Таргетолог — это диджитал-специалист, который настраивает рекламу в соцсетях, чтобы привлечь целевую аудиторию и увеличить продажи товаров и услуг.
Поговорили с Павлом Баракаевым, экспертом по таргетированной рекламе и веб-аналитике в eLama и автором курса «Таргетолог» в Нетологии, и задали ему 10 вопросов о профессии.
Я говорил с другом про кошачий корм, и тут же у меня в выдаче появилась реклама кормов. Это таргет?
Давайте сначала разберёмся, что такое таргетированная реклама и чем она отличается от контекстной. Все привыкли к этим понятиям, но по факту на 99% это одно и то же — отличаются лишь инструменты.
Контекстной рекламой мы называем рекламу из Яндекса и Google, а таргетированной ― из социальных сетей: ВКонтакте, Facebook, Instagram, TikTok и других.
Крупные корпорации стараются собрать максимум данных о нас, чтобы их использовать в рекламе. При этом есть предположение, что некоторые крупные компании расшифровывают голосовые сообщения, которыми мы обмениваемся в социальных сетях, и на основе данных, которые в них содержатся, показывается определённая таргетированная реклама.
Но, отвечая на заданный вопрос, скажу, что в 99 случаев из 100 это просто совпадение. Или человек — после разговора о корме со своим другом — совершил соответствующие целевые действия: например, зашёл на сайт, посвящённый кормам, или на разных площадках поискал информацию о кормах.
У всех уже баннерная слепота. Неужели таргетированная реклама работает?
Мы видим очень много рекламы, и чтобы мы не сошли с ума от этого, мозг помогает нам и ограждает от такой информации. Когда краем глаза мы замечаем рекламное объявление — стандартный текст, красивые картинки — мозг это идентифицирует как рекламу и даёт нам сигнал, что дальше читать это не нужно, смотреть на это не надо — и мы это пропускаем.
Баннерная слепота в рекламе играет очень большую роль. Но когда мы говорим об эффективности рекламы вообще и таргетированной рекламы в частности, мы сравниваем такие показатели, как потраченные на рекламу деньги и деньги, которые получили с этой рекламы.
И в этих расчётах таргетированная реклама чувствует себя прекрасно ? Она эффективна и при правильной настройке приносит бизнесу намного больше, чем он затрачивает на её запуск.
Баннерная слепота — феномен, при котором посетители веб-сайтов не замечают рекламные баннеры или объекты, похожие на них.
Если у Яндекса и Google есть готовые решения по таргету, зачем нужен специалист по таргетированной рекламе?
Да, везде уже есть готовые решения. И любая система стремится к тому, чтобы запустить рекламу было предельно просто. Это позволяет привлечь как можно больше людей, которые хотят запустить рекламу.
Но у любой автоматической стратегии есть определённые требования, ограничения, сложности — много нюансов, которые не позволяют масштабировать успех на любой бизнес.
Таргетолог ― это в целом специалист по рекламе. Специалист, опыт которого подсказывает ему, как правильно настраивать рекламу.
С помощью своего опыта и понимания механико-рекламных систем таргетолог более эффективно отрабатывает рекламный бюджет.
Например, предприниматель запускает какую-то автоматическую рекламу, тратит 500 рублей, получает одну продажу. То есть его продажа стоит 500 рублей. А таргетолог берёт эти же 500 рублей, настраивает рекламу вручную и получает, допустим, пять продаж → стоимость одной продажи составляет 100 рублей, что намного выгоднее для бизнеса.
Таргетолог более эффективно расходует средства на рекламу и более качественно выполняет KPI.
В какой соцсети таргет лучше работает?
Таргет работает хорошо везде. Но настраивать таргет нужно там, где находится целевая аудитория бизнеса.
Но поскольку чаще всего люди пользуются практически всеми социальными сетями, разумно настраивать рекламу везде.
Мне, например, нравится Facebook Ads, потому что позволяет получить максимум целевых действий при минимуме усилий — можно сказать, что это рекламная платформа для ленивых. Нужно лишь грамотно настроить рекламу, периодически проверять статус — и получать хорошие результаты. Там есть свои тонкости, которые стоит учитывать, но эта площадка — одна из самых эффективных.
Я очень люблю ВКонтакте — приятно, что эта социальная сеть родом из России, там есть свои интересные инструменты. ВКонтакте отлично работает в регионах и хорошо показывает себя с небольшими бюджетами.
TikTok — великолепная социальная сеть. Там тоже своя рекламная функция, свои особенности, плюсы и минусы — их нужно обязательно использовать.
Таргетолог изучает не какую-то одну соцсеть — он понимает, как запускать рекламу на всех площадках и когда лучше выбрать ВКонтакте, myTarget, TikTok или Facebook Ads.
Получается, на каждого человека в интернете есть база данных — и её используют для таргета?
Социальные сети обладают большим количеством знаний о пользователях, которые они обрабатывают и предоставляют рекламодателям. Но рекламодатели получают обезличенные данные: они не могут увидеть, что за вами, например, скрывается человек, который интересуется аниме. И это успокаивает 🙂
- Научитесь работать с рекламой в социальных сетях
- Попробуете запустить тестовые рекламные кампании — бюджет включён в стоимость курса
- Сможете пройти стажировку в агентстве Adventum
Успешная рекламная кампания ― это всегда дорого? Или можно обойтись парой тысяч рублей?
Да, в некоторых случаях успешную рекламную кампанию можно сделать за недорого.
Такое возможно, если:
- бизнес существует давно;
- есть наработанная база клиентов, которую можно использовать для таргета похожих аудиторий;
- есть квалифицированный дизайнер, который делает баннеры;
- есть хороший сайт.
С такими исходными данными стоимость заявок всегда будет дешевле.
Но не всё так однозначно. Если у компании дорогой товар или дорогие услуги, заявки не могут стоить дёшево.
Стоимость заявки из таргетированной рекламы примерно сопоставима со стоимостью заявок из других рекламных каналов. Да, может быть разница в 10‒30%, но разницы в десятки раз быть не может.
Стоимость таргетированной рекламы складывается из бюджета на размещение рекламы в соцсетях и работы таргетолога — при его наличии. Эта сумма делится на количество полученных заявок, и полученная цифра отображает реальную стоимость заявки из таргетированной рекламы.
Если мне нужны продажи вчера, а я запустил рекламу сегодня, она приведёт клиентов?
Скорее всего, нет.
В теории можно добиться результатов даже для таких экстремальных ситуаций. Например, в агентском бизнесе периодически случаются такие ситуации, когда приходит крупный клиент, которому нужно сделать всё очень срочно, очень быстро, и агентство берётся за задачу.
Но если нужен качественный результат, перед запуском рекламы стоит провести подготовительный этап. В него обычно входят анализ целевой аудитории, подготовка рекламных кабинетов и страниц к запуску, формирование и согласование различных гипотез, создание креативов, их тестирование. На подготовительный этап лучше выделить минимум пару недель.
Расскажите о самой запомнившейся ошибке
Да, был один случай, не самый весёлый. Я даже немного поседел, когда это случилось ?
Я тогда работал в крупном агентстве руководителем отдела таргетированной рекламы. Один из моих сотрудников запустил рекламу для одной компании. И так случилось, что он забыл настроить таргетинг и запустил рекламу на всю страну. Через 15 минут зашёл в рекламный кабинет проверить, всё ли в порядке, и увидел, что за эти 15 минут 80 000 рублей рекламного бюджета исчезли. Рекламу он остановил, но выражение его лица я помню до сих пор.
Можно ли обучиться настройке таргета самостоятельно?
В теории можно, а на практике сложнее.
Таргетолог ― это специалист, который не только настраивает рекламу в Facebook, но ещё и разбирается в стратегии и тактике использования таргетированной рекламы. Он умеет формировать медиапланы и продавать их клиентам, умеет общаться с клиентами. Таргетолог должен хорошо разбираться в веб-аналитике: ставить счётчики, настраивать цели, получать данные из систем аналитики, интерпретировать эти данные, чтобы получать новые гипотезы для последующей оптимизации рекламных кампаний.
Вот здесь и кроется определённая сложность. Учиться самостоятельно можно и нужно постоянно. Я, например, постоянно что-то читаю. Студенты Нетологии, которые учатся у меня на курсе, тоже постоянно что-то изучают. Но если учиться самостоятельно, можно упереться в потолок, связанный с мотивацией.
Поясню. Например, вы за раз освоили рекламный кабинет Facebook Ads Manager — вы молодец. Но потом вы смотрите на то, что ещё стоит изучить, и понимаете, что перед вами безграничный океан. И что конкретно в этом океане надо изучать, сложно понять. В этом случае может помочь преподаватель, который подскажет, что, к примеру, в веб-аналитике стоит изучить вот эти моменты, а в медиапланировании лучше сделать медиаплан с такой-то стороны, потому что так обычно делают на рынке.
Поэтому повторюсь, что да, можно, но это непросто. И чаще лучше потратить деньги и время на хороший курс, чем потратить гораздо больше времени и, скорее всего, и денег тоже на самостоятельное изучение предмета.
Как таргетологу много зарабатывать?
Чтобы таргетолог переступил некоторую ступень и перестал брать 10 000 рублей за настройку рекламы для одного клиента, ему нужно перестать смотреть на клиента как на источник создания рекламной кампании.
С помощью рекламы таргетолог помогает клиенту достичь определённых целей. Для этого нужно смотреть на задачи клиента, на его бизнес более комплексно — и находить более сложные решения, которые находятся на стыке разных рекламных каналов и веб-аналитики.
Такой подход позволит специалисту по таргетированной рекламе работать с более крупными клиентами — если он хочет работать как фрилансер.
Да и в агентстве тоже прекрасно развиваться — особенно в Москве, где таргетологам предлагают хорошую оплату труда. Например, junior-таргетолог получает от 40 000 рублей, middle-таргетолог — 60 000‒80 000 рублей, senior ― самый старший и самый опытный таргетолог ― получает 100 000‒140 000 рублей.
Кроме того, при наличии времени и желания таргетолог может брать дополнительные заказы и зарабатывать ещё 10 000‒30 000 рублей.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.