеров, отдельные чаты для команд по каждому крупному проекту.
Замечательной находкой стал отдельный канал с задачами для руководителя — коллеги ставят мне их исключительно там. Например, когда нужно согласовать визуал, дать комментарий, провести созвон или встречу. Это избавляет от необходимости искать поручения в переписках. Когда задача выполнена, я отмечаю её в канале и перехожу к следующей.
Я даю сотрудникам свободу решений и коммуникаций, не контролирую каждый их шаг. А они не пишут мне по любому возникающему вопросу. При этом я всегда на связи и стараюсь максимально быстро включаться в диалог.
Любой творческий бизнес всегда имеет лицо и почерк руководителя, поэтому только он определяет знак качества и решает, каким будет результат и конечный продукт. Последнее слово в принятии решений должно быть за руководителем, но его главная задача при этом — объективно оценивать собственные компетенции и таланты.
Техническое задание и документация: границы на благо творчества
У творческого человека хорошо развито воображение — нам легко заблудиться в собственных фантазиях и замыслах. Поэтому техническое задание нужно ставить максимально чётко, очерчивая границы с помощью понятных текстовых формулировок или при помощи визуала.
Пример оформления ТЗ для технической команды
Нужно максимально подробно описать творческий продукт, который вы хотите получить на выходе. Не только при помощи слов: лучше всего в этом помогают референсы. В этом помогут фильмы, картины, шедевры искусства, видеозаписи легендарных мировых шоу, высококачественная реклама, например ролики с фестиваля «Каннские львы».
Покажите специалисту фотографии, картины, видеоролики — всё, что передаёт желаемые детали и настроение. Но при этом важно создать благоприятную среду для профессионалов и дать каждому из них возможность индивидуального творчества. Да, фотограф получит документ со списком обязательных кадров, ведь он должен посмотреть на происходящее вашими глазами и выдать необходимый материал. Но если он почувствует доверие и вашу заинтересованность в нём как в профи, он покажет авторский взгляд и сильнее обогатит итоговый продукт.
Примеры референсов к проекту «Дико Изысканно» — свадебный иммерсивный проект для пары, готовой к смелым идеям. В основу концепции легла идея исследования проявлений насекомых в человеке. Команда работала с метафорами жизни мух, бабочек, муравьёв и пауков
Для синхронизации работы всех подрядчиков и участников проекта мы ведём сопроводительную документацию — общий Excel-файл со специальными вкладками. Вести эту таблицу лучше онлайн, чтобы оперативно вносить правки, которые будут видны всем. Кто-то до сих пор ведёт такие сводные файлы в Word, но оттуда не так удобно вычленять необходимые данные.
Такие понятия из мира ивента, как смета, тайминг, сценарный план, чек-лист, монтажный лист, списки, планы, логистика, не должны пугать творческого человека. Даже если вы ощущаете себя художником до мозга костей, придётся подстраиваться под рабочий график команды, быть на связи, при необходимости экстренно включаться в работу, соблюдать дедлайны и в срок выполнять свою часть задач — от этого зависит общий результат.
- Узнаете, какие профессии существуют в мире музыки, фото и сценарного мастерства и с чего можно начать карьеру в творческой индустрии
- Погрузитесь в работу креативных специалистов: выполните практические задания и решите, какая профессия вам подходит
- Определите свои сильные стороны и сможете генерировать идеи для творческих проектов
Ошибки или опыт? Что делать, если сотрудник не оправдал ожидания
Руководитель творческой команды должен обладать тонкой интуицией и понимать потенциал каждого постоянного или привлечённого сотрудника. Иногда случаются моменты затмений по части вдохновения: работа не сдвигается с места. Но ты понимаешь, что у этого человека есть потенциал, и ему лишь необходимо дать время, чтобы прийти в себя.
Порой коллеге просто не подходит какая-то тема, поэтому лучше делегировать сотрудникам задачи, которые находят в них отклик. У каждого из нас своя стихия и темы, в которых мы наиболее сильны.
Работы без форс-мажоров не бывает — а они могут быть и командными, и личными. В сильном коллективе присутствует чувство дружеского плеча, на которое всегда можно опереться. Важно уметь по-взрослому обсуждать не только успехи, но и поражения. Выявлять сильные стороны и подсвечивать слабые. Предупреждать, если не успеваешь сдать работу в срок. Совместно искать выход из самых сложных ситуаций. Тогда неоправданных ожиданий будет гораздо меньше.
Случается, что рядом с командой или внутри неё появляется человек, который действует на всех деструктивно, вносит сумятицу и саботирует. Это отражается на итогах совместной работы и на состоянии коллег. Тогда приходится принимать жёсткие решения и удалять человека из коллектива, даже если он выполнял много важных функций. Нужно собраться вместе и временно перераспределить его задачи между членами команды, параллельно занявшись поисками сотрудника на замену.
Я думаю, в творчестве случаются явления, которые можно назвать именно ошибками. Например, жанровые промахи, когда даёшь сценаристу не ту тему, актёру — неподходящую роль, дизайнеру — не его эстетику и так далее. В конечном итоге всё это становится опытом — как для сотрудников, так и для руководителя.
Одна из моих частых ошибок прошлого — наделять творческого человека качествами, которыми он не обладает. Далеко не всё, что видится тебе понятным и легко выполнимым, может реализовать другой человек. Например, при делегировании кому-то написания сценария, разработки идеи или концепции, я неоднократно убеждался в том, что не каждый ивентщик — креатор, не каждый креатор — сценарист и режиссёр и не каждый сценарист — драматург.
В творческих индустриях множество специализаций, и для создания продукта высокого уровня очень важен точный подбор исполнителя. Имея обширный опыт коллабораций с талантливыми людьми, я поднаторел во многих нюансах и могу потушить любые пожары, но каждый всё-таки должен заниматься своим делом.
Должен ли художник быть голодным? Материальная и нематериальная мотивация
В современном мире художник голодным быть не должен. Перед тем как уходить в область искусства, ему нужно закрыть базовые потребности и не бояться остаться без куска хлеба. Безусловно, истинный творец загорится прежде всего от идеи, от самой возможности творить, а не от материального стимула — это всегда чувствуется.
Главная мотивация творческого человека — раскрытие собственного потенциала, профессиональный рост, расширение личных границ и новые горизонты. Если проект становится для исполнителя эволюционным — это и есть главное вознаграждение.
Специалист в первую очередь сам не должен переоценивать важность вопроса о бюджете. Если до последнего обходить финансовые вопросы стороной, если говорить о деньгах со страхом и придыханием, люди могут засомневаться в компетенциях такого исполнителя, необходимости его услуг и обоснованности тех или иных статей расходов в рамках проекта. Эту неуверенность почувствуют и начальник, и заказчики.
О деньгах нужно говорить спокойно и открыто. Нельзя делать свою работу бесплатно — это обесценивает и ваши услуги, и работу ваших коллег, и целую профессию.
Мой главный совет — не сравнивать себя с другими при оценке собственного творчества. Всегда есть кто-то более талантливый, разносторонний, начитанный, опытный, дальновидный и адаптивный. Однако только вы сами можете решать, сколько стоят ваши услуги.
У каждого профессионала есть свои понятия о том, что такое хорошо и плохо. Насколько это филигранная работа, если ты графический дизайнер? Учтены ли масштаб, габариты и золотое сечение декорационных объектов в заданном пространстве или работа сделана на глазок? Такой вопрос себе задаст декоратор, и придётся честно ответить на него прежде всего самому себе. Все ли ноты взяты верно музыкантом? Доходчиво ли режиссёр поставил задачи артистам?
После каждой решённой творческой задачи нужно оцифровывать результат, оценивать его, отмечать новую собственную профессиональную ступень, не оборачиваясь на других. За масштабированием личности и бизнеса закономерно следует и повышение цены на услуги — вы становитесь всё более востребованным профессионалом, у которого есть обязательства перед своей командой и собой.
Конечно, есть проекты, в которые человек готов включиться бесплатно, когда понимает, что его выгода в чём-то другом: в реализации смелого замысла, в получении полезных связей, в огромном удовольствии от процесса. Но так не может продолжаться бесконечно: художнику тоже нужно обеспечивать себя и семью, оборудовать рабочее место, вкладываться в обучение, совершать поездки. Признать это и действовать себе на благо не значит перестать быть настоящим художником.
Кто поможет творцам-интровертам успешно работать вместе
Не столь важно, интровертом или экстравертом является творческий человек. Главное — сбалансировать команду и понять, что есть люди, которые предпочитают вариться в собственном соку и что-то придумывать, а есть те, кто любит ярко проявляться, заводить новые связи, куда-то ездить и решать насущные вопросы.
Если команда состоит по большей части из интровертов, среди них обязательно должен быть активный коммуникатор, который ставит командную работу на рельсы и грамотно доносит идеи до заказчика.
В нашем коллективе есть операционный директор, который устанавливает дедлайны, следит за их выполнением, напоминает коллегам о сроках и уточняет, на каком этапе сейчас находится важная задача. Роль этого человека — не только контролировать, но и держать руку на пульсе команды, видя в каждом сотруднике прежде всего личность. Задача может не выполняться из-за личных проблем, болезни, выгорания. И там, где экстраверт легко оповестит весь чат о своей ситуации, интроверт может не найти в себе сил открыться. Поэтому важно, чтобы сотрудник с любым темпераментом знал, к кому пойти с проблемами, идеями, сомнениями.
Оптимальный вариант — когда руководитель коллектива знает особенности личности каждого члена команды и старается регулировать общий эмоциональный фон. Предупреждать конфликты и чувствовать, кому нужен отдых. Кого нужно похвалить, с кем поговорить начистоту, кому внепланово позвонить, чтобы поддержать.
Для предотвращения выгорания сотрудников руководитель всегда должен видеть дальше всех, трезво оценивая возможности команды. Мы в TOBELOVE следим за грамотным распределением задач и сообща делаем рокировки в случае патовых ситуаций, когда у кого-то не идут дела по причине болезни, стресса или внезапной потери вдохновения.
Мы страхуем друг друга при выполнении сложных задач, стараемся не допускать перекосов и круглосуточной работы. Эти правила кажутся элементарными, но без контроля их легко нарушить: творческие люди склонны терять границы и забывать про сон и заботу о себе в периоды авралов.
У нас принято говорить откровенно — это лучший способ предотвращать серьёзные проблемы, а не решать их экстренно. Мы сообщаем друг другу о том, что нужен отдых или дополнительные руки для выполнения задачи. Не боимся говорить о личных провалах или плохом самочувствии — гораздо легче справляться с трудностями, когда на работе тебя поддерживают и обеспечивают надёжный тыл. Чувствуя это, коллега быстрее восстановится и вернётся с новыми силами. Любое творчество убивается ненормированным графиком и работой нон-стоп. Кроме угрозы психологическому и физическому здоровью, это несёт за собой ещё и скуку, потерю интереса — а это тоже опасно для творца.
Важно помнить: если в команде собрались интроверты, это не значит, что они не хотят общаться и делиться чем-то сокровенным. Например, мы ведём календарь дней рождений и поздравляем каждого сотрудника. Отправляем друг другу подарки, отмечаем праздники, собираемся вместе в онлайне и офлайне, делимся личным творчеством и достижениями, не имеющими отношения к совместной работе. Написал песню? Родила ребёнка? Приболел и боишься, что не справишься с работой? В команде есть люди, которые разделят и радость, и боль.
Это простая человеческая поддержка, которой не хватает очень многим из нас. И даже стопроцентному интроверту рано или поздно захочется включиться в это благоприятное поле и приоткрыть двери в свой внутренний мир. Или как минимум будет проще коммуницировать и выполнять совместные задачи.
Резюмируем
Любое творчество нуждается в рациональности, а творческая команда — в экологичном поле внутри неё, взаимоподдержке и свободе самовыражения. Коллектив должен гореть общей идей, а руководитель — грамотно оценивать способности коллег, давать им адекватную нагрузку, не бояться форс-мажоров и поощрять в команде желание развиваться и достигать новых вершин.
Для реализации сильного проекта команде следует максимально сонастроиться, а каждому его участнику — качественно выполнять свою часть задач. А ещё очень важно ценить свои труды, таланты и достижения, не пытаясь изменить собственную природу. Множество замечательных проектов и сильных команд ждут экстравертов, интровертов и обладателей самых разных темпераментов и ценностей.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.