Изменения в сфере маркетинга после введения санкций: какие специалисты востребованы, какие навыки нужны, как будет развиваться рынок

Изменения в сфере маркетинга после введения санкций: какие специалисты востребованы, какие навыки нужны, как будет развиваться рынок

Нетология Разобраться

Крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга hh.ru и образовательная платформа Нетология провели исследование по изменениям, которые произошли в сфере интернет-маркетинга после введения санкций в отношении России в 2022 году.

Какие специализации и навыки стали более востребованными, какое развитие рынка нас ждёт, собираются ли компании выходить на международные рынки и нанимать соответствующих специалистов по маркетингу — об этом и не только в конспекте ключевых результатов исследования от редакции Медиа Нетологии.

Для сравнения спроса и предложений на рынке труда исследователи опирались на показатели за март-ноябрь 2021 и 2022 годов, если в тексте не указано другое.

Изменения в сфере маркетинга после введения санкций: какие специалисты востребованы, какие навыки нужны, как будет развиваться рынок

редакция
медиа нетологии

Обзор вакансий и резюме в сфере интернет-маркетинга

В марте 2022 года началось уменьшение спроса на маркетологов, а его восстановление — в августе. Наивысшие показатели пришлись на октябрь и ноябрь: число вакансий выросло на 42% и 79% соответственно по сравнению с 2021 годом.

Прирост год к году по вакансиям составил 10,8%, по резюме — 200,2%. Больше всего резюме опубликовали в ноябре 2022 года — более 547 тыс.

Сильнее всего кризис повлиял на спрос на директоров по маркетингу. Падение год к году с марта по октябрь 2022 года в среднем составило 48%. При этом предложений от кандидатов стало в 2,7 раза больше год к году.

Интернет-маркетологи также столкнулись с отрицательной динамикой вакансий. Наибольший спад произошёл в апреле с -25,7% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году. В октябре 2022 года спрос практически достиг прежних показателей, а в ноябре число вакансий для интернет-маркетологов приросло сразу на 22,4%. Год к году спрос упал на 7,8%. Число резюме после введения санкций выросло более чем в три раза.

Меньше пострадали SMM- и контент-менеджеры со снижением вакансий на 6% год к году и PR-менеджеры — на 8,4%. На рынок труда на первые две позиции вышло в 4 раза больше соискателей, чем в 2021 году, а на PR-роли — больше чем в 5 раз.

Количество вакансий копирайтеров, редакторов и корректоров упало только на 1%, но количество резюме этих специалистов увеличилось в 4 раза по сравнению с 2021 годом.

Единственными специалистами, спрос на которых практически не падал и в целом продолжал расти, стали маркетинговые аналитики. Наибольший рост вакансий пришёлся на март (33,3%) и ноябрь (25,5%). Прирост год к году составил 9,6%. Однако и здесь в 2022 году размещённых резюме оказалось почти в 6 раз больше, чем годом ранее.

Если говорить про профессиональный уровень, самыми востребованными (+10,2%) оказались специалисты с опытом от года до трёх лет. По числу соискателей эта группа также лидирует с 3-кратным увеличением количества резюме. А вот для начинающих специалистов без опыта работы число вакансий снизилось на 9,3%.

Какие требования к маркетологам указывали работодатели

Самым популярным — работодатели упоминали его в 2,5 раза чаще, чем в 2021 году — стал навык работы в условиях многозадачности.

Далее следуют:

  • умение работать с большим объёмом информации (+53,2%);
  • работа в команде (+47,4%);
  • деловое общение (+39,6%);
  • аналитическое мышление (+37,4%).

Среди других требований — поиск и привлечение клиентов, презентация, анализ рынка, написание текстов и другие.

Какие тренды в маркетинге выделяют эксперты

Из-за ухода популярных маркетинговых инструментов специалисты стали активно работать с доступными сервисами и площадками, такими как Telegram, ВКонтакте, Дзен, Одноклассники, TenChat, Пульс. Сами сервисы развивают свои продукты: например, некоторые отмечают, что стало проще работать с контекстной рекламой в Яндекс Директе.

Особое внимание уделяется SEO. Чтобы оставаться конкурентоспособными, компаниям стоит больше вкладываться в создание качественного контента и креативов — и в целом в развитие бренда.

Приведём некоторые мнения экспертов рынка:

Изменения в сфере маркетинга после введения санкций: какие специалисты востребованы, какие навыки нужны, как будет развиваться рынок
Изменения в сфере маркетинга после введения санкций: какие специалисты востребованы, какие навыки нужны, как будет развиваться рынок
Изменения в сфере маркетинга после введения санкций: какие специалисты востребованы, какие навыки нужны, как будет развиваться рынок

Опрос работодателей: какие специалисты-маркетологи были наиболее востребованы после февраля 2022 года

По сравнению с периодом до введения санкций больше всего вырос спрос на продакт-маркетологов — на 11%. На 8% увеличился спрос на бренд-менеджеров. На комьюнити-менеджеров и веб-аналитиков — на 4% для каждой роли.

Если смотреть в целом результаты по востребованным специалистам после введения санкций, картина такая:

Изменения в сфере маркетинга после введения санкций: какие специалисты востребованы, какие навыки нужны, как будет развиваться рынок
Указанный в плашке % показывает спрос на специалистов, а рядом — его динамика по сравнению с периодом до санкций

Популярность роли менеджера маркетплейсов объясняется тем, что особенно новые бренды быстрее развиваются на маркетплейсах. В основном бизнесу нужны универсальные специалисты, которые могут заполнять карточки товаров, управлять товарными запасами, работать с отчётностью.

Изменения в сфере маркетинга после введения санкций: какие специалисты востребованы, какие навыки нужны, как будет развиваться рынок Профессия

Менеджер
по маркетплейсам

Узнать больше

  • Научитесь работать с Ozon, Wildberries, Яндекс Маркетом, Lamoda, СберМегаМаркетом, AliExpress
  • Зарегистрируетесь на маркетплейсе, создадите карточки товаров, сформируете поставки, разберётесь в аналитике и SЕО
  • Начнёте эффективно продавать свои товары на площадках и сможете брать первые проекты через 2 месяца обучения

На какие навыки сотрудников работодатели обращают больше внимания и готовы ли повышать зарплату за них

70% участников опроса обращают внимание как на профессиональные, так и на личные качества кандидатов на должность.

41% респондентов ищет специалистов с широкими компетенциями, а 26% — узкоспециализированных. При этом обе группы работодателей не готовы увеличивать зарплаты за требуемые навыки.

Изменения в сфере маркетинга после введения санкций: какие специалисты востребованы, какие навыки нужны, как будет развиваться рынок

34% опрошенных высказали готовность увеличивать зарплаты как универсальным сотрудникам (19%), так и узкоспециализированным (15%).

Изменения в сфере маркетинга после введения санкций: какие специалисты востребованы, какие навыки нужны, как будет развиваться рынок
Примеры запросов компаний на кросс-навыки

Что касается самих специалистов по маркетингу, 32,6% респондентов пришли на повторное обучение, чтобы освоить смежные маркетинговые навыки и стать таким образом более востребованными специалистами.

Собираются ли компании нанимать сотрудников в сфере международного маркетинга

63% респондентов планируют выходить на международные рынки в ближайшее время.

57% из них хотят нанять отдельного специалиста для этого, оставшиеся — передать эту функцию в качестве дополнительной нагрузки уже работающему сотруднику.

Портрет студентов Нетологии на курсах по маркетингу

Больше всего в 2021 и 2022 годах обучались люди в возрасте 25–35 лет — 51,8% и 50,7% от общего числа студентов соответственно.

Следующая группа — обучающиеся 36–45 лет (26% в 2022 году) и 19–24 года (14,3% в этом же году).

Интересно, что в 2022 году в 34 раза увеличилось количество студентов школьного возраста до 18 лет включительно. Правда, эта категория небольшая и составляет 1,7% от всех студентов курсов направления «Интернет-маркетинг».

В 4,4 раза увеличилась и группа людей 46–55 лет.

В 2022 году в топ-5 популярных курсов вошли:

  • «Менеджер по маркетплейсам»,
  • «Интернет-маркетолог»,
  • «Директор по интернет-маркетингу»,
  • «Копирайтер»;
  • «SMM-менеджер».

Если говорить о целях обучения, большинство (49,6%) планирует по окончании курсов найти новую работу. Развиваться в текущей профессии хочет 28,6%. На третьем месте — желание приобрести навыки, которые позволят начать новый проект или перейти на фриланс (14,7%).

Среди других, реже встречающихся целей — любознательность и желание узнавать новое, создание или расширение портфолио, нетворкинг.


Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Оцените статью

Средняя оценка 4.5 / 5. Всего проголосовало 12