Как выбрать эксперта для онлайн-школы и снять качественный курс с его участием

Как выбрать эксперта для онлайн-школы и снять качественный курс с его участием

Разобраться

Каждый продюсер онлайн-школы рано или поздно сталкивается с проблемами при поиске экспертов. Один — сильный профессионал, но подаёт материал так, что студенты засыпают через пять минут. Другой отлично знает тему, но говорит медленно, постоянно запинается и сбивается с мысли. Третий харизматичен и хорошо смотрится в кадре, но слабо разбирается в материале. А те, кто сочетает в себе опыт, профессионализм, классную подачу материала и харизму, работают у конкурентов и уходить не собираются.

Студия видеопродакшена Videoset-insta снимает курсы для разных онлайн-школ и подбирает специалистов для собственных проектов. Руководитель студии Анна Хлебникова рассказывает, как выбрать эксперта и записать его лекции, чтобы курс получился классным.

Как выбрать эксперта для онлайн-школы и снять качественный курс с его участием

Анна Хлебникова

Основательница студии видеопродакшена Videoset-insta

Идеальный эксперт для онлайн-школы — какой он?

Опытный, хорошо знающий тему. Проверить это несложно: нужно узнать, какое образование получил эксперт, сколько лет он работает в своей сфере, рекомендуют ли его заказчики, есть ли у него собственные методики. Стоит почитать его статьи и посты, посмотреть его выступления и узнать, приглашают ли его на конференции.

Если в команде работает профессионал из той же сферы, он может проверить знания кандидата.

Харизматичный и привлекательный. Важный момент: камера любит не всех. Бывает, что красивый человек в кадре выглядит плохо, поэтому под привлекательностью в первую очередь подразумевается киногеничность.

На харизматичного эксперта приятно смотреть, его нравится слушать, он с лёгкостью привлекает и удерживает внимание аудитории.

С хорошо поставленным голосом, умеющий подавать материал. У такого эксперта прекрасная дикция, он не экает и не мекает. Речь чистая и правильная, без слов-паразитов. А ещё он отлично умеет доносить информацию: структурированно, доходчиво, без лишних лирических отступлений.

Этот критерий, как и умение держаться в кадре, тоже можно проверить. Если у эксперта есть вебинары, видеоблог, он записывал курс или выступал на конференциях — смотрим ролики с его участием. Если видеоматериалов нет, нужно попросить кандидата записать короткое тестовое видеозанятие, буквально на 5–10 минут. Этого достаточно, чтобы оценить, как преподаватель держится в кадре, как говорит, умеет ли объяснять материал, в какой манере подаёт тему.

Другой вариант — попросить эксперта провести закрытый вебинар для сотрудников онлайн-школы. Это позволит увидеть, как специалист взаимодействует с чатом, подаёт информацию в режиме реального времени, как реагирует на неудобные вопросы, укладывается ли в отведённый отрезок времени.

С мощным социальным капиталом. У кандидата хорошо развиты соцсети, он выступает на крупных конференциях, публикует статьи на разных площадках.

Это важно по двум причинам:

  • если эксперт известен, привлечь людей на курс с его участием будет намного легче;
  • специалист сможет прорекламировать курс на свою аудиторию — уже лояльную и готовую учиться.

Что делать, если эксперт не идеален

Это нормально — очень мало харизматичных красавцев с прекрасной дикцией, преподавательским талантом, множеством подписчиков и глубоким знанием темы.

Всё зависит от того, каким критериям специалист не соответствует.

Если у него нет опыта и знания темы — я категорически не рекомендую с ним работать. Люди, которые пересказывают чужие материалы, ведут курсы и по английскому, и по С++, и по макияжу, начинают преподавать после трёх месяцев поверхностного изучения темы, — это инфоцыгане.

Если же эксперт — сильный профессионал, недостатки поправимы.

Разберём разные ситуации ↓

Эксперт онлайн-школы не раскручен

Это случается часто: многие сильные специалисты не умеют или не хотят продвигаться на рынке, либо у них просто нет времени, чтобы вести соцсети, выходить в прямые эфиры, участвовать в нишевых конференциях и писать статьи для СМИ.

Есть несколько вариантов решения проблемы:

  • Онлайн-школа с сильным брендом сама может раскрутить эксперта: выпустить публикации с его участием на своих площадках, пригласить его на прямые эфиры, организовать открытые занятия, написать посты о нём.
  • Онлайн-школа может заказать продвижение для эксперта и помочь ему с раскруткой соцсетей.
  • Организовать для специалиста интервью с популярным человеком. Пусть звезда выступает в качестве интервьюера — это поможет быстро подогреть интерес к эксперту.
  • Если у школы есть популярный эксперт в той же нише, можно поставить его на онлайн-курсе в пару к новичку. Так будет легче раскрутить и курс, и нового преподавателя.

Вкладываться в продвижение эксперта особенно выгодно, если с ним планируется сотрудничать долго.

Информацию из эксперта приходится вытягивать клещами

Особенно часто это случается, если человек боится камеры и очень волнуется на съёмках.

В этой ситуации можно использовать телесуфлер: эксперт будет читать текст с экрана. Если как следует отрепетировать запись с телесуфлером, преподаватель научится говорить естественно, а не просто читать с экрана.

Но иногда и это не спасает. У нас был случай, когда эксперт волновался до такой степени, что не мог прочитать им же написанный текст с телесуфлера. В таких ситуациях помогает другой человек. В нашем случае напротив эксперта, возле камеры встал методист — он задавал вопросы, а преподаватель отвечал. Смотрел он в камеру, а общался не с невидимой аудиторией, а со своим коллегой. На монтаже вопросы методиста мы, конечно, вырезали.

Ещё один вариант для таких случаев — записывать видеоуроки в формате интервью. Хороший собеседник сможет разговорить эксперта, задавать ему вопросы, как если бы это делали студенты, и получатся живые, интересные, классные видео.

Эксперт не красноречив

Здесь может быть много вариантов: слова-паразиты, плохая дикция, длинные паузы и привычка заполнять эти паузами звуками «эээ» или «ммм», неприятный голос, заикание и многое другое.

Часть таких сложностей решается монтажом: мы просто вырезаем из видео все лишние паузы, оговорки и прочее. Правда, на вебинарах и прямых эфирах эксперта всё равно будет трудно слушать.

В некоторых случаях преподавателю стоит пройти курсы ораторского мастерства, поработать над постановкой голоса, обратиться к логопеду. Если помочь эксперту подготовиться к съёмкам, это пойдёт на пользу онлайн-курсу.

У эксперта неподходящая внешность

Или его просто не любит камера — так бывает.

Некоторые особенности внешности может исправить стилист-визажист с помощью правильно подобранной причёски, одежды, макияжа. Это касается и мужчин: например, хорошие косметические средства скроют дефекты кожи.

Поможет и оператор: выберет удачный ракурс для съёмки и подходящий план. Например, если эксперт стесняется своего живота, можно снимать от груди. Есть и режиссёрские приёмы, которые помогают красиво снять эксперта с особенностями внешности.

В некоторых ситуациях приходится прибегать к более серьёзным мерам. Пример из практики: когда я работала на телевидении, в одну из наших программ в качестве ведущего очень хотел попасть политолог. Он был сильным экспертом, но — с коричневыми зубами. Сниматься его не пускали, и никакой визажист не смог бы добиться, чтобы в кадре у эксперта была прекрасная улыбка. Желание стать телеведущим победило: эксперту поставили виниры. Кстати, на телевидении такое случается сплошь и рядом — ради красивой картинки приходится постараться.

Если все эти варианты не подходят, можно показывать эксперта в кадре по минимуму или не показывать вообще. Пусть большую часть времени на экране будет другой видеоряд, инфографика, презентация.

Как выбрать эксперта для онлайн-школы и снять качественный курс с его участием Профессия

Продюсер онлайн‑курсов

Узнать больше

  • Освоите пошаговый алгоритм запуска образовательных проектов
  • На практике научитесь анализировать рынок онлайн-образования и формировать стратегию запуска курсов
  • Сможете пройти стажировку и вести проекты во время обучения

Как записывать видеолекции для онлайн-школы: основы работы с экспертами

После того, как поиск эксперта увенчался успехом, настаёт время подготовки преподавателя к записи занятий.

Хорошая подготовка — это 80% успеха.

Большинство специалистов не любят сниматься. Я работаю в сфере видеопродакшена больше 20 лет и вижу это постоянно: люди волнуются и боятся камеры, они зажаты, напуганы, у них дрожит и срывается голос, а материал вылетает из головы. В кадре это сразу бросается в глаза, поэтому важно позаботиться о том, чтобы человек чувствовал себя комфортно на съёмочной площадке.

Расскажу, как это сделать.

Знакомим эксперта со студией

При съёмках в арендованной студии хорошо, если преподаватель сможет приехать туда заранее, за несколько дней: посмотрит, как удобнее доехать, где парковка, где находится сама студия, как она обустроена, где гримёрка и туалет, как выглядит съёмочная площадка. Это поможет ему избавиться от огромного стресса, связанного с работой в незнакомом месте.

Если запись происходит в офисе или у эксперта дома (так тоже бывает), стоит заранее всё обустроить. Аппаратура преобразит помещение — к ней нужно привыкнуть. Чем больше времени на привыкание будет у преподавателя, тем спокойнее он почувствует себя на съёмках.

На площадку в достаточном количестве нужно принести воду. У спикера должна быть возможность пить столько, сколько нужно, чтобы не пересыхало горло.

Прорабатываем образ эксперта

Преподаватель должен себе нравиться — это обязательно! Если все его мысли заняты тем, как он выглядит в кадре, если одежда неудобная, а обувь жмёт, если некомфортно, — он не сможет записать видеолекции качественно.

У каждого человека есть образ самого себя — то, какими мы себя представляем. И когда наш внешний вид и голос на видео этому образу не соответствуют, мы ужасаемся: «Что, у меня действительно такой отвратительный голос? И я вот так двигаюсь? И фигура, и лицо такие пухлые? Какой кошмар!». Это сильный стресс, который может усилить страх камеры многократно, и человек не захочет «позориться снова».

Поэтому стоит понять, каким эксперт себя видит. Подобрать образ — одежду, причёску, макияж, — который одновременно соответствует профессии или статусу и подходит самому преподавателю.

Кроме того, перед съёмками специалист обязательно должен делать артикуляционную гимнастику, чтобы голос звучал лучше.

Также стоит сделать тестовую съёмку на несколько минут, чтобы эксперт увидел, как он выглядит в кадре, и понял, что нужно изменить.

Как прорабатывать артикуляцию, можно посмотреть в статье «Как уверенно и красиво говорить на камеру — развиваем ораторское мастерство».

Приглашаем на съёмки методиста или продюсера онлайн-школы

Даже опытному эксперту сложно держать в голове большой объём материала, особенно если за день ему предстоит снять 5–10 уроков. Структура каждого урока, тезисы, текст для телесуфлера должны быть готовы к моменту съёмок.

Важно, чтобы эксперт не переживал из-за организационных моментов. Лучше, чтобы ими занимался продюсер: проследит, что структура верная, текст для телесуфлера есть, всё подготовлено. А методист напомнит, как нужно приветствовать зрителей и подводить итоги урока, проведёт репетицию, поправит эксперта, если нужно иначе подавать материал. Будет поддерживать в процессе съёмок, а перед записью следующего урока достанет листы со структурой и вместе с преподавателем пробежится по основным тезисам.

Такая поддержка очень полезна — благодаря ей эксперту гораздо легче сниматься.

Проводим репетицию

Чем тщательнее эксперт подготовится к записи, тем больше лекций получится снять за один день и тем раньше будет готов монтаж.

Репетиции особенно важны, если эксперт будет выходить в прямой эфир или вести вебинар, открытое занятие. Чем короче выступление, тем больше внимания нужно уделить репетициям — иначе преподаватель не сможет дать информацию быстро и структурированно, без пауз и запинок. Методологу или продюсеру лучше присутствовать на репетиции и подсказывать, как можно улучшить выступление.

Даём эксперту отдохнуть перед съёмками

В день записи лекций стоит воздержаться от репетиций, других важных дел или волнительных событий. Не нужно просыпаться с утра пораньше и повторять материал до самых съёмок — к началу записи эксперт будет измотан.

Советую напомнить преподавателю простые правила ↓

  • Поесть лучше за 2 часа до начала съёмок. Можно взять с собой небольшой перекус, но наедаться нельзя, иначе сниматься будет трудно.
  • Обязательно выспаться! Не рекомендую начинать съёмки в 8–10 утра, особенно если до студии далеко ехать. Накануне эксперту следует лечь пораньше, а не повторять материал до самой ночи. Да и голосу с утра нужно проснуться 🙂
  • Настроиться на лучшее: погулять, принять ванну, думать о том, как отлично всё пройдёт на съёмках.

Команде онлайн-школы стоит позаботиться о том, чтобы эксперт получал удовольствие от записи лекций. Хвалите, делайте комплименты, улыбайтесь, шутите. Чем позитивнее настроены участники процесса, тем лучше. И съёмка пройдёт быстрее и легче, и эксперт будет настроен позитивно — на видео это заметно, и ученики это увидят. Да и в целом спикер будет меньше бояться съёмок, а значит, запись дальнейших материалов пройдёт хорошо.

Награждаем эксперта за съёмки

Или стоит напомнить, чтобы он наградил себя сам: например, сходил в спа-салон, если ему давно этого хотелось.

Награда важна: она закрепляет ощущение, что съёмки — это классно и весело. Тем более эксперт эту награду заслужил. Поверьте моему опыту, сниматься на камеру ничуть не легче, чем выступать в зале перед большой аудиторией. Это трудно, это выматывает, поэтому наградить за такой труд нужно обязательно.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Как выбрать эксперта для онлайн-школы и снять качественный курс с его участием

Анна Хлебникова

Основательница студии видеопродакшена Videoset-insta

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 12