Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло

Нетология Современные профессии

Должность продуктового методолога появилась в Нетологии в июле 2021 года. Вскоре, уже через три месяца, сформировался целый отдел таких специалистов. Благодаря этому компании удалось по-новому взглянуть на взаимодействие сотрудников, повысить уровень образовательных программ и качественно улучшить опыт своих студентов.

Руководительница направления продуктовых методологов Нетологии Инна Ониашвили рассказывает, почему возникла необходимость в новой роли, как происходило её внедрение в производство образовательных курсов и чем этот опыт может быть полезен другим.


Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло

Инна Ониашвили

Руководительница направления продуктовых методологов в Нетологии

Как стало ясно, что Нетологии нужно преобразовать структуру проектировщиков курсов

В Нетологии функции методолога и методиста чётко разделены. Методологи создают методические стандарты, универсальные инструменты и фреймворки, ищут новые образовательные подходы, а методисты занимаются разработкой курсов и созданием образовательных материалов.

Несмотря на то, что и те и другие занимаются улучшением качества наших программ и образовательного опыта, раньше обе команды работали в разных отделах. Методологи — в учебной-методическом отделе (УМО), а методисты — в своих направлениях, которое мы называем бизнес-юнитами (БЮ). У нас их несколько: «Дизайн и UX», «Программирование», «Аналитика и Data Science», «Бизнес и управление», «Интернет-маркетинг», «Высшее образование» и другие. Это было оправдано: методист занимается производством контента — а значит, как мы думали, ему важно быть в синхроне с бизнесом.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло
Раньше учебно-методический отдел и методисты структурно не были связаны друг с другом

Все методические команды существовали автономно друг от друга. Каждая жила в собственном «маленьком методическом государстве» со своими подходами к проектированию программ. Между учебно-методическим отделом и всеми методистами очень не хватало плотной связки и единых процессов. Из-за этого мы сталкивались с рядом проблем.

Нам было сложно:

  • внедрять в курсы методические регламенты и стандарты;
  • сформировать единую систему качества и следовать ей при разработке каждой программы;
  • централизованно искать и внедрять новые образовательные решения;
  • выстраивать единые методические фокусы. Хотя мы все работали на общую цель — делать классные и качественные продукты;
  • синхронизироваться между большими командами. Порой мы вели несколько похожих методических проектов одновременно;
  • адаптировать методические инструменты под каждый продукт.

Помимо всего прочего, у многих методических команд не было тимлидов, то есть руководителей команд, которые могли бы управлять сотрудниками и их задачами.

Что мы сделали, чтобы наладить методическую работу и сформировать единую систему качества

Во-первых, придумали новую роль — продуктовый методолог. Внутри компании мы называем его «продмет». Продуктовый методолог совмещает в себе функции методолога и руководителя методистов.

Основные направления работы продуктового методолога:

  • внедрение методических стандартов УМО в курсы своего направления;
  • внедрение и адаптация методических инструментов;
  • управление командой методистов;
  • управление процессами разработки курсов.

Можно сказать, что эту роль мы придумали под себя. Как правило, в компаниях есть либо методолог, либо тимлид методистов, которого иногда называют старшим методистом, либо только методисты. А зачастую их вообще не различают между собой.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло
После появления продуктового методолога между всеми проектировщиками курсов появилась устойчивая связь

Во-вторых, объединили методологов, продуктовых методологов и методистов в один отдел — УМО.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло
Теперь общая оргструктура выглядит так

Какие задачи выполняет продуктовый методолог

Продуктовый методолог — комплексная роль. Этот специалист — одновременно методолог, руководитель и даже немного менеджер производственного процесса.

Методологические задачи:

  • участвует в разработке новых инструментов и методик совместно с методологами УМО;
  • адаптирует универсальные методические решения под особенности бизнес-юнитов и внедряет их;
  • исследует форматы и образовательные решения на рынке;
  • проверяет структуру программ и матриц компетенций, контролирует качество разработки контента;
  • анализирует качество продуктов с помощью доступных отчётов, на основе данных формирует и гипотезы по улучшению продуктов.

Управленческие задачи:

  • ставит методистам задачи по разработке образовательного контента и курсов;
  • распределяет рабочую нагрузку между всеми сотрудниками;
  • занимается развитием профессиональных компетенций сотрудников.

Производственные задачи:

  • разрабатывает совместно с методистом и продюсером роадмап разработки и доработки продукта, контролирует её реализацию;
  • выстраивает процессы работы с командой продюсеров и сопровождения бизнес-юнитов;
  • выстраивает и улучшает процессы производства контента;
  • следит за скоростью производства и производительностью педагогических дизайнеров.

Продуктовый методолог и его команда работают одновременно с двумя подразделениями: с учебно-методическим отделом, регламентирующим качество программ, и с бизнес-юнитом, то есть оунером образовательных продуктов (product owner).

Поэтому для нас продмет — это мостик между УМО и БЮ, между законодателем стандартов качества и бизнесом. Благодаря такой связке получается классный взаимообмен опытом между двумя отделами.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло
Продуктовый методолог и методист работают на стыке бизнеса и методологии

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло Ксения Игнатова

продуктовый методолог команды «Бизнес и управление» в Нетологии


Примерно 1,5 года назад я задумалась, кем хочу быть. За плечами был немалый опыт в образовании — 10 лет проектирования образовательных программ. Нетология предложила мне экспериментальную должность: подружить свой методологический бэкграунд с компетенциями управления методической командой.

Я не методист и не методолог, я на двух сторонах одновременно: и на стороне методического управления продуктом, то есть курсами, в БЮ «Бизнес и управление», и в то же время в учебно-методическом отделе.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло Дарья Борисанова

продуктовый методолог команды «Дизайн и UX» в Нетологии


Когда я проходила собеседование на позицию продуктового методолога в Нетологию, я позиционировала себя как тимлида методической команды и профессионала-методолога одновременно. И никак не могла принять решение, какую позицию я хочу: что-то про управление или что-то про углубленную специализацию в методологии? Ответ я получила на самом первом собеседовании. Мой будущий руководитель Инна Ониашвили сказала: «Выбирать не обязательно, можно совместить!».

Мои обязанности — отвечать за качество разработки образовательных программ на факультете «Дизайн и UX» и руководить командой методистов. Я становлюсь связующим звеном между УМО, где регламентируется качество и разрабатываются программы и контент, и бизнес-юнитом, который управляет продуктом.

И очень правильно, что я совмещаю это с ролью руководителя: будучи тимлидом, я понимаю особенности каждого сотрудника в моей команде, понимаю нагрузку, кому какой продукт поручить и кто в какой методологической разработке заинтересован.

В чём отличие продуктового методолога от классического методолога и методиста

Методист — тактик, он занимается разработкой курсов и учебных материалов с использованием готовых фреймворков и инструментов. Он погружён в отдельный продукт и всё про него понимает.

Методолог — стратег, который занимается созданием универсальных фреймворков и инструментов. Он отлично ориентируется в общих принципах андрагогики и педагогики, владеет методологией компании.

Продуктовый методолог — стратег, который отвечает за методологию своего направления, внедряет инструменты, разработанные методологом, и адаптирует их под особенности своей линейки. Также он руководит методистами и улучшает процессы разработки курсов.

Важно отметить, что участники не отделены друг от друга. В рамках различных методических проектов все они работают вместе и сообща.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло КСЕНИЯ ИГНАТОВА

продуктовый методолог команды «Бизнес и управление» в Нетологии


Недавно методистка из моей команды начала исследовать мотивацию студентов на одном из курсов нашего бизнес-юнита. Я увидела в ней этот интерес, и мы подключились к треку методологов, которые тоже занимались мотивацией. Мы вместе разработали карту, которая отображает поведение студента на курсе (SJM — Student journey map), и теперь проектируем комфортную образовательную среду для студентов. Наработки нашего совместного трека теперь можно масштабировать и использовать для продуктов других направлений.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло ДАРЬЯ БОРИСАНОВА

продуктовый методолог команды «Дизайн и UX» в Нетологии


Приведу в пример кейс. Методологи придумали рубрикатор для практических работ студентов. Очень классная идея — оформить все критерии оценки практической работы в оценочный лист и просить преподавателей давать фидбэк по нему. Такой инструмент поможет структурировать оценку и минимизировать субъективное восприятие оценивающих.

Мне важно посмотреть, насколько этот рубрикатор применим к курсам направления «Дизайн и UX». Я анализирую и понимаю, что:

а) аудитория наших курсов может негативно отреагировать на оценки в рубрикаторе, и нужно протестировать разные способы их выставления;

б) необходимо продумать алгоритм внедрения рубрикатора в наши курсы, в работу экспертов и методистов. И скорее всего, потребуется несколько вариантов.

В итоге я вместе с методистами кастомизировала «общенетоложную» методологическую разработку для своих продуктов. Мы протестировали рубрикатор и вместе с методологами УМО продумали план, как наша команда будет дальше развивать и видоизменять рубрикатор.

Какие результаты принесло появление роли продуктового методолога

Должность продуктового методолога существует в Нетологии уже больше года. Мы продолжаем формировать алгоритм совместной работы, и нам однозначно предстоит оттачивать процессы. Но классные и видимые результаты есть уже сейчас:

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло Методические команды разных направлений теперь работают по единым стандартам и синхронизируются между собой. Это получилось благодаря сформированной единой системе качества, налаженной коммуникации между продметами и в целом внутри УМО, а также совместным кросс-проектам, внутренним образовательным обучениям и мероприятиям.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло Мы работаем над качеством наших курсов в связке «методолог — продуктовый методолог — методист». Продмет помогает соединить обе стороны, чтобы совместно проводить методические эксперименты и внедрять новые механики в программы.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло Мы начали налаживать коммуникацию между учебно-методическим отделом, регламентирующим качество программ, и бизнес-юнитом, управляющим образовательными продуктами — продмет здесь тоже выступает как связующее звено между двумя отделами компании.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло Мы настроили чёткую работу внутри каждой методической команды: у всех методистов есть понятные приоритеты и задачи, руководитель помогает методистам выстраивать индивидуальный путь развития.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло Продмет в рамках своего направления контролирует качество образовательных программ, матриц компетенций и разработанного контента. Он следит, чтобы всё соответствовало единым критериям качества, которые мы сформировали совместно в УМО. Также он плотно работает с метриками и образовательной аналитикой — с помощью доступных отчётов он вместе с командой формирует гипотезы по улучшению курсов и занятий.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло Вместе с продметами мы начинаем улучшать производственный процесс: определяем оптимальные сроки разработки учебных материалов, работаем с блокерами, которые мешают методисту работать над контентом быстро и безболезненно, грамотно перераспределяем нагрузку и так далее.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло Профессия

Методолог

Узнать больше

  • Научитесь разрабатывать новые методики обучения и задавать методические стандарты
  • Узнаете, как разрабатывать авторские методики и фреймворки
  • Спроектируете путь студента с учётом мотивационных спадов и подъёмов

Как опыт Нетологии может помочь другим компаниям

Наш опыт внедрения новой роли может помочь образовательным проектам, у которых есть несколько направлений обучения и, соответственно, несколько методических команд. Продуктовый методолог в таком случае будет развивать методологию и качество программ своей линейки, искать форматы и подходы, которые лучше всего подходят специфике направления, а также управлять командой и выстраивать процессы методической разработки.

Стоит отметить, что отдельная роль продуктового методолога подойдёт большим командам, где уже виден или прогнозируется рассинхрон между потребностями бизнеса и методологией. Если проект вырос настолько, что команды спорят о понятии «качество образования», если возникает потребность синхронизировать команды разных продуктов — или, как в нашем случае, даже факультетов — и методологический отдел, то опыт Нетологии может быть полезен.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло

Инна Ониашвили

Руководительница направления продуктовых методологов в Нетологии

Оцените статью

Средняя оценка 4.9 / 5. Всего проголосовало 26