За 6 лет в интернет-маркетинге Артём Сухенко дорос до позиции ведущего специалиста, но работа не давала ему реализовать себя и стала казаться скучной. Он собирался
уйти в разработку, но в итоге выбрал онлайн-образование и стал продюсером в школе программирования. Чтобы решиться на смену профессии в 30 лет, ему потребовалось больше года. Артём поделился своей историей с редакцией Нетологии.
Привет! Меня зовут Артём Сухенко, я продюсер в онлайн-школе. До этого шесть лет работал интернет-маркетологом: попробовал разные направления и понял, чего мне не хватает.
Как я понял, что маркетинг — не моё
В институте я учился на маркетолога. Интернет-маркетинг тогда только зарождался, поэтому преподаватели, конечно, мало о нём говорили. Мы занимались по книгам Котлера, Огилви и прочему олдскулу, который на практике был слабо применим. Ничему вроде сайтостроения, контекстной рекламы и продвижения в соцсетях нас не учили. Так что обучение дало мне немного.
Искать работу без прикладных знаний и опыта пришлось долго, но в итоге я смог устроиться в агентство, где учился всему в процессе. После этого работал ещё в нескольких агентствах, компаниях и на фрилансе.
Я хотел заниматься только тем, что нравится. Поэтому, когда становилось скучно, менял направление и пробовал себя в новых задачах.
За шесть лет я попробовал себя в разном: занимался стратегическим маркетингом, разрабатывал акции, организовывал мероприятия, работал интернет-маркетологом в сфере недвижимости, а потом ведущим маркетологом в банке. В итоге дорос до тимлида в отделе трафика.
На каждой позиции спектр моих задач расширялся, поэтому я смог развить разные навыки: креативные, аналитические и управленческие.
Но к 30 годам я понял, что пора что-то менять: хотелось быстрее расти и сделать себе имя. Казалось, что для этого лучше остановиться на одном направлении и повышать экспертность.
Оставалось выбрать, на чём специализироваться. И тогда я вдруг осознал, что маркетинг не приносит мне удовлетворения. Видеть результаты своей работы в количестве лидов и их стоимости мне было недостаточно. Хотелось не просто продвигать готовые продукты, а участвовать в их создании. Поэтому я задумался о том, чтобы уйти из этой сферы, и стал искать варианты.
Разработка vs онлайн-образование
Сначала я заинтересовался программированием и даже начал смотреть уроки по C# на YouTube. Но кардинально менять профессию и снова становиться джуном в 30 лет было страшно. Этот путь казался долгим и сложным: никаких навыков в разработке у меня не было, и я сильно сомневался, что смогу их освоить и добьюсь успеха.
В это же время друг, который работает таргетологом в онлайн-школе, посоветовал мне идти в продюсеры. Я узнал, что продюсер занимается созданием обучающих курсов и это довольно перспективная сфера, где хорошие специалисты неплохо зарабатывают.
Когда стал искать, где учиться на продюсера, и смотреть программы, с удивлением обнаружил, что многое уже умею: анализировать рынок, исследовать аудиторию, разрабатывать УТП и планировать стратегию продвижения — 70% задач я знал из маркетинга. Это было больше похоже на повышение квалификации, чем на смену профессии.
Почти год я ещё выбирал между программированием и онлайн-образованием: гуглил про работу в обеих сферах, сравнивал их с разных сторон и пытался понять, что мне интереснее.
И в разработке, и в продюсировании было то, чего мне не хватало в маркетинге, — возможность самому участвовать в создании продуктов. Причём таких, что могут сделать жизнь людей лучше.
Но у онлайн-образования было веское преимущество — несложный переход. Я понимал, что точно с этим справлюсь и уже в начале карьеры буду опытнее других джунов. Этот довод был решающим, и я пошёл учиться.
Как я чуть не саботировал учёбу
Я выбирал между курсами двух школ, но поскольку уже был знаком с Нетологией, решил пойти учиться в EdMarket — это её проект.
Курс длился 3,5 месяца, каждую неделю было по два занятия с домашними заданиями. Сначала к учёбе я относился несерьёзно, первые лекции смотрел между делом и не напрягался: я уже многое знал про анализ и продвижение — казалось, что всё и так ясно. Но когда на очередном занятии преподаватель спросил про то, что рассказывал на предыдущем, я ничего не смог вспомнить и понял — надо менять подход.
Начал смотреть уроки внимательнее и кратко записывать важное. К лекциям давали готовые конспекты, но когда записываешь сам, лучше запоминаешь. Даже занятия по уже знакомым темам оказались полезнее, чем я думал. Они помогли систематизировать знания и понять, как их применять именно для создания курсов.
К домашним заданиям я сразу подошёл ответственно. По опыту учёбы в вузе знал, что без практики никакая теория не усвоится. Даже если до конца не понимал задание, старался выполнить его хоть как-нибудь, чтобы получить обратную связь от преподавателя. Разобраться со сложными темами помогали открытые занятия, где мы задавали вопросы преподавателям и кураторам.
Практиковаться нужно было на учебном проекте. Я нашёл его себе сам: моя знакомая давно хотела запустить курс по нутрициологии, и я предложил ей помочь. Мне понравилось. Многие задачи были похожи на те, что я решал, работая маркетологом, но здесь я не чувствовал себя обязанным: не нужно было строго выполнять требования клиента — можно было искать ответы и придумывать подходы самому. Был драйв и предвкушение того, что у нас получится.
К концу моего обучения план запуска курса по нутрициологии был полностью готов: мы прописали содержание программы, я разработал стратегию продвижения, построил воронку продаж, сделал прототип лендинга. Весной планировали выходить на рынок, но после февральских событий решили отложить запуск.
Диплом по проекту я всё же защитил, подробно описал курс и план его запуска:
А это пример поминутного плана для вебинара, рекламирующего курс:
Первая стажировка не дала мне ничего кроме уверенности
Ещё во время обучения Центр развития карьеры предложил нам пройти стажировку в Нетологии. Я откликнулся и на полтора месяца стал помощником продюсера направления «Бизнес-аналитика».
Мне поручили собрать всю необходимую информацию для создания курса. Первую неделю я разбирался, как устроена работа, а потом приступил к задачам: анализировал курсы конкурентов, изучал тренды в сфере, смотрел в вакансиях, какие навыки требуются бизнес-аналитикам.
Задачи не были сложными — я просто применял знания, которые нам давали на курсе. Так что ничего нового во время стажировки не узнал. И это было хорошо: я понял, что научился всему, что потребуется в новой профессии.
Но пережить эти полтора месяца было трудно. Стажировку я совмещал с учёбой и основной работой. Приходилось во всём себе отказывать: просто встретиться с друзьями или поиграть в PlayStation было некогда. Но я понимал, что мне это нужно. Когда становилось совсем тяжело, напоминал себе, зачем это делаю.
Когда осваиваешь профессию во взрослом возрасте, нужно быть готовым немного пострадать: придётся отказывать себе в развлечениях и свободном времени, чтобы успевать и работать, и учиться, и стажироваться. Но главное — помнить, что это не навсегда и все усилия окупятся.
После стажировки у меня появилась уверенность в том, что я точно смогу найти работу продюсером. Поэтому ещё до конца учёбы, я уволился. Чтобы финансово поддержать себя, пока буду искать новое место, взял на фрилансе небольшой проект по настройке контекстной рекламы.
- Узнаете, как подбирать нишу, экспертов и команду для онлайн‑школы
- Научитесь запускать востребованные курсы, создавать воронки и выбирать каналы продвижения
- Освоите удалённую профессию с доходом от 80 000 ₽, которую можно превратить в бизнес
Вторая стажировка закончилась офером, которого не предполагалось
После выпуска Центр развития карьеры предложил мне ещё одну стажировку — в учебном центре Слёрм, который занимается IT-курсами. Стажировка была бесплатной и не предполагала дальнейшего трудоустройства. Но возможность поработать в интересной сфере и получить опыт была привлекательной, и я решил попробовать.
Кроме меня, было ещё двое стажёров. Нас пригласили на общий созвон с HR-менеджером и тимлидом и объяснили задачу. Каждый должен был подготовить план запуска курса: придумать идею, определить аудиторию, результаты и формат, подобрать экспертов, продумать стратегию продвижения и просчитать финплан. Для нас провели несколько встреч, где рассказали о компании, принципах работы и особенностях бюджетирования. И мы приступили к выполнению задач.
Я выбрал тему софт-скиллов, но чтобы сделать уникальный курс, нужно было её сузить. Поэтому я начал с анализа рынка: смотрел предложения конкурентов, читал комментарии под тематическими статьями и постами — и увидел, что у тимлидов в разработке есть потребность развивать навыки взаимодействия со стейкхолдерами, управления командой и бизнес-процессами. Так что решил нацелиться на них. А дальше уже наметил план запуска курса и всё описал — работа заняла у меня 3–4 недели.
До конца стажировки я дошёл один. Двое моих коллег ушли в процессе: думаю, им не хватило уверенности в себе и знания контекста. Мне было проще, потому что я уже ориентировался в IT. Это огромная сфера с больши́м количеством направлений. Предложений на рынке онлайн-курсов уже много, а аудитория очень избирательная — так что разобраться с первого раза в ней сложно.
В работе продюсера главное — тщательно изучить тему. Нужно собрать информацию из разных источников: предложений конкурентов, статей, вакансий, карьерных карт у работодателей. Пригодятся в том числе англоязычные ресурсы. Нужно искать до тех пор, пока не поймёшь, каким именно должен быть курс.
Я презентовал план курса руководителям: описал идею, показал майнд-карту и финплан, обосновал свои решения. Они оценили мою работу и предложили остаться.
Уже 3 месяца я работаю продюсером в Слёрм. За это время подготовил четыре курса: по blockchain-разработке, мобильной разработке для детей, английскому для девопсов и дата-инжинирингу. Сейчас мы с командой заканчиваем их упаковку и готовим релиз.
Хотя я работаю продюсером совсем недавно, уже успел понять, что мне подходит эта профессия. Здесь мои интересы пересекаются: я сам создаю продукты, занимаюсь маркетингом и делаю всё это в интересной мне сфере программирования.
Что делает продюсер онлайн-курсов
Работа над проектом проходит в два этапа: подготовка курса и его запуск. Сначала продюсер разрабатывает идею и продумывает детали, а затем подключается команда, которая упаковывает план в готовый к продаже продукт. Поэтому ключевые навыки продюсера — это коммуникация и управление.
- Коммуникация занимает бо́льшую часть работы. На этапе подготовки приходится много общаться с методистами и экспертами, а в процессе запуска — постоянно быть на связи с командой: в чатах, на созвонах и лично. Но работа с экспертами, по-моему, сложнее всего: бывает, просто не получается найти специалиста по нужной теме, или оказывается, что эксперт не умеет выступать на публике, кто-то ставит слишком жёсткие условия сотрудничества, а кто-то меняет их в процессе — приходится учиться искать компромисс и договариваться.
- Управленческие навыки пригодятся ещё на этапе упаковки курса. Здесь подключается целая команда: менеджеры, дизайнеры, копирайтеры, таргетологи, кураторы. Нужно поставить им задачи, проконтролировать и принять их работу. При этом у продюсера может не быть отдельной команды, и её нужно собирать под запуск курса. У меня нет своей команды — только методисты, к которым я наравне с другими продюсерами могу прийти с задачами, а для остального привлекаю фрилансеров.
Продюсер руководит проектом и отвечает за результат. Специалист должен быть заинтересован в успехе и воспринимать работу как собственный бизнес. Наша зарплата сильно привязана к запускам: есть небольшая окладная часть — примерно 50–100 тыс. рублей в месяц — и премия, которая при успешном наборе курса может в разы превышать оклад и даже доходить до нескольких миллионов. Так что эта профессия точно не подойдёт тем, кто хочет покоя и стабильности. Бывает, что курсы взлетают, а бывает, что не окупаются с первого раза или вообще не запускаются.
Как и маркетолог, продюсер работает с вероятностями и гипотезам. Здесь нет гарантии результата, и принятые тобой решения не обязательно приведут к успеху. Нужно быть готовым принимать поражения, анализировать ошибки и пробовать снова.
Советы тем, кто хочет сменить профессию
Хорошо обдумайте своё решение. Я долго думал о смене профессии, зато в итоге был точно уверен в своём выборе. Поэтому, если вам не нравится ваша работа, подумайте, что вам интересно, куда вы можете пойти и как сможете выстроить дальнейшую карьеру. Составьте SWOT-анализ своих знаний и умений: опишите слабые и сильные стороны, определите возможности и риски.
Обязательно изучайте информацию о профессии, которая вас привлекает, в разных источниках: выясните, какие задачи предстоит выполнять, какие есть плюсы и минусы. И только после этого начинайте учиться. Тогда в самые тяжёлые моменты сможете найти мотивацию и пройти этот путь до конца.
Относитесь к обучению серьёзно. Даже если вы взрослый 30-летний человек, а информация кажется вам знакомой, не ленитесь записывать и старайтесь не отвлекаться. Если хотите запомнить больше 10% информации, ведите конспекты и перечитывайте их. Но теория без практики не поможет. Поэтому обязательно делайте домашние задания. Даже если сложно и непонятно, старайтесь сделать хоть как-нибудь. Лучше сделать с ошибками и получить развёрнутую обратную связь от преподавателя, чем не делать вообще ничего.
Идите на стажировку как можно раньше. Я проходил её в середине обучения: с одной стороны, было страшно, что я ещё ничего не знаю, но с другой — именно так я смог понять, как всё работает на практике. Дальнейшее обучение от этого станет только полезнее, и вы обретёте уверенность в собственных силах.
Используйте все возможности, которые предоставляет школа. Посещайте дополнительные мероприятия и ищите возможности обсудить сложные темы. Когда у меня были вопросы, я не только спрашивал преподавателя, но и доставал спикеров на открытых занятиях. Даже если вопросов нет, можно послушать других студентов. Это даст пищу для размышления, вы сможете погрузиться в контекст и быстро ориентироваться в новых темах и терминах.
Читайте профильные ресурсы. Читайте статьи в блогах, особенно кейсы. Так можно развить насмотренность, расширить профессиональный кругозор и найти идеи для собственных курсов. Следите за новостями и трендами в профильных Telegram-каналах, а также регулярно изучайте исследования, которые выпускают крупные компании отрасли.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.