Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Нетология Разобраться

Цель Нетологии — дать студентам навыки, востребованные у работодателей. Поэтому к преподаванию на курсах мы привлекаем практикующих специалистов, которые готовы делиться своим реальным опытом.

Каждый кандидат в преподаватели проходит многоэтапный отбор, и один из важных критериев — мотивация. Невероятно, но факт: большинство экспертов приходят работать на курсы прежде всего из альтруистических побуждений — чтобы поменять отрасль к лучшему и подготовить для себя квалифицированных коллег. Именно поэтому преподаватели не теряют мотивацию и продолжают помогать студентам годами.

Команда поиска экспертов Нетологии поговорила с преподавателями курсов Филиппом Вороновым, Алёной Артемьевой и Ильёй Кананыкиным. Они рассказали, почему когда-то решились на онлайн-преподавание и что оно им даёт сейчас.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Команда поиска экспертов Нетологии

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Филипп Воронов

Эксперт курсов «Java-разработчик с нуля», «Тестировщик» и «Инженер по тестированию: с нуля до middle», пришёл в Нетологию в 2019 году. Совмещает преподавание с работой руководителем группы поисковой базы во ВКонтакте.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Алёна Артемьева

Преподаёт на курсах «Директор по интернет-маркетингу», «HR-аналитика и автоматизация» и «Маркетинговый аналитик: с нуля до middle», а ещё часто выступает на открытых мероприятиях и конференциях. Сотрудничает с Нетологией уже шестой год — за это время успела попробовать себя в разных экспертных ролях и курсах. Алёна — директор по аналитике и Data Science в Работа.ру.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Илья Кананыкин

Преподаёт на курсах «Менеджер проектов» и «Менеджер бизнес-процессов», в Нетологии шестой год. Работает директором по развитию и оргструктуре в EKF, ведёт собственные Telegram- и YouTube-каналы, а ещё занимается пением.

Что мотивирует начать преподавать и почему это не могут быть только деньги

При знакомстве с экспертами мы спрашиваем, почему они хотят преподавать. Нам важно сопоставить ожидания кандидата и ожидания компании, а также понимать, в каком направлении развивать эксперта в будущем. Ответы чаще всего говорят о том, что эксперты:

  • хотят структурировать собственные знания, развиваться в профессии и усиливать личный бренд;
  • понимают, что сегодняшний студент — их завтрашний коллега. Им предстоит работать вместе и делать общее дело. Поэтому эксперты неравнодушны к тому, какие знания получают начинающие;
  • прошли долгий путь в профессии, и у них возникает потребность передать свой опыт, облегчить путь новичкам и сделать мир чуточку лучше.

Эти причины очень бескорыстные. Кажется, что хороший преподаватель действительно во многом альтруист. Но любой труд должен оплачиваться. Как возникают такие благородные мотивы и насколько важно денежное вознаграждение, выяснили у наших экспертов ↓

Почему вам захотелось преподавать? Что мотивировало?

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Филипп Воронов

Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте

Нетология — первая образовательная платформа, с которой я начал сотрудничать, альма-матер моего преподавания. До этого по просьбе работодателя я провёл три лекции в университете, но это было не то, чем я горел. Тогда это далось мне тяжело, а сейчас я могу за день провести две-три лекции.

Вообще, я люблю разговаривать, объяснять, и чтобы не мучить других людей своей общительностью, я подумал — почему бы не мучить тех, кто хочет, чтобы их мучили? Ещё я когда-то много сидел на Stack Overflow — сайте с вопросами и ответами по программированию. Там нужно было отвечать за тридцать секунд, было азартно и интересно.

Но кроме общения, хотелось ещё дополнительного дохода и разнообразия. Сейчас я то же самое делаю в Нетологии — общаюсь, отвечаю на вопросики, но ещё и за деньги. Я с детства хотел быть школьным учителем, и получилось, что вернулся к этому.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Алёна Артемьева

Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру

Я начала преподавать, когда меня позвали в Нетологию и предложили вести лекции по CRM-аналитике в рамках курса «Интернет-маркетолог». Если бы предложения не поступило, я сама, возможно, ещё долго не пошла бы в преподавание. А тогда подумала, что это будет интересный опыт, и решила попробовать.

Одним из основных стимулов для для меня было желание, чтобы как можно больше людей начало разбираться в аналитике. Низкий уровень аналитической грамотности — проблема, которая меня долго волновала и продолжает волновать до сих пор. Есть предубеждение, когда речь идёт о статистике и аналитике: статистика — это сложно и скучно, аналитика — это просто очень сложно. Мне хотелось развеять этот стереотип, объяснить, что это не так сложно и очень увлекательно и, главное, важно для бизнеса. Простыми словами, на понятных примерах. Я по профессии статистик-аналитик и знаю, каково это — иметь дело с преподавателем технических дисциплин, который не умеет объяснять сложные вещи.

А ещё было желание помочь людям развивать их бизнесы, повысить их эффективность и таким образом, возможно, повлиять на экономику России в целом. Ну, и воспитать поколение ребят, которые на ты с аналитикой и которых в перспективе я смогу нанять в свою команду.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Илья Кананыкин

Директор по развитию и оргструктуре в EKF

Преподавание для меня в первую очередь было элементом признания. Признания не как певца, а как начинающего специалиста, который, как оказывается, что-то точно знает и умеет, и у него даже стоит поучиться. Я начал преподавать с института. Нетологии меня порекомендовал бывший куратор курса. Это было приятно. Я тогда был молод, и преподавание было неплохим подспорьем.

Люблю учить ещё потому, что мне нравится, когда у студентов горят глаза. Я сам всю жизнь не был отличником, оставался даже с тройками там, где скучно и неинтересно — не горжусь этим, но всё же. Хорошо успевал только по тем предметам, что были мне интересны и полезны. Мне повезло с преподавателями — среди них были те, что смогли разжечь во мне желание учиться. И, соответственно, быть таким же преподавателем — бесценно. Когда достаёшь в институте троечников с задних парт, они начинают тебя слушать, что-то делать, и вдруг оказывается, что у них гениальные мозги, и они самые лучшие на курсе по твоему предмету — вот это здорово. Думаю, горящие глаза — это самое ценное, что может видеть преподаватель.

Какую роль играли деньги в решении преподавать? Насколько заработок важен?

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Филипп Воронов

Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте

Деньги не могут быть единственным мотиватором. Их я мог заработать на основной работе — взял бы дополнительные проекты. Но тогда я бы занимался тем, что мне интересно не настолько сильно, как преподавание, в итоге тратил бы слишком много усилий. А преподавать мне очень нравится.

Деньги — дополнительная мотивация, бесплатно я бы не стал этим заниматься на регулярной основе.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Алёна Артемьева

Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру

В тот момент, когда я начинала преподавать, деньги играли не последнюю роль в моей жизни, так как хотелось быстрее выплатить ипотеку. Поэтому я рассматривала различные варианты дохода, в том числе и преподавание.

Больше меня мотивировало то, что с лекции студенты выходили окрылённые. Говорили, что наконец-то им кто-то всё разложил по полочкам, и они поняли, что и как они будут делать, когда лекция закончится. Со временем роль денег начала уменьшаться, но не могу сказать, что они вообще не играют роли, потому что это затраты времени, сил и часто — нервов, которые должны оплачиваться.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Илья Кананыкин

Директор по развитию и оргструктуре в EKF

Получать плату за преподавание для меня важно. Я из тех людей, кто смотрит на это объективно. Профессиональная работа должна оплачиваться — если нет какого-то другого значимого фактора, например, репутационного или социального.

Размер этих денег зависит от специфики преподавания. Есть люди, которые уходят в менторы, коучи, это становится их основной работой и единственным заработком. Там, наверное, получаются большие суммы. Но у меня основная работа есть, и я меньше фокусируюсь на преподавании. То есть, я готовлю не такие углублённые курсы, какие мог бы. Я не пишу программы курсов, хотя мог бы с моими навыками и знаниями, поэтому мой доход от преподавания ниже, чем у коучей.

Какие роли предлагает Нетология и что преподавание открывает с годами

Нетология предлагает экспертам сотрудничество в разном формате:

  • авторы разрабатывают учебные программы и материалы к занятиям;
  • лекторы проводят вебинары и участвуют в записи видеолекций;
  • тренеры проверяют домашние задания студентов;
  • дипломные руководители дают студентам обратную связь по итоговым проектам;
  • кураторы (руководители) учебной программы консультируют по вопросам повышения качества учебных программ.

Можно выполнять одну роль или совмещать несколько, быть задействованным на одном курсе или на двух, трёх и больше. Мы даём экспертам возможность самостоятельно определять свою нагрузку так, чтобы им было комфортно совмещать её с занятостью на основной работе. Поэтому многие преподают в Нетологии годами.

Спросили у наших экспертов об их ролях и о том, что помогает не потерять мотивацию за столько лет ↓

В каких форматах получилось себя попробовать?

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Филипп Воронов

Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте

Лектор, тренер, автор, руководитель курса, видеолектор — пожалуй, я перебрал все роли. Каждая хороша по-своему.

Лекторство нравится, потому что я люблю поговорить, но это эмоционально затратно. Два вебинара подряд проведу запросто, третий уже идёт тяжелее. Бывало, что и четыре в день проводил. Но без лекций я не смогу жить, просто начну доставать окружающих своими разговорами.

Тренерство нравится как раз тем, что я могу сам выбирать, когда проверяю работы студентов. Кто-то мемы в социальных сетях листает, для меня домашние работы как мемы, где-то могу посмеяться, где-то умилиться. Времени на это уходит меньше, чем на лекции. Это плюсы роли тренера.

Про авторство могу сказать, что мне нравится творить, но я не очень люблю составлять презентации. Зато через роль автора я могу улучшать курс. У меня всегда болит душа за курс. Хочется, чтобы студентам было понятно и интересно, иногда я что-то предлагаю переделать. Я не могу вести лекцию, зная, что студентам не рассказали что-то важное до этого. Это будет портить мне удовольствие от лекции, проверки домашек. Да и студентов жалко, когда домашнее задание составлено неудачно. Видно, что они стараются, душу вкладывают, плачут за монитором, а я проверю и не смогу принять такую работу. В таких случаях надо улучшать контент.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Алёна Артемьева

Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру

Сейчас я куратор нескольких программ. На них я веду также welcome-вебинары. Это такие вводные занятия, где я рассказываю, чем занимается аналитик, где может работать, что такое статистика и так далее. Я стараюсь показать студентам, что им нужно это обучение, что оно для них полезно. Пытаюсь приоткрыть эту завесу, чтобы они начали смотреть на аналитику и статистику иначе.

Ещё я веду лекции на одном из курсов. Проверяю домашние задания и итоговые работы. А когда занятия были офлайн, я присутствовала на дипломных защитах в составе экзаменационной комиссии. Кроме того, я принимала участие в записи лекций. Это были блоки по статистике, дополнительные лекции для студентов.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Илья Кананыкин

Директор по развитию и оргструктуре в EKF

Я перебрал все форматы. Когда начинал, лекции велись очно, вебинаров было крайне мало. Позже в каких-то блоках вебинары стали записывать. Потом мы записывали целый курс по менеджменту бизнес-процессов. С этим курсом я и попробовал все роли.

Сейчас я читаю лекции, проверяю дипломы, домашки и отвечаю на тонны вопросов в Telegram, потому что люди знают, что я добрый и отзывчивый 🙂

Почему вы преподаёте столько лет? Что вам это даёт?

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Филипп Воронов

Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте

В Нетологии мне удалось взять те роли, которые мне нравятся, на тех условиях, которые мне нравятся, и с тем коллективом, который мне нравится. Видя, сколько я работаю, за меня постоянно переживают студенты — «ой, вы, наверное, не отдыхаете, не спите». А я их домашки листаю как ленту новостей.

Я вспоминаю, как преподавал в университете, когда у меня не было желания, это был титанический труд. Тогда бы я сказал, что оно того не стоит. Три лекции проведу и не смогу больше. Сейчас, когда мне нравится преподавание, я в классной команде и работа хорошо выстроена, я чувствую драйв. Никаких мучений. Ещё я знаю, что есть возможность взять нагрузку больше, что-то улучшить.

К тому же важен такой фактор, как моментальная отдача. Когда строишь обычную карьеру, то нужно много и долго в неё вкладываться, но это не гарантия, что тебя повысят. Или наоборот, можно быть плохим работником, но тебя не сразу выгонят и перестанут платить. В Нетологии, например, у меня сдельная оплата. Что-то сделал — вот компенсация. Если человек видит прогресс и рост дохода, занимается любимым делом — это вдохновляет. Появляется азарт — интересно, а могу ли я делать ещё больше?

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Алёна Артемьева

Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру

Я где-то слышала, что можно начать преподавать и нельзя закончить. Это затягивает, увлекает, и остановиться невозможно.

Меня подзаряжают отзывы студентов. Они говорят: «как классно, что вы нам помогли». И сразу чувствуешь, будто выполняешь какую-то миссию, помогаешь людям. И получаешь быстрый дофамин — тут его проще получить, чем на работе. Там пока дождёшься похвалы… 🙂 И хочется этих ощущений ещё и ещё.

Понятно, что отзывы бывают разные. Я была куратором-деканом и читала все комментарии студентов, не всегда приятные. Обязательно на 100 воодушевлённых и окрылённых человек найдётся один, который скажет: «всё ужасно, и преподаватель плохой». Сразу забываешь 100 положительных комментариев и переживаешь.

Но я остаюсь в преподавании — здесь есть возможность делать что-то интересное. На работе таких возможностей меньше — много рутинных задач, бывает скучно. А в Нетологии я автор контента, сама делаю презентации, сама веду вебинары. Мне интересно, я отдыхаю душой. Но можно выгореть, если брать слишком большую нагрузку или преподавать в нескольких школах сразу. У меня такое было — начинало подташнивать от этого всего. Но я нашла баланс, и меня всё устраивает.

Преподавание, возможно, не повлияло на мой карьерный рост, но сказалось на других сферах. Например, меня стали узнавать, приглашать на конференции. Часто слышу от студентов: «мы пришли на курс, потому что вы тут преподаватель». Часто ещё бывает так, что собеседуешь кандидата в свою компанию — а он твой бывший студент.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Илья Кананыкин

Директор по развитию и оргструктуре в EKF

Если хочешь в чём-то разобраться — начни этому учить. Я эту истину усвоил. Конечно, когда я только пришёл преподавать в Нетологию, я был уверен, что знаю всё. «Сейчас я вас, мальчики и девочки, научу жить, потому что я супер». Где-то к десятому занятию я сидел, схватившись за голову, и понимал, что я ничего не знаю. Мне задавали вопросы, на которые я не знал ответа. Спрашивали: «а почему вот так нельзя?» Я отвечал: «ну как почему, потому что…» И приходилось размышлять. Так я приходил к новым для меня выводам. А сам бы я к ним не пришёл, потому что не задавал себе правильных вопросов. А студенты задают. И с их помощью я расту профессионально.

Вторая причина, по которой я долго преподаю, — мне очень нравится это делать. Я люблю сцену, внимание. Всю жизнь пел. Я истероид по психотипу. Мне приятно, когда на меня смотрят люди, приятно управлять вниманием и выделять главное, давая аудитории расслабиться в юморном формате преподавания. А если от этого всего есть ещё и польза — прекрасно.

В-третьих, Нетология создаёт рабочие кадры. Несколько раз было так, что мои студенты устраивались на работу ко мне, или в партнёрские компании, или как-то иначе со мной сотрудничали. Мне, как нанимающему менеджеру, удобно иметь такой источник.

Ещё мне важно, что у Нетологии есть потенциал. Много интересных партнёрских программ, есть куда развиваться. Благодаря этому, я сам не остаюсь на одном месте. Уже сменил два курса, три блока переделал. Вот, получается, у меня есть четыре момента, четыре потребности, которые Нетология закрывает.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают ВАКАНСИЯ

Станьте экспертом Нетологии

Узнать больше

  • Начнёте делиться знаниями и вдохновлять студентов
  • Выстроите личный бренд и будете расти профессионально
  • Станете участником комьюнити экспертов

Как находить время на всё и не выгорать

Наши эксперты занимают руководящие позиции в крупных компаниях, но при этом не теряют интерес к образованию и продолжают быть эффективными во всех сферах своей деятельности. Они рассказали, как управлять временем, держать всё в фокусе и не выгорать ↓

Сколько времени в среднем уходит на преподавание?

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Филипп Воронов

Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте

Много, но мне комфортно. В этом месяце у меня 21 вебинар, плюс проверка домашней работы и помощь студентам в чатах.

Преподавание — важная часть моей профессиональной деятельности. Часто бывает не жалко и по ночам попроверять домашки. Ещё у меня есть маховик времени как у Гермионы в «Гарри Поттере», поэтому времени на всё хватает 🙂

Кроме работы со студентами, активно общаюсь с коллегами по курсу, участвую в экспертном комьюнити, хожу на неформальные встречи.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Алёна Артемьева

Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру

Всё зависит от расписания, а я не всегда могу точно спрогнозировать свою загрузку. Да, по некоторым курсам всё расписано до конца года, а по некоторым — нет. Но в целом я веду сейчас две-три лекции в месяц. Иногда и пять, но это нечасто.

Как куратор я работаю условно полный рабочий день в месяц, ну или два. Иногда нужно дополнить курс, исправить ошибки — а их не всегда с первого раза замечаешь. Глаз замыливается. Хорошо, что коллеги или студенты могут указать, если что-то не так.

Вначале, когда курс разрабатывается, у куратора гораздо больше работы. У меня так было с HR-аналитикой. Или если необходимо значительно переработать программу. Этому приходится уделять два часа в день в течение месяца. Но дальше просто поддерживаешь актуальность материалов, а это уже делается в комфортном режиме, по крайней мере, у меня.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Илья Кананыкин

Директор по развитию и оргструктуре в EKF

Сейчас немного, потому что несколько блоков перевели в запись. Нагрузка сократилась в два раза.

Я читаю лекцию по софт-скиллам для курса по проджект-менеджменту, два моих воркшопа есть на курсе «Менеджер бизнес-процессов». Проверяю домашние задания, дипломы. Но на всё это уходит не так много времени.

Как среди рабочих задач находить время на дополнительную деятельность? Легко ли совмещать?

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Филипп Воронов

Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте

Если проанализировать, на что часто тратится время в перерывах между работой, мы увидим, что долго сидим в соцсетях и на YouTube. Например, посмотрел интервью, а мог бы два вебинара провести. Почему нет? Если присмотреться к своему распорядку и замещать соцсети своим хобби, то получается, что на него можно выделить много времени.

Я могу преподавать с утра, в обеденный перерыв, даже на пробежке — бегу и отвечаю студентам. Вечером после работы веду вебинары, а после них проверяю домашки. Никто не торопит, всё идёт в нужном ритме, я расслабляюсь. Студенты веселят тоже, поднимают настроение. Не всегда уровнем выполненной работы, но положительной обратной связью.

Преподавание задумывалось как хобби и превратилось в работу. Сейчас прохожу курс по фотографии, учусь с нуля — тут же, в Нетологии. Вот закончу и начну фотографом подрабатывать. Получается, надо будет опять искать хобби? У меня такой склад: я всё, что делаю, хочу превратить в работу. Я из физмата, поэтому смотрю на всё прагматично.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Алёна Артемьева

Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру

Так как лекции вечером, здесь особой проблемы нет. С домашними заданиями сложнее — там есть определённые сроки, и иногда я в них не укладываюсь. Всегда хочу внимательно изучить работу, дать обратную связь, написать все ответы и комментарии. Поэтому стараюсь контролировать свой work-life balance.

На основной работе у меня удалёнка, и рабочий день размывается. У меня большая команда, много коллег, которым нужно помогать, много внешних заказчиков. Всё это сложно совмещать. Рабочий день начинается в восемь утра и не заканчивается. Часто работаю и в выходные. Иногда у меня столько переговоров за день, что я не успеваю поработать. Поэтому я и отказалась в какой-то момент от части лекций.

Тяжело сохранять баланс между работой и отдыхом, когда живешь и работаешь в таком режиме. Тут каждому для себя важно понять, сколько времени он готов уделять чему-то помимо работы. То есть важно не переоценить свои силы. Я знаю ребят, которые сперва решили вести лекции каждый вечер после работы, но их надолго не хватало. У меня сейчас комфортный режим, я на постоянной основе не преподаю больше нигде и отказалась от всех остальных проектов, осталась только в Нетологии. Но я трудоголик. Не повторяйте такое без каскадёров 🙂

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Илья Кананыкин

Директор по развитию и оргструктуре в EKF

У меня полно занятий кроме работы. И преподавание, и музыка, и свой канал на YouTube. Весь секрет в планировании. Всё можно сделать, если ты умеешь распределять время.

Я недавно, например, подсмотрел, как почту можно разделить на папки: «важно-срочно», «важно-несрочно», «срочно-неважно», «несрочно-неважно» и «на контроле». И всё. Тоже хочу так попробовать. Закон Парето, к сожалению, никуда не девается. Тебя никогда не хватит на всё. Надо брать самое главное и этому уделять время.

Как делать много и не выгорать?

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Филипп Воронов

Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте

Нужен азарт, должно нравиться то, что делаешь. Но если бы преподавание не приносило денег, я бы выгорал. Тут несколько факторов: есть денежная мотивация, мне нравится общение со студентами, я оптимизировал для себя работу.

Когда проверяешь одну и ту же тему давно, то знаешь частые ошибки, хорошо ориентируешься в коде. Это то же самое, что посмотреть на родной двор и сразу увидеть, что поменялось. Это облегчает работу. Если домашнее задание новое, то на него уходит больше времени, но это только поначалу так.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Алёна Артемьева

Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру

Нужно любить то, что делаешь. Я люблю свою работу, обожаю свою команду, команда обожает меня, и нам комфортно. Мне приятно общаться с этими ребятами, а ребята постоянно говорят мне, какой я классный руководитель. И когда у тебя всё хорошо на работе и нет проблем, ты можешь позволить себе быть трудоголиком. Читать лекции, преподавать мне тоже нравится, поэтому я воспринимаю это не как повинность. Если не любишь своё дело, работаешь через силу, это отнимает много энергии.

У меня есть to do листы, Jira и так далее. Я смотрю в органайзере, что у меня там по загрузке и задачам, как я успеваю и что мне нужно сделать. У меня огромное количество задач, я не могу все их помнить, поэтому записываю все мысли и все, даже самые мелкие задачки.

А ещё я переключаюсь. То есть уезжаю в путешествие примерно раз в две недели — куда-то в окрестности Москвы или дальше. Провожу пару дней в каком-то городе, гуляю, хожу по музеям. Я против того, чтобы быть на связи в любое время — днём, ночью, в выходные, в отпуске. Так выгоришь, и ничего хорошего не будет. Даже я со своим трудоголизмом устраиваю себе дни без ноутбука и рабочих чатов. Я просто перезагружаюсь, приезжаю — у меня снова много энергии, я опять готова к тому, чтобы работать.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Илья Кананыкин

Директор по развитию и оргструктуре в EKF

Чтобы экономить время и силы, я не общаюсь с воинствующе не желающими развиваться людьми. Это такие, которым надо по сто раз всё объяснять, а они спорят, чтобы поспорить, а не услышать. Я обычно объясняю раз, другой, третий — и после третьего мы уже не общаемся, мне больше не интересно.

Чтобы восстановиться, я меняю обстановку. Я очень рад, что работаю в офисе. Мне кажется, на удалёнке я бы сошёл с ума, не знаю, как другие с этим справляются. Я хожу на работу пешком или езжу на метро. А там люди, и они все разные — у каждого свои глаза, мимика. Интересно их рассматривать. Я часто представляю, что это за человек, куда он едет, чем занимается, какие у него проблемы. Уметь вовремя отвлечься, сменить фокус внимания — это круто.

Ещё надо уметь отделять то, что тяготит. Я занимался видеороликами для YouTube, снимал, потом монтировал. Но я ненавижу монтировать, и вот сейчас нашёл себе для этого фрилансера. Да, это дороже. Но зато дело двигается, видео не лежат где-то, не ждут, пока я соберусь с силами и сяду за них. У меня такое уже было.

Мне также помогают новые впечатления. Искать новые занятия с близкими — настолки, поездки. Важно разнообразие.

Сколько можно зарабатывать на онлайн-преподавании и как быть крутым экспертом

У всех экспертов Нетологии разная нагрузка. Она напрямую влияет на доход от преподавания. Для кого-то из экспертов работа в образовании — существенный вклад в ежемесячный заработок, для кого-то — приятный бонус к основной зарплате.

Узнали у экспертов, сколько им удаётся заработать на преподавании и благодаря каким своим качествам ↓

Сколько вы зарабатываете преподаванием?

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Филипп Воронов

Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте

В целом я на образовании зарабатываю больше, чем сеньор-программист.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Алёна Артемьева

Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру

Скажу в среднем, потому что в разные периоды разная интенсивность работы. Но выходит порядка 70–80 тысяч рублей в месяц.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Илья Кананыкин

Директор по развитию и оргструктуре в EKF

Думаю, что тысяч 50 в месяц.

В чём секрет вашего успеха как эксперта?

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Филипп Воронов

Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте

Когда что-то идёт в рост, можно придумать миллион причин почему. Хотя может быть какая-то одна причина, которая всё драйвит. Можно сказать — ой, я что-то там анализировал, использовал тайм-менеджмент, составил себе распорядок, не откладываю важные задачи… Это всё не так важно, потому что главная причина одна — мне дико нравится заниматься преподаванием. И плюс азарт — сколько я смогу проверить, провести, заработать. Меня такое вдохновляет.

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Алёна Артемьева

Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру

Наверное, я не могу сама про себя сказать, что я суперэксперт. Но если посмотреть на отзывы студентов, то они неплохие. У меня синдром самозванца, я всегда себя критикую. Но фидбэк на мои лекции показывает, что я хороший преподаватель.

Думаю, секрет в том, что я люблю то, что делаю, люблю статистику и аналитику. У меня даже в профиле в соцсети написано, что я аналитик до мозга костей. К тому же я знаю, как эти предметы объяснять максимально просто — наверное, секрет успеха в этом. Я делаю так, чтобы каждый на курсе узнал для себя что-то полезное. Поэтому я на всех лекциях привожу примеры из самых разных сфер, прошу студентов задавать вопросы по их деятельности. Моя задача — не рассказать слайды, а дать знания, инструменты и проверить, что они всё правильно усвоили. Это первое.

Второе — я стараюсь собирать информацию для курса отовсюду. У студентов бывают каверзные вопросы — и я могу на них ответить. Мне не страшно признаться, что я где-то не права или чего-то не знаю. Прямо сейчас не знаю, но я найду информацию. У меня нет такой позиции, что я преподаватель, а вы тут все — не очень умные люди. Я максимально уважительно отношусь к студентам. Сама была студенткой и помню преподавателей, которые совсем не умели объяснять. Они были умными, прекрасными и так далее, но им казалось, что все знают то же, что и они. Я сидела перед ними после школы с круглыми глазами и думала, как же это ужасно. И я понимаю, что студенты в начале курса тоже ничего не знают, поэтому прошу их задавать самые глупые вопросы.

Ещё, когда я даю обратную связь, например, возвращаю домашнюю работу на доработку, честно говорю: «я не готова поставить зачёт, потому что тебе нужно понять, как что делается, ты здесь не ради диплома и сертификата, а ради знаний». Мы, как образовательная платформа, отвечаем за эти дипломы. А если его предъявлять, представляться директором по маркетингу, а на самом деле ни одной домашки не сделать? Поэтому я указываю на зоны развития, объясняю, где получилось отлично, где не очень хорошо. Если у студента не получается всё с первого раза исправить — будем снова пытаться. Пожалуй, такое отношение и формирует определённый образ преподавателя. Надеюсь, студентам это и правда помогает, хоть они и злятся иногда, что приходится переделывать работы 🙂

Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают

Илья Кананыкин

Директор по развитию и оргструктуре в EKF

Мне, как эксперту, помогает то, что я умею держаться на сцене в широком смысле, умею считывать аудиторию. Между пением на сцене и проведением лекции в зале нет принципиальной разницы. Нужно уметь зацепить, ответить на вопросы, которые ещё не задали.

А ещё, надеюсь, со мной приятно общаться. Важно быть простым и понятным, приводить живые примеры, не злоупотреблять сложными формулировками. Стараюсь быть таким, чтобы меня было приятно слушать, чтобы у меня хотелось учиться.

Резюмируем

В Нетологии работает больше тысячи экспертов, и каждый из них не только отлично разбирается в своей теме, но и любит делиться знаниями. Преподавать начинают по разным причинам и с разной мотивацией. Кто-то хочет повлиять на ситуацию в своей отрасли, а кому-то просто нравится общаться и учить других новому. Кто-то стремится быть на виду, вести семинары и выступать на митапах, а кто-то с удовольствием проверяет домашние работы и пишет к ним отзывы.

Нетология поддерживает и развивает экспертное сообщество. Нам действительно важно, чтобы каждый преподаватель чувствовал себя свободно и имел возможность выбора. Поэтому у нас можно регулировать нагрузку и расписание, запрашивать быструю обратную связь от коллег и студентов, влиять на содержание лекций и домашних заданий.

Эксперты делают всё, чтобы выполнять свою работу качественно и дать необходимые знания и навыки будущим коллегам. А Нетология, в свою очередь, старается создавать комфортную среду, в которой можно работать увлечённо, легко и без лишней волокиты. Мы верим, что только в такой атмосфере получится максимально реализовать преподавательский потенциал.


Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Оцените статью

Средняя оценка 4.3 / 5. Всего проголосовало 6