В последние годы на рынке высшего образования стали появляться новые форматы обучения, в том числе онлайн-магистратура. Её студенты получают те же преимущества, что и обычные магистранты: статус учащегося, льготы на проезд, кредит на образование, государственный диплом и отсрочку от армии. Но есть важное отличие: обучение здесь проходит полностью в онлайн-формате, а учебную программу и организацию процесса вуз выстраивает вместе с командой образовательной платформы.
Мы поговорили со студентами магистерских программ Нетологии и выяснили, зачем они пошли учиться, почему выбрали именно онлайн-формат, какие у них были страхи и сомнения и как им удаётся совмещать работу и учёбу.
Уехать за границу или получить фундаментальное образование: мотивы для поступления в онлайн-магистратуру
Согласно исследованию O+K Research, большинство абитуриентов онлайн-магистратур — люди, которые только окончили бакалавриат или, напротив, выпустились более пяти лет назад. Почти все магистранты совмещают учёбу с работой: 57% заняты в компаниях, 12% — в госсекторе, остальные развивают собственный бизнес или работают на фрилансе.
Чаще всего абитуриенты поступают на онлайн-программы, чтобы повысить квалификацию или сменить профессию, остальные нацелены на развитие своих проектов, карьерный рост, повышение зарплаты, получение диплома и саморазвитие. Помимо этих мотивов, у студентов Нетологии были и другие причины, которые подтолкнули их к учёбе. Вот чем они поделились ↓
Владимир Зайцев
Студент совместной онлайн-магистратуры «Продуктовый дизайн» Нетологии и ИТМО
В 2016 году я окончил Ивановский государственный университет и должен был строить карьеру в банковской сфере. Но всё сложилось иначе: я работаю в компании по организации гастролей и продаже билетов на концерты по России. Раньше я ездил в туры с артистами и администрировал выступления, теперь же просчитываю финансовую стратегию компании.
В последнее время я заметил, что эффективность моей работы снижается. От своей профессии я взял и одновременно отдал ей всё, что мог, и теперь готов развиваться в другой сфере, пробовать новое.
Для меня учёба в магистратуре — возможность освоить другую профессию и при необходимости переехать, если так сложатся обстоятельства. Став продуктовым дизайнером, я смогу жить где угодно и работать на любую компанию в мире очно или удалённо, а вот найти работу по организации концертов в условной Финляндии вряд ли получится.
Многие из моих друзей устроились в зарубежные компании только потому, что у них было профильное высшее образование в IT. Их опыт в том числе подтолкнул меня к поступлению в магистратуру. Выбор пал на ИТМО, поскольку этот вуз не только зарекомендовал себя в России, но и котируется среди зарубежных компаний. Также я внимательно изучил состав преподавателей и программу — для меня важно, когда учёба ориентирована на практику. Некоторых преподавателей я знаю заочно и понимаю, что у них есть чему поучиться.
Никита Овчинников
Студент совместной онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» Нетологии и Финансового университета
В 2021 году я окончил бакалавриат «Государственное муниципальное управление» Финансового университета с красным дипломом. Тогда же поступил в очную магистратуру вуза по направлению «Экономика», а спустя год пошёл ещё и на совместную с Нетологией программу по продуктовому маркетингу и аналитике — решил одновременно получить знания в области менеджмента и экономики.
Параллельно с учёбой я работаю в Финансовом университете начальником отдела по работе с заказчиками дополнительного образования, а также являюсь ментором и наставником для студентов.
Свою жизнь я хочу посвятить работе в сфере образования, поэтому меня интересуют разные форматы взаимодействия со студентами. Благодаря опыту обучения в онлайн-магистратуре я смогу понять, как проходит академическая учёба в этой среде.
Екатерина Алешина
Студентка совместной онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» Нетологии и Финансового университета
Я отучилась на специалитете по направлению «Фармация» в Санкт-Петербурге. Ещё в начале учёбы меня заинтересовал маркетинг, поэтому я почти сразу поняла, чем буду заниматься в фармацевтической сфере: продуктовым маркетингом.
На втором курсе я начала работать коммерческим автором, а после выпуска решила углубить свои знания в маркетинге и начала проходить разные курсы в Нетологии. Мне показалось, что этого опыта недостаточно для устройства на работу, поэтому я пошла в онлайн-магистратуру по продуктовому маркетингу и аналитике.
Получить магистерскую степень, на мой взгляд, — всё-таки более ценно, чем пройти множество маленьких курсов. Университетское образование даёт более фундаментальную подготовку: помимо специальности ты получаешь ещё и базу, а также понимание, почему она, база, так работает.
Денис Андреадис
Студент совместной онлайн-магистратуры «Управление проектами в IT и digital» Нетологии и ИБДА РАНХиГС
Я учился в вузе на направлении «Прикладная информатика в экономике», но тогда у меня не было должной мотивации к учёбе. Бывало, прогуливал занятия, иногда мог месяцами не ходить в университет.
После выпуска устроился на работу, постепенно поднимался по карьерной лестнице, а с июля 2021 года перешёл в IT-сферу. На новом месте я понял, что хочу развиваться в управлении проектами — это и мотивировало пойти на магистерскую программу, чтобы получить знания, а не просто корочку.
Сейчас я работаю архитектором информационных систем. Наша компания производит трубы большого диаметра, в том числе для газопроводов «Северный поток» и «Сила Сибири».
Магистерская степень открывает возможности для работы на хороших должностях в государственных структурах. Хотелось бы развиваться в этом направлении дальше.
Михаил Юнусов
Студент второго курса совместной онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» Нетологии и ИБДА РАНХиГС
Я отучился в вузе на маркетолога, но по профессии никогда не работал — почти сразу ушёл в бизнес. С 2009 года запустил множество проектов: предприятие по лесопереработке, ремонтную компанию, ресторан, рекламное агентство, сеть автомоек.
В 2019 году я продал свои доли в действующих компаниях партнёру, попробовал себя в двух сольных проектах, перегорел и остался в итоге с маленьким сервисом по доставке кошачьих наполнителей. Потом началась пандемия, и я всерьёз стал рассматривать интернет как новый трек для профессионального развития.
Открыть для себя IT-мир решил через обучение: начал смотреть в сторону интернет-профессий, но ничто не откликнулось. Затем случайно наткнулся на программу высшего образования Нетологии «Цифровое предпринимательство» и сразу понял — это моё. Но чтобы удостовериться в этом, пять раз перечитал лендинг и посетил почти все открытые занятия.
Я универсал, который скачет от проекта к проекту. Если идея взлетает, я её реализую, если нет — откладываю в сторону. Мне не очень хотелось снова проходить путь к высшему образованию, тем более длиною в 2 года. Но программа показалась очень интересной, и я решился.
Нехватка времени и высокая нагрузка: чего опасаются абитуриенты онлайн-программ
Обучение в онлайн-магистратуре занимает два года, поэтому многие абитуриенты сомневаются, смогут ли они так долго совмещать работу, личную жизнь и образование. Другие боятся, что им будет недостаточно общения с однокурсниками и преподавателями, третьи — что возникнут технические сбои или снизится мотивация. Студенты Нетологии рассказали, какие ещё страхи у них были, и каким оказался их опыт обучения в реальности.
Денис Андреадис
Студент совместной онлайн-магистратуры «Управление проектами в IT и digital» Нетологии и ИБДА РАНХиГС
Больше всего я боялся проблем с самодисциплиной. У меня уже был не очень удачный в плане самоорганизации опыт онлайн-обучения: иногда я просто забывал подключаться к занятиям, и некоторые записи так и лежали непросмотренными годами. Кроме того, меня тревожил тот факт, что я давно не учился — нужно было вспоминать, каково это.
На самом деле обучение — дело привычки, и ко всему можно подстроиться со временем. Лекции можно посмотреть в метро или прослушать за рулём, если нет особого визуала в презентации. Конечно, приходится иногда выделить время в свои выходные, но когда идёшь учиться, должен это чётко осознавать.
Владимир Зайцев
Студент совместной онлайн-магистратуры «Продуктовый дизайн» Нетологии и ИТМО
Несмотря на свойственную мне целеустремлённость, я всё равно сомневался, смогу ли эффективно совмещать учёбу и работу. Однако с текущим расписанием у меня это получается. Да, моё свободное время сократилось, но я знаю, что магистратура даст мне больше возможностей, чем банальное ничегонеделание.
Я часто езжу в командировки, поэтому магистратура в онлайне — решение, которое помогает совмещать организацию концертов с учёбой. Если бы я был немного моложе и без работы, то мог бы учиться и в офлайн-магистратуре. Но с моей занятостью посещать бóльшую часть лекций и семинаров очно — нереально.
Было сразу ясно, что к поступлению нужно будет готовиться, так как в ИТМО высокие требования к знаниям абитуриентов и студентов. Мне хотелось оказаться среди этих людей, да и вариант «просто заплатить, поступить и вернуться за дипломом через два года» не мой. Кроме того, магистратура по продуктовому дизайну довольно редкая: в основном, чтобы обучиться этой специальности с нуля, нужно пройти бакалавриат.
Екатерина Алешина
Студентка совместной онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» Нетологии и Финансового университета
Учёба в специалитете была очень напряжённой, поэтому я долго сомневалась, нужна ли мне магистратура. Принять решение помогла мысль, что обучение поможет выполнить мою цель — освоить маркетинг и устроиться в фарм-компанию продуктовым маркетологом.
Я продолжаю работать коммерческим автором — конечно, с появлением магистратуры стала брать чуть меньше заказов, но пока это не особо критично. Возможно, я привыкла учиться в достаточно интенсивном режиме, поэтому мне не кажется катастрофой ситуация, когда после пары нужно потратить ещё полчаса или час между заказами на домашнее задание.
Никита Овчинников
Студент совместной онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» Нетологии и Финансового университета
Учиться в двух магистратурах и одновременно работать у меня получается, хотя иногда бывает сложно перестраиваться с одной программы на другую.
Обычно я работаю до 18:00 и только затем приступаю к учёбе. Один раз в неделю у меня пересекается расписание очной и онлайн-магистратуры, но лекции и мастер-классы последней можно посмотреть в записи. Помимо этого, чувствуется ежедневная поддержка со стороны руководителей образовательных программ и координаторов, которые помогают решать все вопросы.
Михаил Юнусов
Студент второго курса совместной онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» Нетологии и ИБДА РАНХиГС
Мозг сопротивляется: 2 года жизни и платная программа. Но у меня есть цель — запустить цифровой стартап, так что я морально подготовил себя в плане учёбы.
Боялся, что нужно будет сдавать вступительные экзамены и вспоминать математику, русский и другие предметы. Но всё оказалось проще: на вступительных нас попросили решить кейсы и объяснить, как бы мы поступили в той или иной ситуации и почему.
Мне удалось распределить загрузку по проектам так, чтобы оставалось много времени на учёбу. Иногда обучение занимает бóльшую часть дня — мозг закипает и не успевает вовремя разобраться в предмете. Но благодаря онлайну можно задать вопрос преподавателю в любое время, не только в рамках лекции или семинара.
Несмотря на то что я не пропустил ни одного занятия, я понимаю, что можно смотреть не все лекции и оставаться в контексте. У преподавателей со стороны РАНХиГС в основном академические предметы, а эксперты из Нетологии больше отвечают за практику и рассказывают о своём профессиональном опыте.
- Получите диплом высшего образования онлайн. Программы с ведущими государственными вузами России
- Стажировки в компаниях-партнёрах, преподаватели-практики, помощь с трудоустройством
- Поддержка на каждом этапе — вы всегда сможете задать любой вопрос и получить помощь
Баддинг и Random Coffee: как строится общение в онлайне
Задача образовательной платформы не только создавать вместе с вузами качественный и ориентированный на практику контент, но и помогать студентам в процессе обучения достигать своих целей и преодолевать трудности. В Нетологии за это отвечает команда сопровождения — её участники поддерживают студентов на протяжении всего обучения и помогают эффективно взаимодействовать с однокурсниками и преподавателями в онлайне.
Так, для учащихся придумали программу баддинга — неформального наставничества, где магистранты объединяются в мини-группы до пяти человек и помогают друг другу разбираться в вопросах, решать задания. Раз в две недели студенты созваниваются, чтобы обсудить прогресс и сложности в учёбе.
На программе «Управление цифровым продуктом» баддинг организован с участием студентов второго курса. Они уже знают, как устроена онлайн-магистратура, и научились совмещать учёбу с работой и личной жизнью, делятся советами и подбадривают в трудные моменты.
Помимо этого, практикуются встречи в формате Random Coffee: сервис подбирает студенту незнакомого однокурсника, с которым можно встретиться, выпить кофе и познакомиться в онлайне или вживую.
Подробнее о том, как работает служба сопровождения, мы рассказали в нашей предыдущей статьи.
Никита Овчинников
Студент совместной онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» Нетологии и Финансового университета
С одногруппниками мы крепко сдружились за время учёбы, несмотря на то что ни разу не виделись вживую. У нас есть общий чат, где мы помогаем друг другу, если возникают сложности по учёбе или нужен совет по карьерному развитию, делимся лайфхаками по выполнению домашних заданий.
Михаил Юнусов
Студент второго курса совместной онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» Нетологии и ИБДА РАНХиГС
Личные встречи укрепляют отношения между студентами, поэтому я решил инициировать одно из занятий с однокурсниками в настоящей университетской аудитории. Вспомнились забытые ощущения: напряжение и страх, что тебя в любой момент могут вызвать к доске. От онлайна таких впечатлений не бывает. Однако благодаря этой встрече мы смогли с однокурсниками из моей команды вживую обсудить и доработать учебный проект по созданию своего стартапа.
Владимир Зайцев
Студент совместной онлайн-магистратуры «Продуктовый дизайн» Нетологии и ИТМО
Преподаватели отвечают в Discord и в 23:00, и в час ночи. Некоторые готовы созвониться или списаться в своё рабочее время. С одногруппниками мы тоже хорошо общаемся — с некоторыми из них даже собираемся в коворкинге ИТМО, чтобы поработать вместе.
Денис Андреадис
Студент совместной онлайн-магистратуры «Управление проектами в IT и digital» Нетологии и ИБДА РАНХиГС
В групповых проектах нас делят на команды по три человека. Есть ребята, которые кооперируются по программе баддинга, но я предпочитаю всё решать самостоятельно. Если меня попросят о помощи, я помогу, но просить других не буду до последнего.
Конечно, хотелось бы больше общаться офлайн, но у всех семьи, работа и очень мало времени. В такой ситуации собираться и общаться хотя бы в онлайне — уже большая удача.
Резюмируем
Обучение в магистратуре — серьёзный шаг, перед которым необходимо трезво оценить свои силы, цели и загруженность, а также возможности, которые даёт магистратура. Опыт студентов онлайн-магистратур Нетологии показывает, что совмещать с учёбой полный рабочий день, семейные и другие обязательства — вполне реально. Конечно, понадобится время на адаптацию, но сам учебный процесс выстроен достаточно гибко:
- если не получается присоединиться к занятию по расписанию, всегда можно посмотреть трансляцию в записи;
- онлайн-чаты, программа баддинга и Random Coffee помогают знакомиться с однокурсниками ближе, расширять сеть контактов;
- преподаватели и команда сопровождения всегда на связи и отвечают на возникающие организационные и учебные вопросы.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.