Как Нетология следит за качеством образовательного контента

Как Нетология следит за качеством образовательного контента

Нетология

Сегодня в Нетологии несколько сотен курсов, над проектированием которых трудится большая команда специалистов. Одно из ключевых требований к образовательному контенту — высокий уровень качества. Стремление к этому продиктовано заботой о студентах, которые становятся всё взыскательнее и справедливо претендуют на то, чтобы обучение было не просто интересным, но приносило реальную пользу и помогало добиваться поставленных целей.

Руководительница направления продуктовых методологов Нетологии Инна Ониашвили рассказала, почему в компании возникла необходимость в специальной системе аудита образовательного контента, как её внедряли и какую пользу это принесло.


Как Нетология следит за качеством образовательного контента

Инна Ониашвили

Руководительница направления продуктовых методологов в Нетологии

Почему мы решили разработать систему оценки качества образовательного контента

На сегодняшний день в Нетологии более 300 курсов, включая платные и бесплатные программы. Они распределяются между несколькими направлениями: «Дизайн и UX», «Программирование», «Аналитика и Data Science», «Бизнес и управление», «Интернет-маркетинг», «Высшее образование» и другими. Над продуктами трудится большая команда педагогических дизайнеров — более 50 специалистов.

Качество обучения у нас всегда стояло в приоритете. Но три года назад, когда количество курсов и педагогических дизайнеров начало расти, внутри команд стал назревать рассинхрон в ви́дении качественной программы.

Мы столкнулись с тем, что каждая команда разрабатывает программы и учебные материалы по-своему. Конечно, каждый специалист при создании курса обязательно руководствуется правилами проектирования образовательных программ, но несмотря на это, контент даже внутри одного направления мог получаться разным:

  • иногда отличалась структура программ и занятий;
  • не было единого подхода к выбору форматов обучения;
  • логика построения вебинаров и видеолекций могли отличаться;
  • презентации и визуальные материалы были собраны по-разному;
  • могли отличаться инструкции к домашним заданиям и тестам;
  • объём и продолжительность занятий сильно варьировались от курса к курсу.

У всех направлений своя специфика обучения и особенности целевой аудитории, которые нужно и важно учитывать. Однако мы поняли, что нам нужен общий фундамент, который объединял бы все курсы компании и задавал бы единую планку качества.

Обучение дизайну интерфейсов отличается от обучения Python-разработке, но общие принципы всё же есть: как мы формулируем образовательные результаты, как выбираем форматы, как выстраиваем структуру занятия, как создаём презентации и так далее.

Пока мы не зафиксировали и не согласовали со всеми единые правила работы, результат получался непредсказуемым, несмотря на экспертность каждого конкретного сотрудника.

Мы решили выстроить единую систему качества программ — в компании с большим объёмом курсов, с большой командой педдизайнеров, которые на тот момент работали в отдельных обособленных командах и мало взаимодействовали между собой. Отсюда начался долгий и сложный путь длиной в два с половиной года.

Каким был процесс до введения новой системы аудита

Педагогический дизайнер разрабатывал программы и материалы вместе с экспертом. Он опирался на принципы педагогического дизайна, на своё личное ви́дение и ви́дение эксперта, как должна выглядеть программа, занятия и практика к ним. Порой эксперт мог настоять на своей структуре занятия и своём формате презентации, которые могли выглядеть иначе, чем остальной материал в курсе.

Как Нетология следит за качеством образовательного контента
Так алгоритм работы над курсом выглядел три года назад

В процессе создания материалов у педагогического дизайнера мог замылиться глаз — так бывает, и это естественно. Когда долго работаешь с материалом, со временем сложнее смотреть на курс глазами студента и видеть в нём слепые пятна. Порой из-за быстрой разработки, множества курсов или усталости невольно можно было что-то упустить или не заметить.

Унифицировать работу всей методической команды на тот момент было трудно. Регламентирующие качество методологи УМО и разрабатывающие программы педдизайнеры работали в разных отделах и не были структурно связаны между собой. Каждая команда жила в своём «методическом государстве» со своими правилами.

Кстати, в июле 2021 года в Нетологии появилась должность продуктового методолога, а спустя три месяца сформировался целый отдел таких специалистов. Благодаря им компании удалось по-новому взглянуть на взаимодействие сотрудников, повысить уровень образовательных программ и качественно улучшить опыт своих студентов.

Подробнее об этом опыте Инна Ониашвили рассказала в статье «Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло».

Как внедрялась новая система  аудита — хронология, успехи и трудности

2020 год — создали единый чеклист качества программы

Мы — методологи УМО — решили исправить проблему, собрав большой чеклист качества образовательной программы. Он содержал в себе все базовые критерии, касающиеся:

  • структуры программы, её связности и логичности;
  • качества проработки целей и образовательных результатов;
  • целесообразности выбора форматов теории и практики, разнообразия выбранных форматов;
  • равномерности учебной нагрузки;
  • качества материалов — видео, вебинаров, воркшопов, домашних заданий, тестов, дипломных проектов;
  • образовательной среды и мотивации.
Как Нетология следит за качеством образовательного контента
Фрагмент чеклиста Нетологии для аудита

Что получилось: за несколько подходов УМО собрал большой чеклист аж на 90+ критериев. Многие коллеги откликнулись на чеклист позитивно, оценили его детализацию и масштаб, увидели в нём полезного помощника.

Трудности, с которыми столкнулись: собрать классный артефакт — это, конечно, здорово и тоже очень важно. Думаю, для работы в небольшой команде этого было бы достаточно. Но в нашем случае внедрить чеклист и сделать его рабочим инструментом было не так просто. Команды продолжали работать по-своему и расценивали чеклист как рекомендательный, а не обязательный документ.

2020 год — организовали аудит программ по единому чеклисту

Чтобы чеклист стал рабочим инструментом, мы решили провести аудит курсов Нетологии. Поставили перед собой цель проверить флагманские курсы и курсы, где были сильные колебания по образовательным метрикам. Мы хотели помочь командам улучшить продукты и постепенно привести их к единым стандартам.

Оценку по чеклисту проводили методологи УМО — сотрудники, которые не участвовали в создании курса и могли оценить его критически и со стороны.

Также мы продвигали чеклист как инструмент для самопроверки, который помогает педдизайнеру на старте создания или переработки своего курса.

Что получилось: за полгода проверили 30+ продуктов, внесли в курсы доработки.

Трудности, с которыми столкнулись: во время аудита поняли, что многих недочётов и ошибок можно было избежать ещё на этапе создания курса, и мы сейчас вкладываем ресурсы в доработку того, что стоило учесть на старте. Для самопроверки чеклист всё ещё использовался не системно.

2021 год — запустили единый производственный процесс, внедрили обязательный этап проверки качества

Мы решили проверять качество материалов ещё на старте разработки — то есть, проверять занятия ещё до того, как пройдёт съёмка урока и материал будет загружен в кабинет студента. Проверять задачи должны были методологи УМО и руководители методических команд.

Стало ясно, что вручную организовать такую тщательную проверку — нереально. Поэтому для управления задачами мы перевели весь производственный процесс в единый трекер в ПланФикс, куда нужно заводить каждое разрабатываемое занятие. ПланФикс напоминает Trello, состоит из канбан-доски и карточек. Каждая задача проходит через этапы «В работе», «Проверка УМО», «На доработке» и так далее.

Как Нетология следит за качеством образовательного контента
Трекер производственного процесса аудита

После того как педдизайнер завершил разработку черновика, задача падает на проверку и только потом двигается дальше на редактуру, дизайн, съёмку и загрузку в кабинет студента.

Что получилось: мы объединились и сделали единый масштабный процесс разработки программ, благодаря которому можем управлять качеством ещё на старте создания курса. Получили массу дополнительных преимуществ — благодаря нововведениям мы теперь можем системно управлять объёмом и скоростью нашей работы.

Трудности, с которыми столкнулись:

  • Внедрение происходило очень долго — больше полугода ушло только на выстраивание системы и переход команд. Не обошлось без технических багов и головоломок.
  • Мы не очень убедительно объяснили коллегам новый процесс на ранних этапах. Этап проверки увеличивал разработку на несколько рабочих дней, из-за этого многие сотрудники сопротивлялись нововведениям. Были те, кто расценивал проверки как лишний надзор, а не поддержку. Приходилось много и долго работать над тем, чтобы донести ценность проверок качества.
  • Методологи и руководители не могли охватить весь объём задач на проверку, их количество от месяца к месяцу росло. Сотрудникам приходилось совмещать проверку с основными задачами. Это был, пожалуй, один из самых сложных этапов.

2022 год — создали команду по управлению качеством, внедрили план по сокращению процента доработок

Наш процесс окончательно сформировался и теперь выглядит так. Все этапы проходят в едином производственном трекере.

Как Нетология следит за качеством образовательного контента
Так алгоритм работы над курсом выглядит теперь

Мы собрали отдельную команду ревьюеров — специалистов по оценке качества учебного контента. Каждый ревьюер прикреплён к своим направлениям и проверяет все занятия, которые разрабатываются в рамках каждого направления.

На руководителях педдизайнеров осталась проверка структуры программы — только после её утверждения педдизайнер отправляется разрабатывать материалы.

Ежеквартально мы ставим перед собой план сократить процент занятий, которые не проходят проверку качества.

Что получилось: нам удалось системно запустить работу нового отдела — и процесс проверки качества окончательно встал на рельсы. Команды увидели ценность и важность нового формата работы. Мы начали активно работать с результатами проверки качества и повышать процент задач, прошедших без доработок.

Трудности, с которыми столкнулись:

  • Объём работы. Перевод абсолютно всех курсов в единую систему — минимизирование курсов, проходящих мимо проверок.
  • Работа над гибкостью системы — нужно было найти баланс между едиными правилами и особенностями конкретного курса.
  • Выстраивание доверительных отношений между ревьюером и педдизайнером. Изначально педдизайнеры восприняли новую роль настороженно, и потребовалось время, чтобы между сотрудниками случился мэтч.

Весь путь в одной картинке

За три года от разработки чеклиста для аудита мы продвинулись к созданию целой команды специалистов, которые пристально следят за качеством образовательного контента Нетологии.

Как Нетология следит за качеством образовательного контента

Как Нетология проводит проверку качества образовательного контента теперь

Как Нетология следит за качеством образовательного контента

Ольга Куратникова

руководитель группы по управлению качеством контента в Нетологии

В процессе проверок участвуют два сотрудника: педдизайнер, который отправляет своё занятие на проверку, и ревьюер, который это занятие проверяет. Весь процесс организован в нашем производственном трекере. Максимальный срок проверки — 5 рабочих дней, но обычно она проходит за 2–3 дня, иногда ещё быстрее.

Проверка занятия происходит на основании паспорта — сводного документа, содержащего в себе основную информацию по уроку. Проверяющие просматривают паспорт и черновой материал — это может быть презентация вебинара или видеозанятия, а может инструкция к домашнему заданию, тесту и тому подобное.

Основные задачи ревьюера:

  • проверка качества образовательного контента и формулирование обратной связи методистам;
  • отсмотр итогового контента на соответствие внесённым правкам и рекомендациям;
  • оптимизация стандартов качества образовательного контента;
  • анализ результатов проверок;
  • улучшение процессов проверок — обновление чеклистов, методических инструкций и так далее.

Качества и навыки, которые очень помогают ревьюеру в его работе — это умение взглянуть на материал свежим взглядом и глазами студента, отличное знание внутренних методических документов компании, насмотренность, внимательность к мелочам, терпение, способность погрузиться в контент занятия.

Все свои замечания и рекомендации ревьюер фиксирует в чеклисте проверки — ставит оценку по каждому пункту, соблюдаются эти критерии качества в занятии или нет. Какие-то замечания носят рекомендательный характер, и внесение исправлений в занятие остаётся на усмотрение педдизайнера. А если есть тот или иной объём критичных недочётов, задача отправляется на доработку. При этом в чеклисте ревьюер указывает конкретные замечания и причины, по которым возвращает материал педдизайнеру.

Как Нетология следит за качеством образовательного контента
Фрагмент чеклиста для аудита образовательного контента с замечаниями ревьюера — что-то придётся доработать
Как Нетология следит за качеством образовательного контента
Фрагмент чеклиста для аудита образовательного контента с замечанием ревьюера — всё отлично

По итогу каждого месяца ревьюеры собирают отчёт по проверяемому направлению, в котором анализируют:

  • общее количество задач;
  • количество задач, отправленных на доработку;
  • топ причин доработок — по всему направлению и по каждому сотруднику.

С результатами отчётов работает руководитель методической команды — продуктовый методолог. На основе этих данных он видит зоны для развития своих команд, продумывает способы сокращения процента доработок и организует внутреннее обучение по тем компетенциям, которые требуют развития у команды.

Педдизайнеры, задачи которых в течение трёх месяцев не отправлялись на доработку, освобождаются от проверок.

Взаимодействие ревьюера с педдизайнерами обычно строится на основе уважения, поддержки и помощи друг другу. Ревьюер выступает не контроллером, а скорее помощником, который сверяет контент занятий с критериями качества, принятыми в компании.

Для педдизайнеров-новичков ревьюер является отчасти наставником-бадди — он не просто выверяет контент, а вводит методиста в курс стандартов компании.

Какую пользу принесло введение новой системы аудита образовательного контента

Как Нетология следит за качеством образовательного контента Выработали универсальные стандарты качества, которые используем в создании программы и занятий. Все курсы проверяются на соблюдение этих критериев. Однако критерии не высечены на камне — мы их регулярно корректируем и обновляем. Если в методологии компании появляются изменения, мы оперативно внедряем их в наши чеклисты.

Как Нетология следит за качеством образовательного контента Ввели план для всей методической команды — увеличить процент контента, который проходит проверку сразу и без последующих доработок. Сначала целились в 40%, сейчас — в 90%. Каждый квартал мы освобождаем от проверок тех педдизайнеров, которые 3 месяца проходят проверки без доработок.

Как Нетология следит за качеством образовательного контента За 2022 год проверили и скорректировали около 2 000 единиц контента — вебинаров, видео, домашних заданий и так далее. При этом мы продолжаем исследовать материалы, потому что такой аудит — это базовый минимум методической гигиены, который необходимо соблюдать, чтобы наши студенты получали качественные материалы.

Как Нетология следит за качеством образовательного контента Повышаем уровень экспертности сотрудников. Благодаря тому, что начали проводить обучение по темам, которые вызывают сложности у педагогических дизайнеров и подсвечивают их зоны роста.

Как Нетология следит за качеством образовательного контента Каталог курсов

Профессии в онлайн-образовании

Узнать больше

  • Получите необходимые знания и навыки для уверенного старта в онлайн-образовании
  • Упакуете свой опыт как конкурентное преимущество и сможете перейти на дистанционный формат работы
  • Разберётесь в процессах планирования и реализации образовательных проектов

Резюмируем

Создание чеклиста критериев качества стало для нас отправной точкой. Этот этап формирования именно своего ви́дения качественного курса универсален для компаний и команд любого масштаба. Может казаться, что все и так всё понимают, но по опыту — сколько людей, столько и мнений, и представлений о качестве. Поэтому важно договориться о единых правилах всей командой.

Отдельный вопрос — как внедрить эти критерии в реальные продукты. В нашем случае — в большой компании с большой командой — потребовалось создать полноценный операционный процесс и собрать отдел, который будет заниматься проверками качества материалов. Думаю, в небольших командах вполне можно использовать чеклист для самопроверки или кросс-проверки между педдизайнерами.

Помимо того, что систему нужно внедрить, она требует постоянной и обязательной поддержки — как минимум, необходимо регулярно актуализировать критерии качества. В Нетологии мы ещё следим за динамикой проверок каждой команды и каждого педдизайнера и регулярно повышаем показатели.

Итого, в нашей системе для создания качественного контента требуется минимум четыре участника:

  • педагогический дизайнер — разрабатывает программу и контент;
  • эксперт — преподаватель, с которым педдизайнер работает над курсом;
  • руководитель методической команды — проверяет и утверждает структуру программы;
  • ревьюер — проверяет качество занятий.

На самом деле участников гораздо больше — мы затронули только этап разработки. Если смотреть шире, то ещё в этом процессе задействованы продюсер курса, исследователь компетенций на рынке, редакторы, дизайнеры, команда видеопродакшена, координатор курса.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Как Нетология следит за качеством образовательного контента

Инна Ониашвили

Руководительница направления продуктовых методологов в Нетологии

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 12