В последнее десятилетие спрос на продуктовых дизайнеров постоянно растёт. В 2021 году 62% дизайнеров собирались осваивать именно это направление.
Продуктовые дизайнеры обладают навыками сразу нескольких специалистов — они не просто создают продукт, но и учитывают исследования рынка, запросы пользователей и бизнес-стратегию. В итоге должен получиться сервис, который способен решать проблемы клиента и приносить прибыль компании.
В 2022 году Нетология и Университет ИТМО запустили первую в России программу высшего образования по продуктовому дизайну. Рассказываем, чем занимаются специалисты в этой сфере, что умеют и сколько зарабатывают.
Благодарим Романа Зорина, ведущего UX/UI−дизайнера студии Everest, за помощь в подготовке материала.
Что такое продуктовый дизайн
Цель продуктового дизайна заключается в том, чтобы создать востребованный продукт — приложение, сервис или сайт — который не только будет полезен и удобен для пользователя, но и решит определённые задачи бизнеса.
Дизайнер исследует интересы и потребности аудитории, чтобы продукт получился успешным и приносил прибыль компании. Например, приложения для заказа еды, сервисы такси или мессенджеры популярны, потому что помогают закрыть потребности пользователей: пообедать не выходя из дома, добраться в нужное место или пообщаться с кем-то онлайн.
Роман Зорин
Ведущий UX/UI−дизайнер студии Everest
Говоря о продуктах для массового пользования, нельзя обойти стороной крупные ИТ-компании, сервисы которых прочно вошли в нашу жизнь.
Чтобы продукт был консистентным — целостным, без противоречий, специалисты разрабатывают дизайн-системы. Это объёмный и живой инструмент, который призван систематизировать и упорядочить всё, что соприкасается с брендом в интернете — от шрифтов до отдельных лендингов. Дизайн-система упрощает работу как продуктовых дизайнеров, так и разработчиков, которые могут быстро и самостоятельно внести нужные изменения или доработки.
Дизайн-системы есть, например, у Сбера, ВКонтакте, Tele2:
Подобные инструменты — необходимость для крупных компаний, которые предоставляют массовые продукты. В Everest мы больше специализируемся на сервисном дизайне. При этом, у нас есть выделенные продуктовые команды, которые работают над внутренними системами крупных заказчиков.
Например, для одного из наших клиентов мы разрабатываем микроинтерфейсную архитектуру. Это не отдельные элементы, а готовые модульные блоки для построения интерфейсов. С их помощью заказчик сможет быстро и удобно поддерживать актуальность своей системы:
Компания Uber рассказала о том, как и зачем создавала свою дизайн-систему. Команда проанализировала пользовательские сценарии и опыт в разных сервисах Uber и обнаружила ряд общих поведенческих паттернов, которые полезно учитывать в дизайне. Чтобы привести к единообразию интерфейсы всех сервисов Uber и собрать в одном месте все эффективные дизайн-решения, создали экосистему Uber Design Platform. Она помогает дизайнерам проектировать продукты Uber, понимая, какие цвета, шрифты и другие элементы больше всего нравятся пользователям. Это выглядит так:
Чем занимается продуктовый дизайнер
Главное отличие продуктового дизайнера от UX/UI-дизайнера или дизайнера мобильных приложений — более широкий набор знаний и навыков из разных областей: графический и UX-дизайн, аналитика, прототипирование, маркетинг. Кроме того, продуктовый дизайнер обычно работает внутри конкретной компании и конкретного проекта, тогда как дизайнеры других направлений могут заниматься задачами разных заказчиков в студиях или на фрилансе.
Специалист учитывает потребности бизнеса и ожидания пользователей, чтобы создать полезный и популярный продукт. Для этого нужно опираться на исследования пользовательского опыта, разбираться в архитектуре современных цифровых продуктов, работать с данными и проверять гипотезы.
Перед тем как отдать проект в разработку, продуктовый дизайнер выполняет следующие задачи ↓
Изучает требования и цели бизнеса, чтобы понять, как должен выглядеть продукт. Чем подробнее они описаны — тем лучше. Обычно их собирает product lead — специалист, который отвечает за результат работы продуктовой команды.
Исследует пользователей: проводит опросы, анализирует запросы целевой аудитории и узнаёт, что её не устраивает в похожих продуктах, а какие решения, наоборот, кажутся ей удачными.
Работает в тесной связи с коллегами. Специалист взаимодействует с продуктовой командой на всех этапах работы над проектом от идеи до релиза.
Продумывает пользовательские сценарии. Здесь важно систематизировать полученные данные и на их основе составить полную карту пути пользователя.
Пишет микротексты для интерфейса, которые будут помогать пользователям решать их задачи, а бизнесу достигать своих целей. В крупных компаниях этим может заниматься UX-редактор, но продуктовому дизайнеру тоже важно знать tone of voice и владеть навыками UX-копирайтинга.
Разрабатывает высокодетализированный прототип — он повторяет все возможности сервиса и содержит элементы интерфейса нужного размера:
Создаёт динамический прототип при необходимости тестирования функций.
Тестирует прототип: выясняет, все ли пользовательские сценарии работают, как планировалось, и насколько выбранные решения попадают в цель.
К разработчикам проект может перейти уже со списком всех требований, полным описанием возможностей и набором визуальных элементов, а иногда работа строится итерациями, и нужно запрограммировать только часть функций — если есть задача быстрого запуска.
После релиза работа дизайнера не прекращается: он улучшает продукт, опираясь на фидбэки от пользователей и коллег. Гипотезы по доработке могут прийти от отдела продаж, маркетологов, сотрудников розничной торговли и так далее.
Что должен уметь дизайнер продукта
Так как продуктовый дизайнер считается специалистом широкого профиля, работодатели предъявляют разные требования к его компетенциям. Кроме знаний по композиции, колористике и типографике для создания дизайна, важны умения анализировать и работать с данными, прототипировать, тестировать, управлять проектами и командой.
Список задач, которые должен уметь решать специалист, варьируется в зависимости от компании, но в целом выглядит примерно так:
- изучение потребностей и поведения пользователей с помощью различных инструментов аналитики и систем статистики: Яндекс Метрика, Google Аналитика;
- проработка пользовательских сценариев;
- создание макетов и прототипов;
- проектирование интерфейсов (веб и мобайл);
- отрисовка графических элементов;
- владение профессиональными программами: Figma, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop;
- базовое владение и понимание принципов работы таких систем, как Principle, Adobe After Effects, Cinema 4D, чтобы делать продукт интереснее и лучше вовлекать пользователей;
- контроль результатов разработки.
- Пройдёте полный цикл разработки дизайна цифрового продукта
- Будете учиться на реальных кейсах и стажироваться у партнёров программы уже в первый год обучения
- Освоите профессию продуктового дизайнера и сможете претендовать на зарплату middle-специалиста
Где работают и сколько зарабатывают продуктовые дизайнеры
По данным сервиса «Работа.ру», средняя зарплата продуктового дизайнера по России — 118 тысяч рублей. В Москве специалисты получают больше — около 140 тысяч рублей.
Специалисты по дизайну продукта востребованы во всём мире, они помогают бизнесу понимать своего клиента и предлагать ему решения в разных сферах. Это могут быть магазины, ИТ-компании, банки, мобильные операторы, маркетинговые или рекламные компании, интернет-ритейл.
На hh.ru есть много вакансий от продуктовых компаний, например:
Роман Зорин
Ведущий UX/UI−дизайнер студии Everest
Из необычных вакансий, что мне встречались, — продуктового дизайнера искала компания Arrival, она строит электроавтобусы для всего мира. Продукт — приложение, операционная система для разработчиков, которые создают, запускают и управляют сценариями на автономной роботизированной фабрике.
Как стать продуктовым дизайнером
Продуктовый дизайнер должен иметь навыки из разных областей, поэтому в вузах чаще всего можно получить только смежную специализацию. Например, в Санкт-Петербургском государственном университете обучают графическому дизайну. Программа рассчитана на четыре года, за которые студенты осваивают дизайн-проектирование, технологии полиграфии, мультимедийные технологии в дизайне, шрифт, типографику и технику печатной графики.
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает пройти обучение по направлению «коммуникационный дизайн» со специализацией на выбор: «брендинг», «шрифт, типографика и многостраничное издание», «моушн-дизайн» или «дизайн-мышление». Срок обучения зависит от выбранной специализации.
Недостающие знания можно получить на онлайн-курсах. Например, в школе дизайна и иллюстраций Bang Bang Education — много подходящих программ: по типографике, иллюстрации, веб-дизайну, графическому дизайну, UX-дизайну и много чему ещё.
В Нетологии есть готовый курс по продуктовому дизайну — совместная магистерская программа с Университетом ИТМО. Обучение длится два года, это полноценное очное высшее образование, но получить его можно в дистанционном формате. Программа объединяет творческий, научный и системный подходы и даёт знания о полном цикле разработки и продвижения продукта. Она включает 18 дисциплин, по желанию можно пройти все или выбрать то, что интереснее. Магистранты стажируются у компаний-партнёров, а по итогам обучения могут претендовать на зарплату middle-специалиста — от 100 до 140 тысяч рублей.
Роман Зорин
Ведущий UX/UI−дизайнер студии Everest
У меня образование архитектора. В университете я получил базовые знания графического дизайна, а после выпуска начал сам изучать программы, читать статьи, развивать насмотренность и применять знания на практике.
В дизайне я с 2016 года. Работал продуктовым дизайнером в крупной строительной компании, а сейчас ведущий дизайнер в Everest: разрабатываю дизайн-макеты для сложных систем и помогаю клиентам улучшать их продукты.
Что почитать и посмотреть о продуктовом дизайне
Книги:
- «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия», Алан Купер;
- «Как создать продукт, который полюбят», Скотт Хёрф;
- «Типографика», Эмиль Рудер;
- «Не заставляйте меня думать», Стив Круг;
- «Дизайн привычных вещей», Дональд Норман;
- «Дизайн для реального мира», Виктор Папаник;
- «Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок», Йозеф Мюллер-Брокманн;
- «Основы стиля в типографике», Роберт Брингхёрст;
- «Типографика. Порядок и хаос», Владимир Лаптев.
Медиа:
Блоги:
- Юрий Ветров;
- Lisa Sy;
- Brandon Walkin;
- Дизайн-студия Rui Ma;
- Сергей Сурганов;
- Louis Ansa;
- Adam Sandoval.
YouTube-каналы:
Telegram-каналы:
Резюмируем
Продуктовый дизайнер создаёт качественный, полезный для пользователя и прибыльный продукт.
Специалист должен обладать компетенциями из разных сфер: дизайна, маркетинга, бизнес-стратегии, прототипирования, аналитики. Он владеет инструментами для анализа аудитории и её потребностей, графическими редакторами, понимает, как работает бизнес, и несёт ответственность за продукт и результат.
Продуктовый дизайн набирает популярность, и спрос на специалистов в этой области растёт. Чтобы стать продуктовым дизайнером, можно получить профильное или смежное образование в вузе или окончить курсы.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.