Маркетинг-микс

Маркетинг-микс — комплекс тактических маркетинговых инструментов, с помощью которых реализуется стратегия маркетинга компании. Все элементы, образующие маркетинг-микс, управляемы, поэтому, манипулируя ими, компания может удерживать стабильное положение на рынке и чутко реагировать на его изменения.

Маркетинг-микс включает в себя такие составляющие, как товар, цена, место продаж и продвижение. Совокупность базовых элементов, образующих маркетинг-микс — модель «4Р» («четыре П»): product, price, place, promotion.

В настоящее время маркетинг-микс предлагается дополнять такими элементами:

  • people (люди) — персонал, клиенты, т. е. все, кто прямо или косвенно задействован в процессе оказания услуг;
  • process (процесс) — последовательные действия по оказанию услуги;
  • physicalevidence (дословно — вещественные доказательства) — обстановка и атмосфера, в которой потребителю оказывается услуга, информирование потребителей об услуге и материальные предметы, помогающие продвигать услугу на рынке.

Таким образом, классический маркетинг-микс «4Р» становится неактуальным, а на смену ему приходит маркетинг-микс модели «7Р».

Но эта модель также не последняя — набирает популярность концепция маркетинга отношений, для которой необходимо введение еще одного элемента в систему маркетинг-микс — рartnerships (партнерство) — отношения производителей или поставщиков услуг с потребителями: длительные наблюдения и анализ всей доступной информации о клиенте, покупателе позволяют смоделировать личность каждого потребителя, что в конечном счете позволит контролировать и прогнозировать её поведение. В банковской сфере это уже практически обычное дело.

Есть ещё маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования — «4C».

По сравнению с теорией «4Р», осуществлён перенос якоря маркетинговой деятельности с продукта на потребителя:

  • (англ. Consumer) — Потребитель
  • (англ. Cost) — Стоимость
  • (англ. Convenience) — Удобство
  • (англ. Communication) — Коммуникации

Сообщите о предложении или проблеме