Летом 2023 из Нетологии выпустились первые магистры. 135 студентов окончили «Управление цифровым продуктом» и «Цифровое предпринимательство». Это наши совместные онлайн-программы с ведущими российскими вузами: НИУ ВШЭ и ИБДА РАНХиГС.
В течение двух лет магистранты учились у преподавателей вузов и экспертов рынка, выполняли домашние задания, запускали учебные бизнес-проекты, а по итогу успешно защитили дипломы. Всё это дистанционно. Спросили у выпускников, почему они выбрали магистратуру, сложно ли было учиться в таком формате и каких результатов удалось достичь.
Зачем идти в магистратуру?
Екатерина Игракова
Выпускница онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии
Мне 38 лет, я финансовый аналитик и долгое время работала по профессии: сначала в банковской сфере, а затем в сельскохозяйственной промышленности, в компании «Русагро». Когда началась активная цифровизация, я много общалась с программистами и видела, насколько сильно технологии улучшают процессы работы. Это меня очень впечатлило. Я захотела сама участвовать в создании цифровых продуктов и решила попробовать себя в новой сфере.
Я живу в Белгороде, закончила два региональных вуза и всегда замечала, что работодатели отдают предпочтение кандидатам с дипломами столичных университетов. Всегда мечтала получить образование топового вуза, но когда появилась семья, сделать это было уже нереально.
В Нетологии я проходила курсы по Excel и Power BI. Поэтому когда узнала об онлайн-магистратуре совместно с ВШЭ, не стала долго раздумывать.
Сара-Джейн Сладкова
Выпускница онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Мне 22 года, я окончила бакалавриат по направлению «международные отношения». Целенаправленно шла учиться, чтобы устроиться в посольство Израиля. Но ещё на втором курсе получила отказ по бюрократическим причинам и поняла, что работать по специальности не буду.
Во время учёбы я увлекалась графическим дизайном, и это плавно переросло в работу: я стала вести клиентские проекты, потом открыла своё агентство. К сожалению, в пандемию его пришлось закрыть. Но так я поняла, что проектная деятельность и предпринимательство — то, чем я хочу заниматься. Просто нужно профессионально этому обучиться.
Близкие настаивали на получении высшего, я и сама к этому склонялась: хотелось академического подхода и строгой дисциплины. Всё-таки в вузе, если ты не будешь учиться, тебя просто отчислят. По-моему, это неплохой стимул. А ещё профильный диплом мог бы повысить доверие клиентов к моей работе.
В магистратуре по цифровому предпринимательству я могла изучить полный цикл работы над проектом и углубиться в дизайн продукта. Решающим фактором стал онлайн-формат. Это удобно, а ещё можно получать льготы и взять образовательный кредит.
Максим Гершман
Выпускник онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии
Мне 23 года. Я переехал в Москву из Севастополя и учился на бакалавриате в Вышке. Ближе к концу обучения понял, что не знаю, кем может работать человек со специализацией «Мировая экономика», и решил получить ещё одну, более узкую.
Магистратура давала несколько преимуществ: возможность наметить чёткий карьерный трек, получить отсрочку от армии и степень, которая могла повысить мой статус в глазах работодателей.
В бакалавриате мне нравилось изучать бизнес-информатику, поэтому я стал искать профессию на стыке бизнеса и технологий. Увидел программу по продакт-менеджменту и понял, что она мне отлично подойдёт.
Михаил Юнусов
Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Мне 36 лет, по образованию я маркетолог, но всю жизнь занимался предпринимательством. Успешно запустил несколько офлайн-бизнесов. Когда наступила пандемия, пришлось закрыть свой ресторан и не получалось проводить деловые мероприятия. Зато оставался успешным бизнес по доставке. Формат дистанционного управления пришёлся мне по душе, и я понял, что пора переходить в диджитал.
Поскольку IT — высокоинтеллектуальная сфера, я хотел сначала хорошо в ней разобраться. Цели получать высшее образование у меня не было, но содержательно онлайн-магистратура мне подходила. Она могла полностью удовлетворить мой интерес к IT-предпринимательству, и хотя два года казались слишком долгим сроком, я решил попробовать.
Сложно ли учиться в магистратуре, ещё и онлайн?
Сара-Джейн Сладкова
Выпускница онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Я хотела учиться только онлайн. Предыдущий опыт показал, что офлайн-занятия для меня очень неэффективны: приходилось рано вставать, долго добираться до вуза, к первой паре я уже уставала. Постоянно хотелось спать, есть или просто побыстрее освободиться — это существенно отвлекало от обучения. В пандемию я попробовала онлайн-формат и, наконец, смогла нормально учиться.
В магистратуре мы занимались на платформе. Это было удобно. Мне нравилась структурированная подача информации, возможность оставлять заметки к лекциям, заполнять чек-листы, а особенно вести календарь. В нём были рекомендации по распределению нагрузки, и я могла спланировать время самостоятельных занятий.
Сложности, конечно, возникали. Например, с учебными проектами. Наш диплом был в виде стартапа — к окончанию магистратуры нужно было показать готовый цифровой продукт. Первый проект нашей команды провалился после целого года работы — оказался не нужен аудитории, поэтому на втором курсе пришлось начинать всё сначала.
Мы переживали, что не успеем запуститься и не получим диплом. Но в итоге нашли подходящую идею: сделали чат-бот для релокантов, который помогает найти своих соотечественников в другой стране. Убедились, что тема актуальна, и смогли реализовать задумку в срок.
Максим Гершман
Выпускник онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии
Формат был для меня привычен. Последние полтора года бакалавриата мы и так учились онлайн, так что это не было определяющим фактором при выборе магистратуры. Зато позволило совмещать учёбу с работой. Уже на первом курсе я устроился аналитиком в Министерство строительства. Мог днём ходить на работу, а по вечерам подключаться к занятиям.
Большинство дисциплин оказались интересными, и обучение сначала давалось мне достаточно легко. Хотя так было не у всех: из-за большого количества IT-терминов одногруппникам без знания английского было заметно сложнее, чем мне.
В середине первого курса стало труднее. В третьем модуле оказалось слишком много предметов: вместо стандартных трёх учебных дней в неделю было шесть. Каждый вечер и полсубботы были заняты учёбой, а ведь ещё нужно делать задания и работать. Как раз накануне я устроился в Министерство и одновременно проходил магистерскую стажировку в компании Mediascope. Это был очень насыщенный и непростой период. В итоге через два месяца я уволился с работы, но скорее не из-за учебной нагрузки, а потому что условия работы мне не подходили. А вот стажировка мне понравилась: с одной стороны задачи были достаточно простыми, с другой — я смог увидеть изнутри, как работает IT-компания.
Екатерина Игракова
Выпускница онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии
Учиться в онлайне, конечно, сложнее. Нужно самостоятельно себя организовывать: выделить время на просмотр лекций, сесть за домашку, а ещё спланировать с одногруппниками работу над проектом. Мне очень помогала семья. Вскоре после начала моего обучения детей тоже перевели на дистант — мы стали заниматься вместе и постепенно адаптировались к новому формату.
При этом поддерживать мотивацию в течение долгого времени непросто. На втором курсе чувствовалось меньше энтузиазма. Не у всех одногруппников хватало сил на проекты, у многих была большая нагрузка вне учёбы, а некоторые уже устроились на работу по специальности. В такой ситуации важна внутренняя мотивация: если есть желание учиться и достичь цели, всё получится!
Но, приходя в магистратуру без профильного образования, нужно быть готовым восполнять пробелы. Например, на дисциплине «наука о данных» встречались математические формулы и теория, которую я не знала. Чтобы освоить предмет, приходилось читать дополнительные материалы. Хотя таких дисциплин было немного. Чаще всего мы проходили прикладные предметы, где нам давали знания от простого к сложному. Мы отрабатывали их на отдельных практических заданиях, и постепенно появлялось целостное понимание какой-то рабочей задачи.
Михаил Юнусов
Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Для взрослого человека онлайн-образование — максимально удобный формат. Я жил в Вологде и ездить в Москву на занятия или сессию не планировал. Учиться можно было в любое время, чаще всего обязательного присутствия на лекциях не требовали — можно было спокойно смотреть их в записи. Но я всё-таки старался быть на всех вебинарах, потому что именно так мог пообщаться с преподавателями и группой.
В отличие от большинства однокурсников, у меня свободная занятость. В операционной деятельности бизнеса я не участвую, поэтому мог посвятить время учёбе и попробовать себя в стажировках, которые предлагала Нетология и сами компании. Я поработал в двух стартапах, которые выходили на международный рынок. Меня всегда интересовала перспектива глобального бизнеса, и на стажировке я мог посмотреть на процесс изнутри, а ещё попрактиковаться в английском.
Первый семестр учёбы был очень интересным и насыщенным, но потом стало сложнее. Были и дисциплины, которые казались мне ненужными: я не понимал, как расчёт финансовых рисков применим к стартапу. Программирование на Python и финансовая теория были для меня самыми сложными.
В итоге к третьему семестру я стал меньше учиться: пропускал вебинары, смотрел не все лекции и делал не все домашки. Через два месяца понял, что отношение надо менять, иначе доучиться не получится. Я ставил перед собой задачу — разобраться в технологиях, и не мог бросить всё на полпути. Поэтому собрался с силами, за неделю посмотрел нужные лекции, сдал задания и продолжил учиться в прежнем режиме.
- Бакалаврские и магистерские программы с ведущими вузами России
- Обучение онлайн с государственным дипломом очной формы
- Стажировки в компаниях-партнёрах, преподаватели-практики, помощь с трудоустройством
Какие преподаватели в магистратуре?
Екатерина Игракова
Выпускница онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии
Учёба в онлайн-магистратуре сильно отличалась от моего предыдущего опыта. Я привыкла, что в университете часто дают устаревшую информацию и смотрят на студентов свысока. Здесь в магистратуре было совершенно другое отношение. Преподаватели поощряли вопросы и обсуждения на занятии, а в другое время можно было написать им в личку. Чувствовался искренний интерес к предмету и всем нам.
Ментор Стас Петров старался всячески помогать нашей группе с проектом и очень переживал, когда у нас возникали какие-то сложности. Преподаватель по маркетингу Максим Епифанов рассказывал много интересных кейсов из своей практики и пробудил во мне такую любовь к предмету, что в итоге я решила писать диплом именно по этой теме.
Сара-Джейн Сладкова
Выпускница онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Обычно говорят, что в вузе за тобой никто бегать не будет. Но бывают такие ситуации, когда даже взрослому человеку нужна помощь.
В середине учёбы у меня сложились непростые семейные обстоятельства. Пришлось улететь из страны и остаться в Израиле. Мне было совсем не до учёбы. Я уже была готова отчислиться, но сотрудники магистратуры просто не дали мне этого сделать. Они вошли в моё положение, всё время поддерживали и напоминали о том, что нужно сдать. В конце концов я смогла закрыть сессию и продолжила учиться.
Михаил Юнусов
Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Не могу сказать, чтобы преподавательский состав в онлайн-магистратуре кардинально отличался от моего предыдущего опыта — теоретические занятия вели такие же профессора университета. Зато прикладным навыкам учили действующие практики. Это было здорово, потому что они могли поделиться собственным опытом, рассказать о трендах и актуальных инструментах. Причём с изменением инструментов менялось и содержание программы.
Курс Павла Шерера по управлению продуктом стал для меня основополагающим и помог развить насмотренность в IT. Благодаря его открытости и готовности помочь, мы до сих пор периодически общаемся. С момента окончания магистратуры я уже дважды обращался к нему за помощью: просил оценить мои новые бизнес-идеи и дать советы.
Максим Гершман
Выпускник онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии
В магистратуре было много молодых преподавателей. У них был такой задорный подход к обучению, которого до этого я не встречал. Многие были открыты для общения — предлагали приходить к ним не только с вопросами по заданиям, но и за советами по дальнейшей карьере. Так, мне очень помог преподаватель по продуктовой аналитике Артём Чистяков. Я хотел пройти Школу менеджеров Яндекса и в рамках отбора должен был выполнить несколько сложных заданий. Артём согласился их проверить и дал мне свои рекомендации.
Ещё у нас был очень профессиональный и невероятно харизматичный преподаватель по машинному обучению — Армен Левонович Бекларян. Его лекции были похожи на увлекательную аудиокнигу. Они настолько погружали в процесс, что отвлечься было просто невозможно. Этот предмет меня сильно заинтересовал, и я продолжаю изучать эту тему сам.
Как общаться с одногруппниками в онлайне?
Екатерина Игракова
Выпускница онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии
Магистратура расширила мою картину мира. Я встретила людей с совершенно разными интересами, ценностями и опытом. В начале учёбы нас попросили заполнить карточки в Miro и немного рассказать о себе. Я видела, что многие окончили топовые вузы, работали в известных компаниях, а некоторые получили образование за рубежом. Как жителю региона мне было удивительно оказаться в таком окружении. Но как только мы начали общаться лично, я со многими нашла общий язык.
С одногруппниками мы могли переписываться в чате, а для работы над учебным проектом создали с командой отдельный чат и виделись на созвонах. Дополнительно мы могли общаться на онлайн-встречах в формате Random Coffee и узнать друг друга поближе. Со временем стало появляться всё больше групповых заданий, и потребность встречаться во внеучебное время отпала — общения хватало с избытком.
Мы до сих пор поддерживаем общение в личке, а общий чат не затихает. Если раньше мы обсуждали учёбу, то теперь рабочие вопросы: ребята помогают друг другу искать специалистов на проекты, делятся интересными мероприятиями и полезными материалами.
Сара-Джейн Сладкова
Выпускница онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Активной социальной жизни мне хватало и вне учёбы, а от магистратуры мне в первую очередь нужны были знания. Поэтому возможности много общаться я не искала. Тем не менее я подружилась с одногруппницей, с которой мы вместе делали проект. В трудные моменты она была для меня мотиватором и поддержкой: всегда оставалась на связи, подсказывала, как сделать задания, и просто говорила, что у меня всё получится.
Да и вообще было здорово оказаться в предпринимательской среде. Если сначала для меня были важны оценки, то благодаря одногруппникам и преподавателям мои ценности изменились. Я поняла, что главное — не диплом и теоретические знания, а умение делать бизнес и создать работающий продукт.
Максим Гершман
Выпускник онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии
Когда я шёл в магистратуру, очень хотел завести знакомства в новой для меня сфере. Было интересно узнать, как люди попали в IT и как устроена работа в таких компаниях. Я смог пообщаться с разными специалистами: аналитиками, продактами, менеджерами по продажам и маркетологами.
Мы знакомились в рамках учебных заданий и проектов, потом продолжали общаться вне учёбы, и так завязались дружеские отношения. Онлайн-формат вообще не стал преградой: с теми, кто живёт в Москве, мы встречаемся вживую, с остальными можем созваниваться и переписываться.
Михаил Юнусов
Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Для меня очень важно общаться и наладить личный контакт с человеком. Поэтому, когда для нас организовали Random Coffee, я поставил себе цель пообщаться с каждым. Раз в неделю мы созванивались с одним из одногруппников, и уже к ноябрю я успел познакомиться практически со всеми.
За время учёбы я работал в разных командах, и с одним одногруппником у нас сложились крепкие партнёрские отношения. Вместе с Тимофеем мы делали дипломный стартап: как программист он взял на себя всю техническую часть, а я — операционку и продвижение. Сейчас мы продолжаем работать над стартапом и уже планируем новые совместные проекты.
Как учёба повлияла на вашу карьеру?
Максим Гершман
Выпускник онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии
В магистратуре я смог погрузиться в профессиональный контекст. Это помогло мне лучше усвоить знания и пробудило интерес к профессии. Уже около года я работаю менеджером по развитию бизнеса в Ozon. Моя задача — анализировать рынок, находить точки роста в продукте и рассчитывать их выгоды для компании. Это позиция близкая к продакт-менеджменту.
На работу я попал через стажировку Ozon Camp. Отправлял заявку сам, прошёл все пять этапов отбора, и меня взяли на должность биздева. Сначала я расстроился, что не попал на позицию продакта, но в итоге работа мне понравилась. Пока я не планирую ничего менять, но в будущем, возможно, попробую поработать продактом.
Сара-Джейн Сладкова
Выпускница онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
За время учёбы я получила возможность попрактиковаться на настоящих проектах. Мы создали прототип чат-бота для релокантов, защитили диплом и даже привлекли инвестиции. Продолжаем работать над сервисом и сейчас внедряем в него искусственный интеллект, чтобы пользователи могли писать запросы в свободном формате.
Как дизайнер я занимаюсь упаковкой продуктов, в том числе подготовкой презентационных материалов для привлечения инвестиций в стартапах. Благодаря магистратуре, я смогла полностью переупаковать свой опыт. Стала специалистом, который не просто умеет сделать красивую картинку, но и принимать обоснованные решения, которые позволят масштабировать бизнес. Теперь я могу вести весь цикл работы над продуктом: от разработки идеи до маркетинга, а дизайн — лишь часть этого большого процесса.
Екатерина Игракова
Выпускница онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии
Я успешно окончила обучение и даже получила красный диплом. Друзья были очень впечатлены моим успехом. Я и сама удивилась, что смогла с отличием окончить топовый вуз.
В совершенно новой сфере я хотела в первую очередь получить новые знания и во всём разобраться. Была рада оценке 8 из 10. Это был мой внутренний ориентир, который показывал, что я усвоила тему.
Главное, что магистратура научила меня мыслить стратегически. Я смогла не просто освоить какие-то инструменты и точечно их применять, а стала видеть целостную картину и решать глобальные задачи. Причём не только на работе, но и в жизни.
Я смогла посмотреть на свою карьеру иначе. Уволилась с работы, привыкла к удалёнке и поняла, что могу сама отвечать за свой график. Пока училась, мы с мужем развивали свой бизнес по сдаче коммерческой недвижимости. Планирую в ближайшее время попробовать себя в продакт-менеджменте и напрямую применить новые знания.
Михаил Юнусов
Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Моей целью в магистратуре было запустить стартап: реализовать в нём полученные навыки, испытать себя и в идеале заработать денег. В целом у нашей команды всё это получилось. Мы сделали агрегатор образовательных курсов Courselandia и выиграли грант в конкурсе студенческих стартапов от Фонда содействия инновациям. На эти деньги сможем доработать функции для сравнения курсов, чтобы качественно отличаться от других подобных продуктов. Надеемся, что в ближайшее время начнём получать прибыль.
Программа позволила мне сделать карьерный пивот. Я смог перейти от классического к цифровому предпринимательству и уже начал работать над новыми бизнес-проектами в этой сфере. А ещё во время учёбы у меня появился ребёнок. Сейчас ему 11 месяцев, и это мой главный и долгосрочный проект!
Резюмируем
В онлайн-магистратуру приходят люди с разным опытом и целями. Есть те, кто уже давно отучился в вузе и те, кто только окончил бакалавриат. Они хотят попробовать себя в другой сфере, освоить новые навыки и построить успешную карьеру. Магистратуру выбирают за углублённые знания, диплом вуза и все льготы высшего образования.
Выпускники сходятся во мнении, что обучение в онлайне — это удобно. Бывшие бакалавры уже привыкли к новому формату и не испытывали особых трудностей. Студенты с более давним опытом обучения замечают, что им требовалось больше самоорганизации, а наладить общение с одногруппниками было сложнее, чем вживую. Но в итоге каждый смог найти друзей, бизнес-партнёров и попасть в профессиональную среду.
Так или иначе все магистранты столкнулись с трудностями во время обучения. Пришлось совмещать занятия с работой, восполнять пробелы в знаниях или искать новые идеи для проектов. Но чётко поставленные цели и поддержка близких помогли со всем справиться.
Поддерживали магистрантов и преподаватели. Они были готовы в любое время ответить на вопросы, разобраться с личными трудностями и карьерными вызовами, а также вдохновляли на изучение своих дисциплин.
За два года в жизни и карьере может много чего измениться. Обучение в магистратуре помогло выпускникам поменять взгляд на дальнейшее профессиональное развитие, переупаковать портфолио, найти работу и запустить собственный бизнес.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.