В комьюнити студентов и выпускников направления «Бизнес и управление» в Нетологии 23 июня прошла встреча продакт-менеджеров и продуктовых дизайнеров. Хэдлайнером встречи стал Роман Булаткин — UX/UI-дизайнер с 15-летним опытом работы в таких компаниях, как Mail.ru, ТАСС, Сбер.
Собрали в этой статье ответы Романа на вопросы продакт-менеджеров, которые помогут понять, какими навыками должен обладать продуктовый дизайнер, на что особенно стоит обращать внимание при найме этого специалиста и какие ключевые ошибки встречаются в работе владельца продукта с дизайнером.
Продуктовый дизайнер формирует общую концепцию продукта и помогает решать задачи бизнеса с помощью дизайна
Дизайнер продукта знает о потребностях пользователей — для кого он создаёт продукт. Он понимает технологические ограничения, которые есть конкретно у его площадки и у сферы деятельности, в которой он работает. Знает также и возможности своего рынка. Он формирует и проверяет продуктовые гипотезы — делает прототипы и исследует их на реальных пользователях. Постоянно взаимодействует со всей командой и с продакт-менеджером в частности.
Продуктовый дизайнер — это не творческий человек, оторванный от бизнеса. Это специалист, который максимально системно понимает концепцию продукта и понимает, как её реализовать с технологической точки зрения.
Какими хард- и софт-скиллами должен обладать продуктовый дизайнер
Профессиональные навыки
Дизайнер должен владеть такими программами, как:
- Figma, Sketch или Adobe XD — в качестве ключевого рабочего инструмента;
- Adobe Photoshop — для работы с растровой графикой;
- Adobe Illustrator — для векторных иконок и иллюстраций;
- Principle, ProtoPie или Adobe After Effects — для анимации интерфейса;
- Spline и Vectary, Cinema 4D и Blender — для работы с 3D.
Гибкие навыки
Быть командным игроком. Дизайнер напрямую взаимодействует с командой продукта и несёт ответственность за совместную работу.
Управлять временем. Дизайнеру важно выдерживать поставленные сроки задач: от его работы существенно зависит эффективность всей команды. Особенно это важно в мобильной разработке, где используется релизный цикл. Если дизайнер не выполнит свою работу в срок, то выпуск продукта, фичи или обновления может оказаться под угрозой срыва.
Уметь вести переговоры. Дизайнер должен уметь отстаивать свою точку зрения, а также презентовать свою работу.
Быть активным участником бизнеса. Если дизайнер продукта видит, например, в клиентском пути несостыковку или слабое место, он должен сам инициировать проведение исследования и самостоятельно исправить эту проблему.
Понимать ценности клиента. Дизайнеру следует строить клиентский путь и проектировать дизайн на базе того, что клиент хочет получить от продукта. Например, здорово добавить красивых иллюстраций в продукт для детей, но тоже самое будет неуместным для аналитической программы.
Обладать эмоциональным интеллектом. Важно понимать, какие эмоции чувствует клиент в том или ином моменте при использовании продукта.
Быть гибким. Нужно уметь подстраиваться под сложившуюся ситуацию и соответственно менять свою работу.
Выстраивать коммуникации как внутри команды, так и за её пределами. Это очень важно — особенно в крупной компании — и может влиять на сроки запуска продукта.
Наставничество. Многие недооценивают этот пункт, а зря. Когда ты обучаешь других людей, учишься сам — улучшается профессиональный уровень не только свой, но и коллег. В итоге становится легче находить друг с другом общий язык.
Подробнее о том, чем занимаются продуктовые дизайнеры, чем они отличаются от UX/UI-дизайнера или дизайнера мобильных приложений, что умеют и сколько зарабатывают, можно почитать здесь.
На что особенно стоит обращать внимание при найме продуктового дизайнера
Широкие знания в своей области: о композиции, теории цвета, типографики, иконографики и не только, — и владение большим инструментарием: не только дизайнерским, но и для тайм-менеджмента, управления задачами. Например, умение работать с задачами в Jira и вести документацию в Confluence стало стандартом для продуктового дизайнера.
Хороший вкус и насмотренность. Это важно, чтобы продукт был не только функциональным, но и эстетичным.
Быть в тренде и следить за новинками мира дизайна. Всё очень быстро меняется, в том числе в мире дизайна, и если оставаться в прошлом, можно пользоваться устаревшим софтом или делать неактуальный дизайн.
Если быть в курсе новых веяний, можно найти интересную фичу или новый софт, который облегчит жизнь всей команде.
Например, ещё относительно недавно все наши команды использовали связку Sketch (для дизайна) + Abstract (для версионности) + Zeplin (для передачи в разработку). Это было сложно, дорого и медленно. Переход на Figma облегчил жизнь не только дизайнерам, но и разработчикам и даже продакт-менеджерам.
Продуктовый дизайнер должен быть самостоятельным и дисциплинированным.
Дизайнер должен подходить конкретной команде — от его работы во многом зависит успех команды и продукта в целом. К сожалению, проверить и понять это на собеседовании невозможно — это выясняется только в процессе работы.
И речь не только о софт- или хард-скиллах: команда — это небольшой живой организм. Если, например, дизайнер часто конфликтует с разработкой и не может честно высказать свои претензии, проще его заменить, чем пытаться встроить в налаженную, но не подходящую этому конкретному специалисту систему.
- Пройдёте полный цикл разработки дизайна цифрового продукта
- Будете учиться на реальных кейсах и стажироваться у партнёров программы уже в первый год обучения
- Освоите профессию продуктового дизайнера и сможете претендовать на зарплату middle-специалиста
Какие основные ошибки совершают владельцы продукта при сотрудничестве с дизайнером
Неправильно расставляют приоритеты
Если продакт-менеджер говорит о том, что дедлайн был вчера, — это не про продуктивное сотрудничество. Такая смена приоритетов и необоснованно горящие сроки со временем приведут к тому, что не только дизайнер, но и все члены команды устанут от этого и потеряют мотивацию и дальше заниматься задачей.
⟶ Стоит заняться долгосрочным планированием. Определить цели и задачи на спринт, месяц, квартал, год. Создать бэклог задач, технический долг — накопленные проблемы — и баги. Планомерно разбирать текущие задачи и не допускать выгорания коллектива и дизайнера в частности.
Придумывают за дизайнера решение задач
Фокусировка на готовом решении убивает мотивацию дизайнера и сильно сужает рамки его восприятия.
Референсы — это неплохая история, но мне гораздо больше нравятся антиреференсы — примеры, как делать не нужно. Когда дизайнеру приносят готовые примеры решений, возникает огромное желание сделать так, как на референсах. Это и проще, особенно если речь идёт о сжатых сроках.
Антиреференс гораздо больше заставляет думать и творить.
⟶ Лучше поставить перед продуктовым дизайнером задачу, которую он должен проанализировать и предложить варианты решения. В дальнейшем это позволит команде найти оптимальный вариант.
Не добавляют дизайнера в команду на этапе обсуждения идеи
«Мы всё придумали — осталось только нарисовать» — с таким посылом приходить не стоит. Дизайнер лучше чувствует и понимает оптимальный клиентский путь. Он сможет увидеть те проблемы, которые могут быть незаметны для других участников команды.
⟶ Проводить встречи для обсуждения идей и их реализации лучше совместно с дизайнером, тестировщиком и разработчиком.
Не обладают чётким видением продукта и пониманием, в какую сторону идти
Дизайнеру, как и всем членам команды, нужно ясно понимать вектор движения — иначе неминуемая частая смена задач будет демотивировать команду.
⟶ Стоит проработать ясное видение продукта — можно вместе с дизайнером. Обсудить с разработкой и тестированием. Поставить конкретные цели перед командой. Постоянно обновлять бэклог.
Делают варфреймы или макеты вместо дизайнера
Это ситуации, когда владелец продукта приходит и говорит: «Я тут накидал».
Такой подход сильно ограничивает дизайнера в решении проблемы: позиция доделывания снижает мотивацию специалиста.
⟶ Нужно оставить эту часть работы дизайнеру, несмотря на огромный соблазн взять эту работу на себя. Особенно при наличии дизайн-системы. Дизайнер сделает это лучше. Максимум — при проработке идей обсудить, какие элементы должны быть на странице.
Владельцу продукта важно доверять продуктовому дизайнеру, не пытаться за него сделать работу или ограничить творчество референсами, а также не отстранять дизайнера от принятия решений и общего видения движения компании.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.