На рынке EdTech человек, который создаёт образовательные продукты, может побывать во множестве ролей. Но несмотря на активное развитие индустрии, в описании некоторых профессий сохраняется путаница. Чаще всего HR-специалисты указывают через слеш методиста онлайн-курсов, методолога и педагогического дизайнера. Редакция EdMarket рассказывает, в чём между ними разница.
Обилие названий для специалистов, причастных к созданию онлайн-курсов, усложняется тем, что соискатели, пытаясь привлечь внимание потенциального заказчика, часто через запятую перечисляют все возможные варианты желаемой позиции. Например: «Анна, методолог, архитектор образовательной среды, методический директор».
При этом на русскоязычном рынке онлайн-образования терминология ещё не устоялась. Единых названий для ролей внутри образовательного проекта, которые все понимали бы однозначно, пока не существует. Во многих названиях профессий специалистов онлайн-школы лучше ориентироваться на функции, чем на название. В том числе и в профессии методиста онлайн-курсов, которого часто путают с методологом. Разбираемся, кто есть кто на самом деле.
Кто такой методист
Методист онлайн-курсов — это специалист, который владеет методиками проектирования онлайн-обучения. Опираясь на них, он:
- решает регулярные, часто типовые задачи по разработке учебных онлайн-программ;
- взаимодействует с предметным экспертом и помогает ему выстроить онлайн-обучение;
- разрабатывает курс по готовому методическому фреймворку;
- отслеживает результаты обучения. Например, анализирует, какие знания, умения и навыки приобрели участники курса, какие изменения получили после обучения.
Методист онлайн-курсов — это профессия, которая подойдёт для старта в сфере онлайн-образования. Методист может начинать с более простых задач, постепенно наращивая новые компетенции.
Методист — это тактик, который решает конкретные образовательные задачи, действуя по готовому плану.
В академической среде методистом называют педагога по методике преподавания какого-либо предмета, способного и выбрать способ преподавания, и непосредственно преподавать.
- Научитесь создавать качественные образовательные продукты
- Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
- Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио
Кто такой методолог
Методолог образовательных программ — это специалист, который тоже владеет методиками проектирования онлайн-обучения. Опираясь на них, он:
- разрабатывает новые методики для передачи и усвоения знаний, а также для обретения навыков;
- умеет действовать не по шаблону и задаёт новые шаблоны самостоятельно;
- тестирует новые инструменты и подходы в обучении;
- прописывает ещё не существующие методики и подходы;
- создаёт стратегический фреймворк, в рамках которого дальше работает методист.
Методологом нельзя стать, пройдя краткий курс и имея один-два проекта в портфолио. Тут нужна практика, насмотренность и умение перенимать опыт из других сфер.
Методолог — это стратег. Иногда этот специалист ближе к теории, чем к практике.
В философских трактовках «методолог» — это человек, который занимается изучением и разработкой принципов формирования методов, разрабатывающий методы и технологии их применения.
Чем различаются методисты и методологи
Методолог знает психофизиологию, все модели, механики, методики проектирования обучения и создаёт для этого алгоритмы, шаблоны, фреймы, инструкции. А методист — тот, кто этим пользуется. Он может что-то повторить по созданному методологом.
Сравним с математикой. Тот, кто вывел математическую формулу, — методолог. Тот, кто с помощью этой формулы решает задачу, — методист. При этом методолог может самостоятельно решить задачу, чтобы проверить правильность своей формулы. Методист же только решает по шаблону.
На самом деле такое жёсткое разделение не всегда возможно. Иногда методолог может выступать в роли методиста. Например, придумав сценарий для онлайн-обучения на целый день, которое раньше никто не проводил, на первой группе внедряет его сам, чтобы быть ближе к изменениям и чётче уловить обратную связь. Придумал как методолог, внедрил — как методист.
- Узнаете, как создавать концепцию и учебную программу онлайн-курсов
- Научитесь разрабатывать новые методики обучения
и задавать методические стандарты - Спроектируете путь студента с учётом мотивационных спадов и подъёмов
Кто такой педагогический дизайнер
Для специалиста внутри образовательного проекта существует ещё одно название. Иногда, когда хотят подчеркнуть, что в задачи работника входит создание мультимедийного и интерактивного контента, его называют педагогическим дизайнером.
Чаще всего функции педагогического дизайнера близки или совпадают с тем, что делает методист онлайн-курсов.
Сам термин «педагогический дизайнер» появился как перевод Instructional designer, что повлекло ассоциации с дизайном и оформлением. Были времена, когда разработчики курсов своей основной миссией считали создание красивых слайдов, а логику и структуру упускали.
Гораздо лучше значение Instructional designer передают словосочетания «образовательный проектировщик» или «инженер учебного процесса».
Как себя называть начинающему специалисту
Публикуя вакансию методиста, работодатель может добавлять в описание и функции методолога. Скриншот ниже подтверждает, что вакансии с названием «методист» зачастую пишутся через слеш с «педагогическим дизайнером» и «дизайнером образовательных программ», а в описании перечисляют функции методолога.
Например:
- «Проработка/адаптация документов программ вместе с кураторами в соответствии с заданными регламентами»;
- «Проектирование мероприятий по итогам реализации программы совместно с куратором/преподавателями»;
- «Методический аудит программы согласно утверждённым регламентам»;
- «Формирование рекомендаций/требований/условий по последующему формированию расписания для координаторов учебного отдела».
Нюанс в том, что по договорённости с работодателем методолог может взять на себя и функции методиста. А вот методисту замахнуться на методолога будет сложнее. Без опыта — невозможно вовсе.
Между тем, когда смотришь вакансии «педагогический дизайнер» или «дизайнер образовательных программ», в описании можно встретить «создание контента, презентаций, видео, образовательной среды» — что является и частью работы методиста.
На скриншоте ниже видно, как работодатель прячет функции методиста в другой вакансии. Разница лишь во фразе «под руководством старшего методолога».
Тем, кто только начинает путь в сфере разработки онлайн-курсов на рынке онлайн-образования, для поиска работы можно руководствоваться этими рекомендациями:
- выбирать общеупотребительное и самое популярное название. Сейчас это методист онлайн-курсов;
- отправляя резюме в конкретную компанию, посмотреть, как называют такого специалиста там и какие конкретно функции он выполняет. Оформить резюме в соответствии с этими требованиями;
- иногда хороший путь — указывать желаемые должности через слеш, например, «методист/педагогический дизайнер».
Главное: при поиске работы не стоит ограничиваться вакансией «методист», лучше отталкиваться от функций, а не от конкретного названия.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.