Цель Нетологии — дать студентам навыки, востребованные у работодателей. Поэтому к преподаванию на курсах мы привлекаем практикующих специалистов, которые готовы делиться своим реальным опытом.
Каждый кандидат в преподаватели проходит многоэтапный отбор, и один из важных критериев — мотивация. Невероятно, но факт: большинство экспертов приходят работать на курсы прежде всего из альтруистических побуждений — чтобы поменять отрасль к лучшему и подготовить для себя квалифицированных коллег. Именно поэтому преподаватели не теряют мотивацию и продолжают помогать студентам годами.
Команда поиска экспертов Нетологии поговорила с преподавателями курсов Филиппом Вороновым, Алёной Артемьевой и Ильёй Кананыкиным. Они рассказали, почему когда-то решились на онлайн-преподавание и что оно им даёт сейчас.
Филипп Воронов
Эксперт курсов «Java-разработчик с нуля», «Тестировщик» и «Инженер по тестированию: с нуля до middle», пришёл в Нетологию в 2019 году. Совмещает преподавание с работой руководителем группы поисковой базы во ВКонтакте.
Алёна Артемьева
Преподаёт на курсах «Директор по интернет-маркетингу», «HR-аналитика и автоматизация» и «Маркетинговый аналитик: с нуля до middle», а ещё часто выступает на открытых мероприятиях и конференциях. Сотрудничает с Нетологией уже шестой год — за это время успела попробовать себя в разных экспертных ролях и курсах. Алёна — директор по аналитике и Data Science в Работа.ру.
Илья Кананыкин
Преподаёт на курсах «Менеджер проектов» и «Менеджер бизнес-процессов», в Нетологии шестой год. Работает директором по развитию и оргструктуре в EKF, ведёт собственные Telegram- и YouTube-каналы, а ещё занимается пением.
Что мотивирует начать преподавать и почему это не могут быть только деньги
При знакомстве с экспертами мы спрашиваем, почему они хотят преподавать. Нам важно сопоставить ожидания кандидата и ожидания компании, а также понимать, в каком направлении развивать эксперта в будущем. Ответы чаще всего говорят о том, что эксперты:
- хотят структурировать собственные знания, развиваться в профессии и усиливать личный бренд;
- понимают, что сегодняшний студент — их завтрашний коллега. Им предстоит работать вместе и делать общее дело. Поэтому эксперты неравнодушны к тому, какие знания получают начинающие;
- прошли долгий путь в профессии, и у них возникает потребность передать свой опыт, облегчить путь новичкам и сделать мир чуточку лучше.
Эти причины очень бескорыстные. Кажется, что хороший преподаватель действительно во многом альтруист. Но любой труд должен оплачиваться. Как возникают такие благородные мотивы и насколько важно денежное вознаграждение, выяснили у наших экспертов ↓
Почему вам захотелось преподавать? Что мотивировало?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
Нетология — первая образовательная платформа, с которой я начал сотрудничать, альма-матер моего преподавания. До этого по просьбе работодателя я провёл три лекции в университете, но это было не то, чем я горел. Тогда это далось мне тяжело, а сейчас я могу за день провести две-три лекции.
Вообще, я люблю разговаривать, объяснять, и чтобы не мучить других людей своей общительностью, я подумал — почему бы не мучить тех, кто хочет, чтобы их мучили? Ещё я когда-то много сидел на Stack Overflow — сайте с вопросами и ответами по программированию. Там нужно было отвечать за тридцать секунд, было азартно и интересно.
Но кроме общения, хотелось ещё дополнительного дохода и разнообразия. Сейчас я то же самое делаю в Нетологии — общаюсь, отвечаю на вопросики, но ещё и за деньги. Я с детства хотел быть школьным учителем, и получилось, что вернулся к этому.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
Я начала преподавать, когда меня позвали в Нетологию и предложили вести лекции по CRM-аналитике в рамках курса «Интернет-маркетолог». Если бы предложения не поступило, я сама, возможно, ещё долго не пошла бы в преподавание. А тогда подумала, что это будет интересный опыт, и решила попробовать.
Одним из основных стимулов для для меня было желание, чтобы как можно больше людей начало разбираться в аналитике. Низкий уровень аналитической грамотности — проблема, которая меня долго волновала и продолжает волновать до сих пор. Есть предубеждение, когда речь идёт о статистике и аналитике: статистика — это сложно и скучно, аналитика — это просто очень сложно. Мне хотелось развеять этот стереотип, объяснить, что это не так сложно и очень увлекательно и, главное, важно для бизнеса. Простыми словами, на понятных примерах. Я по профессии статистик-аналитик и знаю, каково это — иметь дело с преподавателем технических дисциплин, который не умеет объяснять сложные вещи.
А ещё было желание помочь людям развивать их бизнесы, повысить их эффективность и таким образом, возможно, повлиять на экономику России в целом. Ну, и воспитать поколение ребят, которые на ты с аналитикой и которых в перспективе я смогу нанять в свою команду.
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Преподавание для меня в первую очередь было элементом признания. Признания не как певца, а как начинающего специалиста, который, как оказывается, что-то точно знает и умеет, и у него даже стоит поучиться. Я начал преподавать с института. Нетологии меня порекомендовал бывший куратор курса. Это было приятно. Я тогда был молод, и преподавание было неплохим подспорьем.
Люблю учить ещё потому, что мне нравится, когда у студентов горят глаза. Я сам всю жизнь не был отличником, оставался даже с тройками там, где скучно и неинтересно — не горжусь этим, но всё же. Хорошо успевал только по тем предметам, что были мне интересны и полезны. Мне повезло с преподавателями — среди них были те, что смогли разжечь во мне желание учиться. И, соответственно, быть таким же преподавателем — бесценно. Когда достаёшь в институте троечников с задних парт, они начинают тебя слушать, что-то делать, и вдруг оказывается, что у них гениальные мозги, и они самые лучшие на курсе по твоему предмету — вот это здорово. Думаю, горящие глаза — это самое ценное, что может видеть преподаватель.
Какую роль играли деньги в решении преподавать? Насколько заработок важен?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
Деньги не могут быть единственным мотиватором. Их я мог заработать на основной работе — взял бы дополнительные проекты. Но тогда я бы занимался тем, что мне интересно не настолько сильно, как преподавание, в итоге тратил бы слишком много усилий. А преподавать мне очень нравится.
Деньги — дополнительная мотивация, бесплатно я бы не стал этим заниматься на регулярной основе.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
В тот момент, когда я начинала преподавать, деньги играли не последнюю роль в моей жизни, так как хотелось быстрее выплатить ипотеку. Поэтому я рассматривала различные варианты дохода, в том числе и преподавание.
Больше меня мотивировало то, что с лекции студенты выходили окрылённые. Говорили, что наконец-то им кто-то всё разложил по полочкам, и они поняли, что и как они будут делать, когда лекция закончится. Со временем роль денег начала уменьшаться, но не могу сказать, что они вообще не играют роли, потому что это затраты времени, сил и часто — нервов, которые должны оплачиваться.
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Получать плату за преподавание для меня важно. Я из тех людей, кто смотрит на это объективно. Профессиональная работа должна оплачиваться — если нет какого-то другого значимого фактора, например, репутационного или социального.
Размер этих денег зависит от специфики преподавания. Есть люди, которые уходят в менторы, коучи, это становится их основной работой и единственным заработком. Там, наверное, получаются большие суммы. Но у меня основная работа есть, и я меньше фокусируюсь на преподавании. То есть, я готовлю не такие углублённые курсы, какие мог бы. Я не пишу программы курсов, хотя мог бы с моими навыками и знаниями, поэтому мой доход от преподавания ниже, чем у коучей.
Какие роли предлагает Нетология и что преподавание открывает с годами
Нетология предлагает экспертам сотрудничество в разном формате:
- авторы разрабатывают учебные программы и материалы к занятиям;
- лекторы проводят вебинары и участвуют в записи видеолекций;
- тренеры проверяют домашние задания студентов;
- дипломные руководители дают студентам обратную связь по итоговым проектам;
- кураторы (руководители) учебной программы консультируют по вопросам повышения качества учебных программ.
Можно выполнять одну роль или совмещать несколько, быть задействованным на одном курсе или на двух, трёх и больше. Мы даём экспертам возможность самостоятельно определять свою нагрузку так, чтобы им было комфортно совмещать её с занятостью на основной работе. Поэтому многие преподают в Нетологии годами.
Спросили у наших экспертов об их ролях и о том, что помогает не потерять мотивацию за столько лет ↓
В каких форматах получилось себя попробовать?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
Лектор, тренер, автор, руководитель курса, видеолектор — пожалуй, я перебрал все роли. Каждая хороша по-своему.
Лекторство нравится, потому что я люблю поговорить, но это эмоционально затратно. Два вебинара подряд проведу запросто, третий уже идёт тяжелее. Бывало, что и четыре в день проводил. Но без лекций я не смогу жить, просто начну доставать окружающих своими разговорами.
Тренерство нравится как раз тем, что я могу сам выбирать, когда проверяю работы студентов. Кто-то мемы в социальных сетях листает, для меня домашние работы как мемы, где-то могу посмеяться, где-то умилиться. Времени на это уходит меньше, чем на лекции. Это плюсы роли тренера.
Про авторство могу сказать, что мне нравится творить, но я не очень люблю составлять презентации. Зато через роль автора я могу улучшать курс. У меня всегда болит душа за курс. Хочется, чтобы студентам было понятно и интересно, иногда я что-то предлагаю переделать. Я не могу вести лекцию, зная, что студентам не рассказали что-то важное до этого. Это будет портить мне удовольствие от лекции, проверки домашек. Да и студентов жалко, когда домашнее задание составлено неудачно. Видно, что они стараются, душу вкладывают, плачут за монитором, а я проверю и не смогу принять такую работу. В таких случаях надо улучшать контент.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
Сейчас я куратор нескольких программ. На них я веду также welcome-вебинары. Это такие вводные занятия, где я рассказываю, чем занимается аналитик, где может работать, что такое статистика и так далее. Я стараюсь показать студентам, что им нужно это обучение, что оно для них полезно. Пытаюсь приоткрыть эту завесу, чтобы они начали смотреть на аналитику и статистику иначе.
Ещё я веду лекции на одном из курсов. Проверяю домашние задания и итоговые работы. А когда занятия были офлайн, я присутствовала на дипломных защитах в составе экзаменационной комиссии. Кроме того, я принимала участие в записи лекций. Это были блоки по статистике, дополнительные лекции для студентов.
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Я перебрал все форматы. Когда начинал, лекции велись очно, вебинаров было крайне мало. Позже в каких-то блоках вебинары стали записывать. Потом мы записывали целый курс по менеджменту бизнес-процессов. С этим курсом я и попробовал все роли.
Сейчас я читаю лекции, проверяю дипломы, домашки и отвечаю на тонны вопросов в Telegram, потому что люди знают, что я добрый и отзывчивый 🙂
Почему вы преподаёте столько лет? Что вам это даёт?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
В Нетологии мне удалось взять те роли, которые мне нравятся, на тех условиях, которые мне нравятся, и с тем коллективом, который мне нравится. Видя, сколько я работаю, за меня постоянно переживают студенты — «ой, вы, наверное, не отдыхаете, не спите». А я их домашки листаю как ленту новостей.
Я вспоминаю, как преподавал в университете, когда у меня не было желания, это был титанический труд. Тогда бы я сказал, что оно того не стоит. Три лекции проведу и не смогу больше. Сейчас, когда мне нравится преподавание, я в классной команде и работа хорошо выстроена, я чувствую драйв. Никаких мучений. Ещё я знаю, что есть возможность взять нагрузку больше, что-то улучшить.
К тому же важен такой фактор, как моментальная отдача. Когда строишь обычную карьеру, то нужно много и долго в неё вкладываться, но это не гарантия, что тебя повысят. Или наоборот, можно быть плохим работником, но тебя не сразу выгонят и перестанут платить. В Нетологии, например, у меня сдельная оплата. Что-то сделал — вот компенсация. Если человек видит прогресс и рост дохода, занимается любимым делом — это вдохновляет. Появляется азарт — интересно, а могу ли я делать ещё больше?
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
Я где-то слышала, что можно начать преподавать и нельзя закончить. Это затягивает, увлекает, и остановиться невозможно.
Меня подзаряжают отзывы студентов. Они говорят: «как классно, что вы нам помогли». И сразу чувствуешь, будто выполняешь какую-то миссию, помогаешь людям. И получаешь быстрый дофамин — тут его проще получить, чем на работе. Там пока дождёшься похвалы… 🙂 И хочется этих ощущений ещё и ещё.
Понятно, что отзывы бывают разные. Я была куратором-деканом и читала все комментарии студентов, не всегда приятные. Обязательно на 100 воодушевлённых и окрылённых человек найдётся один, который скажет: «всё ужасно, и преподаватель плохой». Сразу забываешь 100 положительных комментариев и переживаешь.
Но я остаюсь в преподавании — здесь есть возможность делать что-то интересное. На работе таких возможностей меньше — много рутинных задач, бывает скучно. А в Нетологии я автор контента, сама делаю презентации, сама веду вебинары. Мне интересно, я отдыхаю душой. Но можно выгореть, если брать слишком большую нагрузку или преподавать в нескольких школах сразу. У меня такое было — начинало подташнивать от этого всего. Но я нашла баланс, и меня всё устраивает.
Преподавание, возможно, не повлияло на мой карьерный рост, но сказалось на других сферах. Например, меня стали узнавать, приглашать на конференции. Часто слышу от студентов: «мы пришли на курс, потому что вы тут преподаватель». Часто ещё бывает так, что собеседуешь кандидата в свою компанию — а он твой бывший студент.
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Если хочешь в чём-то разобраться — начни этому учить. Я эту истину усвоил. Конечно, когда я только пришёл преподавать в Нетологию, я был уверен, что знаю всё. «Сейчас я вас, мальчики и девочки, научу жить, потому что я супер». Где-то к десятому занятию я сидел, схватившись за голову, и понимал, что я ничего не знаю. Мне задавали вопросы, на которые я не знал ответа. Спрашивали: «а почему вот так нельзя?» Я отвечал: «ну как почему, потому что…» И приходилось размышлять. Так я приходил к новым для меня выводам. А сам бы я к ним не пришёл, потому что не задавал себе правильных вопросов. А студенты задают. И с их помощью я расту профессионально.
Вторая причина, по которой я долго преподаю, — мне очень нравится это делать. Я люблю сцену, внимание. Всю жизнь пел. Я истероид по психотипу. Мне приятно, когда на меня смотрят люди, приятно управлять вниманием и выделять главное, давая аудитории расслабиться в юморном формате преподавания. А если от этого всего есть ещё и польза — прекрасно.
В-третьих, Нетология создаёт рабочие кадры. Несколько раз было так, что мои студенты устраивались на работу ко мне, или в партнёрские компании, или как-то иначе со мной сотрудничали. Мне, как нанимающему менеджеру, удобно иметь такой источник.
Ещё мне важно, что у Нетологии есть потенциал. Много интересных партнёрских программ, есть куда развиваться. Благодаря этому, я сам не остаюсь на одном месте. Уже сменил два курса, три блока переделал. Вот, получается, у меня есть четыре момента, четыре потребности, которые Нетология закрывает.
- Начнёте делиться знаниями и вдохновлять студентов
- Выстроите личный бренд и будете расти профессионально
- Станете участником комьюнити экспертов
Как находить время на всё и не выгорать
Наши эксперты занимают руководящие позиции в крупных компаниях, но при этом не теряют интерес к образованию и продолжают быть эффективными во всех сферах своей деятельности. Они рассказали, как управлять временем, держать всё в фокусе и не выгорать ↓
Сколько времени в среднем уходит на преподавание?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
Много, но мне комфортно. В этом месяце у меня 21 вебинар, плюс проверка домашней работы и помощь студентам в чатах.
Преподавание — важная часть моей профессиональной деятельности. Часто бывает не жалко и по ночам попроверять домашки. Ещё у меня есть маховик времени как у Гермионы в «Гарри Поттере», поэтому времени на всё хватает 🙂
Кроме работы со студентами, активно общаюсь с коллегами по курсу, участвую в экспертном комьюнити, хожу на неформальные встречи.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
Всё зависит от расписания, а я не всегда могу точно спрогнозировать свою загрузку. Да, по некоторым курсам всё расписано до конца года, а по некоторым — нет. Но в целом я веду сейчас две-три лекции в месяц. Иногда и пять, но это нечасто.
Как куратор я работаю условно полный рабочий день в месяц, ну или два. Иногда нужно дополнить курс, исправить ошибки — а их не всегда с первого раза замечаешь. Глаз замыливается. Хорошо, что коллеги или студенты могут указать, если что-то не так.
Вначале, когда курс разрабатывается, у куратора гораздо больше работы. У меня так было с HR-аналитикой. Или если необходимо значительно переработать программу. Этому приходится уделять два часа в день в течение месяца. Но дальше просто поддерживаешь актуальность материалов, а это уже делается в комфортном режиме, по крайней мере, у меня.
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Сейчас немного, потому что несколько блоков перевели в запись. Нагрузка сократилась в два раза.
Я читаю лекцию по софт-скиллам для курса по проджект-менеджменту, два моих воркшопа есть на курсе «Менеджер бизнес-процессов». Проверяю домашние задания, дипломы. Но на всё это уходит не так много времени.
Как среди рабочих задач находить время на дополнительную деятельность? Легко ли совмещать?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
Если проанализировать, на что часто тратится время в перерывах между работой, мы увидим, что долго сидим в соцсетях и на YouTube. Например, посмотрел интервью, а мог бы два вебинара провести. Почему нет? Если присмотреться к своему распорядку и замещать соцсети своим хобби, то получается, что на него можно выделить много времени.
Я могу преподавать с утра, в обеденный перерыв, даже на пробежке — бегу и отвечаю студентам. Вечером после работы веду вебинары, а после них проверяю домашки. Никто не торопит, всё идёт в нужном ритме, я расслабляюсь. Студенты веселят тоже, поднимают настроение. Не всегда уровнем выполненной работы, но положительной обратной связью.
Преподавание задумывалось как хобби и превратилось в работу. Сейчас прохожу курс по фотографии, учусь с нуля — тут же, в Нетологии. Вот закончу и начну фотографом подрабатывать. Получается, надо будет опять искать хобби? У меня такой склад: я всё, что делаю, хочу превратить в работу. Я из физмата, поэтому смотрю на всё прагматично.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
Так как лекции вечером, здесь особой проблемы нет. С домашними заданиями сложнее — там есть определённые сроки, и иногда я в них не укладываюсь. Всегда хочу внимательно изучить работу, дать обратную связь, написать все ответы и комментарии. Поэтому стараюсь контролировать свой work-life balance.
На основной работе у меня удалёнка, и рабочий день размывается. У меня большая команда, много коллег, которым нужно помогать, много внешних заказчиков. Всё это сложно совмещать. Рабочий день начинается в восемь утра и не заканчивается. Часто работаю и в выходные. Иногда у меня столько переговоров за день, что я не успеваю поработать. Поэтому я и отказалась в какой-то момент от части лекций.
Тяжело сохранять баланс между работой и отдыхом, когда живешь и работаешь в таком режиме. Тут каждому для себя важно понять, сколько времени он готов уделять чему-то помимо работы. То есть важно не переоценить свои силы. Я знаю ребят, которые сперва решили вести лекции каждый вечер после работы, но их надолго не хватало. У меня сейчас комфортный режим, я на постоянной основе не преподаю больше нигде и отказалась от всех остальных проектов, осталась только в Нетологии. Но я трудоголик. Не повторяйте такое без каскадёров 🙂
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
У меня полно занятий кроме работы. И преподавание, и музыка, и свой канал на YouTube. Весь секрет в планировании. Всё можно сделать, если ты умеешь распределять время.
Я недавно, например, подсмотрел, как почту можно разделить на папки: «важно-срочно», «важно-несрочно», «срочно-неважно», «несрочно-неважно» и «на контроле». И всё. Тоже хочу так попробовать. Закон Парето, к сожалению, никуда не девается. Тебя никогда не хватит на всё. Надо брать самое главное и этому уделять время.
Как делать много и не выгорать?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
Нужен азарт, должно нравиться то, что делаешь. Но если бы преподавание не приносило денег, я бы выгорал. Тут несколько факторов: есть денежная мотивация, мне нравится общение со студентами, я оптимизировал для себя работу.
Когда проверяешь одну и ту же тему давно, то знаешь частые ошибки, хорошо ориентируешься в коде. Это то же самое, что посмотреть на родной двор и сразу увидеть, что поменялось. Это облегчает работу. Если домашнее задание новое, то на него уходит больше времени, но это только поначалу так.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
Нужно любить то, что делаешь. Я люблю свою работу, обожаю свою команду, команда обожает меня, и нам комфортно. Мне приятно общаться с этими ребятами, а ребята постоянно говорят мне, какой я классный руководитель. И когда у тебя всё хорошо на работе и нет проблем, ты можешь позволить себе быть трудоголиком. Читать лекции, преподавать мне тоже нравится, поэтому я воспринимаю это не как повинность. Если не любишь своё дело, работаешь через силу, это отнимает много энергии.
У меня есть to do листы, Jira и так далее. Я смотрю в органайзере, что у меня там по загрузке и задачам, как я успеваю и что мне нужно сделать. У меня огромное количество задач, я не могу все их помнить, поэтому записываю все мысли и все, даже самые мелкие задачки.
А ещё я переключаюсь. То есть уезжаю в путешествие примерно раз в две недели — куда-то в окрестности Москвы или дальше. Провожу пару дней в каком-то городе, гуляю, хожу по музеям. Я против того, чтобы быть на связи в любое время — днём, ночью, в выходные, в отпуске. Так выгоришь, и ничего хорошего не будет. Даже я со своим трудоголизмом устраиваю себе дни без ноутбука и рабочих чатов. Я просто перезагружаюсь, приезжаю — у меня снова много энергии, я опять готова к тому, чтобы работать.
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Чтобы экономить время и силы, я не общаюсь с воинствующе не желающими развиваться людьми. Это такие, которым надо по сто раз всё объяснять, а они спорят, чтобы поспорить, а не услышать. Я обычно объясняю раз, другой, третий — и после третьего мы уже не общаемся, мне больше не интересно.
Чтобы восстановиться, я меняю обстановку. Я очень рад, что работаю в офисе. Мне кажется, на удалёнке я бы сошёл с ума, не знаю, как другие с этим справляются. Я хожу на работу пешком или езжу на метро. А там люди, и они все разные — у каждого свои глаза, мимика. Интересно их рассматривать. Я часто представляю, что это за человек, куда он едет, чем занимается, какие у него проблемы. Уметь вовремя отвлечься, сменить фокус внимания — это круто.
Ещё надо уметь отделять то, что тяготит. Я занимался видеороликами для YouTube, снимал, потом монтировал. Но я ненавижу монтировать, и вот сейчас нашёл себе для этого фрилансера. Да, это дороже. Но зато дело двигается, видео не лежат где-то, не ждут, пока я соберусь с силами и сяду за них. У меня такое уже было.
Мне также помогают новые впечатления. Искать новые занятия с близкими — настолки, поездки. Важно разнообразие.
Сколько можно зарабатывать на онлайн-преподавании и как быть крутым экспертом
У всех экспертов Нетологии разная нагрузка. Она напрямую влияет на доход от преподавания. Для кого-то из экспертов работа в образовании — существенный вклад в ежемесячный заработок, для кого-то — приятный бонус к основной зарплате.
Узнали у экспертов, сколько им удаётся заработать на преподавании и благодаря каким своим качествам ↓
Сколько вы зарабатываете преподаванием?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
В целом я на образовании зарабатываю больше, чем сеньор-программист.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
Скажу в среднем, потому что в разные периоды разная интенсивность работы. Но выходит порядка 70–80 тысяч рублей в месяц.
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Думаю, что тысяч 50 в месяц.
В чём секрет вашего успеха как эксперта?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
Когда что-то идёт в рост, можно придумать миллион причин почему. Хотя может быть какая-то одна причина, которая всё драйвит. Можно сказать — ой, я что-то там анализировал, использовал тайм-менеджмент, составил себе распорядок, не откладываю важные задачи… Это всё не так важно, потому что главная причина одна — мне дико нравится заниматься преподаванием. И плюс азарт — сколько я смогу проверить, провести, заработать. Меня такое вдохновляет.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
Наверное, я не могу сама про себя сказать, что я суперэксперт. Но если посмотреть на отзывы студентов, то они неплохие. У меня синдром самозванца, я всегда себя критикую. Но фидбэк на мои лекции показывает, что я хороший преподаватель.
Думаю, секрет в том, что я люблю то, что делаю, люблю статистику и аналитику. У меня даже в профиле в соцсети написано, что я аналитик до мозга костей. К тому же я знаю, как эти предметы объяснять максимально просто — наверное, секрет успеха в этом. Я делаю так, чтобы каждый на курсе узнал для себя что-то полезное. Поэтому я на всех лекциях привожу примеры из самых разных сфер, прошу студентов задавать вопросы по их деятельности. Моя задача — не рассказать слайды, а дать знания, инструменты и проверить, что они всё правильно усвоили. Это первое.
Второе — я стараюсь собирать информацию для курса отовсюду. У студентов бывают каверзные вопросы — и я могу на них ответить. Мне не страшно признаться, что я где-то не права или чего-то не знаю. Прямо сейчас не знаю, но я найду информацию. У меня нет такой позиции, что я преподаватель, а вы тут все — не очень умные люди. Я максимально уважительно отношусь к студентам. Сама была студенткой и помню преподавателей, которые совсем не умели объяснять. Они были умными, прекрасными и так далее, но им казалось, что все знают то же, что и они. Я сидела перед ними после школы с круглыми глазами и думала, как же это ужасно. И я понимаю, что студенты в начале курса тоже ничего не знают, поэтому прошу их задавать самые глупые вопросы.
Ещё, когда я даю обратную связь, например, возвращаю домашнюю работу на доработку, честно говорю: «я не готова поставить зачёт, потому что тебе нужно понять, как что делается, ты здесь не ради диплома и сертификата, а ради знаний». Мы, как образовательная платформа, отвечаем за эти дипломы. А если его предъявлять, представляться директором по маркетингу, а на самом деле ни одной домашки не сделать? Поэтому я указываю на зоны развития, объясняю, где получилось отлично, где не очень хорошо. Если у студента не получается всё с первого раза исправить — будем снова пытаться. Пожалуй, такое отношение и формирует определённый образ преподавателя. Надеюсь, студентам это и правда помогает, хоть они и злятся иногда, что приходится переделывать работы 🙂
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Мне, как эксперту, помогает то, что я умею держаться на сцене в широком смысле, умею считывать аудиторию. Между пением на сцене и проведением лекции в зале нет принципиальной разницы. Нужно уметь зацепить, ответить на вопросы, которые ещё не задали.
А ещё, надеюсь, со мной приятно общаться. Важно быть простым и понятным, приводить живые примеры, не злоупотреблять сложными формулировками. Стараюсь быть таким, чтобы меня было приятно слушать, чтобы у меня хотелось учиться.
Резюмируем
В Нетологии работает больше тысячи экспертов, и каждый из них не только отлично разбирается в своей теме, но и любит делиться знаниями. Преподавать начинают по разным причинам и с разной мотивацией. Кто-то хочет повлиять на ситуацию в своей отрасли, а кому-то просто нравится общаться и учить других новому. Кто-то стремится быть на виду, вести семинары и выступать на митапах, а кто-то с удовольствием проверяет домашние работы и пишет к ним отзывы.
Нетология поддерживает и развивает экспертное сообщество. Нам действительно важно, чтобы каждый преподаватель чувствовал себя свободно и имел возможность выбора. Поэтому у нас можно регулировать нагрузку и расписание, запрашивать быструю обратную связь от коллег и студентов, влиять на содержание лекций и домашних заданий.
Эксперты делают всё, чтобы выполнять свою работу качественно и дать необходимые знания и навыки будущим коллегам. А Нетология, в свою очередь, старается создавать комфортную среду, в которой можно работать увлечённо, легко и без лишней волокиты. Мы верим, что только в такой атмосфере получится максимально реализовать преподавательский потенциал.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.