Бесплатный курс для начинающих
Погрузитесь в профессию специалиста по контекстной рекламе
25 сентября 2025

Кто такой специалист по контекстной рекламе и как им стать

Маркетинг становится более персонализированным. Алгоритмы поисковых систем показывают пользователям объявления с товарами и услугами, которыми они интересуются, — контекстную рекламу. Компании из разных сфер нанимают профессионалов, которые умеют продвигать бизнес так, чтобы не потратить бюджет впустую, а обеспечить рост продаж и узнаваемость бренда.

Расскажем, чем занимаются специалисты по контекстной рекламе, что они должны знать и уметь, где работают, сколько зарабатывают и как научиться настраивать рекламные кампании.
Маркетинг становится более персонализированным. Алгоритмы поисковых систем показывают пользователям объявления с товарами и услугами, которыми они интересуются, — контекстную рекламу. Компании из разных сфер нанимают профессионалов, которые умеют продвигать бизнес так, чтобы не потратить бюджет впустую, а обеспечить рост продаж и узнаваемость бренда.

Расскажем, чем занимаются специалисты по контекстной рекламе, что они должны знать и уметь, где работают, сколько зарабатывают и как научиться настраивать рекламные кампании.
  • За консультацию при подготовке материала благодарим Михаила Миронова — аккаунт-директора в MediaGuru.
Подробно

Что такое контекстная реклама

Контекстная реклама — объявления с пометкой «реклама» или «промо», которые мы видим в поисковой выдаче, на сайтах и в приложениях. Реклама называется так, потому что показывается в соответствии с запросами и интересами аудитории — контекстом.
  • Коммерсантъ со ссылкой на платформу MediaSniper сообщает, что в 2024 году на закупку контекстных объявлений потратили 150 млрд рублей — это на 29% больше, чем в 2023-м. А по подсчётам маркетинговой группы NMi Digital, за 2024 год сегмент вырос на 18% — до 169,6 млрд рублей.
Объявления для российских пользователей часто размещают через Яндекс Директ — сервис самой популярной в России поисковой системы. Для международного продвижения используют Google Ads, реже — Microsoft Ads, бывший Bing Ads. Сейчас эти сервисы временно недоступны для российских пользователей, но востребованы для иностранного рынка.

Форматы объявлений бывают разные: текст, графика, видео или комбинация из них. По месту показов есть два вида контекстной рекламы: поисковая и тематическая.

Поисковая показывается в результатах выдачи Google или Яндекса по запросу пользователя. Её можно увидеть над органической выдачей или под ней — чем выше, тем дороже размещение для рекламодателя.
Такое предложение с пометкой «Промо» можно увидеть в поиске Яндекса, введя соответствующий запрос
Тематическая реклама показывается на сайтах и в приложениях в зависимости от интересов аудитории. Если пользователь искал в интернете информацию о том, как правильно укладывать ламинат, то вскоре он может увидеть рекламу стройматериалов или услуг ремонтных бригад.

Тематические объявления отображаются на страницах сайтов и в приложениях партнёров рекламной сети Яндекса (РСЯ) и контекстно-медийной сети Google (КМС). В РСЯ входят более 50 тысяч ресурсов, в том числе собственные продукты Яндекса. КМС охватывает порядка 2 млн сайтов и приложений, а также собственные ресурсы Google: YouTube, Gmail и другие.
Такой баннер в Дзене может встретить пользователь, который до этого интересовался курсами Нетологии
Контекстную рекламу следует отличать от таргетированной. Таргетированные объявления показываются аудитории по заданным критериям, например по возрасту, географии или интересам. Цель — привлечь внимание потенциальных клиентов до того, как они начнут активно искать продукт. Контекстная же реклама работает с тёплой аудиторией: учитывает запросы уже заинтересованных в продукте пользователей. Как правило, два вида рекламы настраивают разные специалисты.

Чем занимается специалист по контекстной рекламе

В отношении профессии используют разные формулировки. Например, PPC-специалист — это синоним специалиста по контекстной рекламе, произошедший от термина pay per click, то есть «оплата за клик». Директологом называют специалиста, который настраивает кампании в Яндекс Директе. Также встречается термин «контекстолог» — это скорее неформальное название профессии. 

Цель специалиста по контекстной рекламе — привести на сайт именно тех пользователей, которые с большей вероятностью оставят заявку или сделают покупку. 

Для этого специалист:
  • Определяет целевую аудиторию. Объявления важно показывать максимально заинтересованным.
  • Собирает семантику. Семантическое ядро — те ключевые слова, по которым показываются объявления. Для сбора семантики пользуются такими сервисами, как Яндекс Вордстат, Keys.so, SpyWords и Key Collector.

    Прежде всего нужно хорошо изучить товары и услуги, которые предстоит рекламировать. Если в качестве ключевого слова для продвижения автосалона определить только «автомобиль», рекламу увидят не только те, кто хочет купить машину, но и те, кто интересуется её ремонтом. Ключевые фразы «купить автомобиль» и «продажа автомобилей» помогут привести на сайт больше потенциальных покупателей.

    Важно определить и минус-слова — те, по которым объявление не должно показываться. Например, при продвижении магазина детской одежды минус-словами будут «даром» и «б/у».
  • Готовит текст рекламного объявления. Иногда текст пишет копирайтер — в этом случае специалист по контекстной рекламе ставит ему задачу.
  • Составляет техническое задание для дизайнера на создание баннера или сам подбирает подходящие изображения.
  • Проверяет страницы сайта, на которые ведут ссылки из объявлений. Вся информация на странице должна соответствовать запросу пользователя. Если он ищет зимнюю куртку, то по клику на объявление сразу должен попадать в раздел верхней одежды, а не на главную страницу интернет-магазина.
  • Устанавливает цену за клик и рассчитывает рекламный бюджет. Или выбирает автоматическую стратегию, которая сама назначает ставку в зависимости от ключевых целей продвижения.
  • Запускает кампанию. Если объявления не проходят модерацию, вносит необходимые для запуска коррективы.
  • Анализирует эффективность продвижения через Яндекс Метрику, Google Analytics и сквозные инструменты аналитики. Важно понимать, почему посетители не совершают покупку: менеджеры несвоевременно отвечают на заявки и долго обрабатывают заказы — или продвижение настроено неверно. Специалист также анализирует количество совершённых сделок и объём продаж.
Освоить профессию и начать карьеру сразу после обучения ↓
Научитесь настраивать кампании и работать с рекламой на стратегическом уровне. Освоите 10+ инструментов Яндекса и Google
Изучить программу
За три месяца изучите самое важное для работы с контекстной рекламой на российском рынке
Изучить программу
Понять, подходит ли вам профессия ↓
Узнаете отличия специалиста по контекстной рекламе, таргетолога и трафик-менеджера

Познакомитесь с основными инструментами и выполните три практических задания

Получите гайд по работе с целевой аудиторией
Записаться
Узнаете отличия специалиста по контекстной рекламе, таргетолога и трафик-менеджера

Познакомитесь с основными инструментами и выполните три практических задания

Получите гайд по работе с целевой аудиторией
Записаться

Какие знания и навыки нужны специалисту по контекстной рекламе

Hard skills

  • Знание принципов работы контекстной рекламы, чтобы составить верный портрет целевой аудитории и определить стратегию.
  • Умение работать с рекламными системами. Через Яндекс Директ запускают и настраивают продвижение для привлечения клиентов в России, через Google Ads — кампании для зарубежных пользователей. Реже в вакансиях ищут тех, кто освоил Microsoft Ads.
В настройках Яндекс Директа важно правильно задать характеристики целевой аудитории
От постановки цели зависит, какой результат рекламная кампания принесёт бизнесу
  • Понимание, как собирать популярные запросы. Яндекс Вордстат и похожие сервисы помогают сформировать семантическое ядро и понять, какие формулировки используют потенциальные клиенты.
  • Навыки веб-аналитики. Яндекс Метрика и Google Analytics показывают, сколько пользователей совершают целевые действия и как они ведут себя на сайте. А дополнительные инструменты — например SpyWords, Keys.so или PromoPult — позволяют подсмотреть удачные креативы у конкурентов и проверить похожие идеи в своих кампаниях.
  • Составление отчётности и визуализация данных. Чтобы наглядно показать руководителям и клиентам результаты продвижения, контекстолог строит дашборды с динамикой важных показателей.
  • Умение работать с таблицами. В Excel и Google Sheets часто распределяют бюджет и составляют прогнозы по стоимости клика и конверсий для каждого рекламного запуска.
  • Базовые знания HTML и CMS. Пригодятся, чтобы корректно устанавливать счётчики и цели на сайте. Например, так специалисты по контекстной рекламе самостоятельно внедряют код Яндекс Метрики или Google Analytics для того, чтобы отследить конверсию.
Основные метрики, которые нужно знать:
  • CTR — коэффициент пользователей, которые перешли по ссылке;
  • CPC — цена клика;
  • CR — коэффициент конверсии, который показывает, сколько посетителей сделали заказ на сайте, оставили заявку или совершили любое другое целевое действие;
  • CPA — стоимость целевого действия;
  • ROI и ROMI — показатели рентабельности запуска, помогающие понять, окупились ли затраты;
  • CAC — стоимость привлечения клиента;
  • CPL — стоимость лида, оставленной заявки или заполненной формы на сайте;
  • СРО — стоимость заказа, используют преимущественно в интернет-магазинах;
  • ДРР — доля расходов, то есть отношение расхода на рекламную кампанию к доходу, полученному с неё.

Soft skills

  • Аналитическое мышление. Помогает видеть, в каких случаях продвижение работает эффективнее, и принимать решения на основе данных.
  • Коммуникабельность. Нужно много взаимодействовать с коллегами: заказчиком, дизайнерами, маркетологами, отделом продаж — уточнять информацию, ставить ТЗ, определять дедлайны.
  • Внимательность к деталям. Чтобы не потратить бюджет впустую, важно проверять настройки кампании: например, на какую страницу ведёт ссылка, нет ли опечаток на баннере.
  • Гибкость и адаптивность. Помогает быстро реагировать на изменения алгоритмов или условий платформ, чтобы улучшать результаты продвижения.
Чтобы осваивать навыки в комфортном для себя темпе, рекомендуем подписаться ↓
Доступ к 700+ видеоурокам по теме рекламы в диджитале: как готовиться к запуску кампаний, создавать рекламные креативы, читать отчёты в сервисах аналитики

Всего 10 000 лекций, воркшопов и вебинаров — по близким профессиям в маркетинге, мягким навыкам, саморазвитию, хобби и многому другому

Первые две недели — бесплатно
Попробовать бесплатно
Доступ к 700+ видеоурокам по теме рекламы в диджитале: как готовиться к запуску кампаний, создавать рекламные креативы, читать отчёты в сервисах аналитики

Всего 10 000 лекций, воркшопов и вебинаров — по близким профессиям в маркетинге, мягким навыкам, саморазвитию, хобби и многому другому

Первые две недели — бесплатно
Попробовать бесплатно

Где работает и сколько зарабатывает специалист по контекстной рекламе

Специалисты работают в диджитал-агентствах, штатах компаний из разных сфер или на фрилансе. Зарплата зависит от опыта и успешных кейсов.

Новички получают от 30−40 000 рублей в месяц, часто действуют под руководством наставника. Ключевые требования в вакансиях — наличие сертификата специалиста по Яндекс Директу, если соискатель пока самостоятельно не запускал кампании, и внимательность к деталям.
Источник: hh.ru
Перейти с грейда junior на middle можно за год, а иногда и за полгода. Специалисты с опытом работы от года до двух лет зарабатывают
от 80−100 000 рублей в месяц. Они самостоятельно ведут проекты, продумывают стратегии, тестируют гипотезы и оценивают их эффективность.

Работодатели ожидают, что мидл не только ориентируется в кабинете Яндекс Директа, но и умеет собирать семантику, создавать креативы, анализировать результаты и делать выводы.
Источник: hh.ru
Спустя два-три года работы легче устроиться на проекты с серьёзным рекламным бюджетом — от 200 000 рублей в месяц. Ответственности и обязанностей у специалиста по контекстной рекламе становится больше — и зарплата увеличивается до 135 000 рублей в месяц и выше.

Сеньор понимает маркетинг бизнеса: продукт, целевую аудиторию, ценностное предложение, юнит-экономику. Может связать рекламную кампанию с воронкой продаж, от перехода по ссылке до целевого действия. Также он знает, как контекстная реклама работает в связке с другими инструментами, включая SEO, SMM, email-маркетинг. Сеньору доверяют управлять командой джунов и мидлов.
Источник: hh.ru

Как стать специалистом по контекстной рекламе

Мини-курсы и обучающие материалы есть у каждого из сервисов — и у Яндекс Директа, и у Google Ads. С их помощью можно получить базовые знания и освоиться в рекламных кабинетах.

Чтобы сделать контекстную рекламу своей профессией, понадобится основательно погрузиться в обучение. В Нетологии есть курс «Специалист по контекстной рекламе». Студенты изучают все аспекты контекстной рекламы — от основ создания объявлений до глубокой аналитики — а также запускают собственную кампанию и оценивают её эффективность. Кроме того, курс готовит к сертификации Яндекса.

Что почитать и посмотреть по теме

Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать.

Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Татьяна Колганова
Автор-фрилансер
Микаил Фидан
Оцените статью